101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровое развитие для флексотипографий — какой путь выбрать?

  • Юрий Захаржевский
  • 3 октября 2019 г.
  • 3661
Цифровая трансформация во флексографской типографии как осознанная необходимость.

Цифровое развитие для флексотипографий — какой путь выбрать?Цифровая трансформация во флексографской типографии как осознанная необходимость.

Необходимость внедрения цифровых технологий во флексографских типографиях уже мало у кого вызывает сомнение — к такому выводу пришли, например, участники нашей прошлогодней конференции1. Но с каких именно решений лучше начинать такую трансформацию в условиях конкретно взятой типографии? Насколько велика роль автоматизации производства? Эти и другие вопросы обсуждались на второй конференции на эту тему, состоявшейся 19 июня в рамках выставки RosUpack 2019 в Москве.

Спрос на цифровую трансформацию

Для начала главный редактор Publish Игорь Терентьев предложил взглянуть на общий ландшафт этикеточной индустрии. Важно, что изготовление этикеток, в отличие от многих других отраслей полиграфии, развивается гораздо более стабильно и устойчиво. Например, по оценкам Alexander Watson Associates (AWA), VIP-этикетки (от Variable information print — этикетки с впечатанной переменной информацией) являются основной движущей силой развития этикеточной отрасли, которая отражает возросшую активность в электронной коммерции, сфере транспорта и логистики. Это особенно верно для самоклеящихся этикеток, составляющих наибольшую долю этого рынка.

Рыночные доли разных видов этикеток в объёме мирового производства

Основным конкурентом самоклеящихся и сухих этикеток в сфере маркировки продуктов питания и напитков, а также вплавляемых этикеток для бытовой химии являются рукавные этикетки, особенно термоусадочные.

По данным Smithers Pira, в 2019 г. мировой рынок печатных этикеток составит 41 млрд долл., при этом до 2024 г. ожидается ежегодный рост на 4% — до 49,9 млрд долл. Что же касается цифровых этикеток, то за этот период их выпуск вырастет в денежном выражении с 12,1 до 16,5 млрд долл., а в количественном — до 14,7 млрд м2, т. е. в среднем на 9,6% в год.

Разумеется, при разговоре о цифровой этикетке речь идёт прежде всего о коротких тиражах. Но их становится всё больше: с годами средние тиражи снижаются, о каком бы секторе ни шла речь. Исключения случаются разве что в тех случаях, когда типография получает нового клиента. Но в целом снижение тиражей — факт, с которым нам придётся жить в обозримой перспективе. При этом снижается не только тираж, но и его средняя стоимость. И, увы, прибыли типографий.

По оценкам Alexander Watson Associates (AWA), в 2018 г. мировой спрос на все типы этикеток приблизился к 64 245 млн м2, что на 4,4% превышает объёмы 2017 г. Крупнейшим региональным рынком остаётся Азия с долей 44%, а ведущими драйверами роста являются Китай, Индия, Юго-Восточная Азия и страны Восточной Европы

 

Из чего выбирать?

Какие же цифровые решения доступны для производителей этикетки?

Пожалуй, в первую очередь стоит упомянуть этикеточные настольные принтеры. В большинстве случаев производители и пользователи таких принтеров обходятся без особых изысков: им достаточно четырёх цветов. Хотя встречаются принтеры и с белом тонером.

Интересны эти принтеры не столько для типографий, сколько для корпоративных клиентов, то есть для конечных заказчиков. Например, на них небольшие компании могут печатать этикетки для одежды или пищевых продуктов. В этом случае загрузка не очень беспокоит собственника — устройство может работать всего несколько минут в день. Но и в этом случае такой клиент будет потерян для полиграфистов. Поэтому не стоит относиться к этим «машинкам» легкомысленно — лучше следить за их возможностями, даже если не собираетесь покупать их сами. Да и в типографии, возможно, не помешает хотя бы один такой принтер: тем самым повысится её привлекательность для клиентов, которым не всегда нужен значительный тираж с технологическими изысками — иногда достаточно несколько десятков-сотен простых этикеток.

Широкоформатные принтеры/каттеры — довольно специфическая для этикеточного рынка категория печатных устройств. Но и они тоже вполне могут служить подходящим инструментом в определённом секторе этикетки и упаковки — особенно для самых коротких тиражей.

Принтеры с УФ-технологией печати отличаются универсальностью по запечатываемым материалам. Важным моментом является наличие у таких принтеров белых чернил, которые позволяют печатать на материалах разного цвета и прозрачных.

Терентьев отметил, что на этой диаграмме отражён даже не весь список производителей, поскольку граница между этикеточными принтерами и ЦПМ довольно размыта. Популярный среди производителей этикеточных принтеров струйный «движок» компании Memjet, который представляет из себя печатающие головки шириной 222 мм, может использоваться как в настольном принтере, так и в довольно солидной машине для больших объёмов печати — тем более что головки могут применяться не по одной в ширину

Но, говоря о печатной технике для флексотипографий, чаще всего имеют в виду этикеточные ЦПМ и гибридные флексомашины. Несмотря на то, что стоимость этих машин измеряется пяти-семизначными цифрами (и не в рублях), их число стремительно растёт. Уже два года назад в мире их было продано больше, чем флексомашин. И продаются они в первую очередь именно во флексотипографии.

Безоговорочный лидер среди таких машин — как в мире, так и в России — HP Indigo.

Номер второй — Xeikon — не так давно упрочила свою позицию, поглотив третьего производителя — EFI Jetrion. Теперь в её ассортименте есть и тонерные, и струйные машины на УФ-чернилах. Но в перспективе Xeikon будет развивать только собственную линейку струйных машин Panter, а конкурент был куплен лишь с целью завладения клиентской базой. В России, однако, у Xeikon очень скромные результаты.

Среди других крупных производителей специализированных ЦПМ — Кonica Minolta (по состоянию на 1 апреля 2019 г. в мире их было установлено уже 368 штук) и Mark Andy с машиной Digital One (уже более ста штук). Кстати, в последней используется механизм печати Кonica Minolta.

В России ситуация отличается от мировой. Если на первом месте у нас, как и в мире, находится HP Indigo, то на втором — Кonica Minolta. Как раз в ходе выставки, когда проходила наша конференция, была продана девятая машина.

В конце прошлого года состоялась первая инсталляция этикеточной машины Durst в России, а на эту выставку привезли уже четвёртую — Durst TAU 330 RSC E. Она была продана в типографию «Флекс-принт»

Как же нашим флексотипографиям начать внедрение цифровых технологий, какую машину выбрать в первую очередь?

Копаем глубже

Директор по развитию «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов подошёл к сравнению имеющихся цифровых решений фундаментальным образом, разобрав их достоинства и недостатки с точки зрения физических процессов, которые происходят при печати с использованием той или иной технологии. В зависимости от условий работы ни одна из этих технологий не является, по выражению Кувшинова, лучшей или худшей во всех случаях жизни. В противном случае абсолютно худшие технологии вымерли бы, но этого не происходит. Значит, существуют и сегменты рынка, в которых каждая из технологий оказывается лучшей: по качеству, себестоимости, набору запечатываемых материалов.

Для изготовления этикетки и упаковки широко применяются четыре вида цифровой печати.

Электрография на базе сухого тонера | Среди прочих цифровых технологий это наиболее технологически зрелый продукт. Среди его достоинств: прочный красочный слой, отлаженный сервис, отсутствие непредсказуемых по сроку службы дорогостоящих компонентов. Более или менее предсказуем и результат печати: если этикетка уже напечатана, то полиграфисту известна её себестоимость.

Но есть у этой технологии и недостатки. С точки зрения этикеточной печати в первую очередь проблемой является то, что затруднено использование легкоплавких запечатываемых материалов. Например, полиэтилен, часто используемый в этикетке и гибкой упаковке, при такой печати расплавится во фьюзере раньше, чем частицы тонера.

Так как частицы тонера крупные, слой красителя на запечатанном материале получается относительно толстым. Он прочный, яркий, но при этом крупные частицы ограничивают качество печати мелких деталей и изображений с высокими линиатурами. Также могут возникнуть проблемы с послепечатной обработкой. Например, при формировании термоусадочной этикетки толстый слой тонера может частично отслоиться и деформироваться. А сделать частицы сухого тонера гораздо мельче тех, которые уже существуют на рынке, не только технически сложно, но даже нежелательно: если такие частицы будут меньше 5–10 мкм, то они будут образовывать опасные взвеси в воздухе, которые не отфильтровываются большинством промышленных фильтров.

Намекая на продукцию некоторых конкурентов, Кувшинов заметил, что возможности устройства могут быть ограничены не физической природой печатного процесса, а решением самого производителя: например, он может по каким-то причинам сделать машину для печати этикетки без «белил». В результате на ней нельзя печатать на прозрачных, металлизированных, цветных материалах — что, разумеется, существенно сужает область применения такой ЦПМ.

Жидкостная электрография | В настоящее время по этой технологии работают только ЦПМ HP Indigo, хотя были и другие попытки создать ЦПМ по такому принципу. Жидкий тонер в этом случае представляет собой сметанообразную суспензию, в состав которой входят полимерные микрокапсулы с красителем в минеральном масле. На преимуществах этой технологии Кувшинов остановился особо.

Среди них он отметил широкий спектр запечатываемых материалов, включая полиэтилен. Благодаря этому цифровой тираж в большинстве случаев можно печатать на том же материале, что и тираж на флексомашине. Нет нужды в сушке, а на рулонных HP Indigo все красочные слои переносятся с офсетного полотна на запечатываемый материал за один раз, что обеспечивает абсолютно точное совмещение красок даже при работе с тянущимися материалами.

Последовательность красок при печати на HP Indigo произвольна. Можно, к примеру, нанести на прозрачную плёнку «пирожок» CMYKWWKYMC.

Тончайший слой краски позволяет практически без проблем производить любые послепечатные операции: ламинацию, лакирование, фольгирование. Годится эта краска и для этикеток с термоусадкой.

Спектр красок HP Indigo Electroink значительно шире, чем в любом конкурирующем цифровом процессе: есть краски повышенной яркости, флуоресцентные, металлизированные, видимые только под УФ-облучением и т. д. По заказу доступен любой смесевой цвет Pantone или специальный, «фирменный».

Жидкий тонер не содержит фотоинициаторов и т. п. опасных веществ, поэтому технология HP Indigo подходит для непрямого контакта с пищевыми продуктами. Эти краски имеют различные международные экологические и гигиенические сертификаты, в том числе соответствуют руководству Nestle Guidance Note on Packaging Inks.

При этом Кувшинов признал, что и эта технология, как и другие, не является идеальной: производительность ЦПМ HP Indigo зависит от числа красочных слоев: один слой — один оборот печатного механизма; слой краски крайне тонкий, поэтому в некоторых случаях она может нуждаться в защите от механических воздействий; жёлтая и пурпурная краски (как, впрочем, и обычные, не цифровые краски этих цветов) выцветают при уличном освещении (есть устойчивые к свету серии красок, но они дороже); стандартная белая краска HP Indigo Electroink для некоторых задач недостаточно плотная, поэтому приходится печатать «белилами» в несколько слоёв, что понижает производительность2.

Струйная технология печати | В последние годы она становится всё популярнее. Почти все реальные решения в данном случае основаны на прямой печати, когда капля чернил из сопла печатающей головки попадает непосредственно на запечатываемый материал. Исключением является разве что нанография: в данном случае капли попадают сначала на промежуточный ремень. Но эта технология, по выражению Кувшинова, уже который год «рождается в муках», лишь недавно появились сообщения о коммерческих инсталляциях.

Достоинства струйной печати:

  • Достижимы высокие скорости печати. Самая быстрая «цифра», признал Кувшинов, сегодня и в обозримом будущем будет струйной.
  • Дешёвое масштабирование по формату: если производитель хочет создать машину со вдвое увеличенной шириной печати, ему достаточно просто увеличить количество печатающих головок. Поэтому самые большие машины (как и самые быстрые) есть и будут именно струйными.
  • Низкий порог входа для производителя: фактически компании, которая решила выпускать новое струйное устройство, можно даже не создавать ничего своего, а просто взять готовые «кирпичики» — головки, чернила и т. д. — и собрать собственную систему.

Но есть у этой замечательной и перспективной технологии и свои фундаментальные проблемы:

  • Дорогие печатающие головки.
  • Непредсказуемость износа этих головок, из-за которого со временем меняется качество печати и возникают финансовые риски. В результате реальную себестоимость сегодняшнего тиража вы узнаете не сегодня и даже не завтра. Кувшинов считает, что только через год работы пользователь струйной ЦПМ может понять, сколько в реальности тратится печатающих головок. А сервисный контракт далеко не всегда включает их замену.
  • Число доступных цветов ограничено. В этикеточной и упаковочной печати распространены чернила на водной основе и УФ-отверждаемые. Чернила сольвентные и с электронно-лучевым отверждением в этом секторе рынка практически не применяются3.
  • Печать красками на водной основе применяется в основном на больших устройствах для картона и гофроупаковки.

Их достоинства:

  • Среди них действительно есть реально безвредные, в том числе пригодные для первичной пищевой упаковки.
  • Огромный «соседний» рынок домашних и офисных принтеров, финансирующий НИОКР по созданию печатающих головок.
  • Водные чернила впитываются, «интегрируются» в материал, поэтому не возникает проблема с послепечатной отделкой.

Есть у них и недостатки:

  • Необходим впитывающий запечатываемый материал, который, однако, должен быть не слишком впитывающим, иначе краска «провалится».
  • Такие чернила обычно нуждаются в сушке, которая «уносит» воду, и, следовательно, устройство потребляет немало энергии.
  • Струйная печать УФ-отверждаемыми красками наиболее распространена в этикеточной отрасли, поскольку имеет немало достоинств:
  • Устойчивость к механическим и химическим воздействиям, поскольку УФ-краски создают на поверхности запечатываемого материала фактически пластиковую плёнку.
  • Устойчивость к свету.
  • Широкий спектр запечатываемых материалов.
  • Толстый слой краски, что обеспечивает, в частности, плотный кроющий белый цвет.
  • Достаточно компактная по размеру сушка.

Но, разумеется, у этих достоинств есть и свои оборотные стороны:

  • Пожалуй, самая часто упоминаемая проблема заключается в том, что в УФ-красках используются высокоактивные вещества, в частности — фотоинициаторы. Будучи активными, они во многих случаях являются вредными как для печатников, так и для конечного потребителя.
  • Толстый слой краски создаёт проблемы при послепечатной обработке — например, при термоусадке.
  • На практике сложно менять тип чернил: выбрав марку один раз, придётся ориентироваться на неё в ходе дальнейшей работы.
  • Достаточно густые чернила, особенно белые, создают угрозу засорения сопел.

М. Кувшинов вышел выступать с микроскопом, через который он рассматривал образцы печати на струйных машинах. И то, что ему удалось увидеть, Михаил продемонстрировал участникам конференции. Почти на всех исследованных отпечатках ему удалось обнаружить полосы, возникающие из-за того, что в печатающей головке забиваются сопла. Кувшинов считает, что если даже таких полос на исследуемом образце мало или нет совсем — всё равно печатающая головка уже находится в начале того пути, в конце которого её придётся менять. При этом печатнику совсем не хочется осуществлять эту дорогостоящую замену, а клиент, со своей стороны, постарается найти мельчайшие дефекты печати, чтобы сбить цену на работу

Таким образом, только зная особенности применяющихся сегодня цифровых печатных технологий, можно решать вопрос о том, какая из них больше подходит для конкретных задач той или иной типографии.

Широкоформатный принтер как универсальное оружие

Руководитель ГК «Русском» Юлия Арешко согласилась с предыдущим докладчиком в том, что у каждого вида техники есть свои плюсы и минусы.

Ю. Арешко: «Все полиграфисты знают, что невозможно купить идеальную машину»

В защиту струйной технологии печати она привела то обстоятельство, что печатающие головки бывают разными и в большинстве случаев производитель заботится о том, чтобы они сохраняли работоспособность как можно дольше. Обеспечивается это с помощью процедур прочистки головок различной интенсивности.

В связи с этим Арешко напомнила, что именно Mimaki, принтеры которой поставляет «Русском», первой внедрила технологию рециркуляции чернил, которая предупреждает образование осадка и забивание головок. Особенно актуальна рециркуляция при наличии в принтере белых чернил.

В свою очередь, «Русском» имеет давний опыт работы с УФ-устройствами: первый такой принтер был продан этим поставщиком в России в 2006 г. УФ-технология позволяет работать с самыми разнообразными материалами (хотя предпочтительнее всё же невпитывающие), и в «Русском» не отказываются попробовать материалы, которые приносят клиенты.

В своём выступлении Арешко рассказала о широкоформатных рулонных принтерах-каттерах Mimaki серии UCJV300, которые появились на нашем рынке полтора года назад.

Приобретая такой принтер, покупатель может выбирать из двух цветовых схем: CMYK и CMYKLcLmW. Второй вариант, разумеется, предоставляет гораздо больше возможностей — благодаря наличию белил. С другой стороны, у простого четырёхцветного принтера выше скорость. Арешко отметила, что результат печати в четыре цвета на современных принтерах кардинально отличается от того, что было доступно лет пятнадцать назад, — разумеется, в лучшую сторону.

Насколько, однако, такие принтеры применимы для изготовления этикетки? Арешко считает, что вполне. Например, при размере этикеток 10×10 см даже за один час можно напечатать до двух тысяч штук (в зависимости от ширины материала, красочной конфигурации принтера, разрешения печати). При этом стоимость чернил, расходуемых на такую этикетку, в среднем составит немногим больше рубля. Конечно, для больших тиражей ни такая производительность, ни такая цена не приемлемы, но для коротких — вполне.

Арешко признаёт, что для УФ-чернил экологичность — очень непростая тема. Однако безопасность чернил LUS-170, которые используются в принтерах UCJV300, гарантируется престижным сертификатом Greenguard Gold, что открывает новые возможности для использования печатной продукции, полученной с их помощью, в помещениях различного назначения. Также и в помещении, где работает принтер, не требуется мощная система вентиляции или фильтрации воздуха.

Для тех, кто делает этикетки, важной особенностью будет хорошее совмещение изображения и реза — не забываем, что перед нами не только принтер, но и каттер. Он поставляется с ПО, которое ускоряет и облегчает процедуру резки. В частности, можно генерировать и размещать на отпечатках штрихкоды для автоматической настройки параметров резки, которые считываются оптическим датчиком.

Максимальная ширина принтеров этой серии — 160 см. Но докладчица рекомендовала присмотреться и к самому «лёгкому» и доступному варианту — шириной 107 см. При этом все эти устройства довольно скромны по цене по сравнению с «классическими» этикеточными ЦПМ. По мнению Арешко, это позволяет компании идти на риск, приобретая оборудование для начала работы в цифровом секторе. С более дорогими устройствами такой риск недопустим.

Konica Minolta — что нового?

М. Барабанов отметил, что гостей было намного больше, чем на аналогичном выступлении в прошлом году

Руководитель проектов российского подразделения Konica Minolta Максим Барабанов рассказал, что этот производитель недавно уже второй раз модернизировал свою рулонную ЦПМ с помощью стратегического партнёра — производителя послепечатного оборудования компании GM. Accurio Label 230 на момент конференции была представлена в мире чуть больше двух недель, при этом в России уже есть одна инсталляция — машина была продана прямо на выставке, незадолго до нашей конференции.

По сравнению с предыдущей моделью, то есть Accurio Label 190, появились такие новшества, как датчик, контролирующий остаток материала в рулоне, датчик замятия полотна, подсветка машины изнутри, встроенный компрессор, продольная резка на выходе. Также имеется датчик чтения фотометки для совмещения полноцветного изображения с предварительно отпечатанными материалами (эта опция распространяется и на предыдущую модель). Таким образом можно печатать, например, по уже готовому полотну, запечатанному белилами, — так Konica Minolta решает проблему отсутствия белого тонера.

Максимальная скорость печати была увеличена до 23,4 м/мин. С точки зрения экономики важно, что оператор может выбирать две разные ширины материала и при этом для каждой ширины имеется своя цена за клик.

Также Барабанов рассказал об оборудовании партнёров — GM и Industrial Inkjet. Последняя выпускает струйные печатные модули для листовых и рулонных машин. Максим напомнил, что в последнее время принимаются законы, по которым должна наноситься маркировка на множество видов продукции. Так что решать эту проблему в очень скором времени придётся многим компаниям.

На чём тренироваться этикеточнику?

Заместитель генерального директора ГК «Оптифлекс» (Липецк) Владислав Ковалёв рассказал о том, как типография пришла к необходимости цифровой печати и как вошла на этот рынок. «Оптифлекс» — относительно молодая, динамично развивающаяся компания: она работает на рынке с 2012 г. Становление компании началось с борьбы за долю на этикеточном рынке, которая сопровождалась активным наращиванием производственных мощностей. Парк оборудования постоянно дооснащается и обновляется: ежегодно типографией приобретается печатная либо контрольно-инспекционная машина. Сегодня компания уже крепко стоит на ногах и располагает пятью высокоскоростными печатными линиями, пятью контрольно-инспекционными машинами (в том числе оборудованными системой 100% контроля качества производства компании BST), собственной дизайн-студией и парком коммерческого автотранспорта для оперативной доставки производимой продукции заказчикам. Можно сказать, что это типичная флексотипография, которая на пути своего эволюционного развития перешла на этап формирования на производстве цифрового подразделения.

О цифровой печати в «Оптифлексе» начали думать примерно два года назад. Как и многие другие типографии, развитие этого направления рассматривали по двум основным причинам:

  • Цифровая печать позволяет дешевле печатать короткие тиражи и не требует изготовления полимерных печатных форм.
  • Благодаря цифровой печати можно приобретать новых заказчиков среди тех компаний, которые не работают с большими тиражами либо часто меняют информацию на этикетке или упаковке, а также используют этикетки с переменными данными — например, штрихкоды с последовательной нумерацией.

Конечно, по скорости цифровая печать пока значительно уступает традиционной — по крайней мере, если речь не идёт о чрезвычайно дорогих решениях. Но так ли необходима высокая скорость на коротких тиражах? Ковалёв рассказал, что на практике процесс печати по времени занимает далеко не главную часть работы над коротким тиражом на флексомашине: на печать уходит лишь около 20–30% от времени, остальное расходуется на подготовку файла, изготовление и монтаж печатных форм, приладку тиража. При этом, при печати на цифровой машине, некоторые части процесса подготовки макета выпадают: не нужно компенсировать искажения, возникающие при печати с гибких флексографских форм, работать с треппингом и т. д. Отсутствует и этап изготовления печатных форм. Поэтому высокая скорость печати в «Оптифлексе» не являлась главным требованием при выборе машины.

В. Ковалёв считает, что часто демонстрируемые графики, на которых себестоимость цифровой печати изображается горизонтальной линией, не соответствуют действительности. Даже на самой совершенной ЦПМ часть времени расходуется на предварительные операции: раскладку файлов по матрице ножа, печать пробного оттиска, проверку геометрии, смену рулона, протяжку полотна через машину и т. д.

Особенностью развития компании было то обстоятельство, что собственник ставил задачу активно выйти на рынок и уже на начальном этапе получить максимально возможное количество клиентов. Поэтому в «Оптифлексе» работали со всеми заказчиками, в том числе и с самыми маленькими. Брались и за самые короткие тиражи, с которыми не хотели иметь дело конкурирующие типографии. Иногда приходилось печатать практически «в ноль», то есть без прибыли. Это и подталкивало к решению о необходимости приобретения цифровой техники, с которой печать коротких тиражей более перспективна.

В. Ковалёв демонстрирует длинный отпечаток, полученный на этикеточной ЦПМ Konica Minolta: на аналоговых машинах выпуск такой продукции ограничен размерами формного цилиндра

Владислав признался, что новичкам трудно собирать информацию на рынке цифровой этикетки. Прежде всего потому, что эта информация очень противоречива: поставщики говорят одно, коллеги — другое. Поэтому при выборе машины желательно «пощупать» её, испробовать на практике. А тренироваться, как известно, лучше «на кошках»: именно поэтому в компании пришли к решению приобрести относительно недорогую машину, отладить в типографии цифровой рабочий процесс, а уже затем, по результатам работы, смотреть в будущее и решать, как будет развиваться это направление.

В итоге в «Оптифлекс» остановились на этикеточной машине Konica Minolta. Эта ЦПМ печатает качественную, красивую этикетку, которая, благодаря подстройке профилей печати, соответствует тиражной этикетке, ранее отпечатанной на флексомашине.

Один из важных пунктов, который стоит учитывать при выборе оборудования, — это сервис. Вопросов к сервису Konica Minolta у «Оптифлекс» нет. Как рассказал Ковалёв, если и возникают какие-то вопросы и проблемы, сервисная служба реагирует практически моментально.

Конечно, выбранное типографией оборудование имеет свои ограничения. Но, как согласились на этой конференции практически все, любая машина имеет свои достоинства и недостатки.

Цифровая этикетка: тонер против струйной печати — плюсы и минусы для разных применений

Так называлась дискуссия, завершавшая конференцию. Терентьев начал её с несколько провокационного вопроса: какая техника категорически не подходит к тем или иным задачам и что это за задачи?

Ю. Арешко: «Мы не ставили перед собой цели выявить всех клиентов, для которых наша техника не годится. Правильный подход для клиента такой: вы берёте вашу задачу и рассматриваете все технологии. Всё зависит от того, какую именно задачу вы решаете: по тиражности, по материалам и т. д. Поэтому на практике в типографиях встречается самая разнообразная цифровая техника для решения различных задач»

По мнению Барабанова, кроме ограничений по температуре, которая применяется в ходе производственного процесса, есть и ограничения по составу красок: например, УФ-чернила нельзя использовать для прямого контакта с пищевой продукцией. Впрочем, Арешко тут же заявила, что несовместимость УФ-чернил с пищей уже подвергается сомнению. Технологии продолжают развиваться, и в скором будущем можно ожидать появления новых возможностей.

Кувшинов, рассуждая на данную тему, сначала поднял проблему формата: например, при печати на очень больших листах ни одна тонерная технология не окажется экономически эффективной.

С другой стороны, если надо запечатать предельно тонкий материал, то у HP Indigo ограничение «снизу» составляет всего 12 мкм, в то время как у большинства конкурирующих технологий — в несколько раз больше.

Далее Терентьев затронул вопрос о субъективных предпочтениях клиентов. Например, некоторые из них не любят продукцию, сделанную струйным способом, а другим она, наоборот, нравится. То же относится и к другим технологиям.

М. Кувшинов: «Нравится или не нравится — понятие психологическое. Всегда одним нравится одно, а другим — другое»

По мнению Кувшинова, отпечатки HP Indigo «нравятся» тем клиентам, которым приходится делать одинаковую продукцию с помощью разных технологий: офсета, флексографской и цифровой печати. «Цифровой офсет» позволяет получить сигнальный тираж, у которого не будет отличий от основного тиража.

Арешко на это заметила, что технологии развиваются: если десять лет назад о синхронизации цвета отпечатков, полученных разными способами, только мечтали, то теперь это делается «как борщ на кухне». Конечно, у разных технологий разные возможности, достичь полной идентичности не всегда возможно. Но с развитием технологий психологическая разница всё же стирается.

М. Барабанов: «Там, где необходима прогнозируемость результата, нужна тонерная печать — она более прогнозируема. С другой стороны, если надо выделиться, то почему бы, действительно, не использовать струйную печать? Но в этом случае стоит использовать отделочные технологии MGI, которые позволяют произвести действительно сильное впечатление»

Ковалев считает, что если заказчик действительно хочет выделить свою продукцию, то можно использовать даже комбинацию разных технологий. Проблема в том, что полученный прекрасный результат перестаёт клиенту нравиться, когда он узнаёт его стоимость. С одной стороны, имеются клиенты с разными финансовыми возможностями, с другой — типографии с разными техническими возможностями. В итоге спрос и предложение сходятся, даже если результат не совсем такой, как заказчик представлял себе в начале процесса разработки продукции.

Проблема себестоимости продукции плавно перешла в обсуждение следующего вопроса, поступившего из зала от гостя мероприятия: он касался возможностей цифровых технологий по части воспроизведения насыщенных цветов. В итоге участники обсуждения пришли к выводу, что имеющиеся цифровые технологии в большинстве случае удовлетворяют потребности клиентов в яркости и интенсивности цветов — вопрос зачастую упирается именно в финансовые возможности самого клиента. Кувшинов считает, что не любой спрос подлежит удовлетворению4, а только тот, который подкреплён реальными деньгами заказчика.

Барабанов в этой связи вспомнил о наличии у Konica Minolta листовой ЦПМ AccurioPress C83hc5 с расширенным цветовым охватом, но она предназначена в основном для фотокниг. Что касается рулонных машин, то, со слов клиентов, на них с помощью обычной четырёхкрасочной печати можно воспроизвести порядка 70% «пантонов»6. Итог выступлений и дискуссий на нашей конференции был вполне оптимистичен: флексографским типографиям не только стоит переходить на цифровую печать, но уже есть, из какого оборудования выбирать при этом переходе. Причём выбор есть для типографий разного масштаба и разных финансовых возможностей. Кому-то пригодятся доступные варианты для начинающих, а кто-то может сразу приобрести производительную технику.

 

1 Так же считают и многие полиграфисты — за внедрение цифровой печати во флексотипографии высказалась половина участников опроса в Publish № 10, 2018 г.

2 Подробнее о тестировании цифровых «белил» тонерных устройств, в том числе и на ЦПМ HP Indigo, см. статьи Захаржевский Ю. «Белый и ещё белее» // Publish № 1/2, 2017 и «Белый и ещё белее: считаем оттенки» // Publish № 4, 2017

3 Печать с ЕВ-сушкой на самом деле применяется в этом секторе, хотя и действительно довольно редко. Но, учитывая преимущества этой технологии (например, с точки зрения экологической и гигиенической), стоит ожидать её более широкого распространения в близком будущем.

4 Наверное, Михаил мог бы напомнить, что как раз у HP Indigo есть технология многоцветной IndiChrom, которая с помощью дополни тельных цветов позволяет получить очень яркие изображения. Но на практике эта возможность в России используется очень редко.

5 Обзор этой ЦПМ см. в Publish № 6, 2019.

6 И всё же возникает вопрос, выпустит ли Konica Minolta рулонную машину с расширенным охватом. В секторе этикеточной печати, в котором смесевые краски применяются достаточно часто, это было бы вполне логичным шагом.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30