2017.04.05, Автор: Юрий Захаржевский1595 прочтений

Белый и ещё белее: считаем оттенки

Теги: HP Indigo Oki Publish Ricoh Цифровая печать Эксклюзив

В прошлый раз мы рассказали о результатах тестирования печати белым на листовых цифровых печатающих устройствах, описав технологии и дав качественные оценки. Теперь пришло время для публикации результатов объективного контроля.

В прошлый раз (см. Publish № 1/2, 2017, стр. 22; https://www.publish.ru/articles/201701-02_20013669) мы обещали рассказать о результатах инструментальных измерений образцов, полученных при тестовой печати на чёрной дизайнерской бумаге. В тестировании приняли участие все известные нам листовые устройства цифровой печати с возможностью печати белым, доступные на российском рынке: с Pro 9542, Ricoh Pro C7100X и HP Indigo 7900 Digital Press. Да, они находятся в совершенно разных «весовых категориях», но об этом мы уже упоминали в первой части статьи.

Объективный контроль

Как уже было сказано выше, испытания мы производили на чёрной дизайнерской бумаге Mohawk Loop Antique Vellum black плотностью 300 г/м2, предоставленной «Европапир». Измерения производились с помощью спектрофотометра X-Rite eXact в офисе X-Rite в Москве. Это устройство может работать в двух режимах: как с УФ-фильтром, так и без него. Эта особенность пригодилась нам, поскольку позволяет оценить влияние оптических отбеливателей, которые, как мы заподозрили, находятся в составе белых чернил HP Indigo Elektroink White. В остальном режим измерения был стандартным: источник освещения — D50, угол — 2 градуса. При измерениях мы фиксировали параметры Lab.

При оценке укрывистости белил самым важным является параметр светлоты — L.

У OKI Pro 9542 величина этого параметра при печати в один слой с «минимальной подачей» белил (на этом принтере существует 7 уровней печати белого: от «нулевого» до шестого) составляет 74–77%. При максимальном уровне результат несколько выше: 78–81%. Если же при максимальном уровне белил нанести их в два слоя, то светлота плашки будет около 90%.

У Ricoh Pro C7100X величина L при нанесении белил в один слой составляет 78–79%, в два слоя — около 87%, а в три — около 91%.

Таким образом, на печатных устройствах с сухим тонером белила, нанесённые в два слоя, позволяют получить довольно плотную плашку, а если речь идёт о мелких элементах, то во многих случаях, как мы уже упоминали, достаточно и одного «прогона».

При печати жидким тонером на HP Indigo 7900 Digital Press светлота единственного слоя белил оказалась совсем невелика: около 49%. Такая разница понятна: слой краски, наносимый на поверхность, у машин с сухим тонером намного выше, чем в офсете — как традиционном, так и цифровом.

Но, как мы помним, в один слой белила в технологии «цифрового офсета» наносятся редко: на этих машинах нанесение белил в несколько слоёв не представляет трудности, хотя и понижает производительность. При нанесении двойного слоя L равна уже около 60%, четырёх слоёв — 70%, а шести — 81–82%.

 

Визуальная оценка печати на прозрачном материале

Ещё немного расскажем о визуальной оценке печати — но уже не на чёрном, а на прозрачном материале. Для тестирования мы использовали прозрачный пластик Xerox Universal Transparency with removable stripe A4 — это плёнка для цветной и монохромной лазерной печати с удаляемой полосой.

При визуальной оценке результатов было отмечено, что неравномерность печати на пластике субъективно несколько меньше, чем на чёрной бумаге. Возможно, это только иллюзия. Но также есть вероятность, что полошение действительно стало меньше за счёт особенностей поверхности запечатываемого материала. У дизайнерской бумаги Mohawk Loop Antique Vellum она несколько шероховатая, в то время как поверхность пластика — совершенно гладкая. Возможно, из-за этого печать на этих материалах действительно получается разной. Если это действительно так, то при работе на гладких материалах принтер OKI Pro 9542, основным недостатком которого по сравнению с конкурирующими устройствами было более сильное полошение, несколько «отыгрывает» у своих могучих конкурентов.

Оттенок белил

В прошлый раз мы визуально определили, что белая плашка у Ricoh Pro C7100X получается несколько желтоватой, а у HP Indigo 7900 Digital Press — отчётливо голубоватой. Насколько эти субъективные впечатления подтверждаются измерениями?

Цвет поверхности в системе Lab определяется цветовыми координатами a и b. Чем они обе ближе к нулю — тем ближе цвет к настоящему белому.

У OKI Pro 9542 значение a и при одном, и при двух слоях белил (с максимальной подачей) составляет примерно –2%. Значение b при одном слое составляет около –3%, при двух слоях — менее минус одного.

У Ricoh Pro C7100X величина a при печати в один слой составляет примерно –3%, в два слоя –2,5%. Величина b при печати в один слой составляет почти –6%, в два слоя — около –3%.

Можно сказать, что по цветовым характеристикам ближе всего к нулю, то есть белее всего, именно тонер OKI Pro 9542. У Ricoh Pro C7100X белый чуть дальше от идеала, но жёлтого оттенка измерение не выявило: если бы он был, то наблюдался бы рост показателя b со знаком «плюс», а фактически мы получили небольшой «минус». Чем объяснить такую разницу между впечатлением и измерением?

Как мы уже упоминали в первой части статьи, впечатление желтизны, вероятно, возникает из-за «цифровой подписи», то есть жёлтых точек, наносимых во многих цифровых устройствах. Возможно, в поле зрения спектрофотометра попадает не так много этих точек, чтобы они оказали влияние на результаты измерения. Но стоит учесть, что заказчик будет смотреть на изображение, а не на цифры. Если клиенту типографии покажется, что плашка «желтит», результаты измерений могут его и не убедить.

Самая сложная ситуация — с оттенком белил HP Indigo 7900 Digital Press. Измерения подтвердили, что глаз нас не обманул и голубой оттенок действительно имеется.

Величина a при печати белилами в два слоя составляет –3,3–3,5%, в четыре слоя — почти –4%, а при шести слоях достигает –4,6–4,55%. А вот величина b весьма далека от нуля: при печати в два слоя она равна примерно –11%, при четырёх слоях –10,5% и лишь при шести становится примерно равной –8%. Это довольно много. Именно этот показатель является выражением голубого оттенка, который наблюдается при визуальной оценке отпечатка.

Однако наше предположение о том, что причиной оттенка является наличие в составе чернил оптического отбеливателя, не оправдалось: все показания практически не отличаются как при измерении с УФ -фильтром, так и без него.

В чём же, в таком случае, причина появления оттенка? При исследовании плашки под большим увеличением выяснилось, что на общем белом фоне имеются синие точки. То есть белила загрязнены синими чернилами. Возможно, это происходит в ходе выполняемой с помощью специального устройства промывки красочного тракта. На машинах с сухим тонером такая проблема, разумеется, невозможна.

Таким образом, при всех преимуществах «цифрового офсета» эта техника нуждается в тщательном уходе, а оператор HP Indigo по навыкам несколько ближе к печатнику офсетной машины, чем оператор «обычной» ЦПМ.

На память дизайнеру

В прошлый раз мы писали, что некоторые проблемы при печати белым решаются печатью в несколько слоёв. При этом дизайнер или верстальщик должен учитывать, что при печати мелких элементов печать в несколько слоёв может привести к проблемам из-за несовмещения. Следовательно, не всегда стоит повторно запечатывать всё изображение полностью.

Также стоит обратить внимание на растровые изображения белым: при печати несколько раз подряд изображения явно изменятся. Конечно, степень изменения зависит от качества совмещения, но в любом случае пренебрегать этим фактором не стоит.

Перспективы цифрового белого

Будем надеяться, что в скором будущем помимо уже протестированных нами появятся и другие листовые ЦПМ, способные печатать белым. Например, давно ожидается белый тонер на ЦПМ Xerox Colour 1000 и iGen5 с пятым цветом, но в Xerox пока говорят, что белый для клиентов не очень важен.

Нельзя исключать и возвращения на наш рынок Kodak Nexpress — на drupa 2016 разработчики показали весьма впечатляющие образцы с белым. Не торопятся с цифровым белым и другие популярные в нашей стране производители электрографических ЦПМ — Canon и Konica Minolta. У обеих компаний сейчас в ассортименте нет даже аппаратов с пятой красочной секцией *.

Но можно не сомневаться, что тема печати белым если не разрабатывается, то очень подробно обсуждается на самых высоких уровнях этих компаний. Ведь пример конкурентов, особенно Ricoh и Oki, показывается, что наличие белого цвета является очень важным продающим фактором. А в одном из следующих номеров мы займёмся сравнительным тестированием струйных устройств, способных печатать белым.

* Хотя Canon уже выпускала такой аппарат, но с прозрачным тонером в качестве пятого цвета, — imagePRESS C1+. Вероятно, он не пользовался особой популярностью на рынке, иначе не был бы в итоге снят с производства без более производительной замены.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Выставки торопят «цифровизацию»

    Экспозиции Printech и RosUpack в этом году оказались гораздо более насыщены цифровыми решениями, чем российские типографии. Пока это определяется большей выставочной активностью поставщиков подобных решений, но в перспективе приведёт к цифровой трансформации всей отрасли.

     

  • Лучшее с FESPA 2019: футболочные принтеры и цифровая резка

    Завершение обзора новинок, определяющих тенденции, с главной международной выставки широкоформатной и специальных видов печати.

     

  • За культуру разработки!

    Publish — один из моих любимых журналов, в котором много внимания уделяется «цифре» в разных ипостасях. В журнале и на организованных редакцией конференциях много рассказывается о цифровых технологиях для упаковки, в том числе и гибких, рассматриваются аспекты цепочки «производитель товара — покупатель», куда включаются и производители упаковки, логистика, места продажи…

    Но в темах, которые относятся к цифровому производству упаковки, чего-то не хватает… Представители бизнеса рассказывают, как они работают или осваивают новые технологии, прорабатывают схемы современной логистики производства упаковки, предлагают технологические линии. Всё, чтобы быть уникальными, гибко реагируя на требования заказчиков. В итоге — много разговоров о печати и оборудовании: цифровом печатном и послепечатном, о цифровых планшетных режущих плоттерах для изготовления прототипов и даже тиражей. Реже говорится о допечатном ПО и программных инструментах настройки и управления оборудованием, облегчающих жизнь операторам оборудования.

     

  • Ricoh Pro 8300S

    Заключение: высокопроизводительная монохромная ЦПМ пригодится как коммерческим, так и корпоративным типографиям. Улучшения направлены на упрощение обслуживания и повышение времени безотказной работы. Высокое качество печати позволяет отлично воспроизводить как текстовые, так и графические работы и даже фотографии.

     

  • Бестселлеры для полиграфистов

    Представители производителей и поставщиков — о самых продаваемых полиграфических решениях.

     

  • Влияет ли на ваше решение о покупке популярность (объём продаж) оборудования или материала на рынке?

    Иван Гудим, директор объединённого репроцентра «Выражайтесь печатно», PRINTDESIGN, «Форма 24» (Москва):

    При выборе устройств СТР мы в первую очередь обращаем внимание на технологию экспонирования — предпочитаем термальную, как наиболее стабильную, обеспечивающую высокое качество пластин. При этом лазер нужен стабильный и мощный, с возможностью регулировать процесс.

     


comments powered by Disqus