2017.04.05, Автор: Юрий Захаржевский804 прочтений

Белый и ещё белее: считаем оттенки

Теги: HP Indigo Oki Publish Ricoh Цифровая печать Эксклюзив

В прошлый раз мы рассказали о результатах тестирования печати белым на листовых цифровых печатающих устройствах, описав технологии и дав качественные оценки. Теперь пришло время для публикации результатов объективного контроля.

В прошлый раз (см. Publish № 1/2, 2017, стр. 22; https://www.publish.ru/articles/201701-02_20013669) мы обещали рассказать о результатах инструментальных измерений образцов, полученных при тестовой печати на чёрной дизайнерской бумаге. В тестировании приняли участие все известные нам листовые устройства цифровой печати с возможностью печати белым, доступные на российском рынке: с Pro 9542, Ricoh Pro C7100X и HP Indigo 7900 Digital Press. Да, они находятся в совершенно разных «весовых категориях», но об этом мы уже упоминали в первой части статьи.

Объективный контроль

Как уже было сказано выше, испытания мы производили на чёрной дизайнерской бумаге Mohawk Loop Antique Vellum black плотностью 300 г/м2, предоставленной «Европапир». Измерения производились с помощью спектрофотометра X-Rite eXact в офисе X-Rite в Москве. Это устройство может работать в двух режимах: как с УФ-фильтром, так и без него. Эта особенность пригодилась нам, поскольку позволяет оценить влияние оптических отбеливателей, которые, как мы заподозрили, находятся в составе белых чернил HP Indigo Elektroink White. В остальном режим измерения был стандартным: источник освещения — D50, угол — 2 градуса. При измерениях мы фиксировали параметры Lab.

При оценке укрывистости белил самым важным является параметр светлоты — L.

У OKI Pro 9542 величина этого параметра при печати в один слой с «минимальной подачей» белил (на этом принтере существует 7 уровней печати белого: от «нулевого» до шестого) составляет 74–77%. При максимальном уровне результат несколько выше: 78–81%. Если же при максимальном уровне белил нанести их в два слоя, то светлота плашки будет около 90%.

У Ricoh Pro C7100X величина L при нанесении белил в один слой составляет 78–79%, в два слоя — около 87%, а в три — около 91%.

Таким образом, на печатных устройствах с сухим тонером белила, нанесённые в два слоя, позволяют получить довольно плотную плашку, а если речь идёт о мелких элементах, то во многих случаях, как мы уже упоминали, достаточно и одного «прогона».

При печати жидким тонером на HP Indigo 7900 Digital Press светлота единственного слоя белил оказалась совсем невелика: около 49%. Такая разница понятна: слой краски, наносимый на поверхность, у машин с сухим тонером намного выше, чем в офсете — как традиционном, так и цифровом.

Но, как мы помним, в один слой белила в технологии «цифрового офсета» наносятся редко: на этих машинах нанесение белил в несколько слоёв не представляет трудности, хотя и понижает производительность. При нанесении двойного слоя L равна уже около 60%, четырёх слоёв — 70%, а шести — 81–82%.

 

Визуальная оценка печати на прозрачном материале

Ещё немного расскажем о визуальной оценке печати — но уже не на чёрном, а на прозрачном материале. Для тестирования мы использовали прозрачный пластик Xerox Universal Transparency with removable stripe A4 — это плёнка для цветной и монохромной лазерной печати с удаляемой полосой.

При визуальной оценке результатов было отмечено, что неравномерность печати на пластике субъективно несколько меньше, чем на чёрной бумаге. Возможно, это только иллюзия. Но также есть вероятность, что полошение действительно стало меньше за счёт особенностей поверхности запечатываемого материала. У дизайнерской бумаги Mohawk Loop Antique Vellum она несколько шероховатая, в то время как поверхность пластика — совершенно гладкая. Возможно, из-за этого печать на этих материалах действительно получается разной. Если это действительно так, то при работе на гладких материалах принтер OKI Pro 9542, основным недостатком которого по сравнению с конкурирующими устройствами было более сильное полошение, несколько «отыгрывает» у своих могучих конкурентов.

Оттенок белил

В прошлый раз мы визуально определили, что белая плашка у Ricoh Pro C7100X получается несколько желтоватой, а у HP Indigo 7900 Digital Press — отчётливо голубоватой. Насколько эти субъективные впечатления подтверждаются измерениями?

Цвет поверхности в системе Lab определяется цветовыми координатами a и b. Чем они обе ближе к нулю — тем ближе цвет к настоящему белому.

У OKI Pro 9542 значение a и при одном, и при двух слоях белил (с максимальной подачей) составляет примерно –2%. Значение b при одном слое составляет около –3%, при двух слоях — менее минус одного.

У Ricoh Pro C7100X величина a при печати в один слой составляет примерно –3%, в два слоя –2,5%. Величина b при печати в один слой составляет почти –6%, в два слоя — около –3%.

Можно сказать, что по цветовым характеристикам ближе всего к нулю, то есть белее всего, именно тонер OKI Pro 9542. У Ricoh Pro C7100X белый чуть дальше от идеала, но жёлтого оттенка измерение не выявило: если бы он был, то наблюдался бы рост показателя b со знаком «плюс», а фактически мы получили небольшой «минус». Чем объяснить такую разницу между впечатлением и измерением?

Как мы уже упоминали в первой части статьи, впечатление желтизны, вероятно, возникает из-за «цифровой подписи», то есть жёлтых точек, наносимых во многих цифровых устройствах. Возможно, в поле зрения спектрофотометра попадает не так много этих точек, чтобы они оказали влияние на результаты измерения. Но стоит учесть, что заказчик будет смотреть на изображение, а не на цифры. Если клиенту типографии покажется, что плашка «желтит», результаты измерений могут его и не убедить.

Самая сложная ситуация — с оттенком белил HP Indigo 7900 Digital Press. Измерения подтвердили, что глаз нас не обманул и голубой оттенок действительно имеется.

Величина a при печати белилами в два слоя составляет –3,3–3,5%, в четыре слоя — почти –4%, а при шести слоях достигает –4,6–4,55%. А вот величина b весьма далека от нуля: при печати в два слоя она равна примерно –11%, при четырёх слоях –10,5% и лишь при шести становится примерно равной –8%. Это довольно много. Именно этот показатель является выражением голубого оттенка, который наблюдается при визуальной оценке отпечатка.

Однако наше предположение о том, что причиной оттенка является наличие в составе чернил оптического отбеливателя, не оправдалось: все показания практически не отличаются как при измерении с УФ -фильтром, так и без него.

В чём же, в таком случае, причина появления оттенка? При исследовании плашки под большим увеличением выяснилось, что на общем белом фоне имеются синие точки. То есть белила загрязнены синими чернилами. Возможно, это происходит в ходе выполняемой с помощью специального устройства промывки красочного тракта. На машинах с сухим тонером такая проблема, разумеется, невозможна.

Таким образом, при всех преимуществах «цифрового офсета» эта техника нуждается в тщательном уходе, а оператор HP Indigo по навыкам несколько ближе к печатнику офсетной машины, чем оператор «обычной» ЦПМ.

На память дизайнеру

В прошлый раз мы писали, что некоторые проблемы при печати белым решаются печатью в несколько слоёв. При этом дизайнер или верстальщик должен учитывать, что при печати мелких элементов печать в несколько слоёв может привести к проблемам из-за несовмещения. Следовательно, не всегда стоит повторно запечатывать всё изображение полностью.

Также стоит обратить внимание на растровые изображения белым: при печати несколько раз подряд изображения явно изменятся. Конечно, степень изменения зависит от качества совмещения, но в любом случае пренебрегать этим фактором не стоит.

Перспективы цифрового белого

Будем надеяться, что в скором будущем помимо уже протестированных нами появятся и другие листовые ЦПМ, способные печатать белым. Например, давно ожидается белый тонер на ЦПМ Xerox Colour 1000 и iGen5 с пятым цветом, но в Xerox пока говорят, что белый для клиентов не очень важен.

Нельзя исключать и возвращения на наш рынок Kodak Nexpress — на drupa 2016 разработчики показали весьма впечатляющие образцы с белым. Не торопятся с цифровым белым и другие популярные в нашей стране производители электрографических ЦПМ — Canon и Konica Minolta. У обеих компаний сейчас в ассортименте нет даже аппаратов с пятой красочной секцией *.

Но можно не сомневаться, что тема печати белым если не разрабатывается, то очень подробно обсуждается на самых высоких уровнях этих компаний. Ведь пример конкурентов, особенно Ricoh и Oki, показывается, что наличие белого цвета является очень важным продающим фактором. А в одном из следующих номеров мы займёмся сравнительным тестированием струйных устройств, способных печатать белым.

* Хотя Canon уже выпускала такой аппарат, но с прозрачным тонером в качестве пятого цвета, — imagePRESS C1+. Вероятно, он не пользовался особой популярностью на рынке, иначе не был бы в итоге снят с производства без более производительной замены.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Mimaki UJF-3042 MkII

    UJF-3042 MkII

    Разработчик: Mimaki

    Оценка: 5/5

     

  • Японско-немецкое предприятие

    Европейская штаб-квартира Horizon как демонстрация сочетания лучших черт, которые мы традиционно приписываем немецким и японским машиностроителям: от умения работать с металлом до разработки передовой электроники.

    В конце марта 2017 г. крупная немецкая типография Onlineprinters пригласила European Digital Press Association (EDP), в которой Россию представляет Publish, провести на своей базе ежегодную генеральную ассамблею.

     

  • Точки контакта: «Дайте жалобную книгу!» Получаем обратную связь и собираем отзывы (часть 9)
     

    Отзывы клиентов о работе с типографией — это логическое продолжение работы с обратной связью от заказчиков. Эти два практически бесплатных инструмента можно рассматривать как в паре, так и независимо друг от друга.

    Менеджеры типографий, как правило, не задают клиентам вопросы о качестве после отгрузки тиража. Если последних что-то не устраивает, они звонят сами. В этом есть определённый смысл. Очень высока вероятность услышать недовольство клиента. Особенно при условии, что сам менеджер это и спровоцировал (уж он-то знает). Плюс — менеджеров мало, клиентов много, заказов ещё больше, а время ограничено. Кажется, лучше потратить его на что-то другое. С другой стороны, есть люди неконфликтные, не любящие разборок и претензий. «Накосячила» типография — они её молча меняют. А менеджеры зачастую даже не знают причин ухода клиента.

     

  • Несекретные козыри листового офсета

    Автоматизированное оборудование, разумеется, обходится дороже, чем «простое». Но в итоге оно повышает конкурентоспособность типографии. По нашей просьбе руководители типографий рассказали об оказавшихся наиболее полезными для них опциях автоматизации для листового офсета.

    Тенденция к повышению автоматизации офсетных печатных машин — далеко не новость и наблюдается не первый год и даже не первое десятилетие. Автоматизация служит увеличению производительности и рентабельности, которые необходимо повышать из-за давления на офсетную печать со всех сторон.

     

  • PROKOM для идей и вдохновения
     

    С 10 по 12 мая в столице Австрии прошла первая конференция «Мощь PROKOM» для членов сообщества пользователей промышленных решений Konica Minolta. Для крупного производителя ЦПМ поддержка сообщества — это естественный шаг на пути перехода от продавца «коробок» к поставщику решений.

     

  • Маленький прямоугольный кусочек плотной бумаги
     

    Неожиданно перед майскими праздниками мне понадобились визитки. Выручила знакомая. 50 односторонних цветных визиток на обычной белой бумаге обошлись в 350 руб. Решили посмотреть, дорого это или нет, и заодно сравнить, а как это было в сентябре 2015 г. (Publish № 9, 2015, https://www.publish.ru/articles/201509_20013463).

    Запрашиваем «Цифровая типография визитки» в поисковых системах Google и Яндекс. Считаем: Визитные карточки 4+0, бумага матовая 300 г/м2, тиражи 100 и 300 шт. Есть макет. Просим указать сроки.

     


comments powered by Disqus