2017.02.06, Автор: Юрий Захаржевский1744 прочтений

Белый и ещё белее

Теги: HP Indigo Oki Publish Ricoh Цифровая печать Эксклюзив

 

Печать белым на листовых цифровых устройствах — выгодная ниша? Или всё пока не так просто, как рассказывают производители? Когда мы только взялись за тему печати белилами, нам сразу сказали, что она провокационная: то, что мы напишем, понравится не всем…

Белила в «цифре» — давно не новость: уже немало лет они активно применяются в струйных принтерах с УФ-технологией печати, в основном — планшетных, для изготовления рекламной и сувенирной продукции. Это естественно: при печати на прозрачных и цветных материалах, а также на готовых изделиях без белого никак не обойтись.

Часто необходимо нанесение белого и при печати на тканях — если сами они не белые, поэтому среди пигментных чернил для «футболочных» принтеров также имеются белые. Есть и ещё один любопытный вариант принтера с водными белилами: Epson WT7900 разработан специально для изготовления цветопроб. Но это «редкая птица» для специфической ниши. Белые чернила предлагается и для рулонных широкоформатных сольвентных, экосольвентных и УФ-принтеров — в первую очередь они полезны для печати наклеек и этикеток на прозрачных и цветных плёнках. Нередко заказчикам нужны двусторонние наклейки на прозрачной плёнке, тогда принтер должен уметь печатать «сэндвич»: CMYK–белый–CMYK.

Цифровые рулонные этикеточные машины тоже нередко приобретаются с опцией печати по белому, поскольку этикетки зачастую печатаются на прозрачных плёнках.

Наконец, на рынке имеется несколько цифровых устройств для листовой печати, способных печатать белым. Раньше всех появились ЦПМ HP Indigo, затем — несколько моделей принтеров OKI и наконец Ricoh Pro C7100X/C7110X. Есть, правда, и ещё один теоретически доступный вариант: ЦПМ Kodak Nexpress, но практически на нашем рынке он уже несколько лет не продаётся.

Таким образом, возможности печати белым по листовым материалам уже имеются. Казалось бы, это должно вызвать бурный интерес со стороны полиграфистов. Имея в распоряжении возможность печати белым, можно значительно расширить спектр запечатываемых материалов, включив в него цветные и даже прозрачные. Такое изделие клиент уже не сможет повторить «на любом углу». Конечно, то же самое можно сделать и с помощью шелкотрафарета, но его возможности ограничены невысокой скоростью изготовления форм, их ценой, которая становится критичной на коротких тиражах, и необходимостью иметь обученного печатника либо делать эту операцию на стороне, что в итоге делает печать, мягко говоря, не совсем оперативной.

Действительно, интерес к печати белым у «цифровиков» имеется, но вот реальный спрос на эту технологию печати пока что оставляет желать лучшего. Проведённый нами в этом номере опрос показал, что практикующие полиграфисты не всегда в восторге от возможностей «цифры» по части печати белым. То есть потребность в печати белилами вроде бы и есть, но вот получить то, что ожидает клиент, привыкший к результатам традиционных технологий нанесения белил, бывает не всегда легко.

Чтобы разобраться в ситуации, мы решили подробно рассмотреть существующие возможности и начать с листовой цифровой техники при печати белым. В процессе тестирования выяснились интересные моменты. Оказалось, например, что контролю белого в типографиях уделяют традиционно гораздо меньше внимания, чем контролю цвета. Своя логика в этом есть: далеко не все типографии печатают белым, а белизну бумаги обычно определяют субъективно. Важно, что о белизне бумаги клиент вспоминает значительно реже (особенно редко, если покупает или выбирает её сам), чем о плотности красок и других характеристиках печати, связанных с печатным устройством. Хотя если подходить к вопросу серьёзно, характеристики подложки оказывает на цвет изображения немалое влияние — не случайно производители цветопробных комплексов подчёркивают важность запечатываемого материала. В большинстве случаев ни типографии, ни клиенты не занимаются объективным измерением и сравнением белого цвета — как на бумаге, так и на изображении.

Образцы печати с белым на HP Indigo

Надо признать, что в ходе опроса немалое число полиграфистов выразили сомнение в том, что возможность печати белым так уж необходима для листовых цифровых устройств: клиента ещё надо воспитывать, чтобы он оценил возможности, открываемые этой технологией. Но, при обоюдном интересе со стороны клиента и исполнителя, можно получать очень интересные продукты.

 

Печать белым по чёрному и красному, а также по дизайнерскому материалу, имитирующему «крафт»
Открытки, приглашение и конверт из «экологичных» материалов «натурального» цвета
Из металлизированного картона получается эффектная упаковка, но без белил нанести на неё можно далеко не каждое изображение
Печать на прозрачном пластике требует создания белой подложки. Зато таким образом можно создавать интересные сюжеты — в том числе с изображениями на нескольких слоях материала, как на этом фото

 

«На глазок» или точно по приборам?

При сравнении непрозрачности белил (и вообще при измерении цвета) при аналоговых способах печати обычно оговаривается, что слой краски должен быть одинаковой толщины. В случае с «цифрой» соблюдать это правило затруднительно и, как нам представляется, не имеет смысла. В отличие от «аналоговых» машин, каждое цифровое устройство имеет свои характеристики нанесения тонера или чернил, поэтому искусственно подгонять результаты друг к другу не представляется возможным. В конце концов, потребителя интересует не концентрация пигмента или толщина красочного слоя в микрометрах, а результаты. Также надо отметить, что регулировка печати на цифровых устройствах производится «дискретно»: оператор в интерфейсе управления машиной задаёт тот или иной уровень нанесения, а какова будет толщина слоя — ему неведомо. Наконец, для цифровой печати пока не существует таких строгих стандартов и ограничений, как, например, для офсетной. И потому отличия от конкурентов можно истолковать как преимущество — по крайней мере, для того или иного сектора рынка.

Так или иначе, результат печати можно оценивать как с помощью спектрофотометрических измерений, так и визуально, то есть, попросту говоря, «на глазок». Разумеется, инструментальный метод имеет свои преимущества — например, можно внести в договор конкретные величины, на которые можно опираться при конфликте с клиентом.

Но и без визуальной оценки тоже обойтись пока нельзя: даже инструментальные методы не дают стопроцентной гарантии, что не возникнет неприятностей с клиентом. То есть «по приборам» всё будет нормально, и формально клиент обязан забрать заказ… Но где гарантия, что он захочет прийти снова?

Визуальная оценка, кстати, не такое простое дело, как может показаться. В идеале, конечно, надо иметь специальное просмотровое оборудование. Или хотя бы светильник с калиброванными лампами. Но если уж углубляться в такие тонкости, то сначала надо спросить клиента: в каких условиях будет рассматриваться изделие? Например, в некоторых торговых сетях источники света тоже калиброванные — но, к сожалению, на полиграфические стандарты там не ориентируются.

OKI Pro 9542 — в общем-то типичный принтер для небольших тиражей. Не случайно он попал в «Справочник покупателя» в этом номере, который посвящён цветным принтерам третьего формата, там же можно ознакомиться и с другими моделями этой линейки, которые могут печатать белым

Иногда самое рациональное — использовать естественное освещение. Но и тут есть свои правила. При визуальной оценке свет должен падать на изделие под углом от 45 до 90 градусов. Процедуру оценки отпечатка лучше проводить у окна, выходящего на север, и в облачную погоду — чтобы не мешал цвет неба. Возможно, изучаемый цвет в этом случае покажется не таким белым, как в яркий солнечный день, зато сравнение различных образцов получится более точным. К сожалению, несмотря на все эти ухищрения, визуальная оценка остаётся в значительной мере субъективной.

Участники регаты

В нашем тестировании участвовало три цифровых печатающих устройства, находящихся в очень разных «весовых» категориях по цене (их стоимости отличаются на порядки) и возможностям: OKI Pro 9542, Ricoh Pro C7100X и HP Indigo 7900 Digital Press. Это все известные нам листовые устройства цифровой печати с возможностью печати белым, доступные на российском рынке.

С OKI Pro 9542 можно познакомиться поближе, прочитав статью о его «близком родственнике» (см. Захаржевский Ю. OKI ES9541 // Publish № 12, 2014; http://www.publish.ru/articles/201412_20013355 — тогда, кстати, нам не удалось провести печать белым тонером, пришлось ограничиться рассмотрением готовых образцов, а на этот раз мы исследовали именно печать белым). Основное отличие этих моделей в том, что у модели OKI ES9541 (теперь вместо неё выпускается похожая модель Pro 9541) вместо картриджа с белым тонером можно установить картридж с прозрачным — для лакирования.

Андрей Лыгун (OKI Systems Rus) отмечает, что решения OKI с белым цветом — самые доступные в секторе цифровой листовой тонерной печати: «Начальная стоимость модели формата А4 — менее 200 000 руб. Полноценное решение формата А3 для печати с белым цветом — Pro9542 (CMYK плюс белый) — обойдётся примерно в 1,2 млн руб. Это в несколько раз дешевле ближайшего конкурента. Причём в части печати белым это — не компромиссный вариант, поскольку белый с довольно высокой плотностью укладывается “под” цвет в один проход». Андрей рекомендует тем, кому необходима печать белым или прозрачным, задуматься о комбинации «цветная ЦПМ плюс принтер OKI с белым или прозрачным. Это также повышает гибкость производства — часть заказов (например, печать по конвертам, визиток с автоматическим дуплексом, баннеров), которые технологически не очень удобны для ЦПМ, можно смело перенести на принтер OKI».

Терентьев И. «Эффектная цифра» // Publish № 9, 2016; http://www.publish.ru/articles/201609_20013609

ЦПМ Ricoh Pro C7100X — уже гораздо более производительная, габаритная и, соответственно, дорогая машина. О ней, точнее, о её более скоростной модификации, мы уже писали (см. Захаржевский Ю. Ricoh C7110SX // Publish № 5, 2015; http://www.publish.ru/articles/201505_20013416). В том числе при тестировании, делалась и печать белыми чернилами. На этот раз тестирование проводилось не в офисе представительства Ricoh, а в московской типографии «Грин Принт».

Ricoh Pro C7100X

Как в принтере OKI, так и в ЦПМ Ricoh печать белым производится традиционным для электрографической технологии печати сухим тонером. А вот у ЦПМ HP Indigo, на которых белый цвет появился, кстати, гораздо раньше, чем у конкурентов-цифровиков, принцип печати другой: в них используется жидкий тонер, в котором и заключается главное отличие технологии «цифрового офсета» от технологии печати других цифровых машин, использующих электрографический способ печати.

Тест с белилами мы выполняли на новейшей модели ЦПМ HP Indigo — 7900 Digital Press

В случае с белилами особенно важно обратить внимание на конструкцию и принцип работы печатных машин HP Indigo. Краски в них наносятся на лист запечатываемого материала, который удерживается захватами на поверхности печатного цилиндра — практически как в офсетной машине, тем более что и перенос осуществляется с офсетного цилиндра. Однако, в отличие от обычной печатной машины, печатная секция в HP Indigo всего одна, и в ней наносятся краски всех цветов, а не одна, как в обычных офсетных машинах. Поэтому лист совершает несколько оборотов на печатном цилиндре, но поскольку он не передаётся из одних захватов в другие, проблем с совмещением цветов на этих машинах нет.

Слева — печать белым на HP Indigo 7900 Digital Press в один слой. Справа — в шесть слоёв. Разница очевидна. Даже при печати в шесть слоёв совмещение остаётся вполне приемлемым: шрифт величиной 4 и 5 пт показан при увеличении 20×. Разумеется, дизайнер должен учитывать, что с очень мелкими деталями проблемы всё-таки будут

Для чего мы напоминаем об этом? Оказывается, печать белыми красками на HP Indigo почти всегда производится в несколько слоёв, а как минимум — в 3–4 слоя. Теоретически «за один прогон» можно сделать 12 слоёв белил, на практике обычно наносят до шести (на прозрачных материалах — до 10). Но, благодаря описанной технологии печати, проблем с совмещением это практически не вызывает. Хотя, разумеется, замедляет скорость печати. Но это — управляемый процесс. Оператор может балансировать показатели скорости нанесения и плотности белого.

Белила для «цифрового офсета»: коммерческие типографии обделили…

Жидкий белый тонер для ЦПМ HP Indigo называется HP Indigo Elektroink White. И если для листовых моделей существует всего одна разновидность белил, то для рулонных выбор больше. Например, HP Indigo Elektroink Premium White, представленные на drupa 2016, имеют повышенную плотность: при нанесении четырёх слоёв результат, по уверениям производителя, сравним с результатом флексографской печати. Новые краски будут поставляться в концентрированном виде в 20-литровых вёдрах. Их можно будет использовать для рулонных моделей HP Indigo 8000, WS6800 и 20000. Но придётся провести дополнительное оснащение специальной станцией подготовки красок, которая будет устанавливаться рядом с машиной. В ассортимент HP вошли и специальные белые краски для вплавляемых этикеток (Терентьев И. «Эффектная цифра» // Publish № 9, 2016; http://www.publish.ru/articles/201609_20013609).

Разумеется, более «плотные» белила дороже обычных. Видимо, для пользователей рулонных машин выгоднее заплатить за более дорогую краску, чем увеличить количество её слоёв и, следовательно, понизить скорость печати.

Белый и ещё белееСправа — картридж для белил в HP Indigo 7900 Digital Press. Он заметно меньше картриджа для обычных чернил Белый и ещё белееТот случай, когда белила необходимы, но их площадь лучше ограничить: металлизированный картон сам по себе создаёт прекрасный декоративный эффект, и чем больше его останется не закрытым белилами — тем лучше

Старые варианты белых чернил поставляются не в вёдрах, а в картриджах. Но если для рулонных машин доступны белила в картриджах по полтора килограмма, то для листовых — только по 540 г. Отличается и экономика: если для рулонных машин белила входят в клик-контракт (очевидно, потому, что при печати этикеток расходуются в больших количествах), то для листовых машин HP Indigo клик-контракты на белила не распространяются, и себестоимость печати зависит от их расхода. Следовательно, полиграфисту каждый раз приходится выбирать между стремлением сделать белила более непрозрачными и желанием понизить затраты на печать. А если есть возможность повлиять на сюжет изделия, то имеет смысл провести беседу с дизайнером относительно сокращения площади, занимаемой белилами.

Результаты тестирования

Испытания мы производили на чёрной дизайнерской бумаге Mohawk Loop Antique Vellum black высокой плотности — почти 300 г/м2. предоставленной компанией «Европапир».

Мы ожидали, что результаты печати на всех трёх устройствах окажутся различными. И результаты теста нас не обманули: отличия действительно были видны, что называется, невооружённым глазом.

Укрывистость и однородность

Прежде всего надо отметить, что печать в один слой не всегда позволяет добиться желаемого эффекта — и чем больше запечатываемая площадь, тем заметнее проблемы. На ЦПМ HP Indigo, как уже отмечено выше, печать в несколько слоёв вообще является нормой. Оператору надо лишь выбрать их количество. Дизайнеру же надо учитывать, что печать в несколько слов создаёт проблемы с мелкими деталями. Также надо учитывать возможные последствия при наложении растровых сюжетов.

На устройствах с сухим тонером один слой сам по себе получается гораздо интенсивнее, но при этом у Oki Pro 9542 на плашке заметно полошение: что поделаешь, сказывается «разница в классе». Впрочем, заметно полошение только на довольно больших плашках. При печати небольших элементов этот дефект гораздо менее заметен, а в случае с термопереносом изображений становится и вовсе пренебрежимо мал — хотя, конечно, и в этом случае многое зависит от сюжета.

Белая плашка при печати на Ricoh Pro C7100X: в один, два и три слоя

У Ricoh Pro C7100X неравномерность белил на плашке менее заметна. И на том, и на другом устройстве уже при печати в два слоя непрозрачность становится заметно выше, а неравномерность печати — гораздо меньше.

Печать в несколько слоёв на устройствах с сухим тонером приходится делать вручную, то есть уже запечатанные листы надо снова помещать в лоток подачи. Разумеется, это отнимет ещё больше времени, чем многослойная печать на HP Indigo, но нас интересовала в первую очередь принципиальная возможность печати таким способом: не будет ли больших проблем с совмещением?

Печать на Ricoh Pro C7100X в два слоя тоже бывает необходима. Совмещение при повторной подаче листа в машину вполне годится для большинства сюжетов: шрифт величиной 4 и 5 пт показан при увеличении 20×. На белой плашке видны жёлтые точки»

Впрочем, что касается Ricoh Pro C7100X, ответ нам был известен заранее: как мы выяснили при тестировании ещё в позапрошлом году, совмещение получается довольно неплохим. Так что белые плашки, при необходимости, на этой машине можно делать и в два, и в три слоя, что позволяет получить очень непрозрачный и равномерный белый цвет даже на значительной площади. А мелкий текст неплохо получается и в один слой.

Реальный тираж персонализированной упаковки, отпечатанной на Ricoh Pro C7100X: крупные буквы напечатаны в два слоя, мелкие — в один. Разумеется, такой приём требует соответствующей допечатной подготовки: на печать отправляется не одно изображение, а два

А вот на Oki Pro 9542 совмещение при «втором прогоне» получается очень плохим. Наложить второй слой белил получится лишь в случае, если клиент не увидит краёв готового изображения (то есть места изображения, где несовмещение очевидно, будут обрезаны). Опять сказывается отличие механизмов подачи и проводки листов ЦПМ и принтера.

Слева — отпечатки, сделанные на Oki Pro 9542, справа — на Ricoh Pro C7100X. Внизу — печать «в один прогон», вверху — в два. И в том, и в другом варианте результат печати сравним по визуальной плотности. Однако у Oki Pro 9542 на однослойной плашке — хорошо заметное полошение

Кто на свете всех белее?

Как было замечено в начале статьи, кроме укрывистости, важен и цвет белил. Казалось бы, какого цвета могут быть белила, если не белого? Оказывается, очень разного.

Вверху — печать в 6 слоёв на HP Indigo 7900 Digital Press. Внизу — на Ricoh Pro C7100X (слева — «в два прогона», справа — один слой)

В традиционных технологиях печати, надо отметить, с этим явлением давно знакомы: даже один и тот же производитель офсетных красок может выпускать несколько марок белил разного оттенка. Учитывая, что пользователи аналоговой техники не привязаны к одному производителю расходных, они всегда могут выбирать белую краску из нескольких вариантов.

А вот пользователи цифровой техники в этом смысле имеют гораздо больше ограничений. Конечно, некоторые изыскивают «аналоги» фирменных тонеров, но исключительно с целью сэкономить. А уж аналогов белого тонера, который пока используется редко, и вовсе не найти.

Самое первое, что бросилось в глаза при тестировании, — выраженный голубоватый оттенок HP Indigo Elektroink White. Особенно он заметен при малом количестве слоёв. Причина заключается в наличии в его составе оптического отбеливателя. Впрочем, на тёмном материале плашка из нескольких слоёв выглядит достаточно белой — если не сравнивать её, например, с белой бумагой.

Белая плашка, напечатанная на Ricoh Pro C7100X, под некоторыми углами обзора кажется желтоватой. При увеличении становится видна причина: жёлтые точки, автоматически наносимые во многих цифровых устройствах, независимо от желания дизайнера или оператора. Это «цифровая подпись», которая автоматически наносится на все оттиски — с её помощью можно идентифицировать конкретное устройство, на котором выполнялась печать, вплоть до его серийного номера. Это сделано, чтобы помешать использовать цифровые устройства печати для подделки денежных купюр и ценных бумаг. Теоретически, эту цифровую подпись может отключить сервисный инженер по запросу владельца аппарата, но для этого нужно веское основание, а поставщики и производители в подобных случаях уведомляют об этом компетентные органы. Обычно эти точки незаметны, однако в данном случае цифровая подпись явно не идёт на пользу.

Подробнее об оттенках белил мы расскажем в следующем номере — уже с точными данными спектрофотометрических измерений. Расскажем также и о результатах печати по прозрачному пластику.

Предварительные выводы

Пока же подведём итоги печати по чёрной дизайнерской бумаге.

Все исследованные устройства подходят для печати мелкого шрифта и тонких линий.

При работе с плашками большого размера у Oki Pro 9542 становится заметна неравномерность печати, но надо иметь в виду, что не на всех заказах это создаёт проблему даже при печати по цветным материалам, о результатах же печати белым по прозрачному пластику мы расскажем позже.

Также для запечатки больших поверхностей белилами полезна возможность печати в несколько слоёв: плашка становится и более белой, и более равномерной. При этом у ЦПМ HP Indigo и Ricoh результаты получаются вполне приемлемыми в плане совмещения, а вот в случае с принтером Oki на многослойную печать лучше не надеяться.

Впрочем, и у ЦПМ HP Indigo при тестировании не обошлось без проблем — правда, совсем иного характера. Как было упомянуто выше, для печати мы использовали довольно плотный материал — Mohawk Loop Antique Vellum black плотностью почти 300 г/м2. Конечно, HP Indigo 7900 Digital Press может работать и с такими плотными материалами — но не в том случае, если формат «маленький» — мы использовали бумагу А4. Это не удивительно: столь мощная и дорогая машина рассчитана на работу с большими, по цифровым меркам, листами. Да, благодаря усилиям инженера демоцентра нам всё же удалось получить тестовые отпечатки, но… Не пытайтесь повторить это дома!

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus