101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровой бизнес в узком рулоне

  • Михаил Кувшинов
  • 9 июля 2024 г.
  • 3499
Цифровая печать в узком рулоне — что это: долговременный тренд или недолгая история без особых последствий? Можно ли уже «залетать в тему» или нужно ещё осмотреться и подумать? Читайте об этом прямо сейчас.

Бизнес-возможность

Как бизнес узкорулонная цифровая печать занимает особое место. Во-первых, она нацелена на рынок этикетки (и, в определённой степени, гибкой и картонной упаковки). Это огромный и вечный рынок — люди могут перестать читать и писать, но не есть и пить. Во-вторых, доля цифры здесь уникально высока, около половины по числу заказов или устанавливаемых новых машин, десятки процентов по деньгам (тиражи короткие). В-третьих, и самое главное для нашего изложения, — для того, чтобы серьёзно войти в этот сегмент, по минимуму необходимо всего две единицы оборудования суммарной ценой около полумиллиона долларов, что кратно ниже стартовых инвестиций в соседних рыночных нишах. Сюда же — эти машины, делающие добрый десяток технологических операций, будут управляться двумя операторами в смену максимум, автоматизация на очень высоком уровне. И, соответственно, высока производительность труда.

Цифровой бизнес в узком рулоне

Сегментация

Профильная консалтинговая компания I. T. Strategies, Inc. следующим образом классифицирует цифровое печатное оборудование, способное печатать цифровую этикетку в узком рулоне.

  • S1 — малые принтеры, в том числе настольные, — и не рассматривает их при анализе рынка.
  • S2 — начальный уровень. Сюда аналитики относят использующие различные технологии печати устройства ценой до $250 тыс. от Konica Minolta, Epson и принтеры на базе головок MemJet.
  • S3 — всевозможные гибридные устройства, в том числе модульные системы, включающие как цифровой, так и аналоговый компонент, дооснащение аналоговых машин цифровыми системами и «настоящие» гибриды, сконструированные таковыми.
  • S4 UVIJ — ЦПМ струйной печати, использующие УФ-чернила.
  • S4 EP — электрографические ЦПМ на жидком (HP Indigo) и сухом (Xeikon) тонере.

S1 — малые принтеры

Оборудование сегмента S1 стоит от пары до нескольких десятков тысяч долларов и обеспечивает скорость печати примерно до 10 м/мин. Этого достаточно, чтобы обеспечить потребности магазина в ценниках и, с некоторыми ограничениями, протестировать возможности выхода на рынок с более серьёзным железом. Если оставить в стороне настольные решения с совсем уж игрушечной производительностью, то основу этого сегмента составляют электрографические принтеры, приспособленные для рулонной подачи. Они комплектуются рулонными же режущими плоттерами, обеспечивающими высечку и резку в ручьи. Облагораживание, то есть лак, фольга и пр., кроме исключительных случаев недоступны. Обычно недоступна и белая краска, читай, работа с металлизированными и прозрачными запечатываемыми материалами.

Примером оборудование может служить пара машин, с которых типографии «Альфа Принт» (Екатеринбург) начала практическое освоение цифровой печати. Видно, что после ввода в эксплуатацию профессионального оборудования такой принтер может быть использован как удобное место хранения.

Тонерное устройство печати и режущий плоттер были первым шагом в цифровую печать этикетки для типографии «Альфа Принт», Екатеринбург

Однако по сравнению с профессиональным такое оборудование в разы медленнее и уступает по возможностям. При этом трудозатраты, расходы на помещение и пр. накладные расходы сравнимы. В результате конкурировать с вооружёнными профессиональными ЦПМ типографиями оказывается крайне затруднительно.

S2 — начальный уровень

Сегмент начального профессионального уровня S2 до 2022 г. в России был представлен оборудованием Konica Minolta. По сути это также цветной копир, оборудованный рулонной намоткой и размоткой.

Ранняя модель — bizhub PRESS C71cf. Намотчик, копир и размотчик ещё не спрятаны под единый кожух

Однако есть важное отличие от принтеров сегмента S1: Konica Minolta удалось обеспечить более высокую скорость — до 23,4 м/мин у актуальной модели AccurioLabel 230. На такой скорости, несмотря на отсутствие белого цвета и ряд ограничений, типа невозможности работать с крайне популярными полиэтиленовыми плёнками, бизнес, по опыту ряда клиентов, уже может складываться. Особенно с учётом того, что в довоенной реальности профессиональные ЦПМ для этикетки сегмента S4 (HP Indigo, Durst) стоили в два и более раз дороже.

Однако в современной реальности, после смены решений западных производителей на восточные, сегмент S2 в России практически схлопнулся. Китайское оборудование сегмента S4 стоит ненамного дороже при принципиально лучших характеристиках.

S4 — профессиональные ЦПМ

Приведём реальные цифры. «НИССА Центрум» ранее проводила акцию с ценой 330 000–350 000 за ЦПМ LabStar 330S. Подобные цены возможны и у других производителей. Но эти 330–350 тысяч за машину с одинарным или двойным белым соответственно и до 50 м/мин, что в 2 и более раз быстрее машины класса S2.

В 2022 году состав брендов узкорулонных ЦПМ для печати этикетки принципиально изменился. За 2022–23 год было установлено:

  • 2022. Hanglobal 2 + 1, то есть 2 шт. у клиентов и одна в демозале «НИССА Центрум»;
  • 2023. Hanglobal — 5, Haotian — 1, Jetsci — 1, Pulisi — 1, Flora и Dilli — по одной в демозале у «Терра Принт» и «Смарт-Т» соответственно;
  • 2024 считать пока рано, но есть информация о продажах оборудования Hanglobal, Haotian, Pulisi.

Видно, что это в основном китайские бренды. Исключения — индийский Jetsci и корейский Dilli — лишь подтверждают правило. Если считать по штукам — огромное преимущество у Hanglobal. Учитывая, что подобное преимущество было у «НИССА Центрум» и с HP Indigo, мы предполагаем, что его движущая сила — сервис. Сервисная служба вообще доминирующая в компании. Офис продаж только в Москве, а сервисные центры — ещё и в Питере, Екатеринбурге, Новосибирске, Йошкар-Оле.

Как практический пример инсталляции приведу всё ту же типографию «Альфа Принт», установившую в 2023 г. ЦПМ Hanglobal LabStar 330S и финишную линию Vision MDF 330.

Hanglobal LabStar 330S и Vision MDF 330 в типографии «Альфа Принт», Екатеринбург

Эти машины взяли на себя возросшую до коммерческого уровня нагрузку в области цифровой печати. Как и все машины этой марки в России, ЦПМ LabStar 330S оборудована двойным белым цветом, но не использует два дополнительных канала. Это вообще характерно для российского рынка. Двойной белый (или хотя бы одинарный, если двойной недоступен у производителя) крайне популярен. Он позволяет работать с металликами и прозрачными плёнками. А вот всякие дополнительные цвета — оранжевый, зелёный, фиолетовый — покупают у всех производителей исключительно редко. Причина понятна. Дополнительный цвет в струйной печати — это и дополнительная цена ряда головок, и их износ. Причём если печатать мало, износ мал не будет, ровно наоборот. Струйная машина требует дополнительного обслуживания, любит загрузку и «жрёт» чернила при её отсутствии, чтобы головки не засыхали. При этом с точки зрения заказчика этикетки добавление оранжевого или фиолетового хоть и делает цвета ярче, но точно не настолько, чтобы его рука сама тянулась к кошельку.

Как и всегда в этом бизнесе, после ЦПМ стоит финишная линия. В случае «Альфа Принт» — это поставляемая «НИССА Центрум» с 2022 г. Vision MDF 330. Vision — самый популярный бренд финишных линий последних лет в России, в 2023 г. установлено девять единиц у клиентов, десятая — в демозале Vision MDF 330. На серьёзном втором месте с шестью инсталляциями — Rhyguan. Остальные производители могут похвастаться лишь единичными успехами.

Если сравнить картинки профессиональной финишной линии и режущего плоттера, установленных в «Альфа Принт», можно отметить, насколько они отличаются по размерам. И, главное, по возможностям. Финишная линия, собираемая как бы из кубиков, кроме высечки, удаления облоя и продольной резки в ручьи практически всегда несёт в себе флексосекции, нанесение фольги, часто — шёлкографию, купольную металлизацию и пр. Результат — профессионально выглядящая этикетка. Типография, должным образом укомплектовав финишную линию, способна реализовывать любые, самые изощрённые, современные требования к готовой продукции.

2+

Как было сказано, двух машин — ЦПМ и финишной линии — достаточно по минимуму. Но именно по минимуму. Очень полезна, так как разгрузит гораздо более дорогое оборудование, простая машина для перемотки, инспекции, продольной резки в ручьи. На фото — вариант, выбранный в «Альфа Принт» вместе с ЦПМ и финишной линией. Конкретно эта — производства Vision, но подобных недорогих машин множество.

Перемоточно-инспекционная машина с функцией бобинорезки

Их функциональность может существенно отличаться, например, внедрение видеоинспекции сильно поднимает как ценность, так и цену машины.

Полная цифровизация

Некоторым недостатком описанных финишных линий является то, что они — аналоговые, то есть требуют применения форм и штампов. Недостаток этот чаще всего теоретический — формы высечки не очень разнообразны, а полуротационная высечка во много раз быстрее лазерной, не говоря о плоттерной резке. Но появляются первые отечественные инсталляции чисто цифровых финишных систем. Сравнимые с профессиональными ЦПМ скорости высечки на режущем плоттере недостижимы, но возможны с применением лазера, обычно двухлучевого. Особенно это интересно при применении не совсем обычных для индустрии материалов, например фольги.

Golden Laser LC350 в типографии ML Group (ex-«МИЛК»), крупнейшего производителя упаковки из фольги в России

Для цифрового облагораживания (выборочный лак и фольга) используются струйные технологии, где лак служит клеем для горячей или холодной фольги.

Демонстрация эффектов цифрового облагораживания от компании DMS

Но всё это выходит за рамки минимального набора оборудования на старте бизнеса.

Внимательный читатель мог заметить, что за кадром остался класс S3 — гибридное оборудование. И вовсе не потому, что оно сегодня не интересно или не актуально. Напротив, остро актуально и интересно настолько, что не вмещается в рамки этой небольшой статьи.

Михаил Кувшинов, «НИССА Центрум».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Возможности и самоотдача

Несмотря на то, что впереди ещё целый квартал 2024 года, предварительные итоги профессионального года подводит руководитель направления индустриальной печати Konica Minolta Kazakhstan Михаил Тарновский.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12