101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Ввоз — дело тонкое

  • July 4, 2024
  • 276
Сложно ли импортировать оборудование из-за границы? Насколько легко (нет) организовать международную перевозку? Сколько дней идёт груз из Китая и почему столько? Разбираемся в вопросах вместе с директором по логистике и ВЭД компании «Вест ол» Ириной Шведчиковой.

1. Что самое важное при организации импорта?

Основная задача — это минимизировать риски и не увеличивать издержки сверх необходимого уровня. Это ведь сложный (но контролируемый!) процесс: нужно подобрать оборудование по характеристикам, найти компанию-поставщика, организовать перевозку по стране-экспортеру, доставку в Россию и прохождение таможни. И на каждом этапе нужно учитывать особенности и тонкости.

Директор по логистике и ВЭД компании «Вест ол» Ирина Шведчикова

2. А вы можете помочь в подборе оборудования?

Разумеется! Поиск оборудования осуществляется по необходимым параметрам заказчика: наименование, модель, бренд (если есть или, может, вы хотите сделать под своим брендом). Важно определить самые важные технические характеристики оборудования: на что нужно обратить особое внимание при подборе. На это может уйти порядка недели-полторы — это зависит от редкости машины. В итоге будет список из четырёх поставщиков с контактными данными и с подробностями: где находится, какая цена. Решение остаётся за покупателем

3. Если в типографии уже и без всякого подбора знают, какое оборудование они хотят приобрести за границей?

Так даже проще: ничего искать ведь не нужно. Тогда сразу переходим на следующую стадию транспортировки в Россию.

4. Хорошо, оборудование и поставщик выбраны — что дальше?

Следующий этап — это формирование пакета документов. Выставляется счёт от производителя. Оговариваются условия поставки, и заключается контракт. На этом этапе становится понятна финальная стоимость: помимо цены оборудования обязательно ещё добавится стоимость доставки до склада получателя, включая таможенное оформление. Эта цена фиксируется и уже не изменится.

Сейчас можно акцентировать внимание на трёх странах помимо Китая, импорт из которых растёт, — Индии, Вьетнаме, Тайване.

5. А платить нужно сразу всё?

Условия оплаты с поставщиком могут согласованы разные. Обычно уплачивается аванс, перед отгрузкой — переводится остаток на счёт продавца. В каких долях делятся платежи? Как договориться, это может быть 80/20, 30/70 или 20/80. Иногда даже можно получить отсрочку платежа.

6. А сколько ждать доставки после оплаты?

Зависит от наличия оборудования, готового к отгрузке, на складе у поставщика. Но если предположить, что всё есть в наличии, то на сегодняшний день сроки очень хорошие. Если мы говорим про Китай, то это 30—35 дней до Москвы. Вьетнам немного дольше — примерно 45—50 дней. Индии — в районе 30—35 дней, если завозить через Новороссийск. И чем ближе пункт назначения, тем сроки короче: из Китая до Владивостока груз сейчас доезжает примерно за пять-восемь дней.

7. А едет это всё по железной дороге или по морю?

И так, и так. Но, например, не всегда можно рекомендовать доставку по железной дороге, потому что иногда случаются задержки на границах — их приходится много пересекать по пути следования: бывает, Казахстан, бывает, Манчжурия. По морю получается надёжнее в смысле соблюдения сроков.

 

8. То есть большой разницы нет, как отправлять груз, если не принимать во внимание сроки?

Если клиенту не принципиален вид транспорта, то да. По железной дороге сроки поставки могут быть короче — от 18 до 25 дней в лучшем случае: выигрыш во времени налицо. Но это только в случае отсутствия задержек на границе. Да и заплатить за это придётся чуть дороже. Если есть желание немного сократить издержки, а срок доставки терпит, то лучше выбирать доставку морем плюс ж/д.

9. А если груз идёт морем, не может его по дороге залить водой? Шторм там, или контейнер в воду уронили…

Если доставка контейнером, то я не знаю ни одного случая, чтобы груз был повреждён водой. Доставки по морю идут десятилетиями, все технологии отработаны, и процессы очень надёжны.

10. А можно как-то оценить надёжность продавца до заключения сделки? А то всякое про Китай рассказывают…

Обычно в сделке принимает участие агент — это компания, которая на территории чужой страны помогает покупателю из России довезти груз до порта и с таможенным оформлением. Агент напрямую взаимодействует с продавцом, и представитель компанииагента может задать ряд вопросов касательно отправляемого груза. И если агента эти ответы не устроят или покажутся сомнительными, он обязательно об этом уведомит покупателя или представителя покупателя. Это может предотвратить ряд проблем. Кроме того, всегда есть возможность провести проверку по базе поставщиков (если она есть в доступе): есть ли история сделок, что это за история, какие товары уже отгружал и т. д. Это тоже помогает выявить неблагонадёжных поставщиков. Это часть работы по сделке: никому ведь не нужно, чтобы деньги «зависли», например, без отгрузки или что-то ещё пойдёт не так. Для компании — организатора покупки самое главное — чтобы услуга была оказана полностью, чтобы всё получилось, а покупатель получил свой груз в целости и сохранности и в разумные сроки.

11. А какие-то гарантии этому есть?

Обязательно нужно подписать контракт с фирмой-продавцом. Мы работаем с контрактами очень серьёзно, и если клиент присылает контракт, в котором, грубо говоря, одна страничка на русском языке, в тексте которого не прописано никаких подробностей по урегулированию различных ситуаций, то это повод сделать другой контракт, который будет защищать покупателя по максимуму. Контракт не нужен, когда сделка идёт хорошо, контракт понадобится, если что-то пойдёт не по плану. Поэтому там должны быть прописаны условия и ответственность сторон: что делать, когда выявлен брак, или как оформляется возврат, если что-то с оборудованием неладно, и т. д. Контракт нужен всегда, чтобы клиент был защищён. Кстати, подготовка контракта входит в этап формирования пакета документов.

12. Это всё касается больших покупок, а если нужно привезти запчасть или расходные материалы — что-то меняется?

Конечно, можно привести и более мелкие грузы. Это может быть авиаперевозка, если речь идёт о чём-то небольшом, но очень срочном: из Китая в Москву такая доставка займёт максимум один-два дня. Для отправки 100+, 200+, 300+ кг есть такая альтернатива, как «сборный груз», когда в одном контейнере идут грузы нескольких разных получателей, независимых друг от друга. Если у одного клиента нет такого объёма, чтобы заполнить целый контейнер, то можно привезти себе чуть-чуть и тем самым сэкономить, заплатив только за свою часть груза. Этот контейнер, привезённый во Владивосток, расформировывается, и каждый груз следует далее своим маршрутом. Этот вариант подойдёт для тех компаний, у которых нет каких-то крупных поставок. Таким образом возятся картриджи для принтеров, запасные части и прочие расходные материалы, в том числе неопасные жидкости. И даже можно погрузить небольшие станки — такие примеры есть.

13. По срокам, получается, либо 1—2 дня, либо все 30. А ничего между этими вариантами больше нет?

К сожалению, нет. Время выиграть не получится, зато можно сэкономить при отправке сборного груза. Поток таких грузов очень большой, поэтому стабильно идут отправки еженедельно (или чаще) из любого порта — долго ждать не придётся.

 

14. А какими судами идут поставки в Россию? Есть с этим какие-то сложности?

Это судоходные линии, которые остались работать на территории России: китайские и корейские (Sinokor, MSC). И конечно же — FESCO, русская транспортная группа, которая замечательно работает на территории Китая, а ещё у них есть прямой рейс во Вьетнам. Везут они во Владивосток, Новороссийск и СанктПетербург.

15. А с доставкой в Санкт-Петербург есть сейчас какие-то сложности? Или это просто самый длинный маршрут и им не пользуются так часто?

Это направление больше всего пострадало после начала СВО. Раньше маршруты всех судоходных линий были выстроены через европейские порты. Но с введением ограничений для российских грузов Питер немного «провис» по объёмам отгрузки. Сейчас ситуация налаживается, появились линии, которые наращивают объём на этом направлении. Доставка через порт Санкт-Петербурга может быть выгодна тем компаниям, которые находятся от него неподалёку, — Москва тоже считается. А по срокам это вполне сравнимо с другими вариантами доставки.

16. Когда груз доехал до границы России — морем ли, по суше ли, — какая дальше работа требуется?

Далее нам нужно сделать таможенное оформление. Это процедура, которую проходит любой товар при пересечении границы. Таможенное оформление — процедура, которую проходит товар при пересечении границы. Обычно в процессе компания-импортёр подаёт таможенную декларацию с необходимым комплектом документов и уплачивает пошлины и другие таможенные платежи. Как итог этой процедуры, у покупателя будет правильно оформленная таможенная декларация, в которой будет написано «Выпуск разрешён», и в дальнейшем покупатель может использовать по назначению или продать его.

17. Чтобы получить такую отметку в декларации, что нужно сделать?

Правильно всё оформить и оплатить таможенные платежи, которые рассчитываются исходя из стоимости товара. Мы обязательно берём к уплате пошлину: она может быть от 0%, 5% или 10% в зависимости от вида оборудования, но, как правило, станки идут с пошлиной 0%. И уплачиваем НДС при пересечении границы, в России это — 20%.

 

18. А декларация — это бумажный документ или его можно через «Госуслуги» оформить?

Документ это электронный, но оформлять его нужно в специализированной таможенной программе. Обычно этим занимается декларант, и это не всегда просто сделать, а если оформлять впервые, то ошибки просто неизбежны. Составляется декларация на основе определённого перечня документов для оформления: их нужно заранее собрать. Это счёт за товар, платёжное поручение на оплату товара, контракт, который мы ранее составили, разрешительные документы для ввоза на территорию Российской Федерации, если требуется. Всё это собирается в архив и через ту самую специальную программу передаётся в таможенный орган.

19. Звучит не очень сложно… А что, ошибки часто случаются, если самому заполнять декларацию?

Вообще, лучше туда не лезть. И сама программа стоит денег — нужно платить ежемесячно абонентскую плату, да и декларанты проходят обучение длительностью в несколько лет. А всё потому, что таможенное законодательство очень сложное: существует миллион нюансов, которые нужно учитывать при оформлении декларации. С первого раза всё сделать правильно ни у кого не получится. Ну а вишенка на торте: все попытки сдать декларацию — платные! Таможня принимает ваш вариант, проверяет его, и если находится ошибка, то декларация не принимается, но таможенный сбор — сейчас это 1500 ₽ — списывается и не возвращается. Уже звучит не очень привлекательно, а если бы вы видели интерфейс этой программы, то растеряли бы всякое желание что-то в ней делать…

 

Лучше, когда всем занимаются профессионалы: подборкой товаров , организацией перевозок — логист, работой с таможней — декларант.

 

20. Если декларация принята, что происходит дальше?

Все декларации автоматически распределяются по таможенным инспекторам, которые проверяют документы и принимают решение выпустить декларацию, то есть поставить ту самую отметку «Выпуск разрешён». Или, допустим, назначить дополнительную проверку в зависимости от того, как подготовлены документы, как составлено описание, как подобран код товара. То есть декларант старается оформить всё так, чтобы у таможенного инспектора не было вообще никаких вопросов. Если всё сделано правильно, то выпуск происходит в течение одного рабочего дня: подали декларацию утром, а к обеду уже её выпустят. Но нужно понимать весь этот процесс и знать, какую информацию таможня хочет увидеть. Именно это и помогает ускорить выпуск.

21. А если инспектор засомневался?

Если у инспектора возникли какие-то сомнения в товаре, он может назначить таможенный досмотр. В этом случае на таможенный склад должен приехать наш представитель и вместе с инспектором досмотреть груз: открываются коробки, смотрят, правильно ли оформлена декларация. Всё должно соответствовать: если заявлено, что везём оборудование, значит, в упаковке по факту должно находиться оборудование. И если что-то не будет соответствовать, то возникает ряд вопросов: у таможни — к вам, а у вас — к поставщику: что это он вообще отгрузил?

22. И как от такого застраховаться?

Тут нужно вспомнить этап, когда работает агент: именно он и может проверить, что именно грузится, и у него можно запросить фотографии упакованных грузовых мест. Но если приехало не то, что ожидалось, то груз не будет выпущен: таможня будет интересоваться, почему у вас есть какое-то несоответствие. Эти случаи уже в индивидуальном порядке рассматриваются, по результатам принимается решение. И это может быть арест груза и назначение административного штрафа. Но если всё соответствует, то и проблем не возникнет. Чтобы повысить свои шансы на беспроблемное прохождение таможни, можно посоветовать воспользоваться таким лайфхаком: нужно приложить фото шильдика с оборудования, на котором написано, что это за модель и кто производитель. Но даже и в таком случае иногда груз досматривают. Вообще, к этой процедуре нужно спокойно относиться — это просто часть процесса.

 

23. И потом можно спокойно забрать своё оборудование?

Вообще — да! И можно везти к себе в типографию, но расслабляться не стоит. Нужно быть уверенным в правильности оформления декларации так, чтобы через три года (а именно такой срок на проверку определён законодательством) к вам снова не пришла таможня и не попросила доплатить за неправильно задекларированный груз.

24. А что ещё нужно знать, чтобы всё при импорте оборудования прошло хорошо?

Можно посоветовать обратить особое внимание на упаковку: оборудование ведь идёт из-за рубежа, есть некоторые пункты перевалки грузов, поэтому, чем лучше поставщик упакует, тем сохранность будет лучше. Ну и страховка, конечно, сильно помогает в таких случаях. Кстати, в страховку лучше заложить и стоимость доставки, чтоб в случае утери груза у клиента была возможность вернуть всю уплаченную сумму, а не только стоимость оборудования.

25. А что с платежами в Китай — так ли всё сложно, как все говорят?

Да, проблемы с этим есть, но у меня есть уверенность, что это просто некий переходный период и скоро всё наладится, просто нужно немного подождать. Но мы не опускаем руки и работаем дальше. Если вы планируете развитие своего производства, то мы готовы начать работать с той информацией, которая есть на данный момент, и решать задачи по импорту необходимого в России оборудования!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Алексей Пономарёв: «Мы не боимся проявлять инициативу!»

Об отрасли самоклеящихся материалов, её проблемах и ближайшем будущем рассказывает генеральный директор компании «Босла»

Цифровой бизнес в узком рулоне

Цифровая печать в узком рулоне — что это: долговременный тренд или недолгая история без особых последствий? Можно ли уже «залетать в тему» или нужно ещё осмотреться и подумать? Читайте об этом прямо сейчас.

Тише едешь — дальше будешь

Давным-давно в далёкой-далёкой галактике была одна маленькая неавтоматизированная типография…

Зубы на полку?

Мы живем чтобы есть. И едим, чтобы жить. А чтобы покупать еду нам нужно что-то печатать. Но что?

Не шелохнувшись: «планшетники» с неподвижным столом

Планшетные плоттеры с неподвижным столом — один из самых простых видов оборудования для послепечатной обработки. Но и они предоставляют немало возможностей как для малых предприятий, так и для вполне солидных компаний.



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Каковы для вас итоги объединённой выставки Printech и RosUpack в этом году? (Можно выбрать несколько вариантов)
    Проголосовало: 30