101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Отменяя запреты

  • Игорь Терентьев
  • 7 июня 2005 г.
  • 4694

Терентьев Игорь Я не знаю, что вдохновило человека, который в конце 60-х годов прошлого века изобрёл краски УФ-отверждения. Не исключено, что он любил созерцать девушек на пляже и обратил внимание на белые участки кожи по краям купальников, контрастирующие с бронзой загара. Или ему попались на глаза более изощрённые результаты действия солнечных лучей — как на нашей обложке. А дальше сработала цепочка ассоциаций: солнце — ультрафиолетовые лучи — пигменты — краски — печать. Скорее всего, всё было не так, но это ничего не меняет — полиграфия получила новую, невероятно перспективную технологию.

Её суть — краски высыхают и закрепляются под воздействием УФ-излучения сразу, как только попадают на оттиск. Их главная особенность — отмена привычных «нельзя». Кто сказал, что свежеотпечатанные оттиски нельзя сразу отправлять в послепечатный цех? Почему нельзя печатать на пластиках, как на бумаге? Разве невозможно положить на оттиск сочетание триадных и двух-трёх смесевых красок за один прогон, да ещё поверх друг друга? Для УФ таких запретов нет!

Самой восприимчивой к новой технологии оказалась флексография. Там УФ-краски широко практикуются уже давно. По-видимому, это связано с традиционным разнообразием запечатываемых материалов для флексо, ведь УФ-краски справляются с самыми сложными поверхностями.

В офсетной печати УФ-волна ещё только поднимается, особенно в России — мы осознали это, когда готовили передовую статью для темы номера. УФ-лакирование — пожалуйста: технология давно известна и отлажена, предложений на рынке хоть отбавляй. А если дело доходит до полноцветной УФ-печати — ситуация иная. Оказывается, инсталляции не переделанных, а «настоящих» УФ-машин можно пересчитать по пальцам одной руки. И самые опытные типографии работают с технологией чуть больше года (подробности на с. 22). Важная категория заказчиков на офсетную УФ-печать — рекламщики. На этом рынке цейтнот (когда за выполненный в срок заказ готовы платить любые деньги) — дело обычное. Так что оперативность и всеядность УФ-печати востребованы, как никогда…

Любопытно, что на Западе для офсетной УФ-печати нашли ещё одно применение — в рулонных машинах. Учитывая общую тенденцию универсализации типографий, стремящихся до предела сократить время простоя оборудования, там предлагают модернизацию газетного офсета УФ-сушками. Такие машины могут печатать в полный цвет не только на газетной, но и на мелованной или суперкаландрированной бумаге. Цена вопроса — на порядок, а то и на два ниже, чем оснащение машины газовой сушкой. В России, насколько мне известно, подобного опыта пока нет. Будет — с удовольствием опишем.

Не отстаёт, а порой и вырывается вперёд, цифровая печать. Первые УФ-отверждаемые чернила были созданы всего несколько лет назад. Дело оказалось непростым — ведь для надёжной работы струйных печатающих головок размеры частиц пигмента должны быть намного меньше, чем в обычных типографских красках. Зато результат превзошёл ожидания — в 2004 г. практически каждый уважающий себя производитель широкоформатных принтеров посчитал необходимым выпустить собственную планшетную модель для печати на негибких материалах. А количество инсталляций УФ-принтеров в России перевалило за десяток. Спектр их применения невероятно широк — картиной, напечатанной прямо на дверях, уже никого не удивишь! В списке интересных проектов — печать портретов на холсте, работа в «мелком» жанре — с кафельной плиткой, и др. Интересно, появятся ли на рынке недорогие УФ-принтеры относительно небольшого формата А2 или даже А3? Гибридные системы, печатающие на жёстких и гибких материалах эластичными УФ-чернилами последнего поколения, уже есть…

УФ находит применение и в ЦПМ: такие модели пока предлагают только Agfa Dotrix и Xeikon. Интересно, что технология УФ-закрепления твёрдого тонера обеспечивает печать по материалам, ранее недоступным для электрографии — не выдерживающим нагрева во фьюзере…

Вы уже решились нарушить традиционные «нельзя»? Только не забудьте, что за нарушения частенько приходится дорого платить: УФ-игрушки по карману не каждому.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Это достоверно?

Мы всё чаще говорим о будущем индустрии, технологиях, автоматизации, нейросетях. Но чем больше вокруг «умных» инструментов, тем сильнее ощущается дефицит настоящего — живых знаний и реальной экспертизы.

Когда шарики не помогут

В индустрии появился новый тренд: компании всё чаще пробуют делать собственные мероприятия.

Когда идея — это вещь

Идея становится по-настоящему заметной, когда у неё появляется форма. Ещё недавно Publish был только про тексты и бумагу, но постепенно мы вышли за рамки привычного. Теперь наши проекты можно не только прочитать, но и увидеть, потрогать, даже надеть.

Катализатор перемен

Недавно меня пригласил в экскурсионную поездку на Светогорский ЦБК знакомый владелец полиграфического предприятия. Когда я спросил, почему именно туда, он ответил просто: «Я прочитал об этом в новостях Publish». Именно так: текст из нашего журнала (на самом деле — новостной рассылки) стал для него поводом к действию. И вот почему это важно.

Маркетинг сильнее технологии

История Landa Digital Printing в сфере полиграфии превратилась в легенду. Не в смысле успеха, а по масштабу амбиций, размаху ожиданий и длительности пребывания в центре внимания без реально работающего продукта. Теперь, когда проект переживает по сути предбанкротное (или предпродажное) состояние, самое время извлечь полезные уроки — особенно российским производителям полиграфического оборудования.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59