2003.03.06, Автор: Игорь Терентьев2439 прочтений

Уроки поражений

Теги: От редактора От редактора Publish

Этой бой мы не выиграли. Пока......

Терентьев Игорь

Все сражения нужны в жизни для того, чтобы чему-то нас научить. Даже те, которые мы проигрываем.
Пауло Коэльо, «Пятая гора»

Этой бой мы не выиграли. Пока…

Задумка была интересной: мы хотели найти и описать важнейшие критерии выбора технологии производства этикетки. Чтобы не усложнять задачу, решили ограничиться двумя основными видами печати — листовой офсетной и рулонной флексографской. В общем случае выбор следует делать еще на этапе дизайна — только так можно гарантировать положительный результат. Но если для многих типов полиграфической продукции способ печати известен заранее, то для этикеток очень часто возможны варианты. Конечно, есть и совершенно очевидные решения, когда исполнение фактически определяется видом этикетируемой продукции и требованиям к ней. Например, массовую пивную этикетку у нас пока изготавливают только на листовом офсете, а полипропиленовую на пэт-бутылку иначе, как флексографией, не сделать.

Зато в других случаях такой предопределенности нет. Как быть, если заказчик приходит к дизайнеру с целью получить совет о способе исполнения этикетки? На какую технологию сделать ставку печатникам, только собирающимся открыть производство?

Мы общались на эту тему с представителями компаний, поставляющих оборудование, и работниками типографий, располагающими офсетной и флексографской техникой. Большинство специалистов охотно высказывались, но сразу отмечали, что готовых ответов у них нет. В лучшем случае разговор сводился к преимуществам наиболее перспективной (с их точки зрения) технологии. А кто-то даже предлагал задать тему — офсет или флексография — и брался «по заказу» доказать предпочтительность любой из них…

В итоге, стройная картина не сложилась. Бесспорных критериев оказалось совсем немного. Среди них — формат запечатываемого материала: листы или рулоны. Если материал для этикетки нельзя распустить на листы и запечатать офсетом, заказ естественным образом оказывается прерогативой флексо. При необходимости задействовать защитные технологии (микротекст, ирисовая печать) вне конкуренции офсет. Попытка же вывести закономерности, исходя из тиражей, и опереться на себестоимость печати, закончилась ничем — слишком много неизвестных.

И дело не в отсутствии методик расчета себестоимости (хотя это вопрос отдельного научного исследования, и не одного), а в их применимости в российских условиях. Добавьте к этому учет себестоимости этикетирования, и вы поймете уровень сложности задачи.

Если верить эпиграфу, этот опыт обязан чему-то научить. Урок номер один очевиден: задачи должны быть своевременными и реалистичными. Хотя заявленная тема интересна, видимо, она еще не созрела для освещения в журнальной статье.

Урок номера два — скорее, не урок, а повод взглянуть на вопрос шире: какие еще технологии, кроме листовой офсетной и флексографской, могут оказаться перспективными для производства этикетки?

Трафарет, наверняка, останется в своей нише, где не имеет конкурентов. Возрождается интерес к глубокой печати — не смотря на высокую стоимость оборудования и формных процессов, она может найти (и находит), благодаря непревзойденному качеству и тиражестойкости, применение в массовом производстве этикетки.

Интересно, насколько будет оправданным использование здесь узкорулонных офсетных машин, ранее применявшихся у нас в основном для печати бесконечных бланков. Зато в перспективности новых комбинированных машин, сочетающих достоинства офсетной, флексографской и др. технологий, сомнений почти нет.

Отдельный разговор — цифровая печать. Печать на струйных широкоформатных принтерах небольших тиражей этикеток ныне явление совсем не редкое. С появлением же пяти- и более красочных электрографических машин на них все чаще изготавливают пробные, малые и персонализированные тиражи этикеток. Последняя опция — исключительная прерогатива цифровых технологий печати.

И еще одна важная новость, не касающаяся темы номера. Обратите внимание: Publish начинает публикацию наиболее актуальных статей из журнала «Американский печатник» (American Printer), с которым мы подписали лицензионное соглашение. Имея 82 000 подписчиков, он является самым авторитетным журналом на полиграфическом рынке США. Мы надеемся, что избранные статьи будут интересны и нашим читателям.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     


comments powered by Disqus