
Энтузиазм по отношению к PDF настолько велик, что уже вызывает подозрения
“Любовь выскочила перед ними, как бандит из подворотни”, - словно про нас написано. Под конец века новый формат документов кометой ворвался в издательскую индустрию. “Так поражает молния, так поражает финский нож”. Подобного успеха не ожидал никто, в том числе и счастливые родители вундеркинда. Сам глава Adobe Джон Варлок признавался, что PDF планировался, как формат для документов, которые не будут напечатаны. Например, для обмена информацией в Internet и публикации на Web. Кое-где на пространствах Сети действительно можно встретить PDF-страницы. Чаще всего формат используется для публикации больших объемов текстовой информации. Конечно, страниц в формате HTML значительно больше, но и второе место, даже с таким значительным отрывом от первого занимать почетно. Документация, распространяемая по Сети и на CD, повсеместно перешла на PDF. Ряд крупных корпораций приняли PDF в качестве внутреннего формата документооборота. Но по словам того же Джона Варлока, “пользователи видят в PDF больше, чем туда хотела вложить Adobe”.
Есть хороший анекдот про тульских оружейников, которые хотели по конверсии выпускать самовары, но как ни бились - все равно выходил автомат Калашникова. Хотели в Adobe сделать формат для корпоративного рынка, но получился все равно для издательства. Интересно проследить этапы проникновения PDF в эту область - от курьеза до почти стандарта. Энтузиазм по отношению к новому формату настолько велик, что уже вызывает подозрения.
Что же привлекает пользователей и разработчиков в PDF? Прежде всего, портативность. Действительно, конвертированные в PDF файлы становятся намного (иногда в разы) меньше, чем их PostScript-прототипы. Во-вторых, качество - файлы в формате PDF быстрее и “беспроблемнее” обрабатываются выводными устройствами (не редки случаи исправления бракованного PostScript-файла после конвертирования в PDF и обратно).
В сумме достоинства “один” и “два” порождают новую функциональность - формат, который может служить как для вывода (PDF-файлы можно отправлять сразу на RIP, разумеется, если последний обладает необходимыми возможностями) так и для обмена информацией. С точки зрения организации технологического процесса - это важный козырь. Наконец, для PDF предлагаются готовые и недорогие средства просмотра и редактирования. С PostScript это была вечная проблема, единственный реально доступный способ - опять-таки перевод в PDF.
PDF компактнее, чем PostScript, чище, чем PostScript, удобнее, чем PostScript - сама собой напрашивается мысль о бесплатных пирожных, которых не бывает. Заплатят владельцы репроцентров и типографий - тех мест, где будут выводиться PDF-файлы. Вышеописанные компактность и “чистота” достигаются за счет отбрасывания “лишней” информации. В частности, информации о треппинге. Додумывать придется системам растрирования и вывода, которые дешевле от этого, разумеется, не станут. В какой-то степени переход к PDF оплатят и те, кто занимается версткой и дизайном - приобретая новые версии QuarkXPress или, наконец, InDesign.
В области оборудования для издательства давно не возникало ничего существенно нового и образовался застой, в том числе и в объеме продаж. И вполне понятно, почему шумиха вокруг PDF так подозрительно похожа на рекламную компанию. Это не значит, что технология плохая - технология хорошая, просто продадут нам ее намного раньше, чем мы захотим ее купить.