2019.04.03, Автор: Юрий Захаржевский1366 прочтений

Фотониша «на троих»

Теги: Canon Epson HP Publish Справочник покупателя Струйная печать Фотопечать Эксклюзив

Фотониша «на троих»Выбираем принтеры для высококачественной фотопечати формата А3-А1. Фактически их выпускают только три производителя — Canon, Epson и HP.

В прошлый раз «Справочник покупателя» по фотопринтерам вышел два года назад (см. Захаржевский Ю. Фотокачество всегда в цене // Publish № 4, 2017). И тогда, и сейчас в наш справочник попали не все фотопринтеры: по формату мы ограничили их границами А3–А1. Правда, надо учитывать, что эта классификация не совпадает с той, к которой привыкли полиграфисты, работающие на офсете и листовых ЦПМ. Фактически «первым форматом» в случае широкоформатных принтеров называются модели с шириной рулона 610 мм. Максимальная длина печати при этом может быть различной в зависимости от модели и, если принтер работает с рулонами, достигать очень значительных величин. Среди принтеров, представленных в нашей таблице, она максимальна у Canon imagePROGRAF PRO-2000 — 18 м (!), а у всех моделей Epson — 15 м.

Фотониша «на троих»

Фотопечать как комплекс

Фотопринтеры, как мы уже отмечали в наших справочниках, производятся очень ограниченным кругом компаний. Среди тех, которые могут заинтересовать полиграфистов, мы традиционно представляем три флагманских: Canon, Epson, HP. И такая ситуация сохраняется, несмотря на изрядное количество производителей принтеров для рекламной и сувенирной печати. Очевидно, конкуренты не очень-то и стремятся в эту нишу. Можно предположить, что это связано с высокой технологичностью подобных устройств. Печатающие головки (Canon и HP используют термоструйные, а Epson — пьезоголовки) и оптимальные формулы водных чернил для них совершенствовались десятилетиями. Кроме того, от подобных принтеров требуется чрезвычайно высокая точность работы механизма в целом. В результате лучшие модели струйных фотопринтеров стали настоящими эталонами качества, практически вытеснив из этого сектора в рассматриваемых форматах другие технологии. В первую очередь — традиционную «мокрую» фотопечать.

С другой стороны, фотопринтеры не отличаются большим распространением по сравнению с настольными «струйниками» формата А4, которые сейчас есть в каждом доме. Да и полиграфисты, выбирая широкоформатный принтер, чаще присматриваются к более универсальным или специализированным аппаратам — сольвентным, УФ, латексным и т. п.

Так что рассматриваемая нами ниша относительно невелика. И объясняется это не только сравнительно высокой себестоимостью печати, но и тем, что фотопечать — это целый комплекс: специальный принтер, специальные чернила и, наконец, специальные запечатываемые материалы.

В фотопринтерах сейчас чаще используются водные пигментные чернила, хотя ещё 5–10 лет назад более распространёнными в этом секторе были водные чернила на основе красителя, имеющие гораздо меньшую влаго- и светостойкость. Не стоит думать, что это просто растёртый в порошок пигмент: на самом деле такие чернила — очень сложный продукт, который вполне можно назвать «нанотехнологическим», тем более что объём капли при фотопечати измеряется пиколитрами (это одна тысячная доля нанолитра!). И в этих крохотных каплях плавают не просто мелко помолотые частички пигмента, а сложные, состоящие из нескольких различных компонентов частицы, рассчитанные на оптимальное взаимодействие с запечатываемым материалом. Например, у некоторых принтеров имеются специальные чёрные чернила для печати на матовых материалах (в таблице — Mk).

Их количество в различных принтеров бывает разным: от 4–5 в сравнительно простых моделях до целого десятка. Кстати, это один из критериев, по которому мы чаще всего (но не всегда) отличаем фотопринтер от обычного, имеющего только цвета CMYK — для повышения качества цветопередачи производители обычно используют чернила дополнительных цветов, а также специальные. Например, у Epson SC-P7000 имеется 11 картриджей. Правда, печать производится десятью цветами одновременно, поскольку в наборе имеется два чёрных: для глянцевых (Photo Black) и для матовых материалов.

Наличие такого большого количества чернил разного цвета преследует двоякую цель. С одной стороны, оно, как нетрудно догадаться, увеличивает цветовой охват — благодаря наличию синих, красных, зелёных и т. п. чернил. С другой стороны, наличие чернил светлых оттенков — Light Cyan, Light Magenta и т. п. позволяет получать плавные цветовые переходы, на которых человеческий глаз не видит отдельных точек. Особо следует обратить внимание на такие варианты чернил, как Light Black и Light Light Black — они обеспечат идеальное монохромное изображение при печати чёрно-белых фотографий.

Надо заметить, что производители не стремятся к унификации и дают чернилам дополнительных цветов собственные наименования. Например, вариации чёрного цвета могут назвать как Gray, то есть серым, так и Light Black — очевидно, это следует переводить как «легко-чёрный». Ещё один вариант названия чернил — Chroma Red и т. п. Весь этот разнобой в названиях не должен смущать: главное — получить в итоге правильное изображение, а с этим у ведущих производителей всё в порядке.

У некоторых моделей можно обнаружить и специальные бесцветные чернила — например, опциональный «глянцеватель» у HP DesignJet Z9+. Это не лак, функция таких чернил — скорее, улучшение качества изображения: например, они сглаживают уровень глянца. В свою очередь, у Canon PIXMA PRO-10S и imagePROGRAF PRO-2000 с помощью Chroma Optimizer лучше воспроизводится глубокий чёрный цвет и выравнивается запечатанная поверхность, что улучшает условия отражения света. Chroma Optimizer используется и при печати на старших моделях серии imagePROGRAF PRO, которые не вошли в нашу таблицу: 44-дюймовом imagePROGRAF PRO-4000 и 60-дюймовом imagePROGRAF PRO-6000.

Что касается запечатываемых материалов, то и они в случае с фотопечатью являются узкоспециальными и недешёвыми. Их поверхность активно взаимодействует с частицами пигментных чернил, обеспечивая то самое качество, ради которого и используются фотопринтеры. Не случайно все три рассматриваемых нами производителя имеют «собственные» марки фотобумаги. Разумеется, есть и альтернативные варианты расходных материалов, более доступных по цене. Но если с альтернативными сортами бумаги проблем обычно не возникает (не получается хорошего изображения — просто больше не покупаем такую бумагу), то испытания дешёвых чернил могут печально кончиться для печатающих головок, а следовательно — для финансов владельца принтера.

Фотониша «на троих»

Фотониша «на троих»

 

 

Рынок и новинки

В линейке фотопринтеров выбранного нами формата у Canon вместо пяти моделей стало семь — появились две новые «младшие»: PIXMA TS9540 и iX6840. При печати в них используется лишь четыре цвета, что нехарактерно для фотопринтеров. Конечно, это сказывается на цветовом охвате — он не так велик, как у моделей с дополнительными цветами. Но что касается плавности переходов, то разрешение печати 4800×1200 dpi у PIXMA TS9540 и 9600×2400 dpi у PIXMA iX6840, при объёме капли 2 и 1 пл соответственно, даёт при печати очень мелкую точку, которая человеческим глазом всё равно неразличима. За счёт этого, как считают разработчики, отпадает необходимость в цветах Light Cyan и Light Magenta. Очевидно, это позволило снизить цену устройств.

Интересно, что в трёх младших моделях Canon используются одновременно и пигментные чернила, и чернила на основе красителя. Собственно, пигментными на этих принтерах являются только чёрные чернила, при этом имеется и чёрный на основе красителя. Пигментный чёрный цвет используется для печати документов — текст, графика и т. п. Его преимущества в том, что эти чернила не растекаются, не стираются маркером и лучше впитываются в обычную бумагу. В некоторых случаях, в зависимости от сюжета, он может использоваться и при печати фотографий. Чёрный на основе красителя используется при печати фотосюжетов на фотобумаге. Каждый раз драйвер принтера определяет, какой документ и какая бумага находится в работе, и в зависимости от этого даёт команду на использование тех или иных чернил.

У двух старших моделей — 12-цветных imagePROGRAF PRO-1000 и 2000 — среди чернил имеется, как мы уже упоминали в прошлой статье, оптимизатор цвета (Chroma Optimiser, в нашей таблице — СО), который выравнивает запечатанную поверхность, что улучшает условия отражения света и, таким образом, делает цвета ещё более яркими и насыщенными.

Четыре модели Canon из пяти, представленных в таблице, работают только с листовыми материалами.

У Epson модельный ряд не изменился. Принтеры этого производителя занимают в нашей таблице семь строк, ещё четыре в нашу таблицу не вошли из-за слишком большого формата.

В двух строчках таблицы заключены, на самом деле, по две модели: SureColor SC-P5000/5000V и SureColor SC-P7000/7000V. Отличие «простой» модели и варианта V заключается в разном наборе чернил. Вариант SureColor SC-P5000 и SureColor SC-P7000 имеет картридж с чернилами Light Light Black, а вариант V — фиолетовые. Если первый вариант рассчитан на печать фотографий, в том числе чёрно-белых, то второй имеет более широкий цветовой охват и, следовательно, особенно хорош для изготовления цветопроб, поскольку обеспечивают воспроизведение 99% цветов Pantone.

SureColor SC-P5000V, будучи более доступным по сравнению с SC-P7000V, стал наиболее популярным принтером для изготовления цветопроб в типографиях. Как мы уже отмечали ранее, именно принтеры Epson с соответствующим ПО господствуют в этом секторе рынка, в России — почти монопольно.

В прошлый раз мы уже рассказывали о пьезоструйных печатающих головках Precision Core TFP, которыми оснащены принтеры Р-серии. Они способны печатать каплями переменного размера, с минимальным — 3,5 пл. Важно, что эти головки производят капли идеальной формы без капель-сателлитов, что обеспечивает чёткость линий.

Антистатическое покрытие в системах подачи бумаги этих принтеров уменьшает количество пыли, которая служит одной из главных причин возникновения проблем в струйных устройствах печати.

Для моделей P5000/6000/7000/ (как и для не вошедших в таблицу широкоформатных Р8000/9000) имеется опция встроенного спектофотометра. Также следует отметить, что почти все представленные у нас модели Epson, кроме L1800, могут работать с рулонной бумагой.

У НР поменялись обе модели в таблице: DesignJet Z6 и DesignJet Z9+ — принтеры первого формата. Также у этого производителя имеется четыре модели «нулевого» формата с шириной рулона 1118 мм, которые не вошли в нашу таблицу.

Среди преимуществ новых моделей как над предыдущими, так и над моделями конкурентов — наличие резаков-триммеров, которые могут автоматически обрезать запечатанный материал, причём в обоих направлениях, то есть и поперёк рулона (что в общем-то обычно), и вдоль. То есть ручные операции по обрезке отпечатков на таких принтерах не нужны совсем.

Также у обеих этих моделей есть модификации, которые могут работать с двумя рулонами бумаги.

С точки зрения качества печати более важно то, что некоторые цвета имеют двойной размер капли — 7 и 3 пл.

Принтеры данного производителя оснащены «технологией формирования цветов» HP Pixel Control. В НР считают, что в процессе цифровой печати до сих сохранился «аналоговый образ мышления», который имеет свои недостатки: например, для получения «сложных» цветов требуется составление большеразмерных матриц точек (капель), что может привести к уменьшению чёткости изображения или невозможности передать различные нужные цвета и их переходы (градиенты) в деталях изображения, расположенных близко друг к другу. Например, на HP DesignJet Z9+ для печати имеется на выбор 9 чернил, пять из которых могут быть напечатаны с двумя разными размерами капель, это приводит к 414 возможным комбинациям капель чернил в любом пикселе. В итоге система позволяет рассчитать практический любой цвет (268 млн вариантов) одним или комбинацией пары-тройки цветов с нужной процентовкой, получать более точные цвета даже маленьких элементов на изображении, более плавные цветовые переходы и больше деталей в «сложных», например тёмных, областях. По утверждению производителя, на некоторых носителях печать с Pixel Control на принтере DesignJet Z9+ позволяет даже превзойти гамму 12-чернильного принтера HP DesignJet Z3200 — то есть старой модели, которая больше не производится. Очевидно, таким образом НР упрощает «железо» благодаря совершенствованию ПО.

При этом важно, что HP Pixel Control «предустановлена» в принтере, не требует настройки и применяется независимо от приложения и операционной системы.

 

Альтернативы

Фотопринтеры, как видно из их описания, — довольно специализированные системы. Они позволяют получить изображение с практически безупречным качеством, но только на специальных материалах. И проблема заключается не только в их стоимости. Часто клиента гораздо больше, чем размер капли или разрешение печати, интересует возможность получить изображение именно на нужном ему материале или предмете. В этом отношении гораздо большей универсальностью, чем фотопринтеры, обладают экосольвентные и латексные принтеры. Они могут печатать, например, на таких распространённых в рекламной индустрии материалах, как самоклейки с различной поверхностью. При этом современные экосольвентные принтеры (кстати, представленные нами в этой статье производители тоже их выпускают) имеют достаточно высокое разрешение печати, а некоторые модели — и дополнительные (не CMYK) чернила.

Но большинство из экосольвентных и латексных принтеров имеют больший формат, чем представленные в этой статье модели. Поэтому альтернативой фотопечати в данном секторе можно назвать, скорее, «сувенирные» принтеры, о которых мы рассказывали недавно (см. Захаржевский Ю. УФ-мечта «сувенирщика» // Publish № 1/2, 2019).

От фотопринтеров они отличаются кардинально как по конструкции (это планшетные устройства, работающие как с гибкими, так и с жёсткими материалами), так и по составу чернил (в большинстве случаев это чернила УФ-закрепления, иногда — сольвентные). Универсальность УФ-чернил при работе с самыми разнообразными материалами привлекает к таким принтерам внимание как пользователей, так и производителей: имеется гораздо больше желающих выпускать такую технику, чем биться за узкий рынок фотопринтеров с такими грандами, как Canon, Epson и НР. Впрочем, Epson вряд ли огорчает такая ситуация: именно её печатающие головки служат важнейшей составной частью многих «сувенирных» принтеров.

Достаточно высокое разрешение печати (хотя и не такое, как у принтеров с водными пигментными чернилами) позволяет делать на «сувенирной» технике качественные фотоизображения. Например, устройства отечественного производителя «Роспринтер» работают с разрешением печати до 5760×2880 dpi. Лидирующие на этом рынке японские производители предлагают, в частности, такие модели, как Mimaki UJF-6042 (1800×1800 dpi) и Roland UV LEF-20 (1440×2880 dpi). Как видите, величины примерно равные соответствующим показателям принтеров, которые официально предназначены для фотопечати.

Правда, c дополнительными чернилами у «сувенирных» принтеров небогато, зато их формат за последние годы настолько вырос, что, фактически, по этому фактору граница между «сувенирными» и широкоформатными планшетными принтерами стёрлась.

Если всё же говорить именно о фотопечати, то можно вспомнить о фотолабораториях, в которых используется «мокрый» процесс и фотобумага с содержанием солей серебра. После того, как Durst ушёл из этого сектора, практически единственным производителем осталась ZBE, использующая для экспонирования технологию со светодиодами. Скорость работы — 61 см/мин. Правда, ширина рулона чуть больше, чем у рассмотренных нами принтеров, — 762 мм. Но других аппаратов в этом секторе просто нет…

 

Рентабельность и производительность

Радует, что цена фотопринтеров не является секретом, в отличие от многих других видов оборудования. Наши читатели могли заметить, что в некоторых «Справочниках покупателя» таблица не имеет колонки с ценами: так бывает, когда все поставщики отказываются их назвать.

Разброс цен на представленные принтеры довольно велик: от 17 тыс. руб. за Canon PIXMA iX6840 до четверти миллиона за Epson SC-P7000 и НР DesignJet Z9+.

С ценами на чернила, к сожалению, дело обстоит хуже: мы смогли указать их не для всех моделей. К тому же затраты на чернила зависят не только от цены на картридж, но и от расхода, который, в свою очередь, сильно зависит от сюжета изображения. Здесь стоит отметить бесплатное ПО Canon Accounting Manager, которое позволяет узнать стоимость отпечатка и расход чернил для любого документа, отпечатанного с помощью фотопринтеров серии imagePROGRAF PRO.

И, разумеется, понятно, что столь технологически сложные чернила, о чём было сказано выше, просто не могут быть дешёвыми — по крайней мере, оригинальные.

Снова, как и два года назад, обращаем внимание на модель Epson L1800, он же — «Фабрика печати». Это не только самый бюджетный из представленных принтеров данного производителя: он ещё и снабжён СНПЧ, что делает печать более экономной.

Производительность фотопринтеров колеблется очень сильно: если у настольных листовых моделей скорость работы измеряется «в фотографиях» (например, на печать фото 10×15 см может уйти около минуты), то у производительных рулонных моделей она составляет десятки квадратных метров в час (и, разумеется, сильно зависит от режима).

Впрочем, при использовании принтера в качестве цветопробного устройства скорость его работы обычно является не самой критичной характеристикой.

Заключение

Рассмотренные в данной статье модели фотопринтеров могут представлять интерес для разных применений: интерьерная печать, цветопробы, наконец, оперативное изготовление фотографий в печатных салонах. В последнем случае им приходится конкурировать с принтерами других производителей: возможно, их печать не такая качественная, а формат меньше А3, но для печати фотографий на пропуска и т. п. продукции они вполне годятся.

Но те, кто в первую очередь ценит качество, должны присмотреться именно к рассмотренным моделям.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Выставки торопят «цифровизацию»

    Экспозиции Printech и RosUpack в этом году оказались гораздо более насыщены цифровыми решениями, чем российские типографии. Пока это определяется большей выставочной активностью поставщиков подобных решений, но в перспективе приведёт к цифровой трансформации всей отрасли.

     

  • Лучшее с FESPA 2019: футболочные принтеры и цифровая резка

    Завершение обзора новинок, определяющих тенденции, с главной международной выставки широкоформатной и специальных видов печати.

     

  • За культуру разработки!

    Publish — один из моих любимых журналов, в котором много внимания уделяется «цифре» в разных ипостасях. В журнале и на организованных редакцией конференциях много рассказывается о цифровых технологиях для упаковки, в том числе и гибких, рассматриваются аспекты цепочки «производитель товара — покупатель», куда включаются и производители упаковки, логистика, места продажи…

    Но в темах, которые относятся к цифровому производству упаковки, чего-то не хватает… Представители бизнеса рассказывают, как они работают или осваивают новые технологии, прорабатывают схемы современной логистики производства упаковки, предлагают технологические линии. Всё, чтобы быть уникальными, гибко реагируя на требования заказчиков. В итоге — много разговоров о печати и оборудовании: цифровом печатном и послепечатном, о цифровых планшетных режущих плоттерах для изготовления прототипов и даже тиражей. Реже говорится о допечатном ПО и программных инструментах настройки и управления оборудованием, облегчающих жизнь операторам оборудования.

     

  • Ricoh Pro 8300S

    Заключение: высокопроизводительная монохромная ЦПМ пригодится как коммерческим, так и корпоративным типографиям. Улучшения направлены на упрощение обслуживания и повышение времени безотказной работы. Высокое качество печати позволяет отлично воспроизводить как текстовые, так и графические работы и даже фотографии.

     

  • Бестселлеры для полиграфистов

    Представители производителей и поставщиков — о самых продаваемых полиграфических решениях.

     

  • Влияет ли на ваше решение о покупке популярность (объём продаж) оборудования или материала на рынке?

    Иван Гудим, директор объединённого репроцентра «Выражайтесь печатно», PRINTDESIGN, «Форма 24» (Москва):

    При выборе устройств СТР мы в первую очередь обращаем внимание на технологию экспонирования — предпочитаем термальную, как наиболее стабильную, обеспечивающую высокое качество пластин. При этом лазер нужен стабильный и мощный, с возможностью регулировать процесс.

     


comments powered by Disqus