101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Стабильный вывод

  • Юрий Захаржевский
  • 4 марта 2019 г.
  • 4745
Выбираем устройство прямого вывода металлических форм (СТР) для офсетной печати.

Стабильный выводВыбираем устройство прямого вывода металлических форм (СТР) для офсетной печати.

В последний раз мы писали о выборе СТР для офсета в рубрике «Справочник покупателя» довольно давно — пять лет назад (см. Захаржевский Ю. СТР: стабильность перед бурей? // Publish № 3, 2014). А последний, десятый, круглый стол, посвящённый рынку СТР, у нас прошёл по итогам 2015 г. (см. статью с печальным названием «Российский рынок СТР: год антирекордов» в Publish № 1/2, 2016).

Уже тогда наступил период, когда интерес к этому оборудованию на нашем рынке был весьма умеренным. Производство СТР в мире продолжалось по-прежнему, но время прорывных технологических новшеств прошло — последние пять лет в этом секторе характеризовались постепенными усовершенствованиями в скорости работы, автоматизации и ПО. И это понятно, поскольку продолжающие действовать в этом секторе игроки говорили о нём в лучшем случае как о «стабильном», что в переводе с корпоративного новояза можно трактовать как «не имеющем перспективы роста».

Очевидно, офсетная печать и, соответственно, СТР для офсетных пластин уже не представляют значительного интереса для производителей с точки зрения вложений в научно-исследовательские разработки. Компании, занимающиеся выпуском традиционной печатной, да и допечатной техники — Agfa, Fujifilm, Heidelberg, Kodak, Screen и другие — давно уже продемонстрировали, куда дует ветер, занявшись выпуском ЦПМ и широкоформатных принтеров. К тому же на мировой рынок CTP вышли китайские производители, среди которых в России особенно известны Cron и Amsky, что привело к снижению средних цен на оборудование, а значит — и маржи производителей. Впрочем, о полном прекращении выпуска CTP, как это в своё время случилось с ФНА, речь пока не идёт. Устройства CTP продолжают выпускаться, а отделы НИОКР нет-нет да радуют сообщениями о создании новых моделей. Во всём мире в типографиях и репроцентрах эксплуатируются десятки тысяч подобных устройств, а значит, каждый год какое-то их количество требует замены. И, как правило, покупатели ожидают, что их новое CTP будет, как минимум, стабильным и надёжным, а также превосходящим предшественника по другим параметрам.

Стабильный вывод

 

Конструктив

Эволюция устройств СТР в последние годы чем-то напоминает таковую у мобильных телефонов: было время, когда они поражали разнообразием форм и размеров. Но с годами всё это стало сводиться к простой геометрической фигуре — уплощённому параллелепипеду с более или менее округлыми гранями. Так же и СТР в нулевые могли поставить покупателя в тупик изобилием технологий и конструкций, да и на нашем рынке тогда присутствовали бренды, о которых некоторые полиграфисты, наверное, уже и не помнят: Cobalt, Hans Gronhi, HighWater, Krause, Optotec, Presstek, Wifac… А многие ли теперь знают, что и Esko когда-то выпускала СТР для офсетных пластин?

С точки зрения конструкции СТР делятся на планшетные (в нашей таблице обозначены как «П»), с внешним барабаном (Вш) и с внутренним барабаном (Вт). В планшетных устройствах, как понятно из названия, пластина при экспонировании находится на ровной поверхности. Эта схема хороша при необходимости экстремальной «скорострельности», потому что не тратится время на установку пластины на барабане. Но с точки зрения достижения максимального качества эта схема не очень хороша, потому что середина пластины и её края находятся на разном расстоянии от лазера, которым производится экспонирование. В результате форма лазерного пятна на пластине меняется от центра к краям. Исключением являются ныне отсутствующие на российском рынке СТР basysPrint, в которых экспонирующая головка перемещается над пластиной. Сейчас среди приведённых в наших таблицах моделей — 18 с планшетной конструкцией.

У моделей с внутренним барабаном пластина размещается на внутренней поверхности цилиндра, а экспонирующая головка с вращающимся лазером движется по его оси. Правда, барабан этот может выглядеть по-разному. Если в Lüscher этот цилиндр почти замкнут, то у DotLine серий C и N рабочий стол изогнут довольно слабо. Среди приведённых моделей — 22 с внутренним барабаном. Это довольно заметная доля, но среди реально продаваемых устройств их очень мало, поскольку швейцарские Lüscher, конечно, сделаны качественно, но намного дороже аналогичных по формату и скорости моделей конкурентов. Приобретение этих устройств может сейчас заинтересовать разве что типографии, которым необходим вывод форм с очень высоким разрешением.

Модели с внешним барабаном имеют в своей конструкции вращающийся цилиндр, на котором закрепляется экспонируемая пластина. В качестве преимущества этой схемы производители раньше называли тот факт, что пластина при экспонировании изгибается в том же направлении, что и на формном цилиндре печатной машины. Плюс к этому лазер находится очень близко к поверхности пластины, обеспечивая идеальную фокусировку луча. Правда, сейчас специально об этом уже не вспоминают — возможно, потому, что такие CTP и так занимают подавляющую долю рынка: как среди представленных в таблице (68 моделей), так и среди продаваемых устройств.

Стабильный вывод

Стабильный вывод

Стабильный вывод

Стабильный вывод

 

Системы экспонирования

Самым острым вопросом 10–15 лет назад был выбор экспонирующего лазера. На выбор имелись зелёный лазер (в основном у нас такие устройства использовались для экспонирования серебросодержащих пластин), ИК-лазер (термальные пластины) и фиолетовый лазер (фотополимерные платины). На страницах отраслевой прессы разворачивались жаркие схватки, в ходе которых авторы говорили о достоинствах «своей» технологии и недостатках конкурирующей, которая, по их словам, должна была в самом скором времени потерпеть поражение и уйти в небытие. А уж споры на отраслевых интернет-форумах по накалу приближались к политическим.

Прошли годы — и время расставило всё по своим местам. Не углубляясь теперь в старые споры, напомним, чем окончилась та конкурентная борьба. «Серебряная» технология прекратила своё существование. Фотополимерная технология вытесняется из листовой печати — она используется в основном в газетных типографиях, на скоростных СТР.

В общем и целом термальная технология стала доминирующей, именно она используется в устройствах таких ведущих производителей, как AGFA, Fujifilm, Heidelberg, Kodak, Screen. Соответственно, именно термальные системы применяются на большинстве ведущих полиграфических предприятий при выводе форм для листовой печати, а порой и в газетных типографиях. В формате же VLF преобладание термальной технологии никогда не подвергалось сомнению.

Но всё это не означает, что господство термальных систем стало бесспорным безо всякой борьбы: вместо фотополимерной технологии, которую прочили в качестве замены «устаревшей» термальной, последней несколько лет назад стал угрожать новый конкурент — УФ-экспонирование аналоговых пластин. Появление этой новинки связано с созданием лазерных источников УФ-излучения — раньше их просто не было. Главным преимуществом такой технологии производители, разумеется, называли разницу в стоимости термальных и аналоговых пластин, которая в итоге позволяла компенсировать более высокую стоимость устройств с УФ-лазерами.

Правда, на практике оказалось, что не всё так просто: при внедрении этой технологии в типографиях выяснилось, что обычные, «старые» аналоговые пластины требуют слишком много энергии (и, следовательно, времени) для экспонирования. Поэтому специально для работы на СТР появились офсетные пластины особого рода: они требовали при работе гораздо меньше энергии и времени. К сожалению, и цена их также отличалась от цены «обычных».

Ведущие производители проводили некоторые эксперименты в этом направлении, но в целом продолжали держаться за термальную технологию. Они утверждали, что с течением времени цена термальных пластин уменьшается и, в конце концов, станет практически равна цене аналоговых, применяемых на СТР. При этом термальная СТР, по сравнению с УФ, имеет такие преимущества, как меньшая стоимость устройства с аналогичной производительностью (за счёт более дешёвых лазеров), высокая стабильность процесса, а также возможность, при желании и необходимости, использовать беспроцессную технологию 1. В итоге прогнозы сторонников «термала» сбылись: цены на термальные и УФ-пластины в последнее время действительно практически сравнялись, в том числе и на нашем рынке. Возможно, результат конкуренции технологий был бы иным, если бы УФ-источники для СТР появились раньше.

Показательно, что несколько лет назад некоторые репроцентры ориентировались именно на «аналоговые» СТР, поскольку стоимость пластин для них, при больших объёмах вывода, имела критическое значение. А вот в конце октября прошлого года в московском репроцентре «Красная Точка» была установлена термальная CTP-система Cron модельного ряда H (который был впервые представлен на drupa 2016), хотя у этого производителя имеется выбор между термальным и УФ-моделями.

В нашей таблице — 71 термальных моделей, 14 — фотополимерных и 31 — с УФ-технологией экспонирования. В сумме получается даже больше, чем строк в таблице, потому что в некоторых строчках вместе размещены модели с разными источниками излучения, но одинаковыми характеристиками. Видно, что среди имеющихся в продаже моделей термальных больше, чем всех конкурирующих, вместе взятых.

Заканчивая рассказ о системах экспонирования, напомним, что термальные системы экспонирования могут принципиально отличаться друг от друга. Первый по времени происхождения тип системы экспонирования — линейка ИК-лазеров. В случае поломки или исчерпания ресурса каждый из них меняется отдельно. В случае, если один из лазеров выходит из строя, система обычно способна продолжать работу, только с меньшей скоростью.

Относительно скорости надо заметить, что чем длиннее лазерная линейка (и больше в ней источников света) — тем, естественно, выше скорость экспонирования. Но, к сожалению, выше получается и цена устройства. Скорость работы СТР обычно измеряется при экспонировании с разрешением 2400 dpi — именно эта величина стала стандартом де факто для офсетных СТР. Для газетной печати иногда выводят формы с меньшим разрешением. СТР с возможностью экспонировать пластины с более высоким разрешением стоят, разумеется, дороже, а используются в специфических секторах печати: например, для печати ценных бумаг или стерео/вариопродуктов. В последнем случае надо помнить, что важно не только высокое разрешение, но и экспонирование пластины полосами, поочерёдно, а не спиралью, как при обычной печати. Экспонирование по спирали, применяемое в большинстве моделей, увеличивает скорость работы, но не может обеспечить идеально ровных линий, необходимых при печати стереопродукции.

Другой тип экспонирующей головки — так называемые коллиматорные системы, в которых несколько лазеров объединены в единую конструкцию, что обеспечивает более равномерное распределение мощности лучей. При этом у Kodak экспонирующие головки конструктивно отличаются от предлагаемых Screen (и, следовательно, у пользующихся их «железом» в рамках OEM-контрактов AGFA и Fujifilm). Кстати, у Kodak, в отличие от конкурентов, моделей с отдельными лазерами уже давно нет.

К сожалению, кроме высокой цены при покупке оборудования, есть у моделей с коллиматорными системами и другой своеобразный недостаток: в случае если экспонирующая головка всё же выходит из строя после истечения гарантийного срока, менять её надо целиком — а это обойдётся в десятки тысяч долларов или евро. Стоит отметить, что в устройствах Fujifilm этот блок поделён на две части: собственно лазеры и модуль GLV, управляющий их излучением, Каждую из этих частей можно менять по отдельности, что снижает стоимость ремонта.

Правда, у поставщиков существуют специальные гарантийные программы, у некоторых — даже без обязательства покупать пластины только у этого поставщика. Конечно, в идеальном случае типография должна сама копить средства на амортизацию оборудования, но на практике это получается далеко не у всех.

Наконец, стоит рассказать ещё об одном типе СТР — правда, очень малораспространённом. Те устройства, о которых мы рассказали выше, основаны на принципе экспонирования лазерным лучом пластины, на поверхность которой нанесена фоточувствительная эмульсия. Этот общий принцип работает во всех лазерных устройствах, независимо от того, какой лазер в них используется и каков состав эмульсии.

Исключением на нашем рынке являются производимые Glunz&Jensen струйные системы PlateWriter. Стоимость такого устройства ниже, но, разумеется, это неспроста. Во-первых, оно наносит изображение специальными чернилами на специальных пластинах — что, разумеется, не может не сказаться на себестоимости формы. Во-вторых, на этом устройстве нельзя воспроизвести регулярные растровые точки — как и на всяком струйнике, точки образуют стохастический растр.

Такое сочетание свойств делает струйную систему пригодной для типографий, которые потребляют очень малое количество форм и при этом не имеют проблем с подгонкой изображения под строгие стандарты или уже существующие образцы, сделанные в других типографиях.

Рынок и ассортимент

Количество производителей в нашей таблице уменьшилось. Это не удивляет на фоне нестабильной экономической ситуации после 2014 г. Например, в таблице больше нет basysPrint. Этот производитель продолжает выпускать свои интересные планшетные устройства, но их последний поставщик «Логомаш» ушёл с нашего рынка, а желающих продолжить эстафету не нашлось: возможно, потому, что инсталляций этих машин было очень мало.

Впрочем, количество инсталляций и известность марки не всегда служат гарантией от потрясений.

Устройства Screen — одного из крупнейших в мире и известнейших производителей СТР — под собственным брендом на нашем рынке больше не представлены. Позиция данного производителя — работать через двух дилеров на региональных рынках. Поначалу так было и у нас, но оба дилера, с которыми Screen работала поначалу, закрылись. «ЯМ Интернешнл» после некоторого периода сотрудничества со Screen решила сосредоточиться на продвижении бренда своего давнего партнёра Fujifilm (в минувшем году компании отметили 20 лет сотрудничества).

Как было упомянуто выше, конструктивных новшеств за прошедшие пять лет практически не появилось. К тому же не все поставщики охотно делятся информацией о своих успехах. Поэтому раздел о рынке в этот раз будет краток. Далеко не все поставщики согласились поделиться информацией об инсталляциях, за исключением «Гейдельберг СНГ» и «ЯМ Интернешнл». Конечно, по сравнению со временем до 2014 г., 15 устройств за три года (у каждого из этих поставщиков) — не так уж много. Но этого уже достаточно, чтобы вырваться в лидеры — остальные, к сожалению, не могут похвалиться и таким количеством.

У китайской Amsky в формате VLF изменений нет — представлены те же самые модели. Среди моделей меньшего формата новшества есть. Например, внешний вид Aurora 256 кардинально отличается от других моделей за счёт несъёмного автоподатчика пластин.

Aurora T800+ отличается тем, что экспонирование происходит не круглым, а прямоугольным пятном, которое обеспечивает так называемую «жёсткую точку». Некоторые полиграфисты, наверное, ещё помнят, какие жаркие дебаты шли вокруг жёсткой «квадратной точки», которую впервые представила Kodak.

Cron (Hangzhou CRON Machinery & Electronics C.) полностью обновила ассортимент своих офсетных СТР и перешла на две линейки, построенные на базе универсальной платформы G+.

Первая из них — компактные модели H со встроенным автоподатчиком.

Вторая — модульные универсальные модели G+ с широкими возможностями интеграции периферийных устройств, что допускает построение комплексов любой степени сложности. Данное решение может комплектоваться автозагрузчиком (есть несколько вариантов — однокассетных и многокассетных) и универсальным конвейером, который позволяет строить довольно сложные комплексы из нескольких CTP и проявочных процессоров. Особенность новой платформы G+ по сравнению со старой заключается в возможности установки встроенной системы пробивки пластин. Также в ней используется усовершенствованная система экспонирования, обладающая повышенной мощностью за счёт уменьшения потерь лазерного излучения в оптоволокне.

С весны 2017 г. компания «НЛК сервис» начала продажи на территории СНГ СТР EcooGraphix — Ecoosetter T400 и T800 — которые, по сути, являются аналогами СТР Amsky Ausetter, уже хорошо известных на нашем рынке. При этом «НЛК сервис» обещает более конкурентную цену.

У Fujifilm в 2016 г. были обновлены флагманские модели в форматах B1 и B2. В формате B2 модель 6300 заменила модель 6500, у которой появилась производительность 33 формы в час. Была обновлена модель 9800 (модификацию HD заменила HDN), максимальная производительность выросла до 70 форм в час. В 2017 г. были обновлены модели начального уровня 9500 MII.

Во второй половине 2018 г. произошло обновление модельного ряда устройств первого формата. Вместо моделей Luxel T-9500CTP SL и T-9500CTP N теперь предлагается Luxel T-9500CTP NII. В основном конструкция осталась прежней: это термальное устройство с возможностью индивидуальной замены лазерных диодов.

Что касается изменений, то новая модель стала более скоростной: доступны варианты с производительностью 14, 24 или 32 формы шириной 1030 мм в час, в то время как у предшествующих моделей последний вариант отсутствовал.

В T-9500CTP NII применён гибкий подход к автоматизации: покупатель не должен платить за опции, которыми не собирается пользоваться. Среди этих опций — пробивка пластин в линию и автозагрузчик.

В связи с выходом новой модели производитель снизил цены на младшую модель Luxel T-9500CTP MII (производительностью 23 и 30 формы в час), что делает её более привлекательной для потенциальных покупателей. В среднем ценовом сегменте Luxel находится T-9500CTP NII (14–32 форм в час), а производительность флагманской модели T-9800CTP HDN — 38–70 форм в час.

«ЯМ Интернешнл» предоставила следующую информацию по продажам в Российской Федерации за три года: общее число продаж составило 15 систем СТР, в основном — термальные. Из них одна машина формата VLF, 8 систем В1 (в том числе флагманская модель максимальной производительности 70 форм в час с мультикассетным загрузчиком) и 6 систем В2.

«Гейдельберг-СНГ» (российское отделение Heidelberg) за эти три года также продала 15 СТР Suprasetter. При этом ассортимент устройств этого производителя почти не изменился, за исключением того, что был снят с производства Suprasetter 106 UV с УФ-технологией экспонирования аналоговых пластин — очередной наглядный пример того, как одна из ведущих компаний потеряла интерес к развитию этого направления.

В своё время Heidelberg выпускала и устройства Prosetter для экспонирования фотополимерных пластин, но в итоге, как видим, пришла к выводу, что старый добрый «термал» является оптимальным решением — сегодня и, видимо, в обозримом будущем.

К сожалению, не все поставщики поделились с нами информацией относительно инсталляций за 2016–2018 гг., так что о ситуации в целом на этом рынке судить трудно. Напомним, что до 2015 г. включительно мы насчитали 1094 инсталляции новых СТР. Но, исходя из опубликованной информации, общее количество работающих в России CTP составляет 1170–1190 единиц.

Доли российского рынка CTP по производителям — оценка Publish (по состоянию на 1 января 2016 г.). Учитывая, что за последующие три года общее количество инсталляций скорее всего не превысило 100 единиц, доли основных производителей могли измениться максимум на 1–2 процентных пункта

Заключение

Пока офсетная печать пользуется спросом, полиграфистам придётся помнить и о необходимости выводить формы для офсета и, следовательно, решать вопрос о соответствующем оборудовании. Старые устройства вывода устаревают физически и морально, и надо решать, какое новое СТР стоит приобрести. Впрочем, если объём вывода на момент принятия этого решения слишком мал, многие приходят к выводу, что выгоднее обратиться в репроцентр, который предоставит ему готовые формы 2.

Хуже приходится типографиям, у которых нет особого выбора: с одной стороны, объёмы работ падают, с другой — репроцентров рядом просто нет. Интересный вариант решения проблемы предлагает компания «Макцентр», которая поставила в одну из типографий Ульяновска СТР на условиях аренды — это новая практика для российского рынка. Так или иначе, многим печатникам ещё придётся думать о приобретении допечатного оборудования, которое послужит им долгое время — по крайней мере, до тех пор, пока господствующей технологией печати не станет цифровая.

1 Беспроцессная технология распространяется всё шире. Ещё недавно было принято считать, что она выгодна прежде всего небольшим предприятиям, но на неё уже перешла одна из крупнейших книжных типографий России «Парето Принт», а недавно — «Первый полиграфический комбинат» (см. Терентьев И. «Первый полиграфический» снова первый // Publish № 1/2, 2019).

2 О преимуществах варианта с выводом форм на стороне см. Захаржевский Ю. Вывод офсетных форм как услуга 3.0 // Publish № 4, 2018; 

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Уроки будущего

На что вы в первую очередь смотрите, беря в руки книгу, каталог или альбом? Я оцениваю полиграфическое исполнение, сложность технологий, используемые материалы. И только потом заглядываю в содержание. Наверное, это и есть профдеформация.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12