2018.04.09, Автор: Юрий Захаржевский791 прочтений

Вывод офсетных форм как услуга 3.0

Теги: CTP Publish Допечатные процессы Эксклюзив

Вывод офсетных форм как услуга 3.0Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

Последняя обзорная статья о репроцентрах, оборудованных СТР, была напечатана у нас довольно давно — в Publish № 9, 2013 г. Конечно, это не значит, что мы совсем забыли о них: например, в Publish № 1, 2014 г. вышла статья «Собственный формный участок или услуги репроцентра — критерии выбора». А в мартовском номере за 2015 г. на эту тему можно почитать статью А. Езерского «CTP для себя и для репроцентра: каким он должен быть?». Наконец, в Publish № 1, 2016 г. руководители репроцентров изложили свои мнения в статье «Что является главным критерием отказа от собственного формного участка в пользу репроцентра?».

При составлении новой таблицы репроцентров для этой статьи стало очевидно, что лучшие времена для этого бизнеса остались в прошлом. Легко заметить, что пик открытия новых пунктов вывода пришёлся на предкризисные годы. Как следствие, количество строчек в нашей таблице немного сократилось: вместо 19 стало 18. Хотя мы старались обеспечить максимальную полноту обзора, учитывая скрытность некоторых руководителей репроцентров, отдельные компании могли остаться вне поля нашего зрения.

Что изменилось с 2013 г.? Закрылись репроцентры «Паритет» и NextPose — оба, что интересно, были связаны с компаниями-поставщиками. Репроцентр «Акцент» (Москва) стал называться «АТАК». Набор оборудования в компании изменился: все устройства Creo Lotem и Creo Trendsetter теперь заменены на Amsky.

Главный инженер репроцентра «Фото» (Краснодар) Григорий Григорян рассказал, что в парке СТР вместо одного стало два устройства, чтобы обеспечить резерв на случай неисправности.

В новосибирском «Мастер РИПА» появилась еще одна линия на базе CRON UVP-3632 FX+.

Директор «Репрос» Е. Челяков: «Конкуренция, конечно, сказывается: объёмы работ сейчас если и не падают, то и не растут, как раньше. Но тем не менее на месте мы не стоим, постепенно развиваемся»

В компании «Репрос» теперь не два, а четыре филиала: к Казани и Нижнему Новгороду добавились Самара (2013 г.) и, уже в этом году, Ижевск. Как можно заметить по таблице, несмотря на аналогичное оборудование вывода, количество сотрудников в разных городах отличается, поскольку в головном офисе находится бухгалтерия и руководство. Услуга вёрстки предоставляется во всех офисах «Репрос», но персонал для этого имеется только в двух: остальные работают дистанционно.

В 24PrePress (Москва) закрылась вторая точка вывода, но количество оборудования в целом даже увеличилось: год назад было запущено второе устройство Amsky, в результате сейчас в компании имеется пять СТР: три термальных AGFA и два аналоговых Amsky.

«Репроцентр Позитив» (Москва) сосредоточил оборудование в двух офисах (раньше оно располагалось в трёх точках). В этом году компания отмечает девять лет работы. За прошедшее время, как замечает генеральный директор репроцентра Игорь Сретенцев, на рынке многое изменилось, равно как и сама компания. Например, её официальное название: раньше она была известна как «Позитив-Пресс», да и теперь многие по привычке называют её именно так.

На смену бурному росту пришло время, когда следует предпочесть экстенсивному интенсивный тип развития, т. е. обеспечивать рост производства за счёт более эффективной организации производства, внедрения новых технологий.

Наверное, последнюю фразу можно смело распространить на весь сектор.

Вывод офсетных форм как услуга 3.0

 

Пластины

Преобладающую тенденцию по части используемых в репроцентрах пластин выразил Григорян: выбор пластин за прошедшие годы изменился и стал заметно уже. В «Фото», за редким исключением, используются китайские пластины.

Сретенцев отметил, что замена европейских пластин китайскими произошла в 2012–2015 гг. Хотя и сейчас среди клиентов ещё остались ценители брендов, которые верны «европейскому качеству» и принципиально не поменяют Fujifilm или Kodak на любого азиатского игрока.

И. Гудим: «Сейчас у китайцев пошла мода на двуслойные термальные пластины. Верхний слой на них — это маска, которая экспонируется на СТР. Он очень чувствительный, то есть требует малой мощности экспонирования и быстрее “засвечивается”. Нижний слой тиражестойкий, на этих пластинах можно печатать УФ-красками. При этом их цена не намного больше, чем у однослойных пластин»

По оценке директора репроцентра PrintDesign (Москва) Ивана Гудима азиатские пластины уже пару лет назад по объёму уверенно перешагнули половину рынка, а через 10 лет займут 90% рынка. Если же учитывать пластины, произведённые в Азии под мировыми марками, то это произойдёт даже раньше — лет через пять.

Также Гудим высказал предположение, что широко продвигаемая в недавнее время технология CTcP не имеет дальнейших перспектив. Главное преимущество, которое даёт эта технология, — меньшая стоимость пластин. Поэтому, хотя оборудование CTcP стоило дороже термального (хотя сейчас «аналоговые» системы CRON стоят даже дешевле аналогичных термальных, поскольку в их состав не входит «пылесос»), меньшая стоимость материала позволяла компенсировать эту разницу и даже получить прибыль по сравнению с термальными системами. Особенно это было актуально именно для репроцентров, где обрабатываются большие объёмы пластин.

Но сейчас в Китае, как рассказал Гудим, разница в стоимости термальных и CTcP-пластин составляет всего 5–10 центов за квадратный метр. Правда, у продавцов в РФ эта разница достигает уже 20–50 центов, но скоро, вероятно, она станет такой же, как у производителей. Поэтому Гудим считает, что сейчас оборудование CTcP уже не стоит покупать.

М. Селивёрстова: «Любые разговоры с поставщиками о каких-либо новых пластинах мы начинаем только с испытаний пробной партии. При этом мы не вызываем технологов поставщика, потому что сами прекрасно разбираемся в том, какие пластины действительно хорошие (широкий диапазон проявки, скорость засветки и т. д.), а про какие только говорится, что они прекрасны»

Коммерческий директор репроцентра 24PrePress Мила Селивёрстова имеет на этот счёт другое мнение: о сближении цен на термальные и аналоговые пластины разговор идёт уже лет пять, но в России разница в стоимости за квадратный метр до сих пор составляет, по её сведениям, около доллара. При этом типографии сейчас готовы поменять репроцентр из-за разницы в цене пластин 0,3 долл. за квадратный метр. Поэтому, хотя в 24PrePress имеется три термальных устройства и только два СТсР, основной объём заказов сейчас выводится именно на аналоговых Amsky.

Селивёрстова согласна с Гудимом относительно наступления азиатских производителей: «После того как китайцы научились делать двухслойные пластины, мы перестали закупать “европейские”». Сейчас на двухслойных пластинах в 24PrePress выводится всего пара-тройка заказчиков, у которых просто не получается работать на других.

Директор «Мастер РИПА» Илья Аксёнов рассказал, что в этом репроцентре с самого начала делали ставку на технологию СTсР, и этот выбор себя оправдал: производители (в основном китайские) всё это время достаточно серьёзно совершенствовали производство таких пластин и добились хорошего соотношения «цена/качество».

Плёнки

Рынок плёнок, вопреки всему, остаётся стабильным. Плёночная технология широко применяется в шелкографии, тампопечати, флексографии и в офсетных типографиях, в которых часто повторяются одни и те же заказы. Вывод плёнки, по словам Селивёрстовой (24PrePress), всё ещё востребован.

В «Мастер РИПА» плёнки больше не выводят, но лишь потому, что окончательно износились имевшиеся ФНА. Аксёнов говорит, что, если бы существовало новое оборудование для вывода плёнок, то с удовольствием продолжил бы это направление, поскольку спрос в этом секторе имеется.

Репроцентр «Фото» в Краснодаре приобрёл не только новый СТР, но и ещё один ФНА — Creo Dolev 800V3 с проявочным процессором. В результате объём выводимых плёнок удвоился. Гудим тоже констатирует, что плёнки «живы», хотя в последнее время на нашем рынке среди производителей плёнок даже не осталось особого выбора: почти все пользуются AGFA. Можно достать и чисто азиатские плёнки, но разрыв в цене не так велик, чтобы ради него уходить с проверенного материала.

Количество типографий с аналоговыми допечатными процессами уменьшается, но до их полного исчезновения ещё долго. Есть клиенты, которые согласны платить за старую технологию, хотя суммарная цена за вывод плёнки и аналоговые пластины теперь более чем вдвое превышает стоимость термальных пластин для той же самой работы. Стоимость плёнки для репроцентра сейчас составляет около 6 евро за квадратный метр, при этом надо ещё учитывать немаловажную деталь: в среднем около 20% плёнки отправляется в отходы при изготовлении монтажей в типографии. Работу на старой технологии продолжают типографии, которые не хотят ничего менять, так как технологический процесс у них отлажен, а выпускаемая продукция не требует экономии (или они ещё не считают нужным экономить): например, религиозная литература, какие-либо бланки или инструкции для лекарств.

Конечно, плёночная технология имеет то преимущество по сравнению с заказом форм на стороне, что позволяет быстрее перекопировать форму, если она испорчена — например, поцарапана печатником на машине. Но порча форм во многом связана, как считает Гудим, с человеческим фактором. Если в типографии налажен контроль и установлена ответственность за брак, то он быстро сходит на нет.

Бывают и такие случаи, когда клиент стремится переложить на репроцентр свои собственные проблемы: например, предъявляет претензию, почему на одной из печатных секций растровая точка истирается быстрее, чем на других.

Гудим признаёт, что и со стороны репроцентра может быть допущен брак форм, но такие случаи «дорого обходятся, и мы можем позволить себе допустить брак только в малом проценте своей продукции». Хотя порой бывают серьёзные сбои: если, например, на заводе изменили химию полива. Но такие инциденты случаются редко: раз в несколько лет.

Конкуренция

Гудим поведал, что сейчас конкуренция в этом секторе очень острая. В качестве доказательства он приводит тот факт, что, когда прошлым летом цена на алюминий выросла, цены на пластины у производителей подросли на 10–15%. Но при этом на нашем внутреннем рынке цена не выросла, в результате, как считает Гудим, наши поставщики работают практически «в ноль» и таким образом пытаются бороться с конкурентами. Он уверен, что на самом деле в этом нет ничего хорошего: у нас во всей отрасли сложился «рынок покупателя». Из-за этого в итоге теряют все: начиная от уборщицы в типографии и заканчивая её владельцами.

Селивёрстова рассказала, что большинство клиентов сейчас заказывают «самый дешёвый Китай», поскольку репроцентру приходится подстраиваться под запросы заказчиков. Если раньше заказчики ценили качество услуг, их комплексность, то и в 24PrePress использовали самые дорогие двухслойные термальные пластины. И заказчики в те времена выбирали их даже после того, как в ассортименте появились более дешёвые китайские пластины.

Но теперь всё чаще заказчиков волнует лишь вопрос, как снизить расходы, и если они получают предложение от конкурентов с демпинговой ценой, то требуют такой же: «Нам приходится объяснять, что за такую цену мы работать никак не можем, так как всё ещё ценим качество. Мы не будем покупать самые дешёвые пластины, если на них невозможна стабильная работа, только из-за их цены». В 24PrePress стараются работать так, чтобы было как можно меньше брака в работе, будь то вина сотрудников (не уследили за оборудованием, за химией) или производителя пластин. Но часто клиенты уходят, даже заранее зная, что на новом месте качество вывода будет хуже, будет брак форм. Результат в таких случаях бывает разным: иногда клиенты возвращаются, иногда — нет.

Качественное обслуживание клиентов в репроцентре зависит не только от пластин, но и от других факторов. В 24PrePress поменялась система автоматизации работы: работа над учётной базой заказов продолжается и ведётся постоянно, что заметно облегчает работу сотрудников и руководства. Если бы не эта система, репроцентру пришлось бы держать большой штат сотрудников для учёта работ, выставления счетов и отчётов перед заказчиками. Одно из преимуществ 24PrePress, с точки зрения Селивёрстовой, — именно максимальная прозрачность всех процессов для заказчиков: в любой момент они могут получить в личном кабинете отчёт за любой период и понять, на что потрачены их средства, за что им выставили счёт. Некоторые даже отслеживают в личном кабинете готовность заказов (это тоже происходит автоматически) и отправляют своего водителя за формами по мере их готовности. Селивёрстова рассказала, что часто заказчики приходят после сотрудничества с другим репроцентром и жалуются, что не понимают, на что там израсходованы их средства, и даже случается, что бухгалтерия не может объяснить данные в личном кабинете клиента.

В качестве одной из услуг 24PrePress предлагает пробивку пластин: встроенную на устройствах AGFA и ручную на Amsky. Но Селивёрстова считает, что эта ручная пробивка фактически идеальна, поскольку производится по оптическим меткам. А точная пробивка пластины, в свою очередь, позволяет печатникам уменьшить расходы на приладку.

Гудим констатирует, что за последний год конкурентов не убавилось, но и не прибавилось. Количество репроцентров ограничено: по его мнению, на миллионный город может работать не более одного репроцентра.

Положение осложняется тем, что многие типографии, имеющие CTP, пытаются начать работать как репроцентр. По его мнению, в большинстве случаев такие попытки не имеют перспектив: «Следует работать либо как репроцентр, либо как типография. В последние годы, с ухудшением ситуации в отрасли, становится очевидным необходимость полного отделения каждого направления деятельности, чтобы не происходило перетекания ресурсов из эффективного направления в неэффективное. К тому же наличие типографии у репроцентра вызывает недоверие у клиентов».

И. Сретенцев: «Разработанную нами модель пробойника пластин мы не только используем сами, но и предлагаем на продажу. Сейчас они работают, в том числе, и у наших конкурентов. В данный момент мы приняли решение о выходе с этим устройством на европейский рынок и очень жалеем, что пропустили drupa 2016»

«Мастер РИПА» конкуренции со стороны типографий не ощущает: Аксёнов говорит, что клиенты крайне неохотно идут на вывод форм у своих конкурентов.

Сретенцев рассказал, что потребности клиентов заставили в прошлом году вернуть услуги вёрстки. Разумеется, и в этом репроцентре стремятся оптимизировать затраты на расходные материалы, и не только с помощью тщательного выбора среди поставщиков пластин. В 2015 г. «Репроцентр Позитив» заключил контракт с европейским ОЕМ-производителем химических компонентов и теперь самостоятельно готовит из них раствор для проявки.

Парк оборудования этой компании был дополнен автоматическим пробойником для пластин собственного производства. Приводка по оптическим меткам, которая в нём применяется, эффективно компенсирует кривую порезку, которая встречается на азиатских пластинах.

В репроцентре «Фото» количество сотрудников сократилось вдвое: с 12 до 6. С одной стороны, меньше стало операторов, поскольку уменьшилось количество заказов. С другой стороны, в компании оптимизировали бухгалтерскую работу: теперь этой работой занимается сторонняя компания.

Чтобы привлечь и сохранить заказчиков, репроцентрам приходится гарантировать клиентам работу в круглосуточном — или почти круглосуточном — режиме. Так работают все компании, о которых мы рассказали. Например, в репроцентре «Фото» считают своей сильной стороной именно работу без сбоев благодаря дублированию оборудования. К тому же репроцентр работает до полуночи и без выходных — не у всех конкурентов такой график.

В 24PrePress в пиковые часы закружены все пять СТР. Для удобства клиентов репроцентр работает круглосуточно — за исключением ночей с субботы на воскресенье и с воскресенья на понедельник: в это время практически не бывает заказов.

«Мастер РИПА» работает практически круглосуточно (кроме ночей с субботы на воскресенье), а по просьбе клиентов могут вывести и доставить пластины даже в праздничные дни.

Тенденции

Г. Григорян: «Типографии пытаются купить СТР, хотя бы бывшие в употреблении, что тоже не улучшает ситуацию на рынке вывода форм»

Главной причиной возникающих в отрасли проблем Григорян считает экономическую ситуацию в стране. Остальное вытекает из этой ситуации: часть клиентов обанкротилась, часть обеднели, тиражи сильно упали, поэтому репроцентры и вообще полиграфические предприятия «выживают как могут». Типографии также пытаются купить СТР, хотя бы бывшие в употреблении, что тоже не улучшает ситуацию на рынке вывода форм.

Сретенцев также считает, что перспективы сегмента коммерческого вывода напрямую зависят от состояния полиграфической отрасли в частности и экономики страны в целом.

Гудим к проблемам в экономике добавляет перемены на информационном рынке, то есть вытеснение бумажных носителей информации электронными.

Показателем ситуации в отрасли Гудим считает уменьшение количества молодёжи: очень трудно стало стартовать. Теперь в отрасли мало новых людей с новыми идеями. Но, с другой стороны, в этих условиях «старикам» жить проще.

Несмотря на проблемы, загрузка у репроцентров всё ещё вполне достаточна. Например, в PrintDesign за год выводится 120 тыс. м2. Хотя, если бы не проблемы на рынке, этот репроцентр мог бы выводить гораздо больше, поскольку его максимальная производительность составляет около 30 тыс. м2 в месяц, т. е. 360 тыс. м 2 в год.

Надо отметить, что оценка производительности репроцентра — дело не всегда простое. Реальная производительность зависит не столько от паспортной скорости CTP, сколько от чувствительности пластины и очень существенно — от преобладающих форматов пластин.

Суммарная мощность трёх офисов «Репроцентр-Позитив» — 384 пластины в час — позволяет этой компании, по выражению Сретенцева, «взять под крыло» ещё несколько типографий. Проработав логистику, репроцентр поставил перед собой на текущий год задачу стать партнёром типографий в ближайших областях средней полосы России. Это позволит добиться роста, несмотря на сдержанные прогнозы по отрасли в целом.

За последние пару лет, как рассказала Селивёрстова, в 24PrePress появилось много заказчиков из регионов, раньше такого количества не было. Среди них есть типографии из дальнего Подмосковья, из соседних областей и даже из более далёких. Транспортные расходы их, видимо, не пугают: либо у таких типографий вообще нет возможности вывести формы рядом, либо там такая цена, что в Москве заказывать дешевле. Свои же СТР могут себе позволить не все: заказчики репроцентра — это, как правило, небольшие типографии, далеко не все из них в данных финансовых условиях могут позволить себе покупку нового оборудования.

«Мастер РИПА» сотрудничает с типографиями из соседних городов: непосредственно в Новосибирске рынок вывода пластин не очень большой.

PrintDesign работает даже с клиентами, которые расположены довольно далеко: например, этот репроцентр имеет постоянного клиента в городе Бор рядом с Нижним Новгородом. Гудим рассказал, что, если отдать комплект форм в курьерскую службу до 16 часов, то на следующий день около полудня он будет уже у заказчика. Такой же срок доставки в Калугу. А вот до Стерлитамака в Башкирии формы едут два дня. Удобно, что доставка осуществляется «до двери» и контролируется онлайн.

Дальние перспективы

По мнению Сретенцева, последние два-три года в полиграфии нельзя назвать революционными, скорее наблюдается стагнация рынка. Он прогнозирует, что большого роста и впредь ждать не приходится: многие сферы жизни человека трансформируются, впуская в себя все больше и больше электронные носители, вытесняющие бумажную печатную продукцию. Но это не повод «сворачивать лавочку»: в соответствии с названием своей компании, Сретенцев настроен позитивно и уверен, что в полиграфии ещё есть зоны роста, развиваться можно и должно. Для репроцентров всё ещё имеется возможность привлечения типографий, не имеющих возможности потратить значительную сумму денег на покупку/обновление парка допечатного оборудования, а также на его эксплуатацию, обслуживание, ремонт, содержание сотрудников и т. д.

Гудим предсказывает, что уже в скором времени «цифра» станет лидером развития. За двадцать минувших лет требуемые инвестиции в эти технологии упали в десять раз: «Первую ЦПМ для своей типографии мы покупали за 300 тыс. долл., а последнюю — за 30 тыс., при этом последняя намного превосходит первую по всем показателям. Себестоимость по расходным материалам также упала примерно вдвое: с 5–10 центов за цветной оттиск (в зависимости от модели и условий клик-контракта) до 3–6 центов. Это очень значительно!» В результате «цифра» уже съела технологию DI, скоро, по мнению Гудима, съест и весь третий формат офсета. Он считает, что к 2030 г. офсет останется только в первом и более крупном формате. И тогда, конечно, произойдут изменения в секторе репроцентров.

Очевидно, что в сложившейся ситуации руководители малых типографий, составляющие планы на будущее, уже должны принимать во внимание, что новый СТР имеет цену, сравнимую с ценой цветной листовой ЦПМ. И оценивая свои перспективы, да ещё и на фоне сокращения тиражей многих видов продукции, такому руководителю придётся решать: успеет ли он «отбить» покупку допечатного оборудования или уже имеет смысл ориентироваться на цифровое.

Заключение

Возможно, некоторые читатели заметили, что мы приводим мнения не от всех организаций, занимающихся выводом офсетных форм. Некоторые компании не хотят делиться абсолютно никакой информацией о себе. Более того: даже некоторые репроцентры, которые в прошлый раз без проблем общались и давали информацию, в этот раз вдруг стали гораздо «скромнее». Бывают даже случаи, когда репроцентр вовсе не имеет сайта: «Нас и так знают все, кому надо».

Конечно, это их выбор, но мы считаем, что «закрытые» компании, не желающие поведать миру о себе, не имеют в итоге особых преимуществ перед остальными: никакая секретность не защищает от кризисов и даже разорения. Возможно, нежелание делиться информацией у некоторых связано с тяжёлым финансовым положением. Будем надеяться, что в ближайшие годы, пока цифровые технологии ещё не сказали своего решающего слова, офсет всё же продолжит стабильное развитие, а репроцентры с СТР поддержат его.

Несмотря на наступление «цифры», офсет ещё удерживает позиции в некоторых секторах рынка. К тому же в России внедрение серьёзной цифровой техники задерживается по сравнению с развитыми странами, а продукция китайских производителей — как СТР, так и пластины для них — за прошедшие годы уже прошла испытание практикой и показала себя вполне достойно.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus