2013.10.02, Автор: Юрий Захаржевский4075 прочтений

Вывод офсетных форм как услуга 2.0

Теги: Допечатные процессы

Обзор российского рынка репроцентров на базе CTP.

Прошлым летом мы, обнаружив тенденцию к повышению активности в этом секторе, впервые подготовили обзор репроцентров, имеющих на вооружении СТР для вывода офсетных форм (Захаржевский Ю. Вывод офсетных форм как услуга: осторожный оптимизм // Publish № 6, 2012; http://www.publish.ru/articles/201206_19972893). Что изменилось год спустя

Рост: быстрее и больше

В общем и целом развитие этого сектора допечатных услуг идет успешно. Продолжаются тенденции роста интереса к CTcP для аналоговых пластин, а также появления новых репроцентров в регионах. За время, прошедшее с прошлой публикации, некоторые из репроцентров увеличили количество оборудования и даже открыли новые производственные площадки.

М. Селивёрстова: «Мы предпочитаем иметь запас производственных мощностей»

Например, в 24PrePress за прошедший год приобрели два новых СТР. Первое появилось осенью 2012 г.: открылась вторая точка на м. Тульская, под одной крышей со складом «МакЦентр» — там установили такой же аппарат Agfa Avalon N4, как и два предыдущих на площадке у м. Семёновская. А в начале июня этого года на первой площадке было запущено ещё одно СТР другого типа — Amsky Aurora 864 UV для аналоговых пластин. Первый в России аппарат этого производителя, как рассказала коммерческий директор 24PrePress Мила Селивёрстова, был приобретён по двум причинам: «Во-первых, в самые “урожайные” месяцы обе имевшиеся машины были загружены практически полностью. В такие моменты любая поломка даже на одной из машин может привести к тому, что мы подведём заказчиков по срокам. Мы предпочитаем иметь запас производственных мощностей. Во-вторых, есть часть заказчиков, которые в первую очередь стремятся сэкономить, поэтому для них аналоговые формы — неплохой вариант». Опыта работы с новым устройством пока маловато, но сотрудники репроцентра довольны.

Меняется не только «железо»: теперь для заказчиков доступен «личный кабинет», в котором они в онлайн-режиме могут отслеживать готовность заказов, состояние счёта, отчёт по работам за любой период и т. д. Весь процесс автоматизирован: данные в «личный кабинет» вносятся не оператором, а поступают напрямую с RIP Adobe Apogee PrePress, который служит источником файлов для всех имеющихся СТР. Он интегрирован с базой учёта заказов («личный кабинет» является её частью), а база, в свою очередь, интегрирована с программой «1С». Таким образом, весь процесс обработки и учёта заказов автоматизирован. Заказчики активно пользуются возможностями «личного кабинета», а система продолжает совершенствоваться.

Общий объём выводимых 24PrePress форм за прошедший год увеличился: если раньше максимум был около 5000 м2, то теперь — почти 7000. Объёмы сильно меняются в зависимости от сезона, но в среднем получается 5300 м2 за месяц.

На сайте указаны цены на аналоговые пластины, китайский «термал» и термальные пластины производства Agfa. Каждый заказчик сам выбирает более подходящий для него вариант. Пропорция по термальным пластинам сохранилась на том же уровне, что и в прошлом году: приблизительно 55% китайских пластин PNE и 45% Agfa Energy Elite. Правда, на смену PNE TP-1 пришли PNE TP-K. Для нового CТP используются аналоговые пластины того же производителя — PNE UP-K.

Такой же СТР для аналоговых пластин — Amsky Aurora 864 UV — появился недавно и в репроцентре «АКЦЕНТ пре-пресс». Это устройство пришло на смену меньшему по формату и скорости аппарату Kodak Magnus 400, который в ближайшем будущем планируется установить на новой площадке — у партнёра репроцентра компании «МС-Север» (бывший «МакЦентр Север»).

П. Анохин: «Теперь кроме термальной технологии мы используем и UV-пластины»

«Теперь кроме термальной технологии мы используем и UV-пластины, которые более конкурентоспособны ввиду их меньшей стоимости по сравнению с термалом, хотя спрос на термальные тоже есть, и достаточно стабильный»,— рассказывает генеральный директор «АКЦЕНТ пре-пресс» Павел Анохин.

Одна из особенностей «АКЦЕНТ пре-пресс» — наличие устройства сверхбольшого формата Creo Trendsetter VLF. Необычный формат для репроцентров, которые ориентируются, как правило, на малые типографии. Казалось бы, в репроцентре такое устройство будет излишним, но за прошедший год удалось загрузить его заказами: ежемесячно количество больших пластин составляет 1500–2000 шт. Среди клиентов — не только московские типографии, но и заказчики в регионах.

«Конкурировать с нами на данный момент достаточно сложно,— считает Анохин. — Во-первых, мы имеем возможность вывода форм сверхбольшого формата, которой нет ни у одного репроцентра, во-вторых, по производительности также превосходим конкурентов. У нас на одной площадке сосредоточено три устройства, которые способны вывести за сутки более 1800 форм, в т. ч. 1300 — первого формата».

Г. Григорян: «Расширился и формат выводимых форм, и выбор пластин. Появилась и услуга вывода флексографских форм»

Вывод форм VLF организовали и в краснодарском репроцентре с нехарактерным для полиграфистов названием «Фото». Главный инженер Григорий Григорян рассказал, что в компании своими силами модернизировали Creo Trendsetter 800 II с формата 1143×838 до 1206×838 мм. Правда, поправить программу вывода пока не удалось, поэтому одна форма «пишется» два раза: до половины с разных сторон. Это возможно, поскольку изображение не является сплошным по всей площади: формы предназначены для газетного агрегата RO-170 (формат пластин — 1206×836 мм).

Расширился в компании выбор офсетных термальных пластин: теперь клиенты могут выбирать из пластин производства Fuju, Agfa, Kodak, Ipagsa, а также из китайских, цены на вывод которых компания снизила.

Произошла в «Фото» и смена техники. Вместо Creo Trendsetter 400 II приобрели гибридный Kodak Trendsetter NX, с помощью которого делаются как офсетные формы, так и фотополимерные пластины для флексографской печати по технологии Flexel NX. Опыт вывода форм для этого вида печати у «Фото» уже был: ранее там использовали аналоговые фотополимерные пластины. Московские репроцентры, выпускающие офсетные формы, флексографскими обычно не занимаются: вероятно, в Москве достаточно специализированных репроцентров. Хотя не исключено, что при усилении конкуренции начнутся вторжения на «соседскую территорию».

Петербургский «КРОлик» установил второй СТР — снова Cron для аналоговых пластин, но меньшего формата, чем первый.

И. Сретенцев: «В прошлом году мы открыли вторую производственную площадку»

Московский «ПОЗИТИВ-ПРЕСС» в 2012 г. открыл вторую площадку (с устройством CRON UVP-3696 FX+ для аналоговых пластин), а в сентябре этого года открывают третью. Kodak Magnus 800 заменили на Kodak Trendsetter 800 IV (F), купленный на аукционе в США. Такая замена объясняется тем, что Trendsetter — менее капризная и более надёжная машина, ставшая итогом эволюции удачной модели компании Creo. Она уже переболела детскими болезнями за долгий — более 10 лет — срок выпуска. Правда, у неё нет такой опции, как пробивка пластин, но в целом, как считает генеральный директор Игорь Сретенцев, Trendsetter лучше подходит для работы в условиях репроцентра, где загрузка очень плотная, а простои с вызовом специалистов — недопустимая роскошь.

Новые репроцентры появляются и в регионах. Осенью 2011 г. в казанском репроцентре группы компаний «Репрос» был установлен Cron UVP-3648EI+ для аналоговых пластин в комплекте с проявочным процессором, автоподатчиком пластин и стекером. Он зарекомендовал себя как надёжное и простое в эксплуатации решение, дающее реальную экономическую выгоду, поэтому летом 2012 г. аналогичный комплекс оборудования был установлен в репроцентре этой же группы компаний в Нижнем Новгороде.

Воронежский репроцентр «Фотоформ» приобрёл термальный СТР Creo Trendsetter 400 II.

 

Вывод офсетных форм как услуга 2.0

Вывод офсетных форм как услуга 2.0

Конкуренция в регионах: не опоздать бы

В. Кочергин: «Борьба за региональный рынок идёт очень серьёзная»

Воронежская компания «Фотоформ» возникла в декабре 2010 г. на основе существовавшего ещё с 1984 г. предприятия, занимавшегося выводом фотоформ для газетных типографий. Имея на вооружении два фотонабора, новый репроцентр стал выводить плёнки не только для газетной, но и для частных коммерческих типографий. Однако основная доля заказов по-прежнему приходилась на главную типографию города ИПФ «Воронеж» — для газетной печати. Но всё меняется: этот клиент купил один за другим два «фиолетовых» устройства СТР и, таким образом, в мае 2013 г. лишил «Фотоформ» основной работы. «Мы тоже поднатужились,— рассказывает директор репроцентра Владимир Кочергин,— и купили термальную систему СТР. Теперь пытаемся закрепиться на городском рынке услуг по изготовлению фотоформ и офсетных форм. Это совсем не просто, поскольку все более или менее крепко стоящие на ногах типографии уже имеют СТР, к тому же в городе имеется несколько организаций с ФНА, так что конкурентов хватает. Они пока особо не афишируют себя, но со временем, возможно, назовутся репроцентрами. Таких конкурентов, как репроцентры в Москве, у нас пока ещё нет, но бороться с имеющимися за сохранение старых клиентов и приобретение новых всё равно приходится — тем более, что печать в Воронеже не очень активная, а в летние месяцы вообще спящая.

Усиленная конкуренция вынуждает снижать тарифы. О выгодных для нас ценах пока речи вести не приходится — как говорится, не до жиру, только бы выжить. Правда, мы успели появиться с услугой вывода на СТР первыми в городе, если не считать типографий, выводящих формы на сторону. Но им заказы на вывод обычно не отдают — боятся, что уведут клиента. Но конкуренты идут по пятам: рассматривают проекты установки китайских СТР для аналоговых пластин.

Так что борьба за рынок идёт серьёзная. Жаль только, что мы поздно вступили в неё».

Объединили усилия

Заметным событием стало слияние в мае этого года известного репроцентра «Выражайтесь печатно», который первым в России приобрёл устройство СТР для офсетных форм, и компании PRINTDESIGN, которая хорошо известна среди потребителей плёночных фотоформ, но до сих пор не имела СТР. Объединённая компания под названием PRINTDESIGN теперь имеет три площадки. В центральном офисе происходит обработка файлов, изготовление цветопроб на 4 цветопробных комплексах и вывод фотоформ на шести фотонаборныых аппаратах. Южный участок CTP переехал на Нагатинскую улицу. Северный — остался на прежнем месте на Звёздном бульваре.

Компания предлагает полный спектр сервисов и продуктов, включающий в себя, кроме вывода форм, допечатную обработку файлов, генерацию CIP3/CIP4 файлов, цифровую цветопробу, профилирование печатных процессов.

И. Гудим: «В объединённом репроцентре формы выводятся без выходных 24 часа в сутки, на их доставке с утра до вечера заняты 3 автомобиля»

«Для профилирования мы даём типографии шкалу, которую нужно разместить на листе при печати на исследуемом оборудовании и материале,— рассказывает директор объединённого репроцентра Иван Гудим.— Тираж должен печататься на исправном оборудовании по нормам ISO. После этого мы замерим отпечатанные шкалы и рекомендуем компенсационные кривые, которые приблизят печать к стандарту. Затем проводится повторный тест с использованием полученных кривых и изготовление профиля для цветопробы с имитацией изучаемого материала (учитывается, например, желтизна картона, нестандартное растискивание на невпитывающих материалах и т. д.). Но всё это — серьёзная работа для технолога типографии. Ему нужно очень грамотно провести тестовую печать, а затем попытаться сохранить печатный процесс постоянным, поскольку при любом изменении (краски, химия и т. д.) происходит изменение цветопередачи».

Клиенты пользуются этой услугой нечасто, хотя это было бы полезно — как минимум для того, чтобы отладить свой печатный процесс. Например, такое профилирование пришлось проделать, когда у клиента возникли проблемы с утверждением цветопроб, поскольку цветопробу сделали по нормам ISO, а печатали на желтоватом материале. В результате возникли проблемы с розовыми тонами. Также очень полезны профили для печати по прозрачной плёнке и трафаретным белилам (например, при изготовлении двусторонних стикеров).

Среди прочих особенностей обновлённого репроцентра — загрузка файлов в личную ftp-директорию, автоматический расчёт стоимости заказов, фиксация всех переговоров (технической входящей и исходящей информации), мониторинг исполнения заказов в режиме реального времени, автоматическое информирование о ходе работ по e-mail и SMS, «личный кабинет» с балансом и детализация «баланс/заказы» за любой период времени.

Преподнесут на блюдечке?

Перед малыми типографиями время от времени возникает дилемма: организовать собственный участок допечатной подготовки или пользоваться услугами сторонних организаций? Второй путь проще, но надёжен ли он, рентабелен ли? Мнения на это счёт существуют разные.

Гудим считает, что в московской типографии собственное CTP становится рентабельным при объемах потребления свыше 1000 м2 пластин в месяц, если стоимость средств оценивается по ставке рефинансирования ЦБ РФ, а срок амортизации — 5 лет. Но это, по мнению Гудима, теоретический расчёт типа «сферический конь в вакууме», а в реальной жизни можно не окупить устройство за 5 лет и с объёмом 1500 м2 в месяц. А если не повезёт, придётся срочно менять «голову» аппарата, которая может стоить более миллиона рублей.

«Железный аргумент противников вывода в репроцентре — срочная переделка форм. Это, конечно, верно,— соглашается Гудим,— хотя мы и предоставляем такую услугу, как срочная переделка форм, на собственном аппарате это получится быстрее. Но всё имеет свою оборотную сторону: опыт показывает, что чем проще переделать форму — тем чаще возникает потребность в этом, поскольку отношение к ней гораздо менее бережное. Пример из личного разговора с печатником одного из клиентов:

— Часто приходится срочно форму переделать?

— Нет. Если снял приладку, смываю форму и откладываю. Не оставляю на машине в краске, чтобы не засохла, пока обедаю. Это же не наши формы. Их заказывают.

Ещё одно бытующее мнение: “Вот будет у нас свой CTP и проблем с качеством не будет”. Искать причины проблем с качеством стоит до начала инвестирования в следующую единицу оборудования. Решая возникающие технологические задачи, специалист типографии должен проверить все звенья производственной цепи и быть уверенным в качестве и стабильности. Серьёзный препресс-партнёр в виде репроцентра ведёт постоянный контроль своей работы. Для этого есть и оборудование, и специалисты. У нас, например, на каждой площадке есть приборы для измерения растровых элементов на форме — в отличие от большинства типографий, в которых считают нерациональным вкладывать деньги в дорогостоящее измерительное оборудование и его регулярную калибровку.

Мы любим, когда нас тестируют технологи типографий. Готовы вместе проконтролировать формы, пробы, ответить на вопросы. Типография должна быть уверена в работе своего препресс-партнёра».

В типографии «АПФ Алькор» (Москва) при покупке печатной машины сделали ставку на современное автоматизированное оборудование (см. Захаржевский Ю. Быстро и хорошо — это возможно // Publish № 6, 2013; http://www.publish.ru/articles/201306_20013074). А вот вывод форм решили делать на стороне, поскольку печатная машина в типографии только одна и загрузить имеющимися заказами устройство вывода полностью не получится.

Ю. Бохонов: «Нам совсем не приходится имеет дела с пластинами: транспортировкой, проявкой и т. д.?Мне остаётся только выслать заказ и получить готовые формы и файл CIP4»

При выборе репроцентра решили ориентироваться на возможность создания параллельно с формами файлов в формате CIP4. На печатной машине Heidelberg Speedмaster XL 75-5+LX, запущенной в этом году, многие операции выполняются автоматически, что позволяет сократить приладку и экономить бумагу. Чтобы свести приладку к минимуму, этой машине требуется красочный профиль, который создаётся на этапе вывода форм. И вот тут выяснилось, что не все репроцентры могут оказать такую услугу. Можно сказать даже более: практически никто такой услуги не оказывал, поскольку большинство клиентов репроцентров — небольшие типографии, которые, в большинстве своём, ещё не имеют столь современного оборудования, как «АПФ Алькор». Исполнительный директор типографии Юрий Бохонов рассказал, что пришлось поработать с потенциальными исполнителями, чтобы отработать процесс и получать формы надлежащего качества с файлами CIP4. В итоге выбрали для сотрудничества два репроцентра: «ПОЗИТИВ-ПРЕСС» и «АКЦЕНТ пре-пресс». Хотя объём вывода и не очень большой, Бохонов считает, что лучше иметь выбор и подстраховаться на случай проблем у одного из исполнителей.

При выборе пластин испробовали несколько марок, в итоге остановились на пластинах Fujifilm. Они обеспечивают стабильность результатов при невысоком растискивании. «Бюджетные» пластины (и не только китайские, но и некоторые европейские) пока, по мнению Бохонова, не могут обеспечить качества, которое необходимо «АПФ Алькор», поскольку клиенты типографии регулярно повторяют заказы и при этом очень придирчивы к цвету.

Плёнка

Хотя наш обзор посвящён репроцентрам, оснащённым CTP, игнорировать всё ещё существующий бизнес по выводу плёнок мы не стали. Оба сектора тесно связаны. Многие фигуранты предлагают обе услуги, а установку у себя CTP рассматривают как диверсификацию. Все понимают, что в совсем недалёкой перспективе плёнки почти полностью отомрут, сохранившись лишь для специфических приложений. А заказчики просто постепенно переходят с плёнок на формы. Тем более, что репроцентры с CTP подобные процессы только приветствуют.

В 24PrePress объёмы по плёнкам упали и равняются в среднем 560 м2 за месяц. Количество фотонаборов этого репроцентра в таблице уменьшилось с двух до одного, т. к. второй уже почти год отключен и содержится в качестве набора запчастей.

Сретенцев в прошлом году планировал уйти с рынка плёночных услуг до 2014 г. Прогноз сбылся с опережением: ФНА уже продан. Правда, это не означает, что клиент не сможет заказать вывод плёнок: эта услуга всё ещё оказывается (плёнки выводятся у посредников), чтобы клиенту не пришлось пользоваться услугами разных репроцентров. PRINTDESIGN «в наследство» от «Выражайтесь печатно» достался немаленький, но достаточно специфичный пакет заказчиков на плёночные формы. «Много мелких заказов для трафаретных и тампонных печатных машин. Есть специфические заказы, не связанные с полиграфией, — скорее, с оптическими эффектами. Для них выводятся “однобитные тифы” с разрешением 4000 dpi,— перечисляет Гудим. — Есть “лыжники”, которым нужны длинные плёнки — их выводят на капстановом Agfa AccuSet 1000 Plus: старый, но надёжный агрегат. Если резюмировать, то бизнес не скучный. Но в общем и целом наш пакет плёночных заказов постепенно худеет по объёму, но не по количеству клиентов. Грустно, но уходят самые крупные клиенты. Один из них, например, недавно купил СТР. Есть, правда, и новые клиенты, которые “устали” выводить плёнки у себя на фотонаборах или переходят к нам, потому что закрываются репроцентры. Но теперь, после объединения, они могут заказать у нас не плёнку, а готовую форму. Как и те типографии, у которых ломаются собственные СТР».

Технологии

«Фиолетовая» система вывода, которая теперь находится в PRINTDESIGN, так и осталась единственной. Достоинство получаемых на ней форм — устойчивость к самым агрессивным краскам и химии, в т. ч. для УФ-отверждения. Однако более сложная технология получения форм не даёт этой технологии распространиться среди репроцентров, а УФ-машин в России пока не так уж и много (см. рубрику «Опрос номера» на с. 26).

Среди вновь установленных в репроцентрах систем идёт соревнование между термальными и ультрафиолетовыми (CTcP). Если в прошлом году из 19 аппаратов, представленных в нашей таблице, было 4 «аналоговых», то в этом — 10 из 28, то есть их доля увеличилась. И репроцентры, и клиентов привлекает возможность сэкономить на аналоговых пластинах, которые, вопреки давним обещаниям производителей термальной техники, так и остаются пока ещё дешевле термальных.

Перспективы

Увеличение мощностей репроцентров в Москве вызывает, разумеется, усиление конкуренции между ними. Например, в 24PrePress только на одной площадке за сутки могут вывести 1830 форм (плюс 580 на второй), «но где же взять столько работы?» — сетует Селивёрстова.

Конкуренция усиливается и потому, что поставщики продолжают продавать СТР — следовательно, всё больше типографий могут делать формы для себя, да ещё и на сторону.

По мнению Гудима, использование малыми типографиями вывода форм на стороне обусловлено развитием полиграфического бизнеса в целом: «Очевидно, что информационная функция полиграфии постепенно уходит в прошлое, и даже возрастающий объём упаковочной продукции не в состоянии компенсировать эту потерю. Поэтому для большого числа предприятий становится важной оптимизация всех расходов. При этом, однако, нельзя потерять качество и производительность — иначе оптимизация обернётся не экономией, а разорением. Здесь очень важен точный расчёт, и наши клиенты умеют считать свои средства».

Переезд типографий из Москвы в область и соседние регионы пока не пугает репроцентры, поскольку небольшие типографии, которые как раз и являются их клиентами, в основном остаются в городе. К тому же репроцентры, расположенные в Москве, занимаются изготовлением форм и для иногородних типографий. PRINTDESIGN, например, делает формы даже для клиентов в Смоленской области, Твери, Переславле-Залесском. Формы они забирают сами или пользуются курьерскими службами, пассажирскими поездами и автобусами. «С учётом того, что и среди сотрудников репроцентра до 50% могут работать удалённо (обработка файлов, распределение работ по оборудованию, взаиморасчёты и даже контроль качества на основе измерений операторов), регионы — наше будущее»,— считает Гудим.

Разумеется, узкая ниша, в которой работают репроцентры с СТР для офсетных форм, не добавляет уверенности в будущем. Неудивительны поэтому попытки диверсификации бизнеса: например, для воронежского репроцентра «Фотоформ» основная деятельность — изготовление печатных форм. Но есть и дополнительная — полиграфическая. То есть не только типографии могут «подрабатывать» выводом форм на сторону, но и репроцентры — печатью. Конечно, сразу приходит на память «конкуренция с собственными клиентами», но тут ещё надо понимать, вредит ли эта конкуренция в тех или иных обстоятельствах.

Хотя самым логичным для репроцентров было бы развитие в русле цифровой печати: в этом случае они действительно не пересекаются с продуктами, которые печатаются с помощью изготовленных ими форм.

Пожалуй, в этот раз итог можно повести фразой Гудима: «Работать интересно и сложно. “Крутиться” на затухающем рынке российской полиграфии приходится серьёзно».

Статья по теме

Захаржевский Ю. Вывод офсетных форм как услуга: осторожный оптимизм // Publish № 6, 2012; http://www.publish.ru/articles/201206_19972893

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

comments powered by Disqus