2016.02.04, Автор: Игорь Терентьев2397 прочтений

Российский рынок CTP: год антирекордов

Теги: CTP Publish Допечатные процессы Эксклюзив

 

Итоги 2015 г. на рынке CTP для офсета — худшие за всю историю. Сектор сжался до 27 устройств, упав на 58,5%.

Юбилейный, 10-й круглый стол редакции Publish, посвящённый российскому рынку CTP для изготовления металлических офсетных форм, по ряду организационных причин состоялся в заочной форме. Мы предложили всем поставщикам CTP, отметившимся инсталляциями в 2015 г., сообщить подробную информацию в анкетах. На этот раз откликнулись все участники рынка без исключения, но их оказалось только 8 — увы, это первый антирекорд. Так мало поставщиков с инсталляциями на рынке ещё не было: например, в 2014 г. их было 10, в 2013 г. — 12. Минимально и разнообразие производителей — их тоже осталось только 8.

Инсталляциями отметились (в порядке убывания количества и по алфавиту при равных результатах) «НЦ Лоджистик», «МакЦентр», «Терра Принт», «ЯМ Интернешнл», «Гейдельберг-СНГ», ГК «Легион», «ЛОГОМАШ» и «Терем». Общее количество — 27, что сразу на 58,5% ниже, чем годом ранее. И это самый печальный антирекорд 2015 г., отражающий общее плачевное состояние российской офсетной полиграфической индустрии. Падение происходит уже третий год подряд (снова антирекорд), достигнув максимума и превысив показатель 2009 г. (55,6%). Но даже тогда общий объём инсталляций составил 60 единиц, а уже в следующем году начался рост. Если же вспомнить, что после кризиса 2008 г. максимум продаж был достигнут в 2012 г., то за три года непрерывного снижения продажи упали на 80%!

С учётом общей базы инсталляций CTP в России, достигшей по нашим оценкам 1094 единиц, годовое приращение составило всего 2,5%. Очевидно, потребности в модернизации допечатных участков должны быть гораздо больше этой цифры. Говорить можно скорее о том, что у подавляющего большинства офсетных типографий просто нет возможностей инвестировать в новое оборудование — они борются за выживание.

Как мы анализируем рынок CTP

Редакция Publish является гарантом точности и объективности анализа рынка. В этом заинтересованы и все игроки, поэтому с нами добровольно сотрудничают поставщики CTP и представители производителей. Поставщики предоставляют обезличенные данные об инсталляциях, а также рассказывают о примечательных проектах и тенденциях рынка. Участники рынка также помогают нам отслеживать самостоятельные закупки импортного оборудования, осуществлённые типографиями без содействия российских поставщиков.

В «зачёт» нашей сводной таблицы идут только запуски, акты по которым были подписаны на протяжении календарного года. Поскольку основной целью наших исследований является отслеживание роста инсталлированной базы, учитываются только CTP, поставленные в Россию из-за границы. В случае, когда оборудование перепродаётся и запускается внутри страны, не увеличивая общего количества устройств, оно не учитывается.

Стремясь к максимальной точности, мы регулярно уточняем и перепроверяем предоставленные отдельными поставщиками данные. Например, на этот раз по нашей просьбе и на условиях неразглашения полный список клиентов за прошедший год предоставила компания «МакЦентр». Все инсталляции были нами проверены и подтверждены.

Производители и поставщики

Российский рынок CTP:  год антирекордов

Объём продаж CTP за прошедший год настолько мал, что к результатам анализа столь скудной выборки следует относиться с осторожностью — даже единичные продажи оказывают существенное влияние на результаты. Ведь каждая запущенная в этом году система CTP — это 3,7% процента рынка.

Самой популярной маркой среди производителей CTP в России впервые стала китайская Cron — 6 устройств (22,2% рынка). Второе место с 5 CTP делят ещё один китайский производитель Amsky и Heidelberg (по 18,5%), у Kodak — 4 инсталляции (14,8%), у Fujifilm — 3 (11,1%). Следствием такого «размытия» результатов стало снижение доли ведущих марок относительно всего рынка: если на первую пятёрку год назад пришлось почти 91% продаж, то в 2015 г. — только 85,2%. Но, пожалуй, самым примечательным фактом стала максимальная за всю историю доля рынка, захваченная китайскими производителями Amsky и Cron, — 40,7%. И это при том, что в предыдущие два года она уже достигла почти трети — 32% — и вроде бы стабилизировалась на этой отметке. Впрочем, смещение спроса в сторону самых доступных китайских решений было предсказуемо…

Интересно, что при общем снижении продаж отдельным маркам удалось сохранить позиции и даже прибавить: устройств Fujifilm было продано даже на одно больше, чем в 2014 г., осталось неизменным количество инсталляций струйных систем Glunz&Jensen (2) и Screen (1). Удручает результат Agfa — 1 машина. Хотя денежный «вес» одной из двух запущенных в этом году VLF-систем, очевидно, несколько сглаживает горечь потери для производителя и поставщика. Впервые за все годы в России не было продано ни одной системы ECRM. Возможно, на продажах негативно сказалось объявленное в сентябре 2014 г. в США совместное предприятие CRON-ECRM между ECRM Imaging Systems и Hangzhou Cron Machinery & Electronics. Какое-то время дальнейшая судьба американской марки была не ясна — вероятно, кто-то опасался, что ECRM вообще закроет собственную линейку. Но в конце 2015 г. стало известно, что она останется — Mako CTP решили переименовать в ECRM CTP (http://www.publish.ru/news/201612_20088725).

Среди поставщиков результаты ещё более плотные. Впервые ни одному не удалось выйти на двузначные цифры продаж, хотя в 2014 г. таких результатов добились сразу 4 компании. После длительной паузы первое место вернула себе «НЦ Лоджистик», заняв 22,2% рынка, — кроме 4 систем Kodak, состоялись 2 поставки струйных iCTP. Впервые на второе место поднимается «МакЦентр» — 5 CTP (18,5%). Третье место разделили «Терра Принт» и «ЯМ Интернешнл» — каждая из этих компаний установила по 4 устройства (по 14,8%). Далее следуют «Гейдельберг-СНГ», ГК «Легион» и «ЛОГОМАШ» — по 2 CTP. На долю первой пятёрки пришлись 77,8% рынка. Это число можно считать «магическим» — оно всегда находится в пределах 76–80%. Но трём поставщикам всё же удалось улучшить прошлогодний результат — в 2014 г. «Терра Принт» установила только 1 CTP, теперь — 4. На одну машину больше установила «ЯМ Интернешнл». После 1 системы в 2014 г. «ЛОГОМАШ» запустила 2 устройства б/у Heidelberg Suprasetter 75.

Особого смысла в подробном анализе результатов за все годы нет — на них почти не повлияли продажи 2015 г. На одну позицию, оттеснив с 9-го места Lüscher, поднялась Amsky — доля рынка второго по популярности китайского производителя CTP увеличилась с 1,8 до 2,2%.

Среди поставщиков некоторым утешением для «Терем» будет вступление в «Клуб 200» — для этого хватило единственной инсталляции Agfa. Ещё один юбилей — у «ЯМ Интернешнл», разменявшей первую сотню. Впрочем, по информации самой компании это событие случилось раньше — ещё в 2014 г. Вероятно, это связано с тем, что в последние два года «ЯМ Интернешнл» не предоставляла нам данных о своих инсталляциях, и мы учитывали только те, о которых сообщалось в официальных пресс-релизах.

В любом случае положение лидеров рынка принципиально не изменилось — на первых пять поставщиков (включая также ГК «Легион» с 62 инсталляциями) приходится 74% рынка (годом ранее — 74,5%).

Технологии и форматы

Российский рынок CTP:  год антирекордов

В ушедшем году чуть было не случилось ещё одно знаменательное событие, к которому всё шло — лишь одна инсталляция CTP Fujifilm с фиолетовым лазером не позволила говорить о полном уходе этой технологии с рынка. Наметившаяся за последние два года тенденция доминирования термальных CTP принципиально не изменилась — после 63% годом ранее доля рынка снизилась, но осталась на солидном уровне в 59,3%. Также как и твёрдое второе место CTcP для обычных пластин — 29,6% (30,8% в 2014 г.). Получается, что на оставшиеся нишевые технологии приходится 11,1%.

Структура инсталляций по типам пластин коррелирует с популярностью технологий. Но только две из 16 термальных CTP установлены в конфигурации для беспроцессных пластин — переход офсетных типографий на более экологичные технологии в России по-прежнему буксует. Впрочем, если к ним также добавить 2 iCTP, ситуация с точки зрения доли рынка подобных решений окажется даже лучше, чем в 2014 г., когда в сумме количество систем для беспроцессных, свободных от химии и струйных систем составило всего 5. Правда, этот анализ не учитывает CTP, переведённые на работу с более экологичными типами пластин уже в типографиях (см. врезку «Скорое расставание с серебром…»). При этом, как отметили в «НЦ Лоджистик», в России уже есть город, где работают только не загрязняющие окружающую среду беспроцессные системы, — это Магадан.

Что касается форматов, отметим заметное повышение доли 8-полосных CTP — до 40,7% с 24,6% годом ранее. Доля VLF остаётся стабильной — 7,4%, а вот спрос на 6-полосные аппараты (обычно это газетные CTP) упал ещё заметнее, чем вырос на 8-полосные, — до 11,1% с 27,7% в 2014 г.

Скорое расставание с «серебром»…

Узнав о готовящемся в 2016 г. прекращении выпуска серебросодержаших пластин для «фиолетовых» CTP, мы решили прояснить ситуацию. Хотя мы тщательно изучали рынок CTP в России с момента его зарождения, первые пару лет собирали только информацию о том, сколько «фиолетовых» и термальных систем было поставлено, без привязки к типам пластин. К концу 2006 г. «фиолетовых» CTP было запущено 171. Можно предположить, что доля систем для серебросодержащих пластин в этом количестве составляла не менее трети (таково было соотношение по итогам 2006 г.), то есть около 60. В дальнейшем количество таких систем (от Agfa и ECRM), запущенных в России, постоянно снижалось. Последнюю запустили в 2009 г. Всего мы насчитали не менее 77 устройств. Единственным производителем серебросодержащих пластин всё это время была Agfa Graphics.

Поэтому за дальнейшими комментариями мы обратились в российское представительство Agfa Graphics (в его ведении также находится объединённый сервисный центр, обслуживающий CTP Agfa и ECRM). Вот что сообщил руководитель представительства Илья Князев:

— Да, в течение 2016 г. серебросодержащие пластины Agfa LAP-V будут сняты с производства, т. е. на них перестанут приниматься заказы.

Наши поставки (Россия и СНГ) этих пластин значительно сократились, большинство пользователей уже перешло на другие технологии. В основном — на фотополимерную, причём значительная часть — на бесхимическую (более 60%). В 2014–2015 гг. мы проводили специальную кампанию на эту тему (меняли проявки, модернизировали СТР, запускали процесс на новых пластинах). По этой программе переведено порядка 20–25 клиентов, составлявших основной объём потребления (от 12 000 м2 в год каждый). Есть несколько примеров перехода на термальные системы с полной сменой оборудования (например, Можайский полиграфкомбинат), но таких мало. Объём поставок пластин LAP-V уже сильно сократился по сравнению с прошлыми годами и в 2015 г. едва достигнет 150 000 м2. Из них в Россию пошло около 120 000 м2, остальное — в страны СНГ.

Количество оставшихся систем для работы с LAP-V мы оцениваем в 20–25. Из низ 17–20 в России, остальные — в СНГ. Некоторых из них мы рассчитываем перевести на бесхимический «полимер» в 2016 г. (например, такие проекты намечены в Крыму и на Кубани). Остальных переводить смысла нет, так как их объёмы вывода настолько малы, что говорить о модернизации производства не представляется возможным. К сожалению, этим типографиям сейчас в первую очередь приходится думать о том, как выжить.

Типографии и регионы

 

Продолжается снижение спроса на CTP со стороны газетных типографий. Хотя доля приходящихся на них продаж почти не изменилась — 11,1% против 10,8% в прошлом году — речь идёт всего о 3 инсталляциях, причём 2 из них пришлись на одну типографию. Среди объяснений этой тенденции — газетным типографиям сейчас, возможно, тяжелее прочих. Как следствие, многие из них переходят в категорию «смешанных», приобретая листовое оборудование и налаживая выпуск коммерческой продукции. Не случайно, доля продаж в смешанные типографии существенно выросла — до 22,2% (13,9% в 2014 г., 14,3% в 2013 г.). Относительно стабильными можно назвать продажи в репроцентры.

Изменение распределения продаж по регионам показало, что жизнь больше теплится в традиционно сильнейшем Центральном федеральном округе — 44,4%. Такого существенного перекоса инсталляций в пользу центра России в последние годы мы не наблюдали. Очевидно, это говорит об усиливающейся неравномерности развития полиграфии, а также об особенно сложном положении региональных типографий. Но, возможно, в регионы переехали б/у CTP из Центрального ФО — этот аспект остался за рамками нашего анализа.

Примечательные инсталляции

«НЦ Лоджистик» выделяет две инсталляции. Магаданская областная типография приобрела CTP Kodak Achieve T400 в конфигурации под беспроцессные пластины Kodak Sonora XP с комплектом специализированного ПО и сервером. Это второе СТР в городе, оба — беспроцессные системы Kodak. Одной из причин выбора беспроцессной технологии Кодак были её технологическая простота и независимость себестоимости от объёма выводимых пластин. Также было оценено, что Kodak поставляет вместе с CTP сервер с полным комплектом ПО. На выбор повлияло и выгодноее соотношение цены и качества бюджетной модели Kodak Achieve T400.

Другая интересная инсталляция состоялась в типографии «Юлис» (Тамбов). В «НЦ Лоджистик» считают это предприятие ведущим в своём регионе по возможностям, успешности ведения бизнеса, стремлению к внедрению новых технологий и их эффективному использованию. Хотя оно не очень крупное, это не мешает ему занимать ведущие позиции на рынке своего и соседних регионов по ряду направлений. Выбор остановили на модели Kodak Achieve T400 в автоматизированном исполнении с автозагрузчиком без удаления прокладочной бумаги. В этой системе был установлен первый в стране онлайн-пробойник для линейки устройств Kodak Trendsetter/Achieve. На устройстве будут использоваться беспроцессные пластины Kodak Sonora XP. Также впервые в нашей стране предприятие такого масштаба приобрело опцию для автоматизации рабочих процессов в ПО — RBA (Rules Based Automation — автоматизация на базе правил). Эта опция позволяет отслеживать события, которые происходят в системе, и сразу на них реагировать по сценарию обработки этого события. Сценарий можно писать в виде дерева действий с помощью визуального конструктора, а можно — напрямую на языке программирования VBS. Это делает возможности данной опции неограниченными.

Заказчик тщательно подошел к выбору: для демонстрации возможностей ПО были проведены несколькими поставщиками удалённые демонстрации возможностей ПО. Специалисты «НЦ Лоджистик» провели их в режиме вебинара в исполнении ведущих экспертов Kodak.

Новое CTP — второе в «Юлис». Первым было Kodak Magnus 400. Его заменили на новую по схеме trade-in. Поставщик отмечает, что покупатель второго CTP всегда более требователен, чем приобретающие его впервые, и благодарит представителей «Юлис» за их требовательность: «Мы тоже приобрели при этой продаже дополнительный профессиональный опыт».

CTP Amsky Aurora T1200 формата VLF в типографии «Крона+» (Тверь) дорабатывалась специалистами «МакЦентр» после установки

В «МакЦентр» выделяют первую поставку термального CTP Amsky Aurora T1200 формата VLF для производства жестяной упаковки в типографию «Крона+» (Тверь). Это новая модификация термального устройства, установленная в составе полуавтоматической линии. В CTP учтены недостатки первого варианта конструкции, внесены изменения. По опыту промышленной эксплуатации снова потребовалась доработка. Благодаря простоте конструкции и современной элементной базе компоновка электронных блоков внутри устройства была изменена силами специалистов «МакЦентр». Как объяснил Антон Рулёв, внутри этой машины появилось много свободного места с разметкой под крепеж — как последствие выпуска опытной серии: «В УФ-машине, которую мы поставили в прошлом году, а коллеги из “Макхаус” — в начале этого, диоды УФ, поэтому тепло практически не выделяется и не оказывает негативного влияния не термостабилизацию внутри CTP. В термальной же машине диоды мощные, сборки греются. Поэтому мы передвинули платы поближе к приточной вентиляции, улучшили режим их работы. В итоге возникавшая ошибка перегрева была устранена».

В «ЯМ Интернешнл» рассказали, что в крупном полиграфическом комплексе Москвы введён в эксплуатацию автоматизированный участок допечатного оборудования на базе CTP Fujifilm Luxel T-6300S, предназначенный для вывода термальных форм формата B2. Отличительная особенность модели Luxel T-6300S — возможность вывода с разрешением 4000 точек на дюйм, что позволяет выводить формы для лентикулярной печати.

В Ямало-Ненецком автономном округе в конце 2015 г. был запущен новый комплекс CTP Fujifilm Luxel V8 с проявочным процессором для работы с фотополимерными пластинами формата B1. Поставщик подчёркивает, что высокий срок службы «фиолетовых» лазерных диодов, устанавливаемых в Luxel V8, гарантирует стабильную работу комплекса на протяжении долгого времени — это очень важно для типографии, расположенной в регионе, настолько удалённом от инфраструктуры крупных городов.

Среди инсталляций «Терра Принт» Андрей Школьный выделил проект в Казани: «Мы внедрили в “Центре Оперативной Печати” CRON UVP серии 36 с программным обеспечением ElecRoc от компании Founder».

Аппарат Cron, установленный специалистами «Легион» в Боровичской типографии

В ГК «Легион» выделяют инсталляцию CTP Cron TP-2624F с повышенным разрешением — 3600 dpi — для выполнения работ, связанных с защищённой продукцией. Это второй аппарат Cron в типографии, первый был установлен в 2014 г.

Кирилл Королёв также рассказал о проекте модернизации. Одна из типографий планировала покупать 2-й CTP, но в связи с резким падением курса рубля было принято решение повысить производительность имеющегося Cron. В 2015 г. была проведена модернизация — увеличили количество лазеров с 32 до 64. Результат достигнут.

Королёв также отметил важность грамотного и своевременного обслуживания оборудования, пояснив тезис примером из жизни: «Одна из типографий очень долго страдала от проблем с имеющимся Cron (устанавливался другим поставщиком), несколько раз обращались в наш сервис, но, проанализировав цены за работы, по принципу дешевизны выбирали другие компании. Худо-бедно вопросы решали, но подумывали о приобретении 2-го аппарата — для подстраховки. При очередной поломке, когда привлекавшиеся ранее специалисты уже не смогли решить проблему, были вынуждены обратиться в наш сервис. Наши специалисты, помимо устранения поломки, произвели нормальную профилактику и всё доделали. Проблемы закончились. Более того — после того как в типографии посчитали, сколько денег было потрачено на “дешёвый” сервис, был подписан договор о сервисном обслуживании. При очередном контакте для обсуждения покупки 2-го CTP директор сказал, что не видит необходимости: “Ваш сервис всё настроил, CTP работает без нареканий, мы очень довольны, 2-й аппарат нам не нужен”».

«Типография МАКСПРИНТ»: начальник препрес Дмитрий Бирюков и оператор Александра Рыкова с CTP Heidelberg Suprasetter A75

Как сообщили в «Терем», термальная VLF-система CTP Agfa Avalon N24–50S с проявочным процессором Elantrix 125HX была установлена в «Ульяновском Доме печати». Установка новой высокопроизводительной системы позволила закрыть все потребности в печатных формах для большого парка имеющихся рулонных и листовых печатных машин.

Итоги и тенденции

Российский рынок CTP:  год антирекордов

Говоря об итогах работы за год, все поставщики признают, что не удовлетворены результатами. Исключение одно — результат «НЦ Лоджистик» по марке Glunz&Jensen. Две установленные системы (столько же было и в 2014 г.) в компании считают нормальным уровнем продаж подобных нишевых решений. Повторение прошлогоднего результата говорит, что небольшой спрос, который есть на эти машины, мало подвержен внешним колебаниям. Но быть уверенным в его стабильности было бы опрометчиво из-за узкой специализации этого сегмента.

В числе причин продолжающегося падения продаж поставщики называют падение объёмов полиграфического производства, закрытие типографий, рост курсов доллара и евро, дороговизну кредитов. Всё это привело к отмене или заморозке целого ряда проектов по поставке нового оборудования и определённому оживлению на рынке б/у.

В ГК «Легион» отмечают, в начале осени наметилось небольшое оживление, но следующий скачок курса валют остановил всё движение. В «ЛОГОМАШ» (компания поставила две б/у системы Heidelberg Suprasetter 75) констатировали, что считают основной задачей допечатного подразделения продажу нового оборудования. При этом в течение всего года прорабатывались проекты, некоторые из которых были близки к завершающей стадии, но любое колебание валютного рынка сразу отбрасывало любой из них на несколько недель или даже месяцев. А так как в течение года было много подобных валютных колебаний, то к конечной реализации не подошёл ни один проект по новому оборудованию.

А вот как в «НЦ Лоджистик» комментируют итоги и тенденции: «В этом году мы столкнулись с продолжающимся третий год подряд падением рынка, причём по нарастающей. Довольно много типографий прекратили свою деятельность. Из-за этого некоторые приобрели б/у оборудование в хорошем состоянии. Обращает на себя внимание, что у лидера среди марок Heidelberg доля б/у машин в общем итоге — более 40%. При большой инсталлированной базе Kodak значительная часть рынка б/у нашей марки — внутренняя. Не меньше 4 СТР Кодак поменяли своих владельцев внутри страны.

В текущих условиях на покупку нового СТР пошли компании, которые уверенно себя чувствуют и для которых необходимость этой инвестиции уже назрела, у некоторых она планировалась ещё на прошлый год, но была отложена. В ряде случаев покупка мотивирована желанием дублирования.

В существующих сделках важным стал вопрос эффективности. В этих условиях повышается интерес к автоматизированным решениям. Они больше не воспринимаются как “барские забавы”, решение для тех, кому некуда деть деньги, а оцениваются и взвешиваются как инвестиции.

Также есть тенденция, которая не касается прямо СТР, а относится к рынку пластин. Нас она касается в плане нашей статистики, где мы учитываем технологии пластин. Оценка продуктов в плане их эффективности привела к усилению интереса к беспроцессным технологиям. При общем падении рынка пластин (данных по году пока нет) мы имеем рост объёма потребления беспроцессных пластин Кодак Sonora на 17%. Некоторые площадки, запущенные в прошлом в качестве процессных, сегодня перешли на беспроцессную технологию. В основе этого перехода лежит экономический расчёт себестоимости и выгод, которые эта пластина, формально “дорогая” (по стоимости закупки по сравнению с процессной), приносит в печати. В ряде случаев она оказалась конкурентоспособной по сравнению с бюджетными брендами. Есть все основания считать, что эта тенденция сохранится и в следующем году.

Интересная тенденция наметилась в секторе СТР китайского производства и UV-технологии. Если, например, в прошлом году, из 20 проданных СТР китайских марок только одна была термальной (5%), то в этом году — 3 из 11 (27%), а если мы посмотрим на структуру продаж компаний, которые поставляют не только CTP, но и пластины, доля термальных аппаратов будет уже 43%. Одновременно на рынке можно было встретить предложения пластин, когда в рамках одной марки цена термальной и CTcP-пластины отличалась несущественно или не отличалась вовсе.

Всё это позволяет сделать вывод, что связка «UV-технологии и устройства китайских брендов» разрывается. Для конечного пользователя — это безусловный плюс. Типография сможет выбрать решение, которое устроит её в печати, делая её максимально эффективной, а не “сказку” про возврат денег за счёт разницы стоимости пластин. Выбрав СТР определённого бренда, она получит свободу выбора формных решений (и китайских, и европейских), в том числе и беспроцессных. В “НЦ Лоджистик” убеждены, что UV-технологию ждёт судьба фиолетовой — CTcP займёт своё место, но её доля в новых продажах будет постепенно падать.

В «ЯМ Интернешнл» констатировали: «Согласно нашей внутренней оценке в 2015 г. 7 б/у устройств наших японских партнёров (Fujifilm и Screen) сменили своих хозяев внутри РФ, что гораздо больше по сравнению с иными поставщиками. На наш взгляд, это говорит о той самой японской надёжности и доверии к маркам, о которых полиграфисты знают не понаслышке. Нелишним будет добавить, что “ЯМ Интернешнл” не участвовал в данных сделках в качестве продавца.

Основная тенденция рынка в 2015 г. — массовый отказ владельцев полиграфических производств от приобретения нового оборудования, ввиду сильно упавшего курса рубля по отношению к мировым валютам. Также продолжилось закрытие мелких и средних полиграфических производств. Высвободившееся оборудование пользуется спросом у представителей рынка полиграфического оборудования из других стран (в основном с развивающихся рынков), чему, опять же, способствует низкий курс рубля».

Андрей Школьный («Терра Принт») отметил: «Для нас 2015 г. стал более продуктивным в продажах CTP — в отличие от 2014 г. Результат был достигнут за счёт более плотной работы с клиентами».

Перспективы

Что бы ни происходило, мы обсуждаем с поставщиками перспективы и пытаемся найти какие-то основания для оптимизма.

Вот что думают об этом в «НЦ Лоджистик»: «Планы в текущих условиях — вещь неблагодарная. Не думаем, что кто-то год назад ожидал такого масштаба падения рынка. Многое будет зависеть от общего состояния экономики. Мы планируем сохранить или увеличить свою долю рыночных продаж (20–25%), предположительно запустив 8 машин. Также ожидаем укрепления позиций беспроцессных пластин — сегодня они недооценены. Если мы посмотрим на рынок Бразилии, то там объём потребляемых беспроцессных пластин на порядок больше нашего. Это развивающаяся страна с кризисными явлениями, т. е. многие экономические реалии сопоставимы с нашими. Также ожидаем усиления интереса к автоматизированным решениям, особенно после восстановления экономики и роста уровня зарплат».

В «ЯМ Интернешнл» отмечают: «Следующий, 2016 г., пройдёт под знаком drupa 2016. Полиграфисты исторически приурочивают смену оборудования к выставке, планируя оценить новинки, которые компании-производители покажут на выставочной площадке. В текущей сложной экономической ситуации в России и мире сложно прогнозировать развитие полиграфической отрасли в стране. Основной упор следует делать на типографии, срок службы оборудования допечатных участков которых подходит к концу, или тех, кто планируют, воспользовавшись ситуацией, не только обновить допечатный участок, но и модернизировать морально устаревшее программное обеспечение и базу компьютерного оборудования, а также автоматизировать технологические процессы собственного производства.

В наступающем году, к сожалению, продолжится уход с рынка представителей мелких и средних типографий. При этом снизившийся курс рубля и повышенный интерес к б/у оборудованию со стороны иностранных перекупщиков может позволить владельцам таких типографий уменьшить потери при выходе из бизнеса. На внутреннем российском рынке также станет доступно б/у оборудование этих компаний, что в меньшей степени интересно в отношении систем CTP, которые работают с источниками излучения, имеющими ограниченный ресурс, ремонт и замена которых требуют финансовых затрат и не всегда приводят к положительному результату. Не стоит также забывать про уход с рынка серебросодержащих пластин. Пользователи этой технологии вынуждены будут искать пути решения проблемы отсутствия на рынке расходных материалов для своего допечатного участка, переходя на альтернативные технологии и приобретая новое оборудование».

В ГК «Легион» констатировали: «Прогнозировать что-то тяжело — делать это можно только при стабильной экономической и политической обстановке. Если ситуация не будет улучшаться, то приобретать оборудование будут только те, кто окажется в безвыходной ситуации (например, при окончательной поломке имеющегося оборудования), и то, скорее всего, это будет б/у. Планово приобретать оборудование смогут только очень сильные типографии, для которых покупка CTP не очень сильно ударяет по бюджету. А ещё типографии, выпускающие какую-то уникальную продукцию, на которой зарабатываются приличные деньги».

Определённый задел на будущее уже создали себе в «Гейдельберг-СНГ» — в начале 2016 г. состоится запуск двух CTP: Suprasetter A75 DTL в типографии «МГТУ им. Баумана» (Москва) и Suprasetter 106 MCL в типографии «Тверская Фабрика Печати». У поставщика есть солидный фундамент, чтобы в следующем году показать рост.

В «ЛОГОМАШ» заявили: «Мы по натуре оптимисты. К тому же есть несколько факторов, которые с течением времени должны привести к реализации проектов по новому оборудованию. По этим причинам мы видим для себя на ближайший год реализацию 2–3 новых линий CTcP basysPrint».

Со своей стороны добавим — мы тоже всегда стараемся оптимистично смотреть в будущее. В текущих условиях остаётся надеяться, что рынок CTP достиг своего дна, а впереди — стабилизация и даже рост, особенно со второй половины 2016 г., когда после drupa произойдёт традиционное оживление инвестиций типографий.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus