2012.02.091537 прочтений

Пути "ситипизации"

Теги: От редактора Publish

В этом номере публикуются результаты нашего ежегодного и самого подробного независимого исследования российского рынка оборудования для прямого вывода офсетных форм — CTP. С 2006 г. проводим круглые столы с участием поставщиков, оказывающих нам активное содействие. За эти годы накопилась детальная статистика, а в 2011 г. удалось достичь максимального кворума, что обеспечило 100% охват рынка.

Россия подключилась к процессу «ситипизации» позже наиболее развитых полиграфических рынков. Хорошо помню один из своих первых переводов в Publish — замечательную статью Аниты Деннис
«Формальный подход к цифровой печати» (http://www.publish.ru/articles/4394732/text/4040845.html). Дело было в 1996-м (!), а в статье не только описывались варианты реализации прямого вывода форм, но и рассматривался практический опыт их использования. Примечательно, что один из разделов статьи назывался «Похороны плёнки?». В тот момент технология вывода на плёнки и последующего копирования на формы была хорошо отлаженной, обеспечивала устраивающее всех качество, поэтому отказ от неё большинству здравомыслящих специалистов в области допечатной подготовки казался явно преждевременным.

Тем не менее, технология, позволяющая избавиться от нескольких промежуточных этапов и значительно ускорить формные процессы, вызывала большой интерес. Потребовалось время для её становления. Примечательно, что большинство упомянутых Деннис производителей уже канули в Лету, хотя имя Creo (в феврале 2005 г. почти за миллиард долл. её купила Kodak — как раз из-за CTP) помнят все и ассоциируют с технологией термальных CTP.

Ныне CTP уже стала основной и преобладающей технологией подготовки офсетных форм, в том числе в России, где количество инсталляций превысило 800 единиц. Хотя в конце 1990-х и начале 2000-х это не было очевидным — параллельно весьма активно продвигалась идея следующего шага эволюции, на котором CTP было бы интегрировано в офсетную машину.

Логика в таком объединении была: почему бы не ускорить процесс, экспонируя форму прямо в печатной секции? На пике интереса технологией увлекались крупнейшие поставщики — Heidelberg, KBA, Presstek, Ryobi, Screen, Kodak, MAN Roland, Komori, Adast и даже Xerox (и ещё кого-то я наверняка забыл или не знал). Было выпущено и продано несколько тысяч офсетных DI-машин (в т. ч. полуформатных), но в итоге оказалось, что эта ветвь тупиковая. Началом её заката стал отказ в 2006 г. от продвижения DI-машин самого крупного их производителя — Heidelberg. Сейчас в этом списке осталось только два имени — Presstek и Screen. Последняя прямо заявляет, что не собирается развивать технологию, хотя продолжает выпуск машин DI. А у Presstek явно не получается извлечь преимущества из монопольного положения на рынке. После представления в 2010 г. полуформатной DI-машины количество её инсталляций не достигло даже десятка.

Среди причин победы концепции CTP — дороговизна DI и формных материалов, её избыточность при большом парке печатных машин (одно-два CTP перекрывают потребности в формах типографии с несколькими печатными машинами), отсутствие заметных преимуществ DI в скорости и раcпространение цифровой печати в малоформатном секторе. А ведь именно он был основным для сбыта DI.

Что происходит сейчас? Итоги года показали, что «ситипизация» России заметно активизировалась. Это, как ни парадоксально, связано ещё и с тем, что многие небольшие типографии посчитали целесообразным вообще не иметь собственных формных участков. А предприниматели обратили внимание на открывшуюся нишу репроцентров на базе CTP. Толчком для этого, вероятно, стало очередное и весьма существенное подорожание фототехнической плёнки. Производители объясняют его ростом цен на серебро, но причина не особенно важна, факт налицо — подготовка форм «с плёнок» (я бы уже не стал называть способ традиционным) по себестоимости вот-вот сравняется с прямым выводом. Этому способствует и постепенное снижение цен на цифровые пластины, появление выбора недорогих термальных из Китая. Произошёл и всплеск интереса к CTcP — CTP для аналоговых пластин. Но это явление, скорее всего, временное — как только разница в цене между цифровыми и аналоговыми пластинами достигнет определённой пороговой величины, интерес к CTcP пропадёт. Подробности читайте в теме номера…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Перспективы в широком формате

    Хотя читатели Publish в нашем опросе на сайте, прямо скажем, крайне пессимистичны по поводу перспектив покупки широкоформатных принтеров, заметно оживившаяся и подросшая в размерах выставка «Реклама 2019» всё-таки внушает надежду на лучшее. Конечно, если вспомнить FESPA 2019, то до главной российской широкоформатной выставки всё ещё не доехало множество интересных новинок. Но хотелось бы больше о позитивном. Есть, есть хорошие новости!

     

  • Такая разная цифровая этикетка

    Под «цифровой этикеткой» мы обычно подразумеваем цифровой способ её печати и отделки. Именно поэтому в заглавной статье номера речь идёт о новинках в области цифровой печати — ЦПМ и гибридных машинах с цифровыми секциями, а также решениях для отделки с использованием цифровых технологий. Кстати, из заметных новостей с недавней Labelexpo — появление флексомашин со встроенными цифровыми секциями нанесения белого и лака, но без многокрасочной цифровой печати. Жизнь — штука богатая, вероятно, перед кем-то стоят задачи, требующие и таких конфигураций.

     

  • Обложка с клапаном, защита и цифровая печать…

    Выпуская журнал для полиграфистов, мы сами никогда не упускаем случая попробовать что-то новое. На этот раз такую возможность нам предоставили коллеги из «Европапир» вместе со своими партнёрами из Konica Minolta Business Solutions Russia. Хотя в тот момент, когда пишутся эти строки, обложка ещё не напечатана, будем надеяться, что всё получится, как задумано.

     

  • Взгляд Терминатора

    Это был вызов — визуализировать такую сложную тему. «Цифровая трансформация в офсетной типографии» — как это вообще может представить себе дизайнер? К счастью, к моменту выдачи задания Ане Бурлакиной у нас была не только тема номера, но и готовая статья по итогам нашей конференции на выставке Printech 2019. Это помогло Ане, что называется, «войти в тему». Результат вы можете увидеть на обложке этого номера…

     

  • Секрет бестселлера

    Самая быстро продаваемая книга этого года в категории небеллетристической литературы в Великобритании — Pinch of Nom (чтобы перевести правильно название, надо бы почитать саму книгу) — родилась из страницы в Facebook с более чем 1,4 млн подписчиков, посвящённой недорогим рецептам здоровой пищи. Итог: за первые три дня в мае распродано 210 506 экземпляров!

     

  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     


comments powered by Disqus