2012.02.091137 прочтений

Пути "ситипизации"

Теги: От редактора Publish

В этом номере публикуются результаты нашего ежегодного и самого подробного независимого исследования российского рынка оборудования для прямого вывода офсетных форм — CTP. С 2006 г. проводим круглые столы с участием поставщиков, оказывающих нам активное содействие. За эти годы накопилась детальная статистика, а в 2011 г. удалось достичь максимального кворума, что обеспечило 100% охват рынка.

Россия подключилась к процессу «ситипизации» позже наиболее развитых полиграфических рынков. Хорошо помню один из своих первых переводов в Publish — замечательную статью Аниты Деннис
«Формальный подход к цифровой печати» (http://www.publish.ru/articles/4394732/text/4040845.html). Дело было в 1996-м (!), а в статье не только описывались варианты реализации прямого вывода форм, но и рассматривался практический опыт их использования. Примечательно, что один из разделов статьи назывался «Похороны плёнки?». В тот момент технология вывода на плёнки и последующего копирования на формы была хорошо отлаженной, обеспечивала устраивающее всех качество, поэтому отказ от неё большинству здравомыслящих специалистов в области допечатной подготовки казался явно преждевременным.

Тем не менее, технология, позволяющая избавиться от нескольких промежуточных этапов и значительно ускорить формные процессы, вызывала большой интерес. Потребовалось время для её становления. Примечательно, что большинство упомянутых Деннис производителей уже канули в Лету, хотя имя Creo (в феврале 2005 г. почти за миллиард долл. её купила Kodak — как раз из-за CTP) помнят все и ассоциируют с технологией термальных CTP.

Ныне CTP уже стала основной и преобладающей технологией подготовки офсетных форм, в том числе в России, где количество инсталляций превысило 800 единиц. Хотя в конце 1990-х и начале 2000-х это не было очевидным — параллельно весьма активно продвигалась идея следующего шага эволюции, на котором CTP было бы интегрировано в офсетную машину.

Логика в таком объединении была: почему бы не ускорить процесс, экспонируя форму прямо в печатной секции? На пике интереса технологией увлекались крупнейшие поставщики — Heidelberg, KBA, Presstek, Ryobi, Screen, Kodak, MAN Roland, Komori, Adast и даже Xerox (и ещё кого-то я наверняка забыл или не знал). Было выпущено и продано несколько тысяч офсетных DI-машин (в т. ч. полуформатных), но в итоге оказалось, что эта ветвь тупиковая. Началом её заката стал отказ в 2006 г. от продвижения DI-машин самого крупного их производителя — Heidelberg. Сейчас в этом списке осталось только два имени — Presstek и Screen. Последняя прямо заявляет, что не собирается развивать технологию, хотя продолжает выпуск машин DI. А у Presstek явно не получается извлечь преимущества из монопольного положения на рынке. После представления в 2010 г. полуформатной DI-машины количество её инсталляций не достигло даже десятка.

Среди причин победы концепции CTP — дороговизна DI и формных материалов, её избыточность при большом парке печатных машин (одно-два CTP перекрывают потребности в формах типографии с несколькими печатными машинами), отсутствие заметных преимуществ DI в скорости и раcпространение цифровой печати в малоформатном секторе. А ведь именно он был основным для сбыта DI.

Что происходит сейчас? Итоги года показали, что «ситипизация» России заметно активизировалась. Это, как ни парадоксально, связано ещё и с тем, что многие небольшие типографии посчитали целесообразным вообще не иметь собственных формных участков. А предприниматели обратили внимание на открывшуюся нишу репроцентров на базе CTP. Толчком для этого, вероятно, стало очередное и весьма существенное подорожание фототехнической плёнки. Производители объясняют его ростом цен на серебро, но причина не особенно важна, факт налицо — подготовка форм «с плёнок» (я бы уже не стал называть способ традиционным) по себестоимости вот-вот сравняется с прямым выводом. Этому способствует и постепенное снижение цен на цифровые пластины, появление выбора недорогих термальных из Китая. Произошёл и всплеск интереса к CTcP — CTP для аналоговых пластин. Но это явление, скорее всего, временное — как только разница в цене между цифровыми и аналоговыми пластинами достигнет определённой пороговой величины, интерес к CTcP пропадёт. Подробности читайте в теме номера…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     


comments powered by Disqus