2012.02.09962 прочтений

Пути "ситипизации"

Теги: От редактора Publish

В этом номере публикуются результаты нашего ежегодного и самого подробного независимого исследования российского рынка оборудования для прямого вывода офсетных форм — CTP. С 2006 г. проводим круглые столы с участием поставщиков, оказывающих нам активное содействие. За эти годы накопилась детальная статистика, а в 2011 г. удалось достичь максимального кворума, что обеспечило 100% охват рынка.

Россия подключилась к процессу «ситипизации» позже наиболее развитых полиграфических рынков. Хорошо помню один из своих первых переводов в Publish — замечательную статью Аниты Деннис
«Формальный подход к цифровой печати» (http://www.publish.ru/articles/4394732/text/4040845.html). Дело было в 1996-м (!), а в статье не только описывались варианты реализации прямого вывода форм, но и рассматривался практический опыт их использования. Примечательно, что один из разделов статьи назывался «Похороны плёнки?». В тот момент технология вывода на плёнки и последующего копирования на формы была хорошо отлаженной, обеспечивала устраивающее всех качество, поэтому отказ от неё большинству здравомыслящих специалистов в области допечатной подготовки казался явно преждевременным.

Тем не менее, технология, позволяющая избавиться от нескольких промежуточных этапов и значительно ускорить формные процессы, вызывала большой интерес. Потребовалось время для её становления. Примечательно, что большинство упомянутых Деннис производителей уже канули в Лету, хотя имя Creo (в феврале 2005 г. почти за миллиард долл. её купила Kodak — как раз из-за CTP) помнят все и ассоциируют с технологией термальных CTP.

Ныне CTP уже стала основной и преобладающей технологией подготовки офсетных форм, в том числе в России, где количество инсталляций превысило 800 единиц. Хотя в конце 1990-х и начале 2000-х это не было очевидным — параллельно весьма активно продвигалась идея следующего шага эволюции, на котором CTP было бы интегрировано в офсетную машину.

Логика в таком объединении была: почему бы не ускорить процесс, экспонируя форму прямо в печатной секции? На пике интереса технологией увлекались крупнейшие поставщики — Heidelberg, KBA, Presstek, Ryobi, Screen, Kodak, MAN Roland, Komori, Adast и даже Xerox (и ещё кого-то я наверняка забыл или не знал). Было выпущено и продано несколько тысяч офсетных DI-машин (в т. ч. полуформатных), но в итоге оказалось, что эта ветвь тупиковая. Началом её заката стал отказ в 2006 г. от продвижения DI-машин самого крупного их производителя — Heidelberg. Сейчас в этом списке осталось только два имени — Presstek и Screen. Последняя прямо заявляет, что не собирается развивать технологию, хотя продолжает выпуск машин DI. А у Presstek явно не получается извлечь преимущества из монопольного положения на рынке. После представления в 2010 г. полуформатной DI-машины количество её инсталляций не достигло даже десятка.

Среди причин победы концепции CTP — дороговизна DI и формных материалов, её избыточность при большом парке печатных машин (одно-два CTP перекрывают потребности в формах типографии с несколькими печатными машинами), отсутствие заметных преимуществ DI в скорости и раcпространение цифровой печати в малоформатном секторе. А ведь именно он был основным для сбыта DI.

Что происходит сейчас? Итоги года показали, что «ситипизация» России заметно активизировалась. Это, как ни парадоксально, связано ещё и с тем, что многие небольшие типографии посчитали целесообразным вообще не иметь собственных формных участков. А предприниматели обратили внимание на открывшуюся нишу репроцентров на базе CTP. Толчком для этого, вероятно, стало очередное и весьма существенное подорожание фототехнической плёнки. Производители объясняют его ростом цен на серебро, но причина не особенно важна, факт налицо — подготовка форм «с плёнок» (я бы уже не стал называть способ традиционным) по себестоимости вот-вот сравняется с прямым выводом. Этому способствует и постепенное снижение цен на цифровые пластины, появление выбора недорогих термальных из Китая. Произошёл и всплеск интереса к CTcP — CTP для аналоговых пластин. Но это явление, скорее всего, временное — как только разница в цене между цифровыми и аналоговыми пластинами достигнет определённой пороговой величины, интерес к CTcP пропадёт. Подробности читайте в теме номера…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Учиться нельзя отказаться
     

    Вспоминается старый анекдот (очевидно, сочинённый русским, потому что на английском такая игра слов невозможна). Учительница английского языка в итальянской школе в Нью-Йорке: «Дети, а теперь я продиктую вам предложение, от которого вы не сможете отказаться»…

     

  • Большой выставочный
     

    Так получилось, что на май пришёлся пик интересных полиграфистам международных выставок этого года. Выставку Interpack посетило 170 500 человек, проходящую раз в четыре года China Print 2017 — около 180 тыс. (столько было в 2013 г. с примерно такой же площадью экспозиции; данных о посетителях этого года пока не опубликовано), FESPA 2017 — 20 456. На каждой из этих выставок были гости из России, но их количество организаторами обычно не объявляется, поскольку посетителей из нашей страны никогда не бывает особенно много. Скорее всего речь идёт о нескольких сотнях человек в Дюссельдорфе и Пекине и нескольких десятках — в Гамбурге. Мы видим свою задачу в том, чтобы рассказать читателям, не сумевшим выбраться за границу, о наиболее интересных и важных показанных новинках, а также обозначить некоторые тенденции.

     

  • Горячий формат
     

    Широкоформатная цифровая печать набирает вес. В контексте нашей отрасли — это в первую очередь оборудование, позволяющее печатать интерьерное оформление и разнообразную «наружку», а также изготавливать множество другой продукции — от сувениров и футболок до автографики и огромных баннеров, порой украшающих целые небоскрёбы или стадионы.

    Нет ничего удивительного, что выставка FESPA, когда-то организованная для демонстрации возможностей специальных (читай — нишевых) видов печати, сейчас испытывает небывалый подъём. Широкоформатная струйная печать всего за два десятка лет поставила всю отрасль с ног на голову — теперь она является доминирующей технологией, а трафаретная, тампонная, крупноформатная офсетная и прочая экзотика скромно переместились в категорию нишевых.

     

  • Фотокниги: «блочные» тонкости
     

    В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

     

  • Воспоминания о будущем печати
     

    Будучи на выставке Hunkeler Innovationdays 2017, которая проводится уже полтора десятка лет и неуклонно растёт, я задал двум представителям производителей оборудования вопрос: «А вы замечали, что из России сюда приезжает больше представителей офсетных типографий?» Ответ был однозначным: «Нет». Получается, за парой исключений (в России уже есть целых две коммерческих типографии, оснащённых рулонными струйными ЦПМ для двусторонней печати) больше никто из офсетчиков особенно не думает о внедрении по-настоящему промышленной «цифры»? Наверное, у наших крупных офсетных типографий всё в порядке с заказами, а будущее легко и безоблачно…

     

  • «Цифровой» белый как двигатель прогресса
     

    Вспоминаю разговор, состоявшийся всего пару лет назад на дилерской конференции крупного дистрибьютора офисного печатного оборудования. Опытный и технически грамотный специалист известного производителя принтеров удивил меня вопросом: «А кому вообще нужен белый тонер в принтерах?» Вопрос его с колокольни компании, в первую очередь сфокусированной на рынке офисной техники, был вполне справедлив. Довольно сложно представить себе, кому в повседневной офисной работе действительно может понадобиться возможность печати белым тонером. Белым по белому? Вы в своём уме вообще? Можно сказать, что идея темы номера «Цифровой белый» зародилась именно тогда…

     


comments powered by Disqus
301 Moved Permanently

301 Moved Permanently


nginx/1.4.1