2005.02.03, Автор: Михаил Иванюшин2594 прочтений

Вёрстка: идеи, советы, приёмы

Теги: Рабочий цех Publish

У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка - дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то.

У всех есть свои методы, находки, способы сделать какую-то операцию быстро, изящно. Поделитесь идеями! Вёрстка — дело интересное и захватывающее. Расскажите, какими приёмами вы пользуетесь. И не важно, сами вы их придумали или узнали от кого-то. Если поймаете кураж и найдёте смелость рассказать о них миру, обязательно кому-то эти рекомендации будут интересны, как когда-то они стали интересными для вас. Присылайте советы по адресу m_ivanyushin@hotmail.com. За каждый опубликованный совет журнал Publish будет выплачивать вознаграждение.

О типографике диагональных дробей

Разработчики латинских шрифтов предусмотрели в гарнитурах несколько символов дробей (рис. 1А). Обратите внимание, что в этих символах наклон и высота наклонной черты дроби и линии в знаке процента одинаковые.

Но на практике требуются и другие значения дробей. Можно, конечно, значения числителя и знаменателя отделять одно от другого косой чертой (способ остался со времён машинописного набора), но такие дроби плохо смотрятся. Чтобы в программе QuarkXPress делать дроби, похожие на рис. 1А, для неё разработано расширение Type Tricks. Оно добавляет в меню StyleёType Style команду Make Fraction. На рис. 1Б показано действие этого расширения.

Очевидно, что полученные дроби смотрятся менее красиво. Причина — на клавиатуре машин, работающих под Windows, есть знак наклонной черты (его название Solidus, Alt-код — 0047, шестнадцатеричный — 2F), но он не гармонирует с наклонной линией знака процента. На рис. 1Б видно, что линия начинается ниже линии шрифта, это также смотрится плохо. Поскольку лучше уж иметь такие дроби, чем просто отделять цифры числителя и знаменателя косой чертой, разработчики расширения Type Tricks закрыли глаза на эту дисгармонию.

Но можно быстро сделать все дроби после работы Type Tricks такими же аккуратными, как и на рис. 1А. Для этого надо заменить текущий знак наклонной черты на знак наклонной линии дроби +0164 (шестнадцатеричный код 0х64) из гарнитуры Symbol (рис. 1В). Функция Find/Change без галочки в поле Ignore Attribute позволяет выполнить в дробях эту замену по всему макету.

Для программы InDesign также есть подобное расширение для шрифтов TrueType и PostScript. Его можно скачать с www.danrodney.com. Разработчик скрипта исходил из того, что во всех латинских гарнитурах есть как клавиатурный знак наклонной черты, так и знак дроби Fraction Bar (U+2044), отсутствующий на клавиатуре. В процессе работы утилиты Solidus заменяется на Fraction Bar. К сожалению, в русских гарнитурах нет символа Fraction Bar, и с нашим языком эта программа не работает. А знакоместо с кодом (U+2044) в раскладках русских шрифтов пустое, и, если в нём поместить знак дроби, скрипт будет полезен и для русского языка.

Подсказка вида шрифта

Если при просмотре в панели измерений списка установленных шрифтов в программе QuarkXPress удерживать нажатой , название каждой гарнитуры будет отображаться символами этого шрифта. Это верно и для просмотра шрифтов в меню StyleёFont. Но есть более совершенный способ выбора шрифта: выделите текст в полосе набора и начните перебирать гарнитуры в панели измерений при нажатых клавишах и — написание выделенных слов будет меняться. Если при этом удерживается ещё и , то и имя гарнитуры в панели измерений отображается выбранным шрифтом. Это очень удобно, и в 6-й версии фирма пошла дальше: теперь вид выделенного текста всегда изменяется при переборе названий шрифтов в полосе измерений, удерживать и больше не нужно.

Забытый параметр вёрстки

В 80-х годах в двух московских типографиях использовалась исчезнувшая ныне американская программа книжной вёрстки Magna Page. Фирма Berthold продавала её под названием Syntax. Она работала под MS-DOS, а результат вёрстки выводился на фотоавтомат.

В современных пакетах есть те же установки, которые в Magna Page определяли вид вёрстки, — число идущих подряд переносов, вид буквицы и пр. В InDesign появилась и существовавшая в той программе возможность сдвигать кавычки, знаки переноса, запятые за пределы полосы набора — теперь это называется оптическим выравниванием знаков. Но один параметр оказался забыт — в Magna Page можно было запретить разрывать переносом последнее слово в последней строке страницы. В этой установке есть смысл — разрыв знаком переноса слова на последней строке нечётной страницы несколько замедляет чтение.

Поскольку наша рубрика — это не только советы, но и идеи, то, может, кто-нибудь из знатоков Apple-Script напишет программу, реализующую эту идею… На мой взгляд, в InDesign такая возможность есть.

В меню TypeёInsert Special Cha-racter выбор позиции Discretionary Hyphen ставит в текущей позиции курсора мягкий перенос. Если он стоит в начале слова, оно переносами не разбивается. Если бы скрипт находил последнее слово на странице и ставил перед ним знак мягкого переноса, переносов в последних строках не было бы. Но мягкий перенос может ставиться и при вёрстке в пространстве полосы, а при внесении правки слова, стоявшие в последней полосе, могут сдвинуться и даже оказаться в других строках. Как отличить мягкий перенос, поставленный ранее перед последним словом на странице, от такого же знака, поставленного по иным соображениям? Просто. Указателем последнего слова в строке должен быть не один, а два подряд идущих мягких переноса. Скрипт запускается после каждой правки текста. Сначала он пробегает по тексту и уничтожает все двойные знаки мягких переносов. Затем ищутся последние слова в строках, и перед ними ставятся два этих знака.

Работа с бланками

Иногда необходимо сделать по образцу бланки с большим числом клеток и линеек. Но как ни вымеряй, перенося измерения в программу, всё же хочется наложить результат вёрстки на оригинал, чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Имеющаяся в программах QuarkXPress и InDesign возможность работы со слоями позволяет легко в процессе работы сравнивать вёрстку и оригинал. Отсканируйте переданный на вёрстку бумажный документ и поместите результат в слой. Макетируйте бланк в другом слое — теперь повторить его несложно.

Слои позволяют работать с бланками и по-другому: хранить в одном слое, а заполнять поля в другом, объединяя слои перед выводом на печать.

Картинка рядом с текстом

В QuarkXPress есть возможность помещать картинку как символ в вёрстку: сначала в режиме Item Tool скопируйте иллюстрацию в буфер, затем в режиме Content Tool поместите содержимое буфера в строку текста. Если интерлиньяж текста не автоматический, он не изменится после помещения картинки, и она накроет верхние строки. В режиме Auto строки раздвинутся на высоту помещённой иллюстрации.

Оказывается, эта замечательная возможность позволяет помещать иллюстрации не только в тексте, но и рядом с ним. Можно размещать на полях картинки, сноски, текстовые комментарии. Примерно так, как это сделано на рисунке.

Вот как этого добиться. Допустим, текст набран с абзацным отступом 3 мм, ширина иллюстрации 20 мм, расстояние между ней и текстом должно быть 10 мм. Рисуем на полях бокс шириной 20 мм, помещаем в него картинку, масштабируем, затем увеличиваем ширину этого бокса на сумму абзацного отступа и расстояния между картинкой и текстом. В нашем случае ширина бокса станет 33 мм. Копируем этот бокс в буфер и помещаем в начало абзаца. Чтобы сместить иллюстрацию влево за пределы текстового бокса, выделите его и на вкладке Runaround окна Modify (ItemёRunaround… Ctrl+T) в окне Left введите со знаком минус ширину бокса с картинкой в миллиметрах. За счёт отрицательного значения сдвига картинка ушла из текста. Важно, чтобы текстовый и иллюстрационный боксы пересекались, поэтому метод хорошо работает, когда в тексте есть абзацный отступ.

Точно так же можно поступить и с текстовым боксом. На рисунке в него помещена сноска. Ширина бокса задаётся, как и для иллюстрационного, а правый отступ для текста (StyleёFormats…, поле Right Indent) в нашем случае должен быть 10 + 3 = 13 мм.

Чтобы боксы с картинкой или текстовым комментарием были рядом с тем абзацем, к которому они относятся, привязывать надо к началу следующего абзаца. На рис. 2 картинка привязана к началу абзаца «Допустим, текст…», а текстовый бокс — к последнему знаку параграфа.

Привязанные к тексту боксы за пределами текстовой полосы
Когда боксы привязаны таким способом, при внесении правки в текст XPress иногда забывает обновить отображение картинок на экране — поможет вкл./выкл. направляющих клавишей .

 

Ведущий рубрики: Михаил Иванюшин (m_ivanyushin@hotmail.ru)

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus