101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

  • Михаил Сартаков
  • 20 октября 2022 г.
  • 3153
У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

«То, что вам так долго не разрешали родители, теперь доступно!»

Рассудите сами. Объём цветового охвата в идеале по международному стандарту печати (в реальности — на 10% меньше) для триадной печати равен 409 тысячам кубических дельта Е (ΔE³ — общепринятая колориметрическая единица измерения объёма цветового охвата). Объём охвата в старых ЭЛТ-мониторах и в современных дисплеях sRGB равен 833 тысячам ΔE³. Объём охвата для устройств профессиональной работы с изображениями Adobe RGB равен 1 миллиону 209 тысячам ΔE³. Из приведённых цифр очевидно, что многие насыщенные цвета в стандартных моделях RGB на краю охвата не могут быть переданы на бумаге в стандартной триадной офсетной печати. В офсетной печати были попытки расширить охват за счёт зелёного и оранжевого триадой Hexachrome (CMYKOG), но такой способ шестикрасочной печати не нашёл широкого распространения в силу того, что не было создано доступных массовых компьютерных инструментов для подготовки изображений к такой печати.

Эволюция триадных красок CMYK в сторону увеличения насыщенности и светлоты проходила крайне медленно, пигменты с такими чистыми спектральными характеристиками были слишком дороги для массового производства офсетной краски — они использовались в косметике и в дорогих чернилах струйных принтеров. Однако кое-какие подвижки всё же произошли, и наряду с тёмными ненасыщенными красками в офсете уже можно встретить современные непривычные краски высокой насыщенности и светлоты, помыслить о которых ещё несколько лет назад было невозможно. И это не высокопигментированные краски — тоже провалившаяся в офсете идея: сам по себе грязный ненасыщенный пигмент не становится спектрально чище от того, что его в краске меньше или больше. Речь идёт именно о том, что само производство пигментов шагнуло на новый уровень спектральной чистоты, светлоты и насыщенности, и раньше всех эта тенденция проявилась в струйной печати (в продуктах Epson, как флагмана огромных цветовых охватов), далее — в тонерах для электрографических ЦПМ, и только потом — в традиционном офсете.

Цветовой охват 460 тыс. ΔE³ (113% от фогры 39), ЦПМ позиционируется как цветопробная (может имитировать стандартный офсет)
Большой цветовой охват ЦПМ 536 тыс. ΔE³ (131% от фогры 39) с прицелом на RGB-workflow

На сегодня в ЦПМ тонеры с большим цветовым охватом 500–600 тыс. ΔE³ даже по цене стали не намного дороже тонеров с традиционным офсетным охватом 400 тыс. ΔE³. Формы цветовых охватов различных ЦПМ сильно различаются. Одни ЦПМ ориентируются на цветопробную точность для допечатки тиражей вслед за обычным офсетом, и фигура гексагона охвата близка к офсетной, только немного насыщеннее во все стороны. Другие ЦПМ ориентируются в первую очередь на RGB-workflow и особое внимание уделяют насыщенным бинарам CM MY CY и повышенному объёму цветового охвата! К слову сказать, в традиционном триадном офсете синий бинар — наиболее «тухлый» и ненасыщенный из всех трёх бинаров. На сегодня из доступных способов печати с высоким цветовым охватом можно выделить именно цифровую электрографическую печать небольшими тиражами, струйная печать пока дороже, в офсетной печати расширение охвата плашки возможно с применением дополнительной смесевой краски Pantone (или нескольких, насколько секций хватит у печатной машины) и, как правило, плашечным (спотовым), а не полутоновым растровым нанесением. Полутоновое нанесение пантонов плохо предсказуемо в массовых программах типа Adobe Photoshop, особенно — в смеси с полутонами других триадных красок или других полутоновых пантонов. В силу ряда этих и других ограничений принято печатать пантоны лишь плашками, а не растром и без наложений. Зато в веере образцов Pantone около четверти всех представленных смесевых красок превосходят, и порой значительно, по цветовому охвату триадную печать. Тот же роскошный синий Reflex Blue с совершенно особенным насыщенным синим пигментом невозможно получить смесью голубого и пурпурного в триадной печати. Краски веера или библиотеки Pantone в охвате триадной печати и за охватом триадной печати для разных типов бумаг [перечислены поимённо по ссылке]. Конечно, печать триады плюс пантон делает производство оттиска дороже, поэтому зачастую имеет смысл использовать пантоны из меньшего списка — те, что позволяют достигать более высокой насыщенности, чем смеси (наложения растровых полутонов или плашек) триадных красок.

Но вернёмся к ЦПМ и RGB. В настройке цвета цифровой печатной машины можно придерживаться разных правил, в отличие от офсета. Традиционный офсет стандартоцентричен, цвет красок там регламентирован и варьируется не сильно между марками краски и производителями. По стандарту же в офсете принято печатать предсказуемо в соответствии с цветовыми профилями по колориметрическим данным Fogra, простенькие профили Photoshop сам установит в систему, профили покачественнее от ECI.org надо будет скачать и установить самому . Цифровой офсет может как повторять традиционную офсетную печать, так и на некоторых ЦПМ печатать много лучше по объёму цветового охвата: всё дело лишь в возможностях тонера и соответствующих настройках управления цветом в ЦПМ. Можно разделить варианты настроек цветопередачи в контроллерах ЦПМ по четырём различным типам:

1) Имитация стандартного офсета. На такое способно большинство ЦПМ, а некоторые даже специально ориентируются на максимально возможную, почти цветопробную точность повторения Fogra — описания традиционного офсета.

2) Печать в полный охват тонера. Нередки RGB-workflow в таком варианте настройки, и они имеют тем больше смысла, чем больше по объёму цветового охвата позволяет печатать тонер.

3) Равнение на худшего: при вынужденной покупке плохого тонера вперемешку с хорошим и чехарде в поставках расходных материалов (неприятная тенденция новейшей истории) для сохранения стабильности цветопередачи можно печатать лучшим тонером так же плохо, как и плохим, зато всегда одинаково. Это частный случай первого варианта

4) Имитация нестандартной печати. Частный редкий случай, когда надо повторить по цвету некий печатный образец, напечатанный в иных условиях на ином оборудовании и не по стандарту. Для такой имитации помимо обычной калибровки задействуются девайс-линки или DLP, или чаще просто оперативная коррекция поканальными кривыми: контроллеры ЦПМ позволяют как обработать изображения по DLP, так и дают в руки оператора некий аналог «Фотошопа» по функционалу работы с кривыми над изображением.

Остановимся поподробнее на втором в списке типе печати — в полный охват и со входящими файлами в моделях RGB. Всё-таки, именно RGB в печати вызывает наибольший резонанс у читателей, так или иначе связанных с печатью, фотографией, дизайном. Интересно же отметить, почему в традиционном офсете RGB не используется и почему в ЦПМ всё-таки применяется. Мы уже упомянули вначале про охваты и убедились, что охваты некоторых ЦПМ значительно шире охвата традиционного триадного офсета. Сжатие большого охвата sRGB до не на много меньшего не приведёт к существенной потере в цвете, тогда как сжатие sRGB до совсем маленького офсетного охвата влечёт за собой существенные заметные потери. Офсетная типография не может принять макет в огромном охвате, роботом сжать его с заметными изменениями в цвете и так напечатать: заказчик не примет такую печать. Поэтому во всех случаях в офсете заказчику предлагается самостоятельно подготовить макет, сжать всё заохватное для офсета до охвата офсета, визуально проконтролировать это сжатие, убедиться, что оно создателя изображения устраивает, и в таком сжатом виде стандартного «фогровского», «исошного» и «есишного» охвата CMYK передать в типографию. Для красивого перцепционного сжатия из большего охвата в меньший используются специальные колориметрические и цветокорректорские приёмы, пробегитесь по коротким ссылкам: весьма интересно, как всё работает.

При настройке ЦПМ по максимальному цветовому охвату с RGB-workflow также используются специальные приёмы. Если при повторении офсета назначается относительный или абсолютный колориметрический рендеринг интент (точное преобразование из охвата в охват с учётом того, что охват устройства больше или равен охвату макета), то при настройке печати с максимально возможной насыщенностью, в полный охват тонера, назначается перцепционное (по восприятию) неколориметрическое преобразование из большего охвата sRGB или ECI RGB в меньший охват печати. Перцепция «делает красиво», сохраняет локальные хроматические контрасты во всём диапазоне полутонов, даже за охватом устройства, за счёт особой двумерности расчётов: в хорошей перцепции переопределяется светлота для достижения наивысшей возможной насыщенности. Известно, что колоранты sRGB светлее колорантов CMYK, максимальные уровни насыщенности в этих моделях достигаются на разной светлоте. Поэтому задействовать при перцепции в той или иной степени двумерный гамут-маппинг — хорошая идея от производителей цветовых профилей. Поскольку в перцепции не столь строгие правила, как в колориметрическом рендеринг интенте, производители по-разному считают в профилях перцепционное сжатие: мне нравится такое сжатие по восприятию от программ Heidelberg Color Tool (все профили ECI.org) и перцепционное сжатие от первого российского отечественного профайлера iccGPU (некоторые стандартные профили iccGPU можно скачать по ссылке).

Тем не менее, настройщику цвета ЦПМ, очевидно, нужен не стандартный профиль традиционного офсета, а профиль его конкретного устройства вывода на конкретном тонере, чтобы на контроллере перцепционно сжать из sRGB именно в него, а не во что-то другое. То есть тут также большое поле разных возможностей при настройке ЦПМ по максимальному охвату: надо по-хорошему выбрать и самую красивую перцепцию, а не только использовать такую, которую предлагает программа настройки контроллера: не факт, что она лучшая. В RGB-workflow большое поле для творчества и для применения разных инструментов по построению профилей печатного устройства с различной перцепцией.

Понятно, что настройка по перцепции (восприятию) печатной машины и RGB-workflow не будет совпадать с чем-то стандартизированным в офсете, такие большие охваты, какие возможно получить на цифре, стандартами не описаны. Тем не менее при настройке колорист придерживается правил, чтобы ЦПМ печатала не абы что, а картинку, похожую на sRGB по полутонам и цветовому охвату там, где это достижимо. То есть настройка предполагает и правильный баланс серого, и правильные тонопередающие кривые, а не абы что, и нормальное перцепционное сжатие охвата. Беда некоторых типографий в том, что они пробуют печатать нечто без настройки, без политики управления цветом, и получают результат абы какой. Но мы обсуждаем профессиональные типографии, которые можно найти по описанным ключевым словам.

Графическое сравнение охватов в проекции CIE ab офсета на меловке по стандарту (Fogra 39) и мейнстримного небольшого старого sRGB

Вообще, RGB в печати — дискуссионная тема, и авторы не всегда понимают, с какими трудностями тут можно столкнуться. Я стараюсь не спекулировать на этой хайповой теме и лишь указываю на особенные моменты в таком воркфлоу: не описано стандартами, требует грамотной колориметрической настройки устройства печати, предполагает сжатие охвата от исходника на входе, а не точную колориметрическую цветопередачу малого охвата «как есть» без изменений. Если вы технически и морально готовы к таким особенностям работы с RGB-workflow и понимаете издержки, вы получите огромный охват и красивую дорогую картинку. Если нет, то получите картинку некрасивую и ни на что не похожую, хоть и насыщенную. Как уже говорилось ранее, традиционный офсет категорически избегает больших охватов RGB-моделей. В офсете в силу возможности им частично пренебрегать вообще менее развит колорменеджмент, тогда как в «цифре» он необходим по умолчанию. Там уже наметилась новая тенденция: красивая перцепционная цветопередача, пусть с потерями от самого малого традиционного sRGB, но всё равно насыщеннее офсетного способа печати. Я упоминаю всё время старый добрый маленький стандарт sRGB как самый ходовой в «цифре» (ещё один — ECI RGB, и о нём — ниже), потому что другие распространённые стандарты RGB, такие как Display P3 (это вся техника Apple и многие смартфоны) и Adobe RGB (пространство профессионального разработчика визуального контента, требует весьма дорогого монитора), значительно больше по объёму цветового охвата, и сжатие по перцепции из них в меньший охват ЦПМ приведёт к очень заметным потерям. И чем сильнее надо сжать из большего охвата в меньший, тем заметнее потери. Колориметрический метод работы по стандарту не предполагает никакого сжатия, устройство печати либо равно по охвату с макетом, либо даже больше макета по охвату. Но в любых печатных RGB-workflow всё иначе, тут обязательно будет сжатие из большего в меньший охват, и каково качество управления этим сжатием, таков и результат. Вполне реально раздать дизайнерам профиль с охватом конкретной ЦПМ для достижения колориметрической точности, чтобы дизайнер работал непосредственно в охвате выводного устройства. Для себя колористы так и делают: я для печати в огромный охват Epson готовлю фотоизображение напрямую в охвате этого Epson, чтобы получать предсказуемые (без сжатия в процессе печати) высоконасыщенные оттенки. Но дизайнеры заказчика могут пока и не знать о важности такой точной работы в частном охвате устройства печати. Однако они учатся, и всё меняется.

Айфон и дисплей современного ноутбука в стандартном охвате Display P3

Зачастую RGB-workflow по умолчанию в ЦПМ — это ECI RGB на входе, а не sRGB. Профиль ECI RGB хоть и имеет достаточно большой цветовой охват, но он лучше «жмётся» в краски. Однако тут таятся серьёзные опасности при неумелом применении. ECI RGB имеет тонопередающую характеристику гамму L с гаммой ~2.4, тогда как более распространённые в дизайне охваты sRGB, Display P3 и Adobe RGB — гамму около ~2.2. То есть простое переназначение в печати макету в sRGB профиля ECI RGB приводит к искажению полутонов, смене насыщенности из-за разницы в охвате. Колориметрически такая подмена на входе одного стандарта другим ничем не оправдана и свидетельствует лишь о неправильной настройке функции управления цветом в ЦПМ. Не забываем, что мейнстрим в дизайне — пока sRGB (ну и Display P3 у владельцев техники Apple, планшетов и смартфонов, да и многих популярных мониторов для любой платформы), про ECI RGB большинство дизайнеров не знает, поэтому принудительно перекрашивать их макет на входе в ЦПМ в этот стандарт, наверно, не стоит. Но эту ошибку с подменой одного охвата другим часто делают, потому и упоминаю про неё.

Об авторе: Михаил Сартаков (cielab.xyz@gmail.com), главный технолог CIELab.XYZ, технолог-колорист в bukivedi.com

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.

О людях-барометрах и кадровых проблемах

Случаи, когда таинственные люди-«барометры» демонстрировали чудеса интуиции, действительно, имели место в полиграфии.

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

Тренды — социально-психологическое явление в чистом виде. Они отражают происходящее и очень сильно зависят от контекста, который провоцирует то или иное поведение и потребности большинства людей. Грамотный менеджмент и маркетинг заключаются в правильном считывании этой ситуации и реагировании на неё — так мы получаем возможности.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 42