101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Тире без отступа

  • Николай Новодворский
  • 10 апреля 2023 г.
  • 3896
Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

Кто-то настаивал на том, что каноническая вёрстка — это архаизм и лучший книжный абзац — швейцарский (разделение абзацев слепой строкой вместо красной), уже более привычный интернет-поколению.

Тире выступает за линию текста. Почему бы и нет, если да?

Другие в ответ охали: «Каноны менять в одночасье нельзя, а о разовом дизайне спорить бесполезно…» Третьи предлагали «по-модному, по-журнальному» свешивать тире реплик влево, чтобы массив текста с обеих сторон имел чёткие границы по буквам.

Классический «диалоговый край». Левая сторона компенсирована выделенными заглавными буквами, но всё равно заметно «играет»

Несмотря на резоны каждого приёма, четвёртые искали золотую середину и почти нашли её. В итоге в обсуждаемой книге (это была одна из «Агат» Линор Горалик) появились абзацы, где реплики начинались без всякого отступа, а вот буквенная красная строка следовала воображаемой вертикальной линии, проходящей после стартовых тире и пробела. Да, такая компоновка нарушала привычные нормативы, но выглядела весьма свежо и симпатично (пусть и не стала отраслевым стандартом).

Так называемый швейцарский абзац

Последующая личная практика всё-таки выявила оговорки и недостатки такого оформления.

Во-первых, не всякая гарнитура требует подобных ухищрений. Толстые тире популярных гротесков, укороченные тире некоторых средне- и малоконтрастных антикв старого и переходного стилей, а также сжатые тире узких шрифтов (особенно при хорошей юстировке и обрамлении тире в предложениях пробельным материалом, отличным от межсловного в меньшую сторону) также не слишком портят «серебро набора». Во-вторых, редко, но всё же встречающийся флаговый книжный набор вообще не требует щепетильности — даже при многостраничных однострочных абзацах и диалогах левый край всё равно уравновешивается рваным правым. В-третьих, когда встречаются реплики вида «тире — пробел — многоточие» или «тире — пробел — кавычки», приходится добавлять новое условие к поиску-замене, то есть делать уже третий горячий проход по тексту либо для надёжности создавать дополнительный стиль абзаца. А три стиля (базовый, базовый для реплик и базовый для нестандартных реплик) в едином тексте это всё же перебор и повышение вероятности что-то где-то упустить. В-четвёртых, при уменьшенном интерлиньяже, который требуют гарнитуры с укороченными выносными элементами, куда важнее следить за «коридорами» в тексте, чем за левым краем, на изысканность которого обратит внимание редкий читатель — он как раз скорее споткнётся глазом о непривычное оформительское решение.

Оригинальная вёрстка книги «Агата смотрит вверх» (М.: Гаятри/Livebook, 2017)

Главный же недостаток описанного приёма — слипание строк. Если, например, реплика приходит точно в правый край, что пусть вынужденно, но случается, то последующий абзац или реплика выглядят как продолжение с оторванным тире. То есть абзацный отступ всё равно лучше задавать сначала для обычных абзацев, с запасом, а реплики уже ровнять по его пределам. В итоге получается точно такой же неровный левый край, от которого так старались уйти. Морока, да и только.

Разница тире в гарнитурах (сверху вниз): Helios, «Бажановская», Gotham, Merriweather
Без абзацного отступа начинающаяся с тире вторая строка выглядит как продолжение первой

И тем не менее этот приём — оформление тире без абзацного отступа — не такой редкий, чтобы считаться статистической погрешностью, и себя оправдывает. В зависимости от гарнитуры, плотности текста, частоты реплик, ширины полей, наличия колонок и т. д. где-то он может оказаться настоящим спасением общего вида полосы.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по рынку узкорулонных ЦПМ

Цифровая печать прочно обосновалась в сегменте печати коротких и средних тиражей этикетки и гибкой упаковки. Судя по последним профильным выставкам в Европе, Китае, Индии, Японии и России, дальнейшее развитие этикеточных узкорулонных цифровых ЦПМ пошло в сторону совершенствования различных гибридных решений, в первую очередь предназначенных для нанесения цифровой фольги и лака, и это тема для отдельной статьи. В данном обзоре рассмотрим доступные на российском рынке рулонные цифровые решения c шириной печати до 500 мм, которые по большей части поступают на наш рынок из Китая и Индии.

К маркировке есть вопросы

У полиграфистов, которые работают и в офсете, и во флексе и печатали этикетку и упаковку, всё чаще возникает чувство, что в «цифре» что-то есть. Особенно с учётом того, что сейчас требуется всё чаще печать переменных данных. И как самый яркий пример этого — маркировка. Здесь решений может быть несколько, но вопросов немало: нужно ли типографии переходить на «цифру», если в портфеле заказов появляется много печати с переменными данными (маркировкой)? И если переходить, то какие есть варианты и как выбирать? Или можно обойтись «малой кровью» — наносить маркировку, не меняя свою привычную технологию (офсет или флексу), и насколько это решение будет оправданным и в каких условиях? Ответы на эти и другие вопросы читайте прямо сейчас.

Лизинг помогает

Большая часть серьёзных приобретений в типографии делается за счёт заёмных средств. Это логично, ведь стоимость оборудования может быть впечатляюще большой — от сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Одним из способов финансирования программ перевооружения полиграфических производств является финансовый лизинг — долгосрочная аренда оборудования с последующим выкупом. О том, кому нужен лизинг, как быстро можно заключить лизинговый контракт и подойдёт ли лизинг для стартапа, рассказывает руководитель направления по работе с ключевыми партнёрами компании «ДельтаЛизинг» Валерия Новикова.

Ricoh Pro C9500

Высокопроизводительная тяжёлая ЦПМ со стабильным качеством печати как на лёгких, так и на плотных и текстурированных материалах.

Кибер «КРИПТЕН»

Голограмма до сих пор является самым надёжным элементом защиты продукции от подделки и контрафакта, но при этом она стала трансформироваться с учётом требований современного массмаркета.



Новый номер

Тема номера: К маркировке есть вопросы. Путеводитель по рынку узкорулонных ЦПМ. Обзоры: Ricoh Pro C9500. «Сумах-принт». Непохожие «близняшки» LABELEXPO. Смотрящие вперед. Пицца-пак. Кооперация в упаковке. «Азбукварь». Сердце струйной ЦПМ.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59