101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Тире без отступа

  • Николай Новодворский
  • 10 апреля 2023 г.
  • 4740
Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

Кто-то настаивал на том, что каноническая вёрстка — это архаизм и лучший книжный абзац — швейцарский (разделение абзацев слепой строкой вместо красной), уже более привычный интернет-поколению.

Тире выступает за линию текста. Почему бы и нет, если да?

Другие в ответ охали: «Каноны менять в одночасье нельзя, а о разовом дизайне спорить бесполезно…» Третьи предлагали «по-модному, по-журнальному» свешивать тире реплик влево, чтобы массив текста с обеих сторон имел чёткие границы по буквам.

Классический «диалоговый край». Левая сторона компенсирована выделенными заглавными буквами, но всё равно заметно «играет»

Несмотря на резоны каждого приёма, четвёртые искали золотую середину и почти нашли её. В итоге в обсуждаемой книге (это была одна из «Агат» Линор Горалик) появились абзацы, где реплики начинались без всякого отступа, а вот буквенная красная строка следовала воображаемой вертикальной линии, проходящей после стартовых тире и пробела. Да, такая компоновка нарушала привычные нормативы, но выглядела весьма свежо и симпатично (пусть и не стала отраслевым стандартом).

Так называемый швейцарский абзац

Последующая личная практика всё-таки выявила оговорки и недостатки такого оформления.

Во-первых, не всякая гарнитура требует подобных ухищрений. Толстые тире популярных гротесков, укороченные тире некоторых средне- и малоконтрастных антикв старого и переходного стилей, а также сжатые тире узких шрифтов (особенно при хорошей юстировке и обрамлении тире в предложениях пробельным материалом, отличным от межсловного в меньшую сторону) также не слишком портят «серебро набора». Во-вторых, редко, но всё же встречающийся флаговый книжный набор вообще не требует щепетильности — даже при многостраничных однострочных абзацах и диалогах левый край всё равно уравновешивается рваным правым. В-третьих, когда встречаются реплики вида «тире — пробел — многоточие» или «тире — пробел — кавычки», приходится добавлять новое условие к поиску-замене, то есть делать уже третий горячий проход по тексту либо для надёжности создавать дополнительный стиль абзаца. А три стиля (базовый, базовый для реплик и базовый для нестандартных реплик) в едином тексте это всё же перебор и повышение вероятности что-то где-то упустить. В-четвёртых, при уменьшенном интерлиньяже, который требуют гарнитуры с укороченными выносными элементами, куда важнее следить за «коридорами» в тексте, чем за левым краем, на изысканность которого обратит внимание редкий читатель — он как раз скорее споткнётся глазом о непривычное оформительское решение.

Оригинальная вёрстка книги «Агата смотрит вверх» (М.: Гаятри/Livebook, 2017)

Главный же недостаток описанного приёма — слипание строк. Если, например, реплика приходит точно в правый край, что пусть вынужденно, но случается, то последующий абзац или реплика выглядят как продолжение с оторванным тире. То есть абзацный отступ всё равно лучше задавать сначала для обычных абзацев, с запасом, а реплики уже ровнять по его пределам. В итоге получается точно такой же неровный левый край, от которого так старались уйти. Морока, да и только.

Разница тире в гарнитурах (сверху вниз): Helios, «Бажановская», Gotham, Merriweather
Без абзацного отступа начинающаяся с тире вторая строка выглядит как продолжение первой

И тем не менее этот приём — оформление тире без абзацного отступа — не такой редкий, чтобы считаться статистической погрешностью, и себя оправдывает. В зависимости от гарнитуры, плотности текста, частоты реплик, ширины полей, наличия колонок и т. д. где-то он может оказаться настоящим спасением общего вида полосы.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Революционное развитие «Можайского полиграфического комбината»

В этом году «Можайский полиграфический комбинат» («МПК») отметил свой 51-й день рождения. 30 сентября 1974 года на предприятии была пущена в эксплуатацию первая производственная линия, так называемая первая очередь. А самой первой книгой, выпущенной на комбинате, была детская книжка «В саду, в лесу, на речке». Сегодня «Можайский полиграфический комбинат» осуществляет широкомасштабную, можно даже сказать революционную, модернизацию, в рамках которой предприятие закупает как новое, так и бывшее в эксплуатации оборудование и проводит реконструкцию производственных и офисных площадей. По приглашению генерального директора «МПК» Юрия Вихалевского для представителей журнала Publish и компании «Внешмальтиграф» была организована экскурсия по цехам предприятия.

«Наука» в переплёте. Михаил Фомин о будущем главного научного издательства страны

Издательство «Наука» — легендарный бренд, которому почти три века. Оно пережило эпоху Советского Союза, бурные девяностые, цифровой слом последних лет — и сегодня вновь становится стратегическим институтом. 31 июля Президент подписал закон о передаче издательства в ведение Российской академии наук. Что это означает для научных журналов, книг, полиграфии и вообще для всей научной коммуникации страны? Об этом мы поговорили с руководителем издательства Михаилом Фоминым.

RosUpack Summit 2025: «Мы собрались здесь осмыслять»

С 19 по 21 ноября в Москве в гостинице Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park прошёл RosUpack Summit 2025, куда съехались представители разных отраслей, связанных с упаковкой. Производители и заказчики упаковки попытались обсудить наболевшее и договориться о взаимодействии.

Цифровая этикетка: хорошо идём?

20 ноября в московском офисе компании «ДЖЕСТ» прошёл круглый стол на тему «Цифровая трансформация в этикетке: почему всего 4%?». Стол оказался овальным, а ответы на вопрос — очень разными.

Близнецы от LINEA

В этой статье расскажем сразу о двух принтерах: экосольвентном LINEA Sol A100 1601 и сублимационном LINEA Sub A100 1601 с рабочей шириной 160 см.



Новый номер

В Новый год с новой упаковкой. Революционное развитие «Можайского полиграфического комбината». RosUpack Summit 2025: «Мы собрались здесь осмыслять». Цифровая этикетка: хорошо идём? ARK-JET держит цены, несмотря на апгрейд. Запечатать все вокруг.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59