101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Тире без отступа

  • Николай Новодворский
  • April 10, 2023
  • 3553
Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

Кто-то настаивал на том, что каноническая вёрстка — это архаизм и лучший книжный абзац — швейцарский (разделение абзацев слепой строкой вместо красной), уже более привычный интернет-поколению.

Тире выступает за линию текста. Почему бы и нет, если да?

Другие в ответ охали: «Каноны менять в одночасье нельзя, а о разовом дизайне спорить бесполезно…» Третьи предлагали «по-модному, по-журнальному» свешивать тире реплик влево, чтобы массив текста с обеих сторон имел чёткие границы по буквам.

Классический «диалоговый край». Левая сторона компенсирована выделенными заглавными буквами, но всё равно заметно «играет»

Несмотря на резоны каждого приёма, четвёртые искали золотую середину и почти нашли её. В итоге в обсуждаемой книге (это была одна из «Агат» Линор Горалик) появились абзацы, где реплики начинались без всякого отступа, а вот буквенная красная строка следовала воображаемой вертикальной линии, проходящей после стартовых тире и пробела. Да, такая компоновка нарушала привычные нормативы, но выглядела весьма свежо и симпатично (пусть и не стала отраслевым стандартом).

Так называемый швейцарский абзац

Последующая личная практика всё-таки выявила оговорки и недостатки такого оформления.

Во-первых, не всякая гарнитура требует подобных ухищрений. Толстые тире популярных гротесков, укороченные тире некоторых средне- и малоконтрастных антикв старого и переходного стилей, а также сжатые тире узких шрифтов (особенно при хорошей юстировке и обрамлении тире в предложениях пробельным материалом, отличным от межсловного в меньшую сторону) также не слишком портят «серебро набора». Во-вторых, редко, но всё же встречающийся флаговый книжный набор вообще не требует щепетильности — даже при многостраничных однострочных абзацах и диалогах левый край всё равно уравновешивается рваным правым. В-третьих, когда встречаются реплики вида «тире — пробел — многоточие» или «тире — пробел — кавычки», приходится добавлять новое условие к поиску-замене, то есть делать уже третий горячий проход по тексту либо для надёжности создавать дополнительный стиль абзаца. А три стиля (базовый, базовый для реплик и базовый для нестандартных реплик) в едином тексте это всё же перебор и повышение вероятности что-то где-то упустить. В-четвёртых, при уменьшенном интерлиньяже, который требуют гарнитуры с укороченными выносными элементами, куда важнее следить за «коридорами» в тексте, чем за левым краем, на изысканность которого обратит внимание редкий читатель — он как раз скорее споткнётся глазом о непривычное оформительское решение.

Оригинальная вёрстка книги «Агата смотрит вверх» (М.: Гаятри/Livebook, 2017)

Главный же недостаток описанного приёма — слипание строк. Если, например, реплика приходит точно в правый край, что пусть вынужденно, но случается, то последующий абзац или реплика выглядят как продолжение с оторванным тире. То есть абзацный отступ всё равно лучше задавать сначала для обычных абзацев, с запасом, а реплики уже ровнять по его пределам. В итоге получается точно такой же неровный левый край, от которого так старались уйти. Морока, да и только.

Разница тире в гарнитурах (сверху вниз): Helios, «Бажановская», Gotham, Merriweather
Без абзацного отступа начинающаяся с тире вторая строка выглядит как продолжение первой

И тем не менее этот приём — оформление тире без абзацного отступа — не такой редкий, чтобы считаться статистической погрешностью, и себя оправдывает. В зависимости от гарнитуры, плотности текста, частоты реплик, ширины полей, наличия колонок и т. д. где-то он может оказаться настоящим спасением общего вида полосы.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Print Park 2024: полиграфический форум среди монтажников-высотников

14 мая 2024 года в Петербурге прошёл IX полиграфический форум Print Park. Для нашего города это крупнейшее отраслевое мероприятие, на котором собираются не только местные полиграфисты, но и приезжают специалисты из других регионов. В этом году Print Park проходил, как обычно, на площадке музейно-исторического комплекса «Россия — моя история», но вот антураж был, мягко говоря, необычным. Весь день в главном холле на первом этаже, где в прошлом году размещались стенды полиграфических компаний, с грохотом шла установка каких-то огромных металлических конструкций для следующего мероприятия, поэтому нас не покидало ощущение стройки.

Алексей Пономарёв: «Мы не боимся проявлять инициативу!»

Об отрасли самоклеящихся материалов, её проблемах и ближайшем будущем рассказывает генеральный директор компании «Босла»

Цифровой бизнес в узком рулоне

Цифровая печать в узком рулоне — что это: долговременный тренд или недолгая история без особых последствий? Можно ли уже «залетать в тему» или нужно ещё осмотреться и подумать? Читайте об этом прямо сейчас.

Из какой вы типографии?

18—19 апреля 2024 года в Сочи прошёл слёт полиграфистов «Притяжение». Как? Читайте об этом прямо сейчас!

Ввоз — дело тонкое

Сложно ли импортировать оборудование из-за границы? Насколько легко (нет) организовать международную перевозку? Сколько дней идёт груз из Китая и почему столько? Разбираемся в вопросах вместе с директором по логистике и ВЭД компании «Вест ол» Ириной Шведчиковой.



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Каковы для вас итоги объединённой выставки Printech и RosUpack в этом году? (Можно выбрать несколько вариантов)
    Проголосовало: 37