2003.07.10, Автор: Ричард Литрелл2673 прочтений

Технологии рядом CTP: или вместе?*

Теги: Допечатные процессы Publish

В середине 90-х выбор между технологиями CtP был невелик, а их успешных владельцев - по пальцам пересчитать.

Кто нынче «главный» покупатель CtP?
Понятно — малые и средние типографии.

В середине 90-х выбор между технологиями CtP был невелик, а их успешных владельцев — по пальцам пересчитать. Это были типографии, которые печатали книги и финансовую документацию и приобрели крупноформатные устройства для однокрасочных или двухкрасочных работ. Затем присоединились компании, выпускающие журналы и каталоги.

В 2001 г. исследовательская компания PIA установила, что при наличии CtP почти в половине американских коммерческих ролевых типографий позволить себе такое оборудование могли лишь 10% полиграфических фирм, оснащённых листовыми машинами 4-страничного формата.

Тиражестойкость не требующих химической обработки пластин Anthem компании Presstek — 100 000 отт.

Постепенно ситуация менялась. По данным State Street Consultants, в 2002 г. крупные типографии уже не являлись ведущими потребителями CtP для монометаллических пластин. Если в 1999 г. на предприятиях с числом работников более 100 их было установлено свыше 75% (от всех инсталляций), то в 2000 и 2001 гг. — 50 и 30%, соответственно, что привело к выравниванию количества инсталляций в обоих сегментах. В 2003 г. тенденция сохранилась — технологии CtP продолжили интервенцию в типографии средних размеров. В итоге, современные полиграфические компании располагают более широким спектром плейтсеттеров. Термальные и фотополимерные пластины лучше подходят для больших тиражей: завершающий обжиг поднимает их тиражестойкость до миллиона оттисков. «Фиолетовые» пластины обычно выдерживают до 275 000 оттисков, полиэфирные — до 25 000. Мучительно пробивают дорогу на рынок т. н. «беспроцессные» (не требующие специальных систем проявки и закрепления) пластины: заявления о завершении разработок «не далее, как в ближайшие 2 года» звучат уже 8 лет.

ТЕРМОПЛАСТИНЫ БЕЗ ОБЖИГА

Несмотря на то, что разработчики систем с фиолетовыми лазерами находятся на волне успеха, их «термальные» конкуренты продолжают доминировать. По данным Фрэнка Романо, аналитика из RIT, на долю первых пока приходится около 16% всех 16 000 инсталляций CtP для монометаллических пластин в мире.

«CtP на базе ИК-лазеров по-прежнему лидируют, — подтверждает Джек Вейтхофф, вице-президент Kodak Polychrome Graphics (KPG), отвечающий за производство печатных пластин. — Хотя термальные формы KPG пригодны для очень больших тиражей, они находят всё более широкое применение и для малых. Один из наших клиентов печатает с их помощью даже тиражи в 20 000 экз., поскольку пластины имеют стабильные параметры, дают хорошее качество и просты в использовании».

Хотя пластины KPG SWORD, не требующие предварительного и заключительного обжигов, выдерживают тиражи до 400 000, разработчикам KPG известно, что большинство печатников работают с тиражами до 100 000. Если же говорить о беспроцессных пластинах, то KPG разрабатывает их неаблативную версию (не требующую физического удаления пробельных элементов после экспонирования. — прим. перев.), обрабатываемую традиционными химикатами для офсетных пластин, детальные характеристики которой пока не раскрывает.

«Большинство наших 4- и 8-полосных устройств полностью совместимы или сертифицированы как для работы с традиционными термальными пластинами, так и с не требующими химической обработки материалами», — отмечает Джо Люкетт (менеджер Creo по маркетингу, отдел CtP). Последние идеально подходят для малых и средних типографий, большинство из которых работает с тиражами не более 100 000. Вдобавок они избавлены от затрат, весьма значительных, на проявочный процессор и химикаты. Полностью снимаются проблемы хранения расходных материалов и утилизации отходов. С точки зрения экологии, технологический процесс идеален.

Очень популярен 2-полосный «фиолетовый» CtP Heidelberg Prosetter 52. В этом же модельном ряду представлены устройства 4- и 8-полосного формата

Том Биван, директор по продажам и маркетингу компании PDI, известной разработками биметаллических пластин, говорит: «Наши специалисты заняты усовершенствованием алюминиевых форм с полимерным покрытием Eclipse Thermal, вообще не требующих термообработки. Предполагаем поднять их тиражестойкость с 500 000 до 750 000 отт.». Благодаря производительности компактного проявочного процессора Eclipse и исключению операций термообработки, весь процесс — от начала экспонирования пластины до установки на печатную машину — сократился с 30 до 10 минут.

Хотя PDI продолжает исследования в области беспроцессных технологий, она не заинтересована в производстве пластин для CtP c фиолетовыми лазерами. «Мы считаем, что CtP c фиолетовым лазером занимают небольшой сегмент рынка, — говорит Биван. — Безусловно, конкуренты будут повышать тиражестойкость, но мы не намерены работать в этой области, поскольку не получаем необходимого количества запросов от клиентов».

«Сейчас растёт спрос на позитивные термальные пластины, не требующие предварительной термообработки, — говорит Роберт Дайнтон, технический директор компании Citiplate, поставляющей не содержащие серебра фотополимерные пластины для CtP с ультрафиолетовыми, фиолетовыми и ИК-лазерами. — Единственный их недостаток — необходимость завершающего обжига, повышающего твёрдость поверхности пластин». Дайнтон рассказал, что один из клиентов намерен заменить тип пластин для термального CtP, поскольку обслуживание камеры предварительного обжига ежегодно обходится в 12 000 долл. Вариант с серебросодержащими формами не подошёл из-за невозможности обеспечить требуемую тиражестойкость. Поэтому рассматривается использование более стойких, фотополимерных форм, пригодных после отжига для печати очень больших тиражей.

Дайнтон считает термин «беспроцессные» неудачным, ведь экспонируемые пластины всегда подвергаются той или иной обработке. Пробельные элементы вымываются водой перед печатью либо увлажняющим раствором с краской во время приладки. «Неважно, как вы это называете, но это ещё одна завершающая операция», — говорит он, и считает, что будущее за формами, базирующимися на эффекте изменения фазового состояния чувствительного слоя.

Эта технология открывает потенциальную возможность получения не требующих обработки пластин, которые будут не термальными, не серебросодержащими, не аблативными. Возможно получение по-настоящему беспроцессных форм для CtP c фиолетовым лазером. Дайнтон подчеркнул, что Citiplate уже выпускает подобные формы, экспонируемые в традиционных копировальных рамах и в CtP с ультрафиолетовым лазером.

ПРОЦЕСС УЖЕ НЕ НУЖЕН

В 2002 г. пластины Presstek Anthem, предназначенные для традиционного офсета и не требующие химической обработки, были сертифицированы для 4- и 8-полосных Trendsetter Quantum. Они обеспечивают воспроизведение растровой точки в диапазоне свыше 2–98% при 200 lpi и имеют тиражестойкость до 100 000 отт.

В дополнение к уже продаваемым Anthem, Presstek продемонстрировала полностью беспроцессные Applause, работающие не только без химикатов, но и без каких-либо операций последующей обработки: очистки, обжига или гуммирования.

«Наши пластины экспонируются и затем либо очищаются, как в цифровых офсетных машинах DI, либо смываются водой, как пластины Anthem, — объясняет Марк Джонсон, менеджер Presstek по расходным материалам. — Поскольку требуется операция чистки, мы не называем Anthem беспроцессными. Для удаления пробельных элементов используется смывочное устройство (без гуммирования), более компактное и не столь дорогое, как традиционные процессоры. Для пластин Anthem печатными являются элементы, не удаленные при промывке. В Applause, наоборот, краску воспринимает открывшийся при обработке слой».

Среди покупателей CtP Presstek Dimension — типографии с годовым оборотом от 500 тыс. до 30 млн долл. Как говорит Джонсон, «производительность 4-полосного Dimension 400 с пластинами Anthem или Applause — 13 пласт./ч при разрешении 2540 dpi и 20 пласт./ч — при 1270 dpi. Это удовлетворяет большинство средних типографий, но не годится для газетных производств, нуждающихся в 100 пласт./ч».

Fuji Photo Film USA (теперь объединённая с Enovation Graphic Systems) предлагает 30 мВт серию Saber с фиолетовым лазером для малых и средних типографий

Agfa представила на Drupa 2000 CtP Galileo с фиолетовым лазером. На IPEX 2000 были анонсированы пластины Agfa Thermolite Plus для цифровых машин с тиражестойкостью до 100 000 отт. Они предназначены для Heidelberg Speedmaster DI, не требуют химической обработки, неаблативны, им не нужна вакуумная очистка или фильтрация. Как сообщил Дэвид Фурман (старший менеджер Agfa по маркетингу, отдел CtP), сейчас идут работы над аналогичными беспроцессными формами для CtP.

Что же до собственно CtP, то, по словам Фурмана, Agfa продаёт намного больше «фиолетовых», чем термальных устройств. Планшетный 4-страничный Agfa Palladio, дебютировавший на Print 01, работает с пластинами Agfa Lithostar Ultra-V, имеет автоматические загрузчик с кассетой на 50 пластин и систему отделения листов. В 2002 г. анонсирован термальный 8-полосный плейтсеттер Xcalibur 45, обрабатывающий в ручном и автоматическом режимах до 20 пласт./ч (40 дюймов) при разрешении 2400 dpi.

Хотя соглашение о неразглашении информации с поставщиками пластин запрещает специалистам Screen давать какие-либо комментарии, Майк Фокс, менеджер компании по новым разработкам в сфере CtP, сообщил, что, не желая отставать от конкурентов в области беспроцессных технологий, компания работает с крупнейшими поставщиками цифровых пластин. «Если говорить о сравнении CtP с ИК-лазерами и лазерами, работающими в видимой части спектра, то единственная реально существующая беспроцессная технология — термальные CtP (830 нм) с внешним барабаном», — заявляет Фокс.

По его словам, помимо малых и средних типографий, всё больший интерес клиентов вызывает модернизация существующего оборудования. Немало клиентов, купивших CtP 5-7 лет назад, хотят повысить их производительность, разрешение и, в ряде случаев, уровень автоматизации.

В 2002 г. Screen анонсировала термальный (830 нм) PlateRite 4100 с внешним барабаном, работающий с пластинами для 2- и 4-полосных печатных машин. Максимальная производительность — 10 пласт./ч (формат 830х465 мм, 2400 dpi); макс./мин. размер пластин — 830х660/325х368 мм.

РАЗУМНЫЕ ЦЕНЫ

«К этому году цены снизились, и теперь типичный покупатель CtP — малые и средние типографии, — говорит Питер Вандерлаан, менеджер по цифровым графическим системам из Enovation Graphic Systems. — Параметры продаваемого нами Fujifilm Violet Saber с фиолетовым лазером таковы, что производительность, качество и цена обеспечивают клиентам быстрый возврат инвестиций».

Вандерлаан подчеркнул, что огромный спрос на 30 мВт серию Violet Saber не вызвал падения продаж термальных плейтсеттеров Javelin и Dart. «Обе технологии имеют свои преимущества, — замечает он. — «Фиолетовые» — высокую производительность и качество при умеренной цене. Термальные — высокое разрешение вплоть до 300 lpi и большую тиражестойкость пластин».

«,,Фиолетовые,, CtP остаются привлекательными для типографий, где часто меняются формы, и нужна высокая производительность, — добавляет Джим Крауфорд, менеджер по расходным материалам той же компании. — При необходимости, повысить тиражестойкость их пластин помогает завершающий обжиг». По его мнению, беспроцессная технология будет в течение некоторого времени популярна при печати коротких тиражей. Новые продукты должны оптимально вписываться в технологический процесс, не снижая производительности. Иначе типография вряд ли откажется от проявочного процессора.

Помимо фотополимерных пластин Brillia для «фиолетовых» CtP и негативных фотополимерных пластин, Fuji разрабатывает сухие термальные беспроцессные LD-NS для печатных машин Komori S40D и Heidelberg Speedmaster 74 DI.

ФИОЛЕТОВЫЙ БУМ

«В нашей продуктовой линейке наибольшей популярностью пользуются «фиолетовые» CtP, — утверждает Рэй Кассино, директор по маркетингу американского отделения допечатных систем Heidelberg. — Нескольким устройствам в 2-полосном формате, в большей степени ориентированным на работу с машинами Speedmaster, мало кто составит конкуренцию по качеству. Конечно, «на ура» расходятся системы 4-полосного формата».

Устройства с внутренним барабаном Prosetter 52, 74 и 102 соответствуют 2-, 4- и 8-полосному формату и оснащены 30 мВт лазерными диодами (переключаемыми для работы с серебросодержащими пластинами в режим 5 мВт. — прим. перев.). Термальный Heidelberg Topsetter P74 поддерживает форматы QM46, GTO46 и Speedmaster CD74.

По словам Кассино, всё больше производителей выпускает на рынок надёжные беспроцессные технологии. «Но мы продолжаем ожидать пластины с большей тиражестойкостью. Без химической обработки очень сложно получить формы с надлежащим уровнем чувствительности». Кассино сомневается, что типографии будут работать на беспроцессных пластинах с невысокой тиражестойкостью. «Для большинства печатников идеал — 100 000 отт. Но их никак не убедишь перейти на беспроцессную технологию без тиражестойкости в 500 000».

По его мнению, новые беспроцессные решения будут неаблативными: «Это больше понравится типографиям. С аблативными пластинами нужна уверенность, что из машины удаляется 100% пыли, 99,9% мало кого устроят. Ведь есть чёткие требования к чистоте воздуха и оптических приборов».

Хотя большинство дискуссий на тему CtP посвящено характеристикам печатных пластин, для клиентов Heidelberg не менее важны средства изготовления пробных отпечатков. «Многие заказчики в первую очередь выбирают цветопробное устройство, — говорит Кассино. — Мы акцентируем внимание на этих функциях, иначе предметный разговор о CtP становится невозможен».

Для систем управления допечатным процессом Heidelberg предлагает принтеры Hewlett-Packard Designjet и собственное ПО управления цветом PrintOpen. «Продажи идут очень успешно,— сообщает Кассино. — Система управления цветом и ICC-профили обеспечивают на струйном принтере более точную имитацию офсетной машины, чем традиционные аналоговые пробы».

Основа основ для Esko-Graphics — гибкость решений. «Мы предлагаем полный спектр устройств, — объясняет директор по продажам Дэйв Митчелл. — Это выражается в широком выборе средств автоматизации, типов лазерных головок и печатных пластин («фиолетовые» фотополимерные, «фиолетовые» серебросодержащие, YAG, аргоновые, HeNe, термальные) в рамках технологии FreeBeam. Владельцы систем PlateDriver могут выбрать тип пластины и её поставщика, исходя из цены и производительности».

В 2002 г. Esko-Graphics представила 4-полосную версию PlateDriver: QPS 4. Поскольку CtP с фиолетовым лазером может изменять энергию излучения (от 2 до 30 мВт), подойдут любые чувствительные к фиолетовому излучению пластины — и серебросодержащие, и фотополимерные. «Технология на базе фиолетового лазера больше не ассоциируется с короткими тиражами, — утверждает Митчелл. — Анонсированные за прошедшие полгода фотополимерные пластины имеют прекрасную тиражестойкость. Без термообработки — 250 000, а с обжигом — до 1 млн отт.».

«Все хотят одного: исключения химикатов из производственного процесса. Но назвать сроки появления на рынке новых решений трудно. Будущее беспроцессных технологий зависит от многих факторов, включая конкурентоспособность по цене и производительность». Как и Кассино, он полагает, что наибольший успех придётся на долю неаблативных пластин с высокой тиражестойкостью.

В конечном итоге, невзирая на размер типографии, отбор подходящих пластин происходит в печатном цеху, где оцениваются печатные свойства, тиражестойкость, соответствие формату. Предъявляют к ним требования и специалисты по управлению допечатным процессом. Но это уже тема другой статьи.

Об авторе: Ричард Литрелл (APeditor@primediabusiness.com), внештатный редактор, директор компании Littrell Associates. При содействии редакции журнала «Американский печатник»


* Журнал «Американский печатник», май 2003 г. 2003, American Printer Magazine, a PRIMEDIA publication. All Rights Reserved.


Наши

Согласно опубликованным Creo данным, к концу 2002 г. во всём мире было установлено 13 500 устройств CtP, 36% — системы Creo. — Алексей Разумовский, ведущий менеджер-эксперт компании «Нисса».


Наши

По лицензии Mitsubishi компания Lastra Group начала производство пластин следующего поколения, предназначенных для термальных и «фиолетовых» CtP. Вот как их охарактеризовал руководитель отдела продаж по Восточной Европе Джиампаоло Зани: «Позитивные термопластины Diamond Plate LT-2 имеют повышенную чувствительность, сокращают время экспонирования, не требуют предварительного прогрева. Высокая разрешающая способность позволяет печатать с линиатурой до 200 lpi, а также стохастический растр. Тиражестойкость без обжига — 200 000 отт., с обжигом — до 1 млн. Негативные фотополимерные формы Diamond Plate LV-1 для «фиолетовых» CtP являются альтернативой серебросодержащим пластинам. Практически не уступая в разрешающей способности, они отличаются более простым и «чистым» процессом химической обработки. Не требуют предварительного прогрева, позволяют работать с линиатурами до 175 lpi и стохастическими растрами. Тиражестойкость без обжига — 200-250 тыс. отт., с обжигом — до 1 млн. — Константин Кучеренко, инженер компании «ВИП-Системы»


Наши

Эта «завершающая операция» может выполняться без участия оператора и потерь времени в самом устройстве CtP или в печатной машине ещё при подготовке к печати. — А. Разумовский.


Наши

В 2003 г. установки CtP перестали быть редкостью. Появился материал для анализа и практических выводов. Есть примеры типографий, повторно приобретающих устройства CtP Creo. Первые оценки таковы.

1. Термальная технология лидирует. В западных странах на её долю приходится 50% инсталляций, «фиолетовых» — 16%. В России ситуация схожа.

2. Пластины для термических CtP дешевеют, их стоимость на 5-10% ниже, чем «фиолетовых». Этому способствует взаимозаменяемость термопластин различных производителей, их активная конкуренция на рынке. Налицо явная зависимость фотополимерных «фиолетовых» и серебросодержащих пластин от устройств проявки.

3. На рынке лидирует Creo. Наша компания, при непосредственном участии разработчика, установила в типографии «Алмаз-Пресс» первое в Москве (и в России) CtP сверхбольшого формата (модель VLF). К моменту выхода журнала общее число установок CtP Creo в России достигнет десяти, будут проведены инсталляции в Санкт-Петербурге.

4. Отечественные крупнейшие типографии заняты активным внедрением программных систем управления технологическим процессом (workflow), в т. ч. Creo Prinergy и Brisque. — Михаил Кувшинов, технический директор компании Amos.


Наши

Agfa поставляет полный набор аппаратов CtP. Для небольших газет с тиражом до 200 000 экз. и коммерческой печати небольшого формата (до В2) — Palladio с фиолетовым лазером, встроенной перфорацией и системой проявки в комплекте. Для крупных ролевых типографий, в т. ч. газетных — Polaris разных форматов с зелёным или фиолетовым лазером. Машина с зелёным лазером успешно работает в издательстве «Башкортостан», экспонируя серебросодержащие пластины Lithostar Ultra O. Решение для коммерческой печати большого формата — машины Galileo.

Хотя модели Xcalibur с внешним барабаном в России пока не инсталлировались, в мире они очень популярны — главным образом в типографиях, занимающихся печатью упаковки. Они экспонируют пластины Thermostar шириной 1–2 м, имеющие большую тиражестойкость (миллионные тиражи после обжига) и стойкость к УФ-краскам, что крайне необходимо при выпуске упаковочной продукции.

На упаковочную отрасль нацелено новое программное обеспечение Agfa ApogeeX c единым интерфейсом (развитие идеи управляющего ПО Apogee Series3), позволяющее компоновать оптимальную систему на небольших аппаратных ресурсах.

Что касается преимуществ или недостатков технологии прямого экспонирования форм, то даже для России эта тема потеряла актуальность. Более 20 устройств разных производителей, установленных за год, однозначно свидетельствуют об успехе технологии, основные преимущества которой — увеличение пропускной способности участка допечатной подготовки и упрощение этого процесса с сопутствующим снижением брака, в т. ч. и на этапе печати. — Антон Рулёв, менеджер по продукции компании «Терем».


Наши

По нескольким важным для потенциальных пользователей CtP моментам, к сожалению, возникла некая неопределённость, приводящая к подмене понятий. Одна из причин — старания адептов термальной технологии. Надеюсь, объективная информация поможет читателям грамотно подойти к выбору технологии и устройства.

«Фиолетовые» и другие, чувствительные к видимой части спектра пластины бывают разные — серебросодержащие и фотополимерные. Первые имеют тиражестойкость до 350 000 отт. и обеспечивают качество, по крайней мере, не хуже термальных. Вторые чувствительны к фиолетовому лазеру, промышленно выпускаются Fuji и анонсированы Agfa. Их можно обжигать, доводя тиражестойкость до 1 млн отт. Но около 50% газетных типографий в Европе (из уже завершивших переход на CtP) используют «серебро», остальные — традиционно дешёвый и обычно «нефиолетовый» фотополимер. Прослеживается тенденция к выравниванию цен на все типы пластин для CtP, хотя трудно ожидать, что термальные от Agfa или Fuji будут стоить, как пластины Huaguang (есть определённая разница в качестве). Но для продукции одного производителя это реально. Цена на серебросодержащие, фотополимерные и термальные пластины Agfa одинакова.

Следующий момент — совместимость процессов обработки. Все фотополимерные пластины в этом смысле взаимозаменяемы: можно обрабатывать фотополимер от одного производителя в проявочном процессоре другого. К сожалению, это не так для серебросодержащих и термальных пластин. Продукция тройки основных производителей термальных пластин (Agfa, Kodak и Fuji) унифицирована, но с пластинами других марок гарантий нет. Проявочный процессор для CtP вообще требует более тщательного выбора, чем процессор для обработки фототехнической плёнки. Необходимо учитывать и допустимые объёмы обработки, и частоту обязательных профилактических работ, и затрачиваемое на них время, и цену сливаемых при этом реактивов. Всё же цена пластины, испорченной по вине вовремя не обслуженного проявочного процессора, повыше, чем у фотоформы. Есть и другие особенности: реактивы для термальных пластин Agfa допускают обработку традиционных офсетных пластин параллельно с цифровыми, а для некоторых важна степень чистоты процесса с точки зрения экологии. Для «серебряных» проявок Agfa, например, изначально не требуется слива, т. к. потребление растворов минимально, вода попадает в рециркулятор, а получаемый на выходе остаток сдаётся, как правило, на серебро.

И последнее — качество пластин. Если внедрение CtP планируется с прицелом на рост качества печати, то выбирать пластины нужно не только по тиражестойкости. И термальные, и другие типы существенно различаются по разрешающей способности, широте экспозиции и проявления, устойчивости в печати и к истиранию. Для фотополимерных и термальных важна чувствительность, непосредственно влияющая на время их экспонирования. Для термальных она варьируется в 1,5-2 раза. Так что заявленной для устройства CtP производительности далеко не всегда можно достичь на любых пластинах. Критична для термальных пластин и устойчивость к температурным режимам: от избытка тепла чувствительность может значительно понизиться. — Александр Малощинский, генеральный директор Legion Group.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus