101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Светодиодная революция в широком формате

  • September 2, 2020
  • 4906
Недавно мы переехали на новую квартиру. И вопрос выбора технологии для светильников уже не стоял — конечно, только светодиоды!

Посмотрите на полки магазинов — большинство продающихся там ламп тоже светодиодные. Почему? Всё просто — светодиоды намного энергоэффективнее ламп накаливания и других технологий, на порядок (а то и на два) долговечнее, а разница в стоимости по сравнению с другими технологиями уже практически нивелировалась.

С того момента, как в начале 90-х прошлого века появилась технология изготовления недорогих синих светодиодов (их разработали учёные японской Nichia, она же начала массовое производство), они проникли в очень многие сферы. В том числе в офсетную печать, где более доступные «фиолетовые» CTP заметно потеснили доминировавшие на рынке термальные устройства.

В начале 2000-х начались активные эксперименты по замене светодиодами ртутных УФ-ламп в различных технологиях печати. Прежде всего в офсетной и широкоформатной индустриях. Здесь всё обстояло не так просто, поскольку требовалось не только заменить ртутные УФ-лампы, но и изменить рецептуру красок и чернил для их качественного отверждения на разных материалах и скоростях. Но сегодня уже можно констатировать, что в широком формате этот процесс практически завершён — светодиодная революция в широкоформатной УФ-печати свершилась! И потребовалось на это каких-то полтора десятка лет…

Статья Винса Кахилла «Широкий формат в лучах светодиодов» на стр. 16, посвящённая истории и перспективам развития UV–LED-технологии в широкоформатной печати, нашла живой отклик у индустрии. Мы показали её поставщикам и производителям широкоформатных принтеров и попросили дополнить комментариями. К сожалению, нам пришлось ограничить объём комментариев, иначе публикация разрослась бы до половины журнала.

К сожалению, американский автор упустил некоторые важные факты из истории развития UV–LED-технологии. Например, никак не упомянута роль новосибирской компании Sun, фактически разработавшей один из первых работоспособных экземпляров УФ-принтеров с источниками светодиодного отверждения и специальными чернилами для них. Я хорошо помню, как в 2007 г. Россию по приглашению Sun посетил Николас Хельмут из FLAAR Report (Терентьев И. Кларксон широкого формата // Publish № 7/8, 2007 г.). Он очень высоко оценил результаты работы российских коллег в области внедрения UV–LED и предрёк широкие перспективы этой технологии в целом. Так и случилось…

Важной вехой в переходе на светодиоды следует считать 2010 г., когда Mimaki выпустила принтер UJF-3042. Да, это была не широкоформатная, а сувенирная настольная модель, но её оглушительный успех (в следующем году Mimaki легко вышла на первое место в мире по количеству проданных УФ-принтеров) показал индустрии, что в технологии есть перспектива. Понятно, что для сувенирщиков никак бы не подошёл принтер на УФ-лампах — в этой индустрии вряд ли кого-то могло устраивать получасовое ожидание разогрева аппарата. А ещё следует помнить про невозможность печатать на материалах, чувствительных к нагреву… Популярность сувенирных моделей подстегнула разработчиков UV–LED-источников и специальных чернил — у тех и у других существенно вырос рынок сбыта. А значит, можно было больше инвестировать в НИОКР.

Окончательной же победой светодиодов в секторе широкого формата можно символически считать начало 2019 г., когда Canon — производитель самых популярных в мире планшетных широкоформатных УФ-принтеров Arizona — объявил о выпуске первых моделей этой линейки на UV–LED. Чуть раньше Canon пополнил своё портфолио рулонным аппаратом Colorado, в котором достоинства светодиодного отверждения сочетаются со специфическими преимуществами технологии UVgel.

Ртутные лампы не ушли из индустрии полностью — УФ-принтеры на них продолжают выпускаться и продаваться, но сейчас эти устройства переходят (или уже перешли) в категорию нишевых продуктов. Будущее — за UV–LED! Да пребудет с вами сила светодиодов!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Print Park 2024: полиграфический форум среди монтажников-высотников

14 мая 2024 года в Петербурге прошёл IX полиграфический форум Print Park. Для нашего города это крупнейшее отраслевое мероприятие, на котором собираются не только местные полиграфисты, но и приезжают специалисты из других регионов. В этом году Print Park проходил, как обычно, на площадке музейно-исторического комплекса «Россия — моя история», но вот антураж был, мягко говоря, необычным. Весь день в главном холле на первом этаже, где в прошлом году размещались стенды полиграфических компаний, с грохотом шла установка каких-то огромных металлических конструкций для следующего мероприятия, поэтому нас не покидало ощущение стройки.

Алексей Пономарёв: «Мы не боимся проявлять инициативу!»

Об отрасли самоклеящихся материалов, её проблемах и ближайшем будущем рассказывает генеральный директор компании «Босла»

Цифровой бизнес в узком рулоне

Цифровая печать в узком рулоне — что это: долговременный тренд или недолгая история без особых последствий? Можно ли уже «залетать в тему» или нужно ещё осмотреться и подумать? Читайте об этом прямо сейчас.

Ввоз — дело тонкое

Сложно ли импортировать оборудование из-за границы? Насколько легко (нет) организовать международную перевозку? Сколько дней идёт груз из Китая и почему столько? Разбираемся в вопросах вместе с директором по логистике и ВЭД компании «Вест ол» Ириной Шведчиковой.

Тише едешь — дальше будешь

Давным-давно в далёкой-далёкой галактике была одна маленькая неавтоматизированная типография…



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Каковы для вас итоги объединённой выставки Printech и RosUpack в этом году? (Можно выбрать несколько вариантов)
    Проголосовало: 37