2007.10.01, Автор: Игорь Терентьев3502 прочтений

"Кларксон" широкого формата

Теги: Последняя страница Широкоформатная Publish

Если присмотреться, между автомобильным и широкоформатным рынком немало аналогий. Вплоть до харизматичных экспертов. Чтобы познакомиться с одним из них, нам пришлось преодолеть 3000 км до Новосибирска - родного города компании "Сан".

Игорь Терентьев

Если присмотреться, между автомобильным и широкоформатным рынком немало аналогий. Вплоть до харизматичных экспертов. Чтобы познакомиться с одним из них, нам пришлось преодолеть 3000 км до Новосибирска — родного города компании «Сан».

К передаче Top Gear и её роли в автомобильном мире можно относиться по-разному. Можно любить за эмоциональность и неформальный творческий подход, а можно ненавидеть (за то же самое). Зато равнодушных очень мало — кто из активно интересующихся автомобилями людей не слышал о Джереми Кларксоне?

В мире широкоформатной печати тоже есть самый известный и авторитетный специалист — директор FLAAR Николас Хельмут. Издаваемые его институтом независимые отчёты не так эмоциональны, как передачи Top Gear, зато расставляют по полочкам все «за» и «против», являясь достоверными и независимыми ориентирами для всех, кто решил зарабатывать деньги на широкоформатной печати. В последние годы Хельмут сосредоточился на «внедорожниках» — принтерах, печатающих чернилами УФ-отверждения.

Н. Хельмут: «Благодаря универсализму УФ-печати, выполнимы самые нетривиальные задачи — например, создание красочного панно на керамической плитке»

И вот директор FLAAR впервые приехал в Россию — его выступления стали гвоздём программы конференции «1000 идей, как СЕГОДНЯ заработать на УФ-печати», организованной новосибирской «Сан» и собравшей около трёх десятков представителей рекламных и производственных фирм со всей страны. В комфортабельном курорте-отеле в пригороде Новосибирска ничто не отвлекало от главного — обсуждения технологии струйной УФ-печати.

За два дня Николас сделал четыре доклада. В первом очертил перспективы УФ-печати, сделав экскурс в сферы применения. На Западе, где в особой цене экологически чистые решения, это самый бурно растущий сектор в широком формате, тогда как сольвентная печать постепенно теряет позиции. УФ-технология уникальна, ведь, помимо традиционных гибких носителей (от бумаги до баннеров), позволяет печатать на самом широком диапазоне поверхностей — дерево, камень, металл, пластик, акрил, керамическая плитка… Наиболее интересные применения — печать на строительных материалах, стекле (для мебели), пластике для вакуумной формовки (но поставщиков гибких УФ-чернил пока только три), разделительных офисных панелях и т. п. «Представьте, что получили заказ на полное оформление интерьеров нового отеля. Имея в распоряжении УФ-машину, сможете нанести надписи и логотипы отеля почти на любые съёмные поверхности и даже сымитировать структуру дерева на металлических дверях, которые должны быть в отелях по правилам пожарной безопасности», — рассказал Хельмут. Важно понимать, что не все УФ-принтеры (на рынке более 200 моделей от 40 производителей) и чернила одинаковы — их возможности нужно обязательно соотносить с планируемыми задачами. Образование же потребителя — одна из обязанностей ответственного поставщика оборудования.

Второй доклад был посвящён технологиям УФ-отверждения, а точнее — УФ-светодиодам в сравнении с традиционными УФ-лампами различных типов. Несмотря на разнообразие технологий УФ-ламп, большин-ство имеют общие недостатки. Лампы греются сами, нагревают запечатываемый материал и детали принтера (особенно при распечатке узких изображений), имеют малый срок службы (500–1000 ч), а заменять лампы рекомендуется только парами. Ограниченный срок службы имеют также шторки и отражатели. Всех этих недостатков лишены УФ-светодиоды, но до последнего времени Хельмут не встречал ни одного удачного воплощения технологии в жизнь. Именно поэтому его так поразила машина NEO UV-LED, которую «Сан» представила на выставке FESPA. И знакомство с её создателями (состоявшееся чуть раньше на выставке в Дубаи) стало одной из причин его визита в Россию. Николас очень высоко оценил достижение «Сан», поскольку в переходе на УФ-светодиоды видит хорошую перспективу развития и снижения стоимости владения принтерами: «Любая технология, обеспечивающая уменьшение размеров, затрат и выделяемого тепла, даст её владельцам огромную прибыль». Среди важнейших преимуществ LED — минимальное выделение тепла и озона, срок службы до 10 000 ч, мгновенное включение и отключение (нет необходимости в шторках и отражателях).

Первый NEO UV-LED на печатающих головках Konica Minolta 512M с каплей 14 пл

Однако, как заверяет «Сан», срок службы разработанных ими УФ-светодиодов ещё больше — от 40 000 до 100 000 ч! Но для воплощения технологии в жизнь пришлось решить сложные инженерные задачи, например, соединить керамические радиаторы со светодиодами. «Мы немало поездили по стране в поисках нужных технологий, — поделился с нами опытом владелец «Сан» Владислав Мирчев. — Технологии есть, но большинство создавались в закрытых НИИ, поэтому о серийном производстве на их базе речь не идёт». Но, как показал опыт, все эти проблемы решаемы…

Компания ищет и находит надёжных партнёров для расширения бизнеса и линейки своих продуктов. В прошлом году она стала одним из двух российских дистрибьюторов Xaar. Крупнейшего производителя печатающих головок представляли на конференции технический специалист Джулиан Бейн и специалист по приложениям Кевин Грей. Бейн рассказал о некоторых аспектах реализации струйной печати, обычно остающихся за кадром. Например, многопроходная печать позволяет уменьшить полошение из-за ошибок позиционирования механизма и засора отдельных дюз. Но эффект достигается только при правильном растрировании — при каждом проходе необходимо вносить изменения в каждой элементарной ячейке. «Я видел немало машин, преимущественно из Китая, в которых полошение было заметно именно из-за ошибок растрирования» — отметил Бейн. Как перспективные направления повышения качества печати он отметил добавление дополнительных светлых цветов, а также переход на головки с переменным размером капель. И один совет: никогда не выводите на печать изображения типа логотипов, шрифтов и т. п. в формате JPEG — артефакты неизбежны!

Грей коротко представил Xaar, порадовав тем, что компания, имеющая 320 сотрудников и являющаяся держателем 700 патентов по печатающим головкам, уже произвела и продала более 100 млн сопел. Сейчас Xaar выпускает пьезоэлектрические печатающие головки трёх базовых платформ. Первые две основываются на прямом выбросе капель (end shooter), Platform 1 — с постоянным объёмом капель, Platform 2 — с переменным (6–42 пл; выпуск начат в 2001 г.). Последняя обеспечивает гибкость применений (от интерьерной графики до упаковочного и этикеточного рынков) и скорость до 100 м2/ч. Самая новая — третья, завод по её выпуску запущен в этом году. Это головки серии Xaar 1000 с боковым выбросом (side shooter), обеспечивающие 8 градаций размеров капель, высокую надёжность (за счёт постоянной внутренней рециркуляции чернил); имеют наибольшее количество сопел среди головок для промышленных применений. Хотя Грей не смог назвать продукты, в которых уже используется эта головка, в сентябре Xaar объявила, что на LabelShow планируется премьера 4-цветного УФ-принтера Nilpeter Caslon, который за счёт использования головки Xaar 1001 печатает со скоростью 25–50 м/мин. Вообще же Platform 3 нацелена на коммерческие и индустриальные применения.

Тему областей применения УФ-печати продолжил руководитель отдела развития «Сан» Сергей Белокуров. Безусловно, выбирая принтер, нужно чётко представлять существующие ниши. К счастью, их множество: печать на стекле, композитных панелях, потолочных и напольных покрытиях, межкомнатных дверях, жалюзи, металлических поверхностях, деталях. Обсуждение, начавшееся как обмен опытом, превратилось в настоящий мозговой штурм — оказалось, что идей по применению очень много, кое-какие уже воплощены в жизнь. Например, печать логотипа компании-владельца такси прямо на плоских магнитных материалах. Такие таблички прочно держатся на бортах авто, но если водитель уходит из компании, ему не придётся портить свою машину, отдирая «самоклейку». Особенно привлекателен массовый рынок, для выхода на который полезна кооперация с имеющими развёрнутые сети приёмных пунктов или торговых точек организациями.

Презентации второго дня Хельмут посвятил более практическим аспектам — особенностям формирования бизнес-плана для компаний, впервые покупающих УФ-принтер и расширяющих производственную базу. Самая главная рекомендация эмоциональна, но вполне практична: «Смотрите на свой бизнес и УФ-принтер, как на ребёнка, за которым нужен тщательный уход». А во второй презентации Николас рассмотрел особенности реализации более 30-ти моделей различных производителей.

Модель с шириной печати 1,6 м на головках Xaar XJ-128/40 W (40 пл) в 6-цветном исполнении — самая доступная в УФ-светодиодной линейке (995 тыс. руб.)

Однако даже самый совершенный принтер не поможет заработать, если не снабдить его подходящим инструментом для вывода изображений. Именно такие решения уже 10 лет разрабатывает немецкая Colorgate Digital Output Solutions. Её основатель и управляющий директор Томас Киршнер коротко рассказал о компании, слоган которой — Pleasure for production — можно перевести: «Работайте с удовольствием!». Основной продукт — ProductionServer5. Это модульная система, имеющая удобный интерфейс и обеспечивающая работу 6-ти принтеров одновременно. Новые функции по сравнению с версией 4 — 16-разрядный рендеринг для более плавных цветовых переходов; ColorPicker для оперативной замены цветов; улучшенные инструменты для сегментирования (tiling) и модуль Container для оптимизации расхода материала. Впервые реализована функция Media Device Synchronization (MDS), обеспечивающая перекалибровку принтера под эталонный цвет с помощью спектрофотометра eye-one. Благодаря MDS, имея информацию о том, на каком носителе и чернилах выводился отпечаток, можно подогнать под него цвета отпечатков с другими материалами или на других принтерах. Улучшена поддержка белого цвета; появился Express profiler, обеспечивающий создание профиля за несколько минут. Пакет локализован — пользовательский интерфейс и экранная справка переведены на русский. В ближайшее время обещана поддержка белого цвета и лака, столь необходимых при УФ-печати на прозрачных и цветных поверхностях.

Кроме того, ColorGate предлагает программы FilmGate5 (для вывода цветоделённых плёнок на широкоформатных принтерах) и ProofGate для контрактной цветопробы.

Но одно из самых интересных выступлений организаторы приберегли на десерт. Олег Марков, руководитель проекта по чернилам компании «Сан», рассказал о пока короткой истории, текущем ассортименте и перспективах. Начало было положено 2 года назад в сотрудничестве с Новосибирским институтом органической химии. А уже 20 июня 2006 г. был запущен завод по производству чернил под маркой SunFlower. В ассортименте чернила сольвентные, УФ- для ламповых и светодиодных принтеров, специальные. Всё производство и чернила сертифицированы. По поводу завода «Сан» Хельмут отметил: «Ни один производитель в здравом уме не пригласит меня на производство, где имеются серьёзные проблемы. То, что я увидел, впечатляет. Особенно уникальные УФ-чернила, адаптированные под отверждение светодиодами. С помощью этих чернил принтеры NEO UV-LED выводят отпечатки, которые по цветовому охвату находятся в первой мировой пятёрке».

Оба показанных принтера — гибридные, при необходимости возможна печать и на рулонных материалах (как на снимке)

Как рассказал Марков, совсем недавно начали производство белых чернил, особенно востребованных для УФ- и текстильной печати. Это сложный продукт из-за большого процента пигмента (до 30%) из тяжёлых соединений титана. Как следствие — их нельзя хранить долго и в больших ёмкостях. Уже налажен выпуск светлых чернил, дающих хорошие переходы и естественные цвета. Оранжевые и зелёные чернила увеличивают цветовой охват. Стала возможной реализация 8-цветной схемы, обеспечивающей максимальный цветовой охват, возможный с помощью существующих механизмов цветоделения. В «Сан» думают и о перспективе. Например, работают над созданием металликов, экосольвентных, а также мелкодисперсных чернил, открывающих дорогу к созданию малоформатных сольвентных и УФ-принтеров.

В конце каждого дня в импровизированном демозале все присутствующие могли познакомиться с двумя свежесобранными принтерами из линейки NEO UV-LED. Оба гибридных (возможна печать по рулонным и жёстким материалам) принтера привезли буквально накануне, и в первый вечер на отпечатках было видно полошение. Однако уже на второй день инженеры сделали своё дело, и на отпечатках с модели, оснащённой головками Konica Minolta 512M, никаких следов полошения заметно не было. Отсут-ствовали и явные претензии к качеству отверждения, хотя создатели считают необходимым улучшить состав синих чернил.

В текущей линейке «Сан», уже установившей 25 принтеров на УФ-лампах и 2 на УФ-светодиодах (в Кувейте и на Украине; ещё несколько уже заказаны и оплачены) — есть УФ-принтеры гибридные и планшетные; с печатающими головками от Xaar или Konica Minolta (оба с разрешением 720 dpi); различными цветовыми схемами, вплоть до 6-цветной плюс белый и лак. Скорость печати до 27 м2/ч, формат до 2,5 м, толщина материала до 110 мм. Самая дорогая модель (6-цветная плюс белый и лак, с шириной печати 2,5 м и головками KM) стоит 2156,1 тыс. руб. Весомое дополнение в подарок — спектрофотометр Eye-One и RIP ColorGate ProductionServer5 с расширенными возможностями цветового профилирования и управления цветом. Цены на чернила SunFlower весьма конкурентоспособны: для «ламповых» принтеров — 2250 руб./л, для UV-LED — 2550. У «Сан» большие планы на мировую экспансию. Компания, принявшая участие в FESPA, создала международный отдел; собирается участвовать в самых значимых выставках, осознавая конкурентные преимущества своих разработок. Как напомнила генеральный директор «Сан» Наталья Стасюк, летом достигнуто соглашение с Digimatix-Fujifilm об установке печатающих головок Spectra в принтеры NEO UV-LED. Мирчев же добавил, что в компании постоянно ищут пути оптимизации производства. Заканчивается разработка не имеющей аналогов модульной конструкции драйвера — блока управления печатающими головками. Это позволит устанавливать в один принтер головки разного типа — например, использовать менее дорогие для печати белилами и лаком.

«А если кто-то из ведущих мировых производителей, учитывая все ваши наработки в этом секторе, сделает «Сан» предложение о покупке?» — поинтересовался я. Руководитель и владелец компании не были готовы к ответу, но им есть над чем призадуматься. Не случайно оба дня пребывания в Новосибирске не покидало ощущение, что я стал свидетелем настоящего технологического прорыва. Вот и Хельмут-«Кларксон» признаётся: «Я был поражён, когда увидел то, что большинство экспертов отрасли считали невозможным!» А наши — сделали!

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     

  • «Вашим заказом занимаются все!» А это значит, что «никто»…

    На просторах Instagram мне встретился благотворительный проект «Тёплые стихи». Его организаторы создали книгу для детей, попавших в больницу. Мы решили предложить свои услуги и помочь с выбором типографии по оптимальной цене. Считаем: книга в твёрдом переплёте, формат — 210x297 мм, 48 полос + обложка, обложка — 4+0 матовая ламинация, форзацы — офсет 140–160 г/м2, печать 1+0 (пантон, плашка), блок — 4+4, мелованная матовая, плотность по рекомендации типографии, чтобы сделать твёрдый переплёт. Тираж — 200, 500 и 1000 экз.

     

  • Надо ли объяснять заказчику различия?

    В этот раз у нас, казалось бы, не сложный запрос. Интересовала стоимость печати плаката: форматА2, 4+0, ВД-лак, бумага — 150 г/м2, мел. глянцевая, тираж — 100 и 500 экз.

     

  • Что в имени тебе моём?

    В этот раз считаем распространённый заказ — буклеты А4 формата в готовом формате, 6 полос. Запрос такой: Буклет 21x30 см в готовом виде, 63x30 см в развороте, 4+4, бумага — мелованная, 200 г/м2, 2 параллельных сгиба до формата 21x30 см. Тираж — 200 и 500 экз. Просьба указать сроки и способ печати.

     

  • Конкурентный офсет

    Ко мне обратился знакомый художник. Он хочет напечатать небольшой каталог своих работ. Параметров получилось много: 2 вида бумаги и 3 тиража. Клиент далёк от полиграфии и сразу определить точные данные ему сложно. Считаем: Каталог 21x21 см, 24 полосы, 4+4, бумага 2 варианта: все на 170 г/м2 и все на 200 г/м2, 2 скобы, тираж 100 экз., 200 экз. и 500 экз. Будут готовые макеты.

     


comments powered by Disqus