2019.03.06, Автор: Юрий Захаржевский2332 прочтений

Как заработать на «оцифровке» упаковки и этикетки?

Теги: Publish Послепечать Цифровая печать Цифровая упаковка Цифровая этикетка Эксклюзив

Как заработать на «оцифровке» упаковки и этикетки?Таким был лейтмотив конференции Publish, посвящённой цифровым инновациям в упаковке и этикетке. Типографии поделились опытом, а поставщики пообещали, что дальше будет лучше — нужно только правильно выбирать решения.

31 января 2019 г. в рамках выставки «упаковка 2019» состоялась IV конференция «День цифровых инноваций в упаковке и этикетке», организованная Publish совместно c Messe Düsseldorf. Главный редактор Publish Игорь Терентьев отметил, что сейчас полиграфисты привыкли жаловаться на «дурное влияние» интернета. Можно спорить о том, насколько в этих условиях жизнеспособна полиграфия вообще. Но при этом несомненно, что в нишах упаковки и этикетки, особенно цифровых, всё обстоит гораздо лучше. Например, Zion Market Research оценивает мировой рынок персонализированной упаковки в 2017 г. в 25,6 млрд долл., а до 2025 г. он может расти на 5,1% ежегодно, до 35,5 млрд долл. Рост этого рынка во многом обусловлен тенденцией роста объёмов персонализированной упаковки класса «люкс».

Не удивительно, что в Европе сейчас продаётся больше этикеточных ЦПМ, чем любых аналоговых, — и это ещё не считая небольших этикеточных принтеров. В России, по оценкам Publish на октябрь 2017 г., работало 48 этикеточных ЦПМ. А с учётом более свежей информации по итогам 2018 г. их стало уже не менее 57.

Перспективные модели ЦПМ большого формата, которые могут успешно применяться для печати складной упаковки, но пока не появившиеся в России

Что касается цифровой упаковки, наш рынок всё ещё находится на этапе первоначального развития: специализированные ЦПМ только появляются. Выпускающие цифровую упаковку из плоского картона типографии используют стандартные коммерческие ЦПМ. Конечно, на практике для работы с упаковочными материалами хороши не обычные машины, а имеющие соответствующие особенности. Например, HP Indigo 12000 имеет увеличенный формат по сравнению с большинством работающих сейчас ЦПМ. С другой стороны, у моделей НР Indigo, Ricoh и Xerox есть возможность использования дополнительных тонеров 1. Между тем на рынке уже предлагается 4 модели ЦПМ формата B2 2 (из них две — струйные с УФ-отверждением), а также одна — формата B1, а на подходе — модели Landa, старт продаж которых намечен на 2019 г. Все они либо специально разработаны для печати упаковки, либо могут успешно для этого использоваться.

Цифровая практика

«От печати по требованию — к бесконечной вариативности» — так называлась презентация руководителя «Типографии цифровых решений Б» (Ставрополь) Владимир Бочков.

К сожалению, этот участник заболел, но благодаря презентации гости конференции смогли ознакомиться с его опытом. Терентьев напомнил слушателям, что эта типография (раньше известная как «Дизайн-студия Б») имеет весьма серьёзную ЦПМ — HP Indigo 7800.

Гостям было продемонстрировано много интересных примеров сотрудничества с клиентами. Например, благодаря техническим особенностям машины удаётся запечатывать пластик для окошек в коробках. Другой, уже широко известный пример использования технологий НР — индивидуализация печатной продукции с помощью ПО Mosaic.

«Типография цифровых решений Б» работает в первую очередь с местными заказчиками — ставропольскими предприятиями малого и среднего бизнеса. В числе прочего производится упаковка для хлебобулочных изделий, шоколада и конфет ручной работы, бумажные стаканчики, упаковка для подарков и т. д. Но типография сотрудничает и с компаниями из других регионов — например, с такими известными кондитерскими компаниями, как «Красный Октябрь» и «Конфаэль». Но и в Москве у ставропольцев есть небольшие клиенты — к примеру, компания MyLittleRembrandt, которая делает сувениры для родителей с рисунками их детей на упаковке.

Важно и то, что Владимир много работает над маркетингом своего предприятия, над изменением стиля работы с клиентами. Теперь типография выступает не только как исполнитель заказов, но и как маркетинговое агентство.

В обычной типографии, по мнению Бочкова, запрос инициируется клиентом. Разумеется, есть отличия между офсетными и цифровыми типографиями: например, при использовании цифровой печати клиенту нет надобности печатать впрок. Также ему не грозит необходимость утилизации большого количества продукции. Есть у цифровых типографий и другие преимущества: например, возможность недорого получить тиражную цветопробу. Но в любом случае активной стороной выступает именно клиент. И лишь если типография выступает как маркетинговое агентство, в активной роли выступают и клиент, и исполнитель. В качестве метафоры нового подхода Бочков выбрал фразу «Бесконечная вариативность».

На практике это означает, например, что одному из клиентов типографии нужно сделать партию корпоративных подарков. И типография предлагает ему выбор таких подарков — то есть, по сути, продукцию другого своего клиента.

Терентьев рассказал, что на мероприятия для клиентов к Бочкову собирается до 150 представителей малого и среднего бизнеса. И такая активная деятельность по совершенствованию системы работы предприятия не остаётся без вознаграждения: за последний год объём заказов на упаковку в этой типографии вырос вдвое.

В. Чуйков: «Жизнь продукта в наше время коротка, поэтому производители не могут позволить себе роскошь тратить на его разработку и производство много времени»

Доклад «Цифровые технологии в упаковке: новая гибкость привычных процессов» представил председатель совета директоров АО «Управляющая компания ГП ”ГОТЭК”» Владимир Чуйков.

Хотя «ГОТЭК» не чужда внедрению цифровой техники, главное внимание в своём выступлении Чуйков уделил цифровизации всей системы: работы с клиентами, прототипирования, логистических процессов и т. д. И не стоит думать, что это относится только к большим предприятиям. В процессе производства упаковки, в каком бы масштабе её ни делали, обнаруживается значительное количество потерь: как непосредственно из-за качества и размеров упаковки, порчи продукции, так и из-за потерь при транспортировке, утилизации (тарифы на которую будут только расти), необходимости нанимать избыточный персонал. Наконец, результат работы клиента, заказывающего упаковку, зависит от того, насколько презентабельно она выглядит на прилавке.

Чуйков привёл пример, когда на складе небольшого молокозавода обнаружилось 24 типа упаковки — хотя разнообразие продукции было совсем небольшим. «ГОТЭК» предложила этому предприятию оптимизацию: оказалось, что можно обойтись всего шестью типами упаковки.

В современных условиях к традиционным способам распределения товаров через розницу добавляются интернет-магазины. Эти процессы затронут всех, потому что рост новых каналов продвижения товаров в разы превышает рост традиционных. Эти изменения меняют роль производителя упаковки: он перестаёт быть просто поставщиком, он обязан стать партнёром. Иначе такому производителю просто не будет места на рынке.

Если при продаже в супермаркетах поставщик-партнёр должен обеспечить привлекательный дизайн, то при интернет-торговле он должен сделать упаковку оптимальной: наверное, всем знакома ситуация, когда по почте приходит коробка, большая часть содержимого которой — заполняющая пустоту плёнка или бумага. Действительно, по статистике 43% содержимого упаковки посылок для электронной коммерции — это пустота.

Кроме измерений упаковки, есть измерение отношений тех, кто её заказывает и делает: в «ГОТЭК» его назвали четвёртым. Чтобы быть успешным, считает Чуйков, мало удовлетворить потребности компании-клиента: надо знать, что нужно рознице и покупателям. Он продемонстрировал разработанные в «ГОТЭК» совместно с клиентами изделия, которые позволили выгодно выделить продукцию на полках. При этом удалось, среди прочего, снизить площадь, занимаемую изделием на полке, повысить скорость сборки некоторых упаковок, уменьшить расходы на утилизацию. Всё это крайне важно, поскольку производитель упаковки не должен выйти за пределы ожидаемых клиентом затрат. При этом не надо путать удельные затраты со стоимостью упаковки: она может даже возрасти за счёт функциональности, но удельные затраты на единицу продукции должны только снижаться.

Чтобы справиться с такими задачами, производитель упаковки должен формировать рабочие группы совместно с владельцами бренда и другими участниками процесса — это в разы сокращает время разработки прототипа и его качество. Кто-то должен быть интегратором в этом процессе. Чуйков предлагает присоединиться к «ГОТЭК».

На вопрос, что лучше — «цифра» или флексографская печать, ответ у Чуйкова вполне определённый: необходимо всё 3.

Тему практики продолжил руководитель направления индустриальных решений Konica Minolta Владислав Кузнецов, который заявил, что на этот раз он, как поставщик, будет молчать: говорить будут партнёры его компании.

Как заработать на «оцифровке» упаковки и этикетки?Технолог «ПЕТРОПРИНТ СПб» (Санкт-Петербург) Олег Курманов рассказал, что эта типография занимается производством самоклеющихся этикеток, в том числе многослойных, с защитой от подделки и многих других. Полный контроль качества на всех этапах производства начинается с того, что технические специалисты типографии выезжают к потенциальному клиенту на консультацию.

В «ПЕТРОПРИНТ СПб» применяется флексографская печать, а с недавнего времени появился отдел цифровой печати, в котором работает ЦПМ Konica Minolta bizhub PRESS C71cf. Её преимущества — низкая, по сравнению с конкурентами, цена машины и контракта, постоянный сервис от Konica Minolta, автоматизация всех печатных процессов.

Директор по развитию цифровой типографии «МДМпринт» (Москва) Андрей Чеботарёв рассказал, что ещё 10 лет назад эта компания была не типографией, а компьютерным клубом. Наверное, тогда мало кто поверил бы, что печатное направление — гораздо лучшая перспектива, чем компьютерное. С тех пор типография быстро развивалась, а совсем недавно была установлена машина для цифровой отделки MGI JetVarnish 3DS 4.Чеботарёв напомнил, что два года назад, на нашей второй конференции, руководитель отдела по работе с клиентами «МДМпринт» Александр Марков высказал предположение 5, что на этапе послепечатной обработки в ближайшие годы всё равно останутся аналоговые процессы, потому что цифровое отделочное оборудование стоит слишком дорого. Как же получилось, что «МДМпринт» всё же пришла к покупке MGI JetVarnish 3DS?

А. Чеботарёв продемонстрировал видеосюжет об установке MGI JetVarnish 3DS в типографии «МДМПринт»: в праздничные дни отдыхали не все…

Для зарегистрированных гостей конференции в «МДМпринт» были изготовлены персонифицированные коробочки с набором для глинтвейна с выборочным лаком и фольгированием на MGI JetVarnish 3DS. О скорости работы говорит тот факт, что идея этой упаковки родилась в понедельник, а конференция проводилась в четверг

К сожалению, ситуация к лучшему существенно не изменилась — производительное цифровое оборудование по-прежнему непомерно дорого. Но «МДМпринт» для дальнейшего развития нужно было выделиться на высококонкурентном рынке цифровых типографий. Некоторым этот шаг кажется рискованным, но таких шагов в типографии делали уже много, и пока что они были успешными.

Среди преимуществ новой машины Андрей отметил действительно глянцевый лак без пузырьков, который хорошо ложится на цифровые отпечатки, отличное совмещение, ускорение работы — раньше клише для тиснения заказывали на другом конце Москвы.

Чеботарёв заметил, что клиентам должна понравиться цена на малые тиражи с цифровой отделкой. На сайте типографии можно получить примерные цены, а в офисе «МДМпринт» их уточнят.

С. Боев: «Книжные обложки можно рассматривать как упаковку или этикетку»

Технический директор «Т8 Издательские технологии» (Москва) Сергей Боев рассказал, что компания является системным интегратором для издателей книг.

В продаже по всему миру на сегодняшний день — 3,5 млн книг в книжных магазинах, которые делаются по системе book-on-demand. Для России эти книги печатаются в типографии «Т8 Издательские технологии». Если говорить о комерческой печати, то средний тираж за прошедший год упал со 120 до 92 экземпляров, а 3 года назад эта цифра была 300 экз. Важно было найти оборудование, которое не делает лишних, то есть бракованных или приладочных листов, а также работало бы по автоматизированной схеме.

Примерно год назад в типографии была установлена машина MGI JETvarnish 3D для нанесения цифрового лака. В состав холдинга входит два известных издательства: «Пальмира» и «Рипол». 90% их книг выпускаются с лаком на обложке. И все эти обложки сейчас лакируются на MGI JETvarnish 3D.

Боев обратил особое внимание на то, что цена на лак, которая сейчас рассчитывается автоматически при загрузке данных клиентом, «попадает в реальность» на 98%. Это даёт возможность рассчитывать стоимость каждого отдельного заказа, и клиент может самостоятельно запускать книги в производство без участия менеджера. Это важно, поскольку цена обложки не должна изменяться в течение долгого времени: типография не может менять стоимость на книгу для заказчика в течение года (кроме случаев резких скачков курса доллара или цены бумаги).

В традиционных книжных сетях утверждают, что отделка добавляет примерно 20% к успеху книги. Конечно, продаёт книгу прежде всего её содержание, но если её обложка не имеет отделки, то в магазине её могут неправильно разместить, потому что она выглядит менее привлекательно. В итоге падают результаты продаж.

Что не «сожрёт» Интернет?

Директор по развитию «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов начал выступление с рассказа о распространении крафтовых 6 продуктов. Многие потребители готовы платить за них существенно больше, чем за обычные. Очень возможно, что такая тенденция будет распространяться и на другие рынки, связанные с упаковкой.

М. Кувшинов: «Последние 10 лет мы наблюдаем, как интернет сжирает всё. Поэтому хотелось бы нащупать то, что останется не только цифровым»

Падение тиражей создаёт достаточно большой рынок цифровой печати. Ещё недавно трудно было представить, что можно с чистого листа организовать полиграфический бизнес, который за 3–4 года станет более чем миллиардным в долларах. Сейчас такие успехи в основном достигаются в интернете, в сфере социальных сетей. Но уже имеется практический пример из области производства именно упаковки, причём мелкосерийной. Компания ePac Flexible Packaging организована в США в 2016 г. В качестве оборудования она выбрала ЦПМ HP Indigo 20000 (стоимость одной — примерно 2–3 млн долл.), бессольвентный ламинатор и машину для упаковки (ещё примерно столько же). А уже в конце 2018 г. компания заключила контракты с НР и поставщиками ламинаторов и машин для производства пакетов на ещё несколько десятков единиц оборудования. Только контракт с НР оценивается в 100 млн долл.! Понятно, что эта компания уже достигла миллиардных оборотов. Этот пример уникальный, но не единственный. Аналогичный проект сейчас развивается в Китае: компания LVAI тоже начала в 2016 г., тоже с одной машины HP Indigo 20000, а сейчас заключила контракт на поставку ещё десяти.

Почему это важно и есть ли тут надежда для отечественной упаковочной индустрии? Кувшинов напомнил про российскую «Данафлекс Диджитал», которая имеет богатый опыт производства цифровой упаковки. По опыту этой компании, примерно 10% загрузки цифровой техники — это пробные тиражи, подбор дизайна. Основная же часть загрузки — это упаковка для компаний, которые в «Данафлекс Диджитал» называют фуд-стартапами. Это малые предприятия, которые вышли с каким-то интересным продуктом на рынок, но у них ещё нет возможности делать большие партии. В качестве примера Михаил показал упаковку для продуктов бренда «Яблоки и ягоды». Его основатели начали делать пастилу без сахара — сначала для себя, потом — для своих знакомых. А потом её стали продавать, зачастую — через социальные сети. Такая упаковка, по выражению Кувшинова, «обязана быть цифровой», поэтому логично, что она печатается в московской типографии «Вишнёвый пирог» на ЦПМ HP Indigo 12000.

Кувшинов рассказал, что в ГП «ГОТЭК» на промышленном широкоформатном принтере HP Scitex 17000 делали, в частности, коробки для телевизоров «Самсунг». Раньше при печати таких коробок было более 10% отходов, а сейчас — менее 2%. Это оказалось достаточно важным для «Самсунга» — как экономически, так и с точки зрения «устойчивого развития», в том числе экологичности. Компания переводит на цифровую печать упаковки телевизоры со всё меньшей диагональю.

Кстати, стенд «ГОТЭК» на выставке «упаковка 2019», сделанный из гофрокартона, запечатан цифровым способом на HP Scitex 17000

Кувшинов предлагает обратить внимание на то, что интернет-компании делают деньги на том, что их рекламная информация оказывается в том месте, где клиент принимает решение о покупке. Но упаковка по самой своей сути находится именно в том месте. Поэтому она оказывается всё более важной и переходит от «голой» функции — защитить товар, уместиться в контейнере — к плотному взаимодействию с покупателем.

Проблема современных маркетологов и рекламистов, работающих с упаковкой, заключается в том, что человек хочет общаться не с упаковкой, а с другим человеком. Но маркетологи находят средства, которые позволяют эту проблему решить — например, заставляют покупателя сфотографировать упаковку с какими-то индивидуальными особенностями и выложить фото в сети.

«Хайп», на котором основан современный маркетинг, очень короткоживущий. Его постоянно надо менять, подпитывать всё новыми и новыми «вбросами» — и это выгодно для цифровой индустрии, и не только для интернета, но и для цифровых типографий.

Решения для «больших» и «маленьких»

Не следует думать, что для изготовления упаковки или этикетки непременно нужны вложения в миллионы долларов. Начинать можно и с гораздо меньших сумм…

Ю. Арешко: «Сейчас Mimaki хорошо известна на российском рынке, но в 2002 г., когда мы начали сотрудничество, это было далеко не так»

Руководитель ГК «Русском» Юлия Арешко рассказала, что компания установила в России порядка 500 широкоформатных планшетных принтеров и ещё больше — планшетных сувенирных УФ-принтеров. При этом большая часть всей этой техники приобретена не полиграфическими фирмами.

Одно из решений — впервые показанный на выставке «упаковка 2019» УФ-принтер/каттер Mimaki UCJV300–107, имеющий меньшую ширину печати (109 см), чем представленные ранее модели UCJV300–130/160. Он имеет приемлемые для покупателей характеристики скорости и стоимости. Конечно, для «офсетчиков» скорость работы широкоформатного принтера (до 25,8 м2/ч в конфигурации CMYK×2) может показаться смешной, но этот класс техники предназначен для коротких тиражей. Поэтому для производителей этикеток иногда выгоднее иметь несколько таких устройств, а не одно высокопроизводительное, но менее универсальное.

Интересная возможность (благодаря опциональным белым чернилам) — печать в четыре слоя. Правда, придётся ещё подумать, как это можно использовать в упаковке или этикетке.

Эластичные УФ-чернила последнего поколения LUS-170 экологически безопасны, что гарантируется сертификатом Greenguard Gold. При работе с ними не требуется мощная система вентиляции. Принтер/каттер имеет разные режимы резки и может работать как по оптическим меткам, так и считывая маркировку штрихкодами.

И. Джатиева демонстрирует пакет с выборочным фольгированием, выполненным с помощью ламинатора и фольги производства GMP. Все гости получили папки с образцами

Руководитель департамента ламинаторов и офисной техники «РуссКом–Группа Компаний» Ирина Джатиева рассказала о применении ламинаторов GMP для выборочного цифрового фольгирования и глянцевания.

GMP была основана в 1985 г. и с самого начала ориентировалась именно на производство ламинаторов. При этом она является единственным производителем ламинаторов, который делает также и плёнку для ламинирования. Таким образом, если клиент пользуется и оборудованием, и плёнкой этого производителя, в случае каких-то проблем поставщик уже не может заявить, что причиной является что-то одно, как это часто бывает в иных случаях. В своей области фирма обладает более чем 110 патентами мирового и локального уровня. «Русском» работает с GMP с 1994 г., то есть уже 25 лет. Поэтому в этом году ожидается много мероприятий, связанных с этой датой.

Каковы преимущества выборочного фольгирования и глянцевания именно с помощью предлагаемой технологии? Оборудование не требует очень больших инвестиций. Хотя, конечно, будет нужен опытный дизайнер и оператор с умелыми руками.

В заключение Джатиева продемонстрировала ламинаторы, которые могут заинтересовать типографии с рулонным печатным оборудованием: модели GMP Lamimaster-IDH 34 HSIN (мощный комплекс со скоростью работы до 60 м/мин), DigiMaster IDH-34 (до 30 м/мин, ширина рулона — до 340 мм), RTR-380 Combi (настольное устройство со скоростью работы до 7 м/мин). Они могут работать с более тонкой плёнкой, чем листовые ламинаторы, и при этом на них также можно делать выборочное фольгирование и глянцевание.

Как заработать на «оцифровке» упаковки и этикетки?Старший менеджер по продажам «Русском-Логистик» (департамент рекламных технологий) Данил Дорошев рассказал о плоттерах Graphtec для резки и биговки цифровой упаковки и этикетки.

Р. Третьяк: «Перенос малых тиражей на “цифру” позволяет освобождать офсет от мелких тиражей и дозагружать его более крупными. Цифровые технологии — это быстрые деньги и быстрое их получение»

Более производительным машинам был посвящён доклад «Цифровые решения для упаковки — от печати до готового продукта» руководителя направления цифрового оборудования «ОктоПринт Сервис» Романа Третьяка.

«ОктоПринт Сервис» разработала концепцию цифрового производства в линию, в которую входят ЦПМ, машина для отделки и устройство резки.

Для цифровой печати Третьяк предложил ЦПМ Xerox Versant 3100 7, которую можно протестировать в демоцентре компании. Для цифрового облагораживания предлагаются устройства Scodix, которые могут осуществлять широчайший спектр отделки — до 9 видов. Среди них — лакирование, в том числе с текстурированной поверхностью, фольгирование, отделка глиттерами и т. д. При этом для лакирования, в зависимости от задач, можно использовать различные виды полимера (так Scodix называет УФ-лак). Отделка, как напомнил Третьяк, позволяет резко увеличить размер маржи, даже если ей подвергается только часть продукции типографии. В Европе наценка при продаже отпечатков с отделкой на устройствах Scodix составляет до 400%.

Ну а для резки «ОктоПринт Сервис» предлагает плоттеры Zünd. Например, представленная в демозале компании модель S3 сочетает скорость, универсальность и компактность (если клиент выберет малый рабочий стол).

А. Малышкина: «Среди преимуществ Digital Metal — качественная металлизация очень мелких деталей»

Тиснение фольгой — очень эффектный способ отделки. И хорошо, что типографии получают всё больше цифровых вариантов, экономичных даже на малых тиражах. Среди них — решение для цифровой металлизации Digital Metal от Leonhard KURZ, с рассказом о котором выступила старший менеджер департамента «Фольга» ГК «Дубль В» Александра Малышкина.

За последние годы Leonhard KURZ разработала целый ряд продуктов для современного рынка. В том числе была разработана новая концепция Digital Metal, то есть цифровая металлизация 8. В эту концепцию входят оборудование, фольга, ПО и сервис.

Малышкина рассказала о нескольких моделях — для листовой и рулонной продукции, для бумаги и пластика. Есть, например, модуль, который интегрируется во флексографскую печатную машину. Фактически семейство оборудования Digital Metal перекрывает практически все области печати, то есть каждая типография может выбрать для себя необходимую машину.

Инсталляций такого оборудования в России, к сожалению, нет, но можно посетить фабрику Leonhard KURZ, где представлена полная линейка оборудования, и протестировать свои материалы.

Для технологии имеется достаточно большой выбор фольги, хотя основная, конечно — обычное «серебро», потому что с помощью печати поверх серебряной фольги можно получить практически любые желаемые металлизированные цвета. Интересны также дифракционная и прозрачная фольга с высоким глянцем. Последняя обеспечивает эффект выборочного лакирования.

Среди преимуществ фирменного ПО — удобная модель выставления счетов один раз в месяц, при этом счёт выставляется только за фактически использованную фольгу. Leonhard KURZ готова рассматривать и другие способы оплаты фольги.

Лотерея с призами от партнёров: «НИССА Центрум», Кonica Мinolta, «ОктоПринт Сервис», сертификаты на годовую подписку на наш журнал

Р. Коновалов: «Экологичность ценится всё больше и больше»

Принципиально новые технологии цифровой печати появляются нечасто. Об одной из них, базирующейся на экологичных чернилах, в презентации «Водная технология Durst WT для изготовления упаковки» рассказал менеджер по продажам «СайнАрт» Руслан Коновалов.

Европейский производитель принтеров премиального качества Durst имеет огромный опыт разработки промышленных решений. В 2015 г. компания представила Durst Water Technologie (WT), сочетающую достоинства водных и УФ-отверждаемых чернил. Чернила WT не имеют запаха, эластичны и не отслаиваются при послепечатной обработке. Они не требуют праймирования, имеют высокий глянец и устойчивость к механическим воздействиям, а также светостойкость. Их производство сертифицировано по стандартам GMP (Good Мanufacturing Practice). Технологический прорыв в печати водными чернилами произошёл на drupa 2016, где была представлена высокопроизводительная система Durst SPC 130 с производительностью 9350 м2/ч. А в 2017 г. начались продажи более доступной широкоформатной модели Delta WT 250 с производственной скоростью 200–250 м2/ч. Используемые на ней водные чернила соответствуют требованиям для внесения в список Nestle и пригодны для вторичной переработки, что тоже немаловажно.

Разработчики уверяют: хотя технология молодая, она уже очень стабильна — печатающие головки и прочие узлы требуют меньше внимания, чем при использовании УФ-технологии.

В Европе и США уже установлено 8 Durst Delta WT 250.

Разумеется, производителям упаковки по-прежнему интересны и ставшие уже традиционными УФ-решения. В прошлом году Durst выпустил УФ-принтер P5. Коновалов обратил внимание, что эта модель серьёзно переработана по сравнению с предшествующими: в ней используются печатающие головки с каплей 5 пл, скорость печати высокого качества достигает 120 м2/ч, до минимума сокращены все непроизводительные простои: нагрев ламп, смена материалов и пр.

Кроме того, «СайнАрт» предлагает оборудование Highcon для цифровой резки и биговки. В этих машинах используется уникальная технология DART, которая позволяет создавать биговальные линейки прямо внутри машины, а резка выполняется лазерами. Решения Highcon, предлагаемые в форматах B2 и B1, позволяют типографиям ускорить производство упаковки и полностью перевести его на цифровые рельсы, отказавшись от заказа и хранения высечных форм.

Вопросы, которые задавали выступающим, были порой весьма острыми

Что сдерживает развитие цифровой упаковки и этикетки в России?

Такова была тема круглого стола, завершавшего конференцию.

Как заработать на «оцифровке» упаковки и этикетки?По мнению В. Кузнецова (на фото справа), фактически развитие всё же происходит: объём цифровых заказов растёт. Конечно, это развитие медленнее, чем в развитых странах. Возможно, считает Владислав, в России слишком низкая рыночная стоимость этикетки. К тому же у нас высокая цена денег, которые производители заимствуют в банках и других финансовых структурах.

Другой вопрос: кто должен нести в массы конечных потребителей идеи применения цифровых технологий?

М. Кувшинов напомнил, что наша страна занимает едва ли 2% от мирового рынка, а вот наша доля по цифровой упаковке и этикетке, по мнению Михаила, уже больше. То есть ситуация в России не так уж и плоха по сравнению со среднемировым состоянием. В прошлом году было подсчитано, что рулонных ЦПМ HP Indigo в России установлено 35 штук. В этом году уже продано 8 таких машин. Число листовых машин HP Indigo второго формата в России за один год увеличилось от 2 до 5, при этом две из трёх новых машин печатают упаковку. В «ГОТЭК» продан первый крупноформатный принтер HP Scitex 17000 для печати гофроупаковки.

Как заработать на «оцифровке» упаковки и этикетки?Кувшинов (на фото слева) считает, что это весьма неплохие результаты: другое дело, что должно получаться ещё лучше. Но для этого нам надо всем вместе работать, и основная проблема — как инициировать спрос на цифровые технологии. В «Данафлекс Диджитал», например, стали помогать упомянутым выше фуд-стартапам в решении производственных вопросов при изготовлении упаковки.

Но, с другой стороны, надо работать и с большими брендами, чтобы они «притаскивали» в Россию то, что уже проверили на больших рынках. По мнению Михаила, этим должны заниматься производители цифровой техники: они должны доводить до владельцев брендов, что в России уже можно применять технологии, имеющие успех в развитых странах.

Как заработать на «оцифровке» упаковки и этикетки?По мнению Р. Коновалова (на фото справа), консервативность нашего рынка связана с тем, что Россия — страна перманентных кризисов. Поэтому люди у нас часто ценят безопасность больше, чем креативность. С другой стороны, презентация Владимира Бочкова демонстрирует, что мы тоже можем придумать и сделать что-то классное. Цифровая упаковка и этикетка в России развиваются, хотя и не быстро, потому что долго запрягаем. Однако Руслан считает, что мы можем уже сейчас «хорошо ехать», а дальше будет только лучше.

Наконец-то поедем быстрее?

На конференции было не единожды упомянуто выражение Бенни Ланда: «Всё, что может стать цифровым, станет цифровым. Это лишь вопрос времени». Так что приспосабливаться к цифровизации придётся всем — по крайней мере, тем, кто планирует не просто выживать, а развивать своё предприятие.

Несмотря на то, что годы проведения нашей конференции пришлись на не самый блестящий период развития российской экономики, развитие секторов цифровой упаковки и этикетки, как отметили выступавшие, происходит не так уж медленно. Остаётся надеяться, что дальше процесс пойдёт ещё быстрее.

 

1 См. Захаржевский Ю. Ricoh Pro C7200X // ublish № 12, 2018 и Захаржевский Ю. Xerox Iridesse Production Press // Publish № 10, 2018

2 В России в этом формате пока представлены только модели ЦПМ HP Indigo, которых установлено уже 5.

3 О неизбежности внедрения цифровых технологий во флексографских типографиях см. Захаржевский Ю. Цифровое будущее для флексотипографий // Publish № 10, 2018

4 Об этом устройстве см. Захаржевский Ю. Кратчайший путь к шикарному оттиску // Publish № 6, 2018

5 См. Захаржевский Ю. Цифровая этикетка и упаковка 2.0 // Publish № 3, 2017

6 Этот термин происходит от слова «craft», которое можно перевести как «искусная работа» или «ремесло». Так часто называют продукты, сделанные маленькими партиями, по индивидуальным рецептам, иногда вручную, из натуральных компонентов, а не из полуфабрикатов.

7 См. Захаржевский Ю. Xerox Versant 3100 Press // Publish № 4, 2018

8 Об этом устройстве см. Захаржевский Ю. Кратчайший путь к шикарному оттиску // Publish № 6, 2018

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • OKI Pro1050

    Заключение: светодиодный принтер для производства коротких тиражей этикетки. Может заинтересовать предприятия, которые нуждаются в коротких тиражах простых этикетоок для выпускаемой ими продукции, а также небольшие типографии, задумавшиеся о диверсификации.

     

  • Ricoh IM C6000

    Заключение: цветное производительное МФУ формата А3+ с высоким качеством печати. Подходит как для корпоративных клиентов, так и для полиграфических компаний, особенно небольших и начинающих.

     

  • Цифровая этикеточная экспансия

    Цифровые технологии стали поистине вездесущи. Они переместились в центр внимания на выставках. Их всё активнее используют в типографиях для печати и облагораживания этикеток, а цифровое оборудование осваивает всё новые сферы применения — теперь с его помощью можно изготавливать ещё более сложные виды этикетки и гибкой упаковки, а также надёжно защищать продукцию от подделки.

     

  • Какие ЦПМ для цифровой печати этикеток будут наиболее востребованы в ближайшей перспективе?

    Из ответов, которые дали наши читатели на сайте, видно, что многие из них выбрали вариант «Другие». Очевидно, некоторые из ответивших имеют в виду широкоформатные принтеры (в том числе со встроенной функцией резки). Например, так можно печатать короткие тиражи на самоклеящейся плёнке. А, возможно, мы упустили что-то ещё, выбирая варианты ответов.

     

  • Уроки японского

    Девизом конференции Konica Minolta European Leadership Campus в этом году стал Rethink your scope, что можно перевести как «Переосмысли свои пределы».

     

  • «Но мы не такая типография»*, или Когда срок печати открыток — 3 недели

    Повторяем запрос на печать открыток четвёртый год подряд (Publish № 12, 2016, № 11, 2017 и № 01-02, 2019). Считаем: евроформат со сгибом: 20x20 см в развороте, 20x10 см в готовом виде, 1 биг, 4+4, мелованная матовая 300 г/м2, тиражи 300 и 500 экз.

     


comments powered by Disqus