101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

InDesign осваивает ePub

  • Алексей Клецель
  • 4 августа 2014 г.
  • 20784
Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

Девятый вал

Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

Люди перестают читать бумажные книги. Но книга — это не бумага и клей плюс восхитительный запах типографской краски, это — повествование. Кем-то хорошо подмечено, что по запаху бумаги сегодня ностальгируют в основном те, кто особенно не читает. Читатели же пересаживаются на более удобный для чтения формат портативных электронных устройств, где всю свою библиотеку носишь с собой и читаешь там, где и когда тебе удобно, имеешь возможность поиска, часто — облачную синхронизацию и массу других преимуществ. Медицинский факт — читатели электронных книг читают больше, не только чем потребители бумажной литературы сегодня, но и больше, чем люди читали в допланшетную эпоху.

Ключевой формат электронных книг — ePub. Есть масса методов создать ePub-книгу, среди прочих нам на помощь приходит старый добрый Adobe InDesign — лучшая программа вёрстки, спроектированная для удобной работы с любыми объёмами материала. Она не идеальна. Как говорят израильтяне, пока Иерусалимский храм разрушен, в мире нет ничего идеального, тем не менее InDesign позволяет быстро, применяя уже имеющиеся навыки, без возни с кодом, собрать качественную электронную книгу.

Первичные настройки документа

Прежде всего важно помнить, что InDesign — это по-прежнему программа вёрстки прежде всего печатных материалов. Для построения в ней электронного издания в формате ePub нужно следовать определённым правилам. Автор рассчитывает, что читатель уже имеет базовые представления о вёрстке ePub-книг в InDesign и стремится углубить свои знания деталями.

Размер страницы InDesign не имеет значения, поскольку обычный ePub не сохраняет информацию о странице, «подгоняясь» под каждый конкретный экран. Тем не менее какой-то размер выбрать надо, ведь InDesign работает с полосами. Имеет смысл использовать Intent (тип документа) Web или Digital Publishing и взять за основу размер 600×800 пикселей. Он более всего походит на размер экрана планшетного читающего устройства в вертикальной ориентации.

Кроме того, функция Primary Text Frame позволяет верстальщику задать только одну первоначальную страницу, заливая текст книги в рамку этой единственной страницы, программа сама создаст все остальные. Эта функция называется Smart Text Reflow. Её настройки находятся в InDesign/Edit • Preferences • Type, внизу. Имеет смысл также отметить там ячейку Delete Empty Pages, чтобы при изменении стилей и сокращении объёма текста программа сама удалила лишние пустые страницы.

Особенности настройки текстовых стилей

Если существует необходимость поставить производство ePub-книг на поток, логично предположить, что они будут делаться с похожим дизайном. Чтобы не создавать систему стилей каждый раз заново, имеет смысл импортировать систему текстовых стилей и стилей объектов из существующего документа в текущий. Эта возможность присутствует в меню панелей всех типов стилей, меню панели • Load All Text Styles, All Object Styles и All Table and Cell Styles.

Мало того, если вы занимаетесь только ePub, то можно сделать такой импорт, когда нет открытых документов, т. о. система стилей присоединится автоматически к каждому новому документу. Другой вариант — сделать файл шаблона (INDT).

Последние версии InDesign позволяют экспортировать в ePub всё больше и больше функций программы, так работает контроль висячих строк из Keep Lines Together, GREP- и Nested Styles. Впрочем, попытка связать два последних слова с помощью GREP Styles в последнем проекте у автора привела к тому, что файл ePub не прошёл проверку epubcheck, хотя файл в читающей программе открывался без проблем и два последних слова были связаны.

Выключка | Хорошей практикой является задание левой выключки для основного текста вместо блочной. Почти все программы-ридеры позволяют читателю включать или отменять блочную выключку. На экране планшета читатель может предпочесть выравнивание текста по обеим сторонам, на экране телефона же, даже с переносами, обычно удобнее левая выключка. Если верстальщик задаст блочную выключку тексту, читатель не сможет варьировать этот параметр.

Переносы | Информация о переносах не внедряется в текст, используются словари самой читающей программы. Однако использование переносов в стиле даёт разрешение читающей программе переносить слова, если читателю это нужно. Отключение переносов в стиле приведет к запрету переносов независимо от настроек программы для чтения. Обычно имеет смысл разрешить переносы для основного текста и запретить для заголовков.

Переопределения | Всем пользователям InDesign знаком знак плюса, появляющийся за именем стиля в случаях, означающих переопределение (Override), когда дизайн текста не вполне соответствует дизайну стиля. В случае с ePub-книгами это не приветствуется. Как это работает? Каждый стиль InDesign будет конвертирован в стиль CSS (стиль в CSS называется class). Всё, что оформлено с плюсом, будет сохранено как отдельный class. Это не очень хорошо, поскольку может привести к созданию очень объёмного файла стилей CSS с сотнями class-ов, определяющих частности.

Хотя в настройках экспорта ePub можно не учитывать переопределения (отменить Preserve Local Overrides), это приведёт к изменению дизайна текста в книге. С другой стороны, сохранять каждую частность вручную как стиль трудоёмко, и это тоже перегружает файл CSS. Лучше стараться держать себя в руках — работать без плюсов у стилей, используя только в исключительных случаях и предполагая включить Preserve Local Overrides в настройках экспорта — генерируемый код CSS будет чище, а для каких-то частностей нам не придётся делать каждый раз стиль, что сохранит время.

Export Tagging | В настройка экспорта текстового стиля желательно не полагаться на программу и не использовать в поле Tag функцию [Automatic], а выбрать тег вручную. Это просто — для заголовков «h1» и т. д. в соответствии с иерархией, для остальных типов текста — тег «p» .

Class — это имя стиля в CSS. Если не забить в поле имени ничего, то программа сгенерирует имя на основе имени стиля InDesign, в этом случае он должен быть набран латинскими буквами.

Emit CSS — полезное нововведение, появившееся в CC. По умолчанию все стили, использующиеся или нет, программа экспортирует в CSS. Отключив Emit CSS в настройках [Basic Paragraph], вы исключите его из экспорта. Или, допустим, если это какой-то использовавшийся в прошлом стиль, который вы больше не применяете, но не хотите удалять. Аналогичная возможность есть также у стилей объектов.

Расчленение документа

Заголовок ужасен, зато читатель лучше запомнит суть. Технически ePub — это ZIP с текстом в HTML внутри, стилями CSS, картинками, шрифтами и т. д. Желательно разбивать большой HTML внутри на ряд поменьше. Как правило, это делается по главам. Т. о. достигается две цели: 1) каждая HTML-часть открывается всегда не как продолжение предыдущей, а с нового экрана. Значит, каждая глава может начинаться с новой страницы, что хорошо выглядит; 2) HTML-текст программа чтения загружает в память устройства (которые бывают разными), если вы разделите документ на части, программе придется оперировать меньшим объёмом информации одновременно.

Есть несколько способов разбить документ. Наиболее правильный (правильный — это тот, который поддерживает автор статьи) — в настройках абзацного стиля Export Tagging, пометить Split Document (EPUB only). Такой Split можно определить как заголовкам, так и другим стилям, текст которых должен начинаться с нового экрана. При экспорте ePub в окне настроек нужно в списке Split Document выбрать Based on Paragraph Style Export Tags.

Другой вариант — в том же списке выбрать разбивку по одному конкретному стилю.

Знак обрыва страницы прост в применении, но не разбивает текст технически на несколько HTML, и следующий за ним материал показывается на новом экране лишь в некоторых ридерах (например, Bluefire Reader).

Ещё один метод даёт нам применение Book. Разбивая проект на несколько файлов INDD и объединяя их с помощью Book, мы уже достигаем того, что каждый INDD сохранится как отдельный HTML внутри ePub. Очевидно, что этот метод подходит только для очень больших проектов, как, например, полное собрание воспоминаний причастных и непричастных о Джобсе. Если придется его применять, нужно знать две вещи: 1) экспорт в ePub осуществляется из меню панели Book; 2) метаданные (имя автора, название книги и т. п.) будут взяты из того файла INDD внутри Book, который помечен значком для синхронизации.

Работа с картинками

Наиболее простой способ быстро добавить картинки в книгу — расставить их за пределами текста, даже за страницей, далее, схватив за синий (цвета слоя) прямоугольник в правом верхнем углу рамки, перетащить его в то место текста, где изображение должно быть показано в книге (Anchored Graphics). Как мы видим, интегрировать прямо в текст не обязательно.

Если вам нужно будет делать Package для этого проекта, следует помнить: всё, что находится за пределами страницы, будет проигнорировано. Поэтому нужно, чтобы картинки не полностью сидели за пределами страницы, а хотя бы немного наезжали на поля.

InDesign CC 10 (версия от июня 2014 г.) умеет автоматически определять повторяющиеся картинки и показывать их в разных местах, сохраняя один раз.

В InDesign CC, в настройке экспорта графики Object • Object Export Options (а также в стилях объектов) появилась новая возможность Use Original Image. Если отметить эту ячейку, программа для ePub (и HTML) будет использовать ту картинку, которую вы ей дали (предварительно тщательно откадрировав и сжав в Photoshop), не генерируя свою. Алгоритмы интерполяции и сжатия InDesign работают несколько хуже, чем их аналоги в Photoshop (хоть и незначительно).

Пришествие фиксированного макета

Повсеместный стандарт ePub сегодня — это всё ещё ePub 2. Однако с InDesign CC 10 получила расширенную поддержку 3-я версия формата. Её ключевое отличие в том, что она основывается на HTML 5, имеет поддержку JavaScript. Т. о. можно вставлять в книги ePub 3 анимации Edge Animate, SVG-графику (пока не поддерживается в InDesign), делать всплывающие окна для сносок, плюс ряд других возможностей.

В InDesign CC 10 появилось два разных экспорта в ePub: EPUB (Fixed Layout) и EPUB (Reflowable). Reflowable — это тот самый ePub, что мы знаем с адаптирующимся под экран контентом. Может быть в версии 2 и 3. Fixed Layout — что-то вроде PDF. Он сохраняет страницу InDesign с соотношением ширины и высоты, что открывает больше возможностей для дизайна. На первый взгляд смысл ePub (Fixed Layout) несколько туманен: с одной стороны — фиксированная страница придаёт ему тот же недостаток, что «отставил в сторону» PDF как формат для интерактивных изданий, ведь одно и то же издание не может подходить как для телефона, так и для планшета или экрана компьютера (то, что хорошо смотрится на планшете, будет слишком мелким на телефоне).

С другой стороны, такой «новый PDF» может быть полезен. Возможно, читатель помнит, что в InDesign CS6 уже появлялся ePub 3.0 with Layout, убранный в первых реинкарнациях CC. Тогда опция его выбора сопровождалась комментарием разработчиков, что он экспериментальный и может быть просмотрен лишь с помощью специальных программ Adobe: «This version will only work with specific Adobe viewer technologies». Мистика ситуации в том, что никто не знал, где достать эти specific viewer technologies. В Adobe Digital Editions такие файлы не открывались, даже сосед автора, бывалый тихоокеанский моряк, не знал, что с этим делать.

Как сказано в кодексе бусидо — настойчивость побеждает всё: привязывай даже жареного цыплёнка, пришпоривай уже бегущую лошадь, вбивай произвольный пароль, пока компьютер не согласится, переписывай поддержку fixed layout ePub до тех пор, пока iBooks его не откроет. Ямамото Цунэтомо был бы рад узнать, что InDesign CC 10, после упорной доработки, сегодня делает корректный ePub 3 (Fixed Layout) по стандартам IDPF, и файл открывается в iBooks, как минимум. Возможностей на текущем этапе немного: экспортируются с сохранением дизайна относительно несложные макеты, поддерживается видео, звук, GIF-анимация и OAM-файлы (Edge Animate). Тем не менее налицо полный цикл: вы делаете ePub 3 фиксированного макета, он принимается в Apple iBookstore и — продаётся. И это только начало…

Надо сказать, что ePub (Fixed Layout) — не изобретение Adobe, любой может скачать ряд примеров в Apple iBookstore (кстати, iBooks, среди немногих, имеет почти полную поддержку ePub 3). Как говорил Ленин — ищи кому выгодно. Однажды научив InDesign корректно экспортировать ePub 3 (Fixed Layout), развив его функционал, можно найти замену или продолжение Adobe DPS — тот самый DPS 2.0 на основе HTML 5, которого мы ждём уже давно.

 

Новое в InDesign 10 по ePub

К сказанному добавлю ещё несколько нововведений, связанных с ePub в InDesign CC 10:

• В окне настроек экспорта можно указывать, в какой программе (-ах) открывать ePub после сохранения.

• Размеры объектов, некоторые трансформации, парамерты их контура и заливки, а также параметры ячеек таблиц сохраняются как CSS-код. Улучшена поддержка таблиц за счёт расширения сохранения их параметров в CSS.

• Аудио, видео, проект OAM (Edge Animate) и анимированный GIF больше не растрируются, если содержащему их объекту назначены параметры растрирования. Также при растрировании не теряется ссылка на объекте, если таковая присутствовала.

• Переработанное окно экспорта.

 

Особенности экспорта

InDesign осваивает ePub

InDesign осваивает ePub

Обложка | Её, конечно же, надо взять из заранее подготовленного файла. Если обложки нет или она ужасна, лучше выбрать вариант None в настройках экспорта, а не растрировать первую страницу. Без обложки книга получит обложку по умолчанию от магазина, что часто лучше, чем плохая обложка.

Размер файла обложки можно порекомендовать около 1000 пикселей по большей стороне. В интернете можно встретить рекомендации 600×800, но мы должны думать о будущем, а будущее — это «ретина»-подобные экраны с высокой плотностью пикселей.

Раньше была распространённая практика ставить обложку на первую страницу. Сегодня этого лучше не делать, иначе обложка будет показана дважды. Достаточно того, что мы её вставляем в файл через окно экспорта — она будет как показываться в библиотеках, так и показана первой при открытии книги.

Margins | Всякая уважающая себя программа-читалка сама определяет поля книги и/или даёт это делать пользователю. Из выдающихся отмечу Marvin для iOS. Однако читатель от первоначального непонимания может наткнуться на какой-нибудь бесплатный хлам, который просто открывает ePub, особенно не влияя на его внешний вид. На этот случай имеет смысл добавить поля (20–30 пикселей). Они будут бесполезны на хороших программах для чтения, но помогут на слабеньких.

Экспорт изображений | Лучше управлять качеством экспорта картинок в самом проекте. Здесь это больше для подстраховки, а также для тех редких случаев, когда все картинки могут получить одинаковые настройки.

InDesign осваивает ePub

Метаданные | Стандартный метод InDesign, когда частично информация о книге заполняется в File • File Info, а частично — в окне экспорта в прошлом. В InDesign CC 10 в окне экспорта появился новый раздел Metadata. Появился только сейчас. Такое ощущение, что его было также сложно организовать, как и поддежку ePub 3 (Fixed Layout). Но главное, что появился.

После потопа

Кризис книги как бизнеса и, отчасти, как жанра не может быть вечным. Смывая архаичные формы, он не только приносит новые, но и перестраивает сознание читателей и авторов. Никто в это не верил, но публика приучается платить за электронный контент, разработчики придумывают новые формы (обратите внимание на платформу Inkling), авторы учатся создавать нелинейные повествования, отвечающие формату и сути электронной книги.

В суровую зиму, когда в Киото выпадает много снега, крепкие толстые ветви на деревьях императорского Сада Камней ломаются под тяжестью снежных шапок, тонкие и гибкие же сбрасывают снег и продолжают расти. В смутные времена выживают наиболее способные к адаптации и неприхотливые. И в книгоиздании это те, кто может с меньшими затратами сделать качественную электронную книгу, ожидая новых времен, когда после потопа, унёсшего нерасторопных конкурентов, на удобренной свободной территории можно будет развернуться.

Об авторе: Алексей Клецель (www.kletsel.com, alexey@kletsel.com), сертифицированный эксперт и инструктор по Illustrator, InDesign и Adobe DPS, Холон (Израиль).

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Axiom-события осени

Отечественный производитель ПО для автоматизации рабочих процессов на полиграфических производствах рассказывает о своих новостях.

Две стороны автоматизации

Генеральный директор «ИРМ-1» Павел Капель является идеологом системы Printing.ru — проекта управления типографией и web2print, заявленный как «сделанный полиграфистами для полиграфистов». Система поставляется в готовом виде, от типографии требуется только подключить эквайринг, а результаты внедрения будут заметны уже через три месяца. Весной 2023 года к системе подключилась «Типография Михаила Фурсова» (СПб). Что это за система и как всё прошло, рассказывают непосредственные участники процесса.

Когда трудности делают сильнее

Как и для всех в российской полиграфии, минувший год для ГК «Легион» выдался, откровенно говоря, непростым. О том, как компания справилась с новыми вызовами, и что нам ждать в будущем, рассказывает руководитель полиграфического направления Андрей Дьяконов.

Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 66