2012.02.15, Автор: Михаил Борисов2324 прочтений

Препресс: что было, что будет, чем сердце успокоится...

Теги: Допечатные процессы Publish

Тенденции ушедшего года и перспективы 2012 г. в инструментах и умениях для допечатной подготовки.

Издательская индустрия тесно связана с глобальной экономикой, а потому чутко реагирует на любые изменения в ней. Среди основных — продолжающаяся экономическая нестабильность, новые технологии и появление новых способов потребления контента. Начнём в порядке важности.

А будет ли работа?

Как и год назад, для большинства специалистов по допечатной подготовке актуальным остаётся вопрос: «Что будет с работой?» Каковы перспективы на ближайшее время? Рынок электронных журналов активно развивается только первый год. Если раньше переход на новую форму распространения рассматривался как смелый эксперимент, то сейчас это стало обычным явлением, и многие издания выпускаются в двух вариантах — бумажном и специальном электронном для планшетов (веб-сайт — отдельная история). Конечно, будущее за электронными версиями. Их преимущества — большая экологичность в производстве (хотя в этом не все со мной согласятся); интерактивное взаимодействие (в электронные журналы скорее «играют») и разнообразие представления материалов; простота, дешевизна, скорость и надёжность распространения; более доступное производство (хотя бы в перспективе — пока специализированные инструменты недёшевы).

Пока мало кто решает отказаться от бумажной формы выпуска. Как правило, так происходит при смене глобальной политики у западного владельца и весьма далеко от наших реалий. В нынешней ситуации нередко это означает практически полную потерю читателей со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, говоря о будущем электронных журналов, я имею в виду ситуацию лет через пять, не раньше…

С книгами ситуация кардинально иная. Независимые авторы, по окончании контрактов с издательствами, массово переходят на вольные хлеба (особенно в Штатах), начиная самостоятельно продавать свои произведения, — благо, все условия для этого есть. Но они не имеют опыта оформления изданий и нуждаются в квалифицированной помощи, формируя спрос на специалистов в данной области (форматирование в ePub, Amazon Kindle MOBI). Получается, пока появление нового канала продажи журналов никак не повлияло на ситуацию на рынке занятости, чего не скажешь о других факторах.

Традиционная полиграфия

PDF как средство передачи файлов в типографию получает всё большее распространение. Если пару лет назад наличие такого формата в технических требованиях было редким явлением, то сейчас PDF принимает каждая вторая, что очень удобно обеим сторонам. Интересно, что больше половины подрядчиков не отказываются от версии Acrobat 1.4 и выше. Соответственно, спрос на услуги узкоспециализированных сотрудников по допечатной подготовке продолжит снижаться. Ничего не поделаешь — «железный конь идёт на смену крестьянской лошадке», поэтому нужно либо расширять свою специализацию (всё чаще требуются верстальщики-дизайнеры и специалисты по допечатной подготовке в одном лице), либо менять профиль в принципе. Услуги специалистов узкого профиля постепенно перекладываются на плечи аутсорсинговых компаний — несмотря на подводные камни, процесс идёт даже в сетевых рекламных агентствах, имеющих среди клиентов мировые бренды с жёсткими «дедлайнами».

Среди остальных тенденций выделю ужесточающиеся требования заказчиков к качеству печатной продукции. Если раньше создание цветопробы было (в своей массе) исключением из правила, то теперь не редкость, когда последовательно делаются несколько вариантов, — чтобы получить именно тот эффект, на который рассчитывает заказчик. Причём это касается не только цифровой цветопробы, фактически представляющей собой обычную распечатку на принтере (правда, качественном), но и аналоговой. Она хоть и дороже, зато позволяет спросить с типографии за качество по полной программе.

В попытке привлечь внимание покупателя, большинство заказчиков всё чаще прибегают в местах розничных продаж к нестандартным конструкциям (POSM). Создаются причудливой формы объёмные макеты, для получения корректной развёртки которых не обойтись без специализированного ПО (впрочем, неплохие функции для подобных задач реализованы и в стандартных пакетах вёрстки и редактирования иллюстративной графики). И дела у разработчиков таких решений идут неплохо. Далее можно ожидать повышения сложности конструкций и тесной связи отделов допечатной подготовки с конструкторами-разработчиками макетов. А спрос на специалистов с навыками разработки и воплощения трёхмерных печатных объектов будет расти.

Берём пример с Adobe

А почему бы и нет — компания чутко реагирует на все веяния рынка и мгновенно предлагает свои варианты решения вопросов. Постоянно добавляет новшества в областях, напрямую не связанных с традиционными. В Creative Suite 5 (версия Extended) активное развитие получила визуализация с помощью трёхмерной графики. Теперь не обязательно для создания эффекта объёмности использовать дорогостоящее ПО. Большой плюс Photoshop в том, что пользователь находится в привычной среде, не говоря об удобстве точной подгонки объёмной сцены к остальным слоям макета.

Сокращение времени на разработку — ещё одна тенденция сегодняшнего дня. Раньше новые версии ПО выходили раз в год, потом замедлились до полутора лет, а теперь снова наблюдается ускорение. Creative Suite 5.5 вышел через полгода после предыдущей версии, и руководство компании заверило, что отныне цикл разработки ПО сокращен до 6-ти месяцев. Так это или нет — посмотрим. Вполне возможно, что ускорение было продиктовано исключительно конкурентной борьбой. С другой стороны — а где они, конкуренты Adobe с большой буквы?

Отметим рост возможностей для автоматизации. Расширение объектных моделей в семействе Creative Suite, появление новых свойств позволяет реализовать функции, недостижимые обычными средствами (через пользовательский интерфейс).

Новинки бывают непредсказуемы. Каково было моё удивление, когда обнаружилось, что Photoshop поддерживает автоматизированное создание трёхмерных изображений! Это позволяет, например, быстро получить для показа на сайте объёмные складывающиеся открытки с массой вариантов оформления, чтобы посетитель составил максимально полное представление об их внешнем виде. Представляете?

Лидирует в этом, конечно, InDesign. В последней версии появилась поддержка функций, необходимых для конвертации издания в электронный вид, а ранее разработчики включили в него поддержку создания сложных пользовательских интерфейсов на базе XML, реализовали связь с Flash ActionScript через Flex. Теперь InDesign — это мощный механизм для создания гибких и высокопроизводительных решений через связку с низкоуровневыми командами на C++.

Серьёзно заниматься автоматизацией начинают всё больше компаний. Например, традиционный бизнес WoodWing — автоматизация издательских процессов на базе InDesign. Компания создала на его базе решение для выпуска электронных изданий, но после коррекции планов развития под влиянием Adobe была вынуждена вернуться к традиционному бизнесу. Тем не менее, высокий потенциал сферы цифрового издательства, в связи с появлением новых каналов распространения информации и форм её представления, привлекает множество разработчиков по всему миру. Здесь перспективы самые благоприятные.

Персонализация рассылок

Это не просто дань моде, а действенный рекламный инструмент стимулирования продаж. Сопутствующее ПО упрощает производство и повышает эффективность управления печатью документов с переменными данными. Интегрированные печатные программно-аппаратные комплексы позволяют с использованием условной логики создавать динамические документы, структура и содержание которых меняются в зависимости от входных данных. Решения масштабируются в соответствии с технологическими возможностями и задачами заказчика. Современные инструменты от XMPie и DirectSmile обеспечивают сложную графическую персонализацию, «внедряя» надписи в реальные объекты. Поскольку реклама умрёт только вместе с торговлей, за перспективы тут можно не беспокоиться — всё будет хорошо.

В облаках

Кроме перехода в облако журналов, возникла тенденция переноса в интернет участков предварительных заказов у печатных салонов. Всё больше появляется автоматизированных систем «веб–печатная машина», что позволяет повысить оперативность исполнения заказа и точно соблюдать требования, тем более, средние тиражи продолжают сокращаться, а количество коротких растёт. Соответственно, крупные игроки поглощают мелких. Так, 6 декабря EFI объявила о приобретении частной немецкой компании Alphagraph, разрабатывающей информационные системы управления и планирования для полиграфической отрасли. В тот же день HP объявила о покупке Hiflex, в активе которой одна из самых всеобъемлющих систем автоматизации полиграфических предприятий и решения «веб–печатная машина».

Один источник — несколько каналов

Кроме WoodWing, решившей полностью сконцентрироваться на совершенствовании механизма подготовки контента для разных сред распространения, многие компании также с энтузиазмом смотрят в эту сторону. Так, Adobe Systems недавно достигла соглашения по покупке продукта Efficient Frontier, ведущей платформы для приобретения и оптимизации многоканального рекламного размещения. Теперь Adobe добавит к Digital Marketing Suite функции прогноза, выполнения и оптимизации многоканальных рекламных кампаний, рассчитывая предложить работающим с цифровой рекламой маркетологам, рекламодателям и издателям расширенный набор инструментов для полноценного анализа, формирования отчётности, создания персонализированных рекламных продуктов, управления многоканальными кампаниями и монетизации. Это направление — одно из наиболее активно развивающихся в последнее время. Поскольку спрос на соответствующее ПО сейчас значительно превышает предложение, разработчики получат прибыль выше средней по отрасли.

Выводы

Не претендуя на исчерпывающую полноту, напомню основные тенденции рынка допечатной подготовки: усложнение ПО, максимальная автоматизация рабочих процессов, переход на новые каналы распространения, высокий спрос на управленческий софт. Эпоха простого и в чём-то даже примитивного (с высот сегодняшнего дня) инструментария, развивающегося вот уже два десятка лет с момента появления цветного ПК Macintosh, уходит в прошлое. Сейчас в фаворе высокотехнологичные решения, позволяющие с комфортом присутствовать в различных гетерогенных средах и максимально быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Для специалистов в области препресса сейчас как никогда актуальны слова «учиться, учиться и ещё раз учиться». Соответствуйте времени!

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     

  • Дизайн и вёрстка на ходу
     

    Что могут современные мобильные приложения для графических дизайнеров и верстальщиков,  а также разработчиков интерфейсов?

    Введение

    Когда появился первый iPad (а это было очень давно — в 2010 г.), многие дизайнеры с удовольствием стали его использовать — не для творчества (тогда это было просто нереально), а для демонстрации своих достижений. Приходит такой дизайнер к клиенту и показывает свои наработки. Дизайнер и устройство модные, картинки красивые — и клиент растекается от блаженства! Конечно, на планшете можно было и поиграть, и в интернет сходить, и даже какой-то текст набрать в письме — а что ещё нужно обычному обывателю?!

     

  • Искусство печатать искусство

    Опыт печати высокохудожественных изданий в московском ИПК Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки.

    Незнакомые с нашей предметной областью переводчики с английского нередко делают ошибку в переводе устойчивого выражения Graphic Arts, означающего полиграфию. Так на свет появляются «графические искусства» или «художественная печать». Но как даже сломанные часы показывают правильное время два раза в сутки, так и в случае с Издательско-полиграфическим комплексом Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки можно легко согласиться с ошибочными в 99,9% случаях вариантами переводов — здесь есть и графические искусства, и художественная печать.

    Рассказывая о широкоформатном принтере, Д. Гурбанский признался, что иногда тоже берёт в руки кисть — процесс наложения текстурных гелей на широкоформатные репродукции очень успокаивает

     

  • Крепко сбитый широкоформатный помощник

    Широкоформатные сканеры – настоящие универсалы, подходящие для самых разнообразных применений. Знакомьтесь – Image Access WideTEK 36.

     

  • Формы для офсета: быстрее, проще, дешевле
     

    Время революционных изменений в формных процессах для офсетных типографий прошло. На drupa 2016 можно было наблюдать результаты эволюции, а также сближения уровня решений от ведущих производителей и «догоняющих» их компаний из Китая.

    В России 2015 г. оказался худшим за всё время существования рынка CTP для офсета — было поставлено всего 27 систем (подробнее об итогах года — в Publish № 1/2, 2016; http://www.publish.ru/articles/201601–02_20013529). Мы предполагаем, что это было «дно», поскольку сумевшие пережить кризис офсетные типографии адаптировались к ценовому шоку из-за падения курса рубля и другим рыночным факторам. Уже в текущем 2016 г. мы ожидаем улучшения ситуации. Тем более что традиционно в год drupa на рынке наблюдается оживление и рост продаж.

     

  • Газетно-журнальная автоматизация: от дистанционного утверждения до интеллектуального спуска полос

    Современные системы для автоматизации техпроцессов повышают эффективность работы — это аксиома. В ПК «Экстра М» весь последний год активно внедряли функционал для дистанционной загрузки и одобрения заданий на печать на базе решений Agfa Graphics.

    Полиграфический комплекс «Экстра М» (Красногорск) — одна из крупнейших газетно-журнальных типографий России. Она оснащена двумя рулонными скоростными газетными машинами Man Roland Geoman и Uniset. Для выпуска журнальной продукции используются две рулонные машины Man Roland Rotoman-70 и Goss M-600A, а также листовая шестикрасочная Roland-706. Для бесперебойного снабжения такого серьёзного печатного парка требуется мощный допечатный комплекс. Его основу составляют решения Agfa Graphics. В результате последней серьёзной модернизации, произошедшей в 2013 г. (мы писали об этом в статье Ю. Захаржевского «Не снижая темпа»; Publish № 11, 2013; http://www.publish.ru/articles/201310_20013128), парк оборудования был пополнен новейшей моделью Advantage N TR XXT, а два CTP ADVANTAGE CL-3850 прошли модернизацию. Через три года мы снова вернулись в «Экстра М». На этот раз чтобы узнать об опыте использования специализированного допечатного ПО в этой типографии.

     


comments powered by Disqus
301 Moved Permanently

301 Moved Permanently


nginx/1.4.1