2006.07.10, Автор: Сергей Фомин22228 прочтений

Не замыкайтесь на CMYK

Теги: Рабочий цех Publish

Цветоделение изображения на смесевые краски.

Цветоделение изображения на смесевые краски.

При подготовке макетов необычной упаковки или рекламных изданий частенько требуется выполнить цветоделение полутонового растрового изображения в смесевые краски. Они обеспечивают большую насыщенность цвета, чем стандартная триада (CMYK), значит, повышают привлекательность печатного продукта. А с помощью металлизированных красок создают потрясающие визуальные эффекты. Например, блеск металлических поверхностей на объектах изображения.

Как это сделать? Можно с помощью дополнительных модулей к Adobe Photoshop. Но для большинства дизайн-студий такие инструменты (особенно, если нестандартное цветоделение требуется только время от времени) слишком накладны: Multi Color Plugin и Fast Films стоят около 1000 долл. Я предлагаю альтернативу — основанные на стандартных возможностях Photoshop приёмы цветоделения на смесевые краски*. Суть методов — разложение изображения на независимые смесевые Spot-каналы за счёт режима Multichannel с последующей ручной обработкой каналов.

В Adobe Photoshop изображение преобразуется в специальный мультиканальный цветовой режим командой Image l Mode l Multichannel. Композитный канал не используется, а все цветовые рассматриваются, как смесевые, т. е. независимые. Сортировать каналы в стопке можно свободно, имитируя последовательность наносимых красок, а также изменять краски, назначенные каналам. Это обеспечивает дополнительную гибкость для управления процессом цветоделения вручную. Но после преобразования изображения в режим независимых Spot-каналов работать со слоями уже нельзя. Может измениться и отображение цветов на экране, ведь система управления цветом в этом режиме не действует. Таким образом, специалист ведёт обработку, не оценивая цвета точно по экранному представлению.

Важное ограничение метода — в сюжете изображения должно присутствовать не более трёх-четырёх относительно простых (чистых) цветов. Цветовое изобилие или сложные цвета (телесные и др.) могут вызвать серьёзные цветовые потери. А теперь рассмотрим примеры техники цветоделения на смесевые краски.

Цветоделение на смесевые краски на основе CMYK-каналов

Возьмём цветное изображение с двумя основными выраженными цветами (рис. 1, слева).

Вначале преобразуем изображение в режим CMYK с помощью одного из стандартных профилей (например, US Web Coated (SWOP)). Затем — в режим Multichannel. Как видно справа на рис. 1, цветоделение можно построить на основе трёх каналов — Cyan, Magenta и Black. Позже четвёртый канал Yellow должен быть удалён без серьёзной утраты в сюжетных цветах, а пока просто отключите его отображение.

Рис. 1. Изображение можно цветоделить на три краски: смесевые красную и зелёную, стандартную чёрную

Для канала Cyan заменим краску на Pantone 369 С, а для Magenta — на Pantone Red 032 C. Для этого достаточно дважды щёлкнуть мышью по пиктограмме канала и в окне параметров определить краску по каталожному номеру из Pantone Solid Coated: окно выбора цвета следует переключить в режим цветовых каталогов (Color Libraries), из списка Book выбрать рабочий каталог Pantone и определить цвет, набрав его номер на клавиатуре.

Результат уже вполне удовлетворительный, но желательна коррекция зелёного канала Pantone 369 С. Стандартно её можно выполнять с помощью Curves. Но это хорошо, если исходная детализация канала удовлетворительна и требуется коррекция плотности деталей. А если надо кардинально изменить или создать новые детали в цветовом канале, потребуются средства обработки каналов — Apply Image и Calculations (меню Image). Первое смешивает два канала — текущий активный с любым, взятым из рабочего изображения или из других открытых изображений (но их размеры в пикселях должны совпадать). Результат смешивания отражается на текущем активном канале изображения. Calculations также смешивает два любых канала, а результат может быть представлен как новый Alpha-канал.

В нашем случае для коррекции канала Pantone 369 С применим Apply Image: активизируйте канал Pantone 369 С и выполните команду Image l Apply Image. В окне настроек поэкспериментируйте с параметрами. Во-первых, попробуйте выбирать разные каналы, которые будут смешиваться с текущим активным, включая его. Во-вторых, попробуйте включить и отключить режим инвертирования канала (флажок Invert). Самое главное: перебирайте режимы наложения цветов в списке Mode до тех пор, пока результат не понравится. Уменьшение значения Opacity ослабляет эффект смешения. На рис. 2 показаны три результата эксперимента.

Рис. 2. Для кардинального изменения деталей в цветовом канале Pantone 369 С используем команду Apply Image

Коррекция канала может негативно сказаться на некоторых деталях изображения. В данном случае пострадал бутон розы. Избыток зелёного тона не позволяет получить должный уровень насыщенности красного цвета. Чтобы избавиться от излишков зелени на бутоне, понизьте уровень плотности канала Pantone 369 С с помощью Curves (рис. 3, слева). Но такая коррекция вредит зелёному фону. Инструментом History Brush Tool восстановите плотность зелени. Для этого в палитре History выставьте маркер-кисть напротив действия, до которого выполняется восстановление (рис. 3, в центре). В конце работы удалите канал Yellow. Результат цветоделения на три краски — на рис. 3, справа.

Рис. 3. Чтобы маскировать коррекцию канала, подойдёт инструмент History Brush из палитры History

Точно так же выполнялось цветоделение на рис. 4. Хотя цветопередача изменена, общее цветовое различие сохранено, причём за счёт всего двух красок.

Рис. 4. Для многих сюжетов важна передача цветовых деталей и различий. Результат смотрится хорошо, даже если исходные цвета изменятся

Цветоделение на смесевые краски на основе дуплекса

Возьмём цветное изображение с выраженным однотоновым эффектом (рис. 5). Дуплексное цветоделение позволяет определить однотоновое изображение, выполненное одной, двумя и даже более красками (Monotone, Duotone, Tritone и Quadrotone).

Некоторые участки изображения имеют цветовой тон, слегка отличный от характерного для изображения (обложки книг, красноватый тон). Учитывая это, из четырёх каналов CMYK исходного изображения выберем Magenta, в котором лучше всего выражены детали обложек. Дублируем его, перетащив на кнопку создания нового канала. Пока отображение канала Magenta Copy отключите, вернёмся к нему позже.

Рис. 5. Такой сюжет отлично подходит для создания дуплексного цветоделения (duotone). Как правило, двухкрасочный дуплекс выполняется на основе цветной краски (смесевой Pantone или триадной) и чёрной

Дуплексное цветоделение создаётся на основе исходного Grayscale-изображения, поэтому сначала цветную картинку переведём в режим Grayscale. В результате получим два канала — Gray и Magenta Copy (рис. 5). Для создания дуплексного цветоделения выполняется команда Image l Mode l Duotone. В окне настроек ** в списке Type (тип дуплекса) можно выбрать количество красок для деления. Практический интерес представляют два варианта дуплекса — Mo-notone (однокрасочный) и Duotone (двухкрасочный). Щелчком по цветовому полю Ink задайте краску из каталога Pantone или по значениям CMYK. Поле рядом с цветовым полем вызывает градационную кривую регулировки плотности полутонов для выбранной краски. Как правило, для чёрной краски кривую подстраивают в основном для области теней, тогда как кривую для цветной регулируют по всему тоновому диапазону.

В результате дуплекс будет представлен в виде канала с именем, соответствующим типу (рис. 6, слева). Причём это состояние нужно воспринимать как незаконченное дуплексное цветоделение. Всегда можно вернуться к окну Duotone Options и отрегулировать параметры. В конце преобразуем изображение в мультиканальный режим (Multichannel). Тогда образуются «распакованные» каналы смесевых цветов, задействованных в дуплексе. В этом состоянии можно менять краску каналам и выполнять их коррекцию, но вернуться к настойке параметров дуплекса уже нельзя.

Рис. 6. Alpha-каналу можно всегда назначить режим смесевого цвета Spot Color

Теперь добавим красноватый оттенок, прежде всего для обложек книг. Для этого каналу Magenta Copy назначим режим смесевого цвета и необходимую краску. В результате дублирования цветового канала Magenta получился Alpha-канал. Двойным щелчком по Alpha-каналу назначим ему режим смесевого цвета Spot Color и сопоставим краску Pantone 192 C из каталога Pantone Solid Coated. Далее регулируем плотность краски с помощью Curves (рис. 6, центральный вариант). Затем везде, где требуется, восстановим исходную плотность с помощью History Brush. Результат на рис. 6, справа.

Рис. 7. Режим Color Channels in Color интересен только для удобной демонстрации однокрасочных дуплексов

На рис. 7 показано изображение, для которого создан однокрасочный дуплекс Monotone. Интересно, что после преобразования такого изображения в мультиканальный режим, оно выглядит как чёрно-белое, хотя канал несёт информацию о цветной краске. Это нормально: Photoshop по умолчанию один канал отображает в ч/б режиме, а два и более — в цвете. Но одноканальный завершённый дуплекс всё же можно увидеть в цвете, включив режим Color Channels in Color (отображать цветовые каналы в цвете) в окне настроек Edit l Preferences l Display&Cursors (рис. 7, справа).

Создание металлизированного блеска на участках изображения

Если в обычном CMYK-печатном проекте используется пятая металлизированная краска, то её можно применять для создания натурального отблеска металлических поверхностей на объектах изображения. Возьмём изображение с металлическим предметом, для поверхности которого будем создавать металлический блеск (рис. 8, слева).

Рис. 8. С помощью Calculations смешиваем два канала, а результат сохраняем в новый Alpha-канал

С помощью Calculations поэкспериментируем со смешиванием каналов Magenta и Yellow. В результате получим изображение нового Alpha-канала (рис. 8). Преобразуем его в режим смесевого цвета и назначим краску Pantone 8643 C из каталога металлизированных цветов Pantone Metalic Coated.

Области, которые не должны иметь металлического блеска в канале Pantone 8643 C, определяются как белые. Проще всего закрасить их в канале обычной кистью белым цветом. В результате получатся детали металлика (рис. 9). Одновременное отображение CMYK-каналов и металлического, конечно, не покажет никакого блеска. Эффект проявится только на оттиске.

Рис. 9. Рисуя белым цветом в цветовом канале, удаляем детали

Преобразуем смесевой канал в триадное представление

Часто встречается другая задача — преобразование смесевого канала растрового изображения в триадный режим (RGB или CMYK). Это может быть вызвано необходимостью вывода изображения, подготовленного для печати в типографии смесевыми красками, на цифровом печатном устройстве или без использования смесевых красок. Операция выполняется командой Merge Spot Channel из меню палитры Channels (рис. 10).

Командой Merge Spot Channel сводим смесевой канал в каналы CMYK (RGB), используя сопоставленный ему триадный эквивалент

Триадный CMYK (RGB) эквивалент по умолчанию автоматически рассчитывается системой управления цветом Photoshop по текущему профиля изображения, т. е. за счёт преобразования Lab -> CMYK (RGB). Lab-значения о каждом смесевом цвете берутся из файла каталога Pantone****.

Чтобы выяснить, какой триадный эквивалент рассчитан для смесевого цвета, зайдите в окно параметров канала Spot Channel Options и щёлкните мышью по цветовому полю Color. Режим окна Color Libraries переключите в Color Picker, в котором и будут указываться значения CMYK и RGB рассчитанного эквивалента.

Триадный эквивалент можно подобрать по CMYK (RGB) каталогам. Если макет печатается офсетом на мелованной бумаге, воспользуйтесь веером Pantone Color Bridge (Pantone Solid to Process — старое название). В нём показаны в сравнении смесевой цвет и его аналог в CMYK, указаны цифровые значения аналогов в CMYK, sRGB и HTML. Подойдёт и Pantone Process EURO, в котором можно визуально подобрать ближайший CMYK-аналог для смесевого цвета. Тогда именно этот эквивалент вводится в окно Color Picker и сопоставляется смесевому каналу (рис. 11).

Рис. 11. Считаете, что можете добиться лучшего результата имитации? Внесите коррекцию в цифровые значения эквивалента вручную

Команда сведения смесевого канала в триадные Merge Spot Channel будет недоступна, если изображение представлено в мультиканальном режиме (Multichannel). Сначала придётся воссоздать в изображении триадный режим, а потом сводить смесевые каналы.

Для возврата изображения в триадный режим выполните команду Image l Mode l CMYK (RGB). Тогда первые 4 (3) канала в стопке смесевых будут представлены как каналы CMYK (RGB). Это, скорее всего, вызовет кардинальные изменения цвета в изображении, что недопустимо. Поэтому создайте 4 (3) пустых смесевых канала и сопоставьте режиму CMYK (RGB). Пустые каналы должны быть обязательно размещены вверху стопки каналов (рис. 12). Тогда выполнение Image l Mode l CMYK (RGB) не приведёт к цветовым искажениям, а триадный режим в изображении будет восстановлен. Далее по очереди или все сразу выделите смесевые каналы и сведите в триаду командой Merge Spot Channel, не забыв уточнить триадный эквивалент для каждого.

Рис. 12. Восстановление триадного режима изображения основано на преобразовании трёх (четырёх) пустых смесевых каналов в RGB (CMYK)

Расширьте охват

Надеюсь, рассмотренные методы цветоделения изображения на смесевые цвета раскроют новые возможности технического воплощения творческих идей. Использование смесевых красок не только в векторной части макета, но и в растровых полутоновых изображениях позволяет реализовать единый стиль цветового оформления, подчеркнуть важные цветовые детали и даже красиво сэкономить. А стандартные функции Photoshop как инструмента для выполнения цветоделения на смесевые краски позволяют добиться качественных результатов без дорогостоящих дополнительных модулей.

Автор: Сергей Фомин (fomins@specialist.ru), преподаватель, специалист по допечатным технологиям. Преподаёт авторский курс «Допечатная подготовка макетов для типографской и цифровой печати» в центре «Специалист».


* В российских типографиях и большинстве европейских для изготовления смесевых красок чаще используют базовые краски Pantone (Pantone Basic Color). Цветовая система Pantone — установившийся стандарт на нашем рынке. Но есть и другие системы: DIC или Toyo, распространённые на Востоке; HKS — в Германии. Все популярные системы смесевого цвета поддерживаются основными издательскими пакетами. Примеры цветоделения на смесевые краски ориентированы на системы Pantone. — Прим. автора.

** Настройки окна Duotone Options можно сохранять (кнопка Save) и загружать (Load) в виде файла. Рекомендую для работы с дуплексами использовать веер Pantone Duotone Studio Coated/Uncoa-ted и CD с файлами красок и кривых

*** Подробнее тонкости создания дуплексного изображения рассмотрены в статье Е. Кузнецова «Дуплексные изображения в Photoshop: взгляд технолога» (Publish ? 8, 2004).

**** Файлы для стандартных каталогов Pantone в Adobe Photoshop располагаются в папке Program Files\Adobe\ Adobe Photoshop CS2\Presets\Color Books (для системы Windows) и Applications\Adobe Photoshop CS2\ Presets\Color Books (для системы Mac OS X)

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus