2004.07.303500 прочтений

От дизайна до фальцовки *

Теги: Рабочий цех Publish

Если просмотреть всю входящую почту на предмет фальцовки, сложится впечатление, будто существует всего несколько её типов. А ведь их сотни!

Если просмотреть всю входящую почту на предмет фальцовки, сложится впечатление, будто существует всего несколько её типов. А ведь их сотни! Дизайнерская мысль зацикливается по трём причинам:

  • незнание о других возможностях;
  • незнание особенностей процесса фальцовки и требований к подготовке файлов;
  • непонимание, что типография всегда с готовностью придёт на помощь.

Вот несколько советов, как сделать небанальное издание с фальцовкой и избежать стандартных проблем.

Проектирование

Для фальцовки крайне важен этап проектирования параметров макета. Потом ошибки очень сложно исправить. Прежде чем приступать к работе, обязательно ответьте на два вопроса.

Назначение буклета. Если издание задумывалось как корреспонденция с вложениями для обратной отправки, не забудьте о требованиях почты к сургучным печатям, весу, размерам и о прочих стандартах. Обсудите это с типографией или позвоните в ближайшее почтовое отделение. В США почтовая служба разработала специальные разъяснения требований к обычным и деловым письмам, рассчитанным на ответ.

Если рассылка проводится в конвертах, а бюджет акции ограничен, размер лучше подобрать под стандартный конверт. Не забывайте, что не все типы фальца подходят для автоматического вложения в конверты (особенно фальцовка гармошкой). Сделайте макет из бумаги, положите его в конверт, который планируете использовать, и взвесьте.

Бюджет. Готовы ли вы выделить дополнительные средства? Сразу обсудите это с типографией. Как правило, вам подскажут, каких затрат можно избежать, а на чём экономить не стоит. Иногда удаётся сберечь значительные средства за счёт небольших изменений: выбора другой бумаги или сокращения размера буклета (чтобы он помещался на печатный лист).

Размеры

После выбора типа фальцовки надо определить размер готового изделия (длина и ширина издания после обрезки и фальцовки) для корректной подготовки файла. Буклет проектируется в развёрнутом виде. Возьмите любой и разверните. Именно так и должен выглядеть файл работы. Если буклет двухсторонний, переверните его и получите вторую страницу файла. Две распространённые ошибки при подготовке макета: отдельные файлы для каждой из сторон; буклет с метками реза, «плавающий» на листе большего размера. Документ должен в точности соответствовать размерам буклета в развёрнутом виде плюс припуски под обрез не менее 3 мм.

Ключевой момент — компенсация

Бумага имеет не только длину и ширину, но и толщину. Если страницы буклета вкладываются одна в другую, внутренние должны быть немного уже. В противном случае вложенные полосы помешают обложке, и буклет будет выгибаться (т. н. телескопичность, telescoping). Если ошибку не удалось отследить сразу, удастся спасти тираж и при фальцовке, но тогда фальцы могут не совпасть с границами отпечатанного изображения. Впрочем, это крайность. Ни специалисты по допечатной подготовке типографии, ни послепечатный цех не обязаны корректировать файлы и заниматься подгонкой при фальцовке. Предусмотреть компенсацию в файле буклета — задача дизайнера.

Стандартная компенсация при фальцовке

Она составляет 2,5–3 мм для одной внутренней страницы и 3–5 мм для внутреннего разворота (двух страниц), в зависимости от удельной массы бумаги. Для лёгких сортов руководствуйтесь нижним порогом значений, для плотной — верхним. Обязательно обсудите всё с типографией.

Подготовка файла

Некоторые дизайнеры затрудняются с расчётом размеров документа, но есть простой способ это сделать, не выходя из программы вёрстки. Рассмотрим трёхсгибную параллельную фальцовку (roll fold) для четырёхстраничного буклета 10х23 см. На рис. 1 дана компенсационная диаграмма для ролевой фальцовки.

Рис. 1. Компенсационная диаграмма для трёхсгибной параллельной фальцовки (здесь и далее на копиях экранов размеры приводятся в дюймах. — Прим. перев.)

Настроим документ так, чтобы все страницы буклета имели одинаковую ширину. Его размер будет 40х23 см (4 страницы шириной 10 см и высотой 23 см). Вернёмся к диаграмме. Согласно данным, первая страница должна быть на 4,8 мм уже готовой брошюры, т. е. её ширина составит 95,2 мм. Перетащите направляющую левой линейки до отметки в 95,2 см (рис. 2).

Рис. 2

Теперь наведите указатель на перекрестие в углу документа и перетащите его к установленной отметке в 95,2 см. Линейка обнулится — так проще измерять ширину следующей страницы.

Ещё раз посмотрим на диаграмму: ширина следующей страницы на 2,4 мм меньше готовой брошюры и составляет 95,2 мм. Перетащите направляющую левой линейки до отметки 97,6 мм. Снова перетащите перекрестие до установленной отметки, чтобы обнулить линейку. Согласно диаграмме, ширина оставшихся двух страниц равна точно 100 мм.

Если теперь замерить оставшуюся четверную страницу, окажется, что документ шире, чем последняя установленная отметка (рис. 3). Ничего страшного. Уменьшите масштаб, чтобы видеть страницу целиком, и перетащите перекрестие к верхнему левому углу документа.

Осталось навести указатель мыши на последнюю направляющую и проверить десятичное значение (в данном случае для координаты «Х»). Это и будет искомая ширина документа. Возвращаемся и меняем размер на значение координаты «Х» (рис. 4).

Теперь вставьте новую страницу и, руководствуясь диаграммой, настройте направляющие фальцовки для второй страницы. Установив все направляющие, поместите метки фальца в компоновочный буфер — область шириной в 1 пункт над и под установленными направляющими (но не в самом документе). По этим меткам в типографии определят, как фальцевать брошюру — одних направляющих будет недостаточно.

Триш Витковски (trish@foldfactory.com), президент компании Finishing Experts Group, креативный директор компании, занимающейся маркетингом и коммуникациями (Балтимор). Её статья «Кто крайний?» была опубликована в Publish ? 4, 2003, с. 82.


* Журнал «Американский печатник», март 2004. © American Printer, a PRIMEDIA publication. All rights reserved.


Дополнительная информация по фальцовке

Если не знаете, какой должна быть компенсация для определённого типа фальцовки, обращайтесь в типографию. Попросите их передать схему по факсу или выслать шаблон по e-mail. Если же решили изучить все особенности процесса, рекомендуем 850-страничную книгу «Фальцовка: советы профессионала». Там есть схемы компенсаций для 180-ти типов фальцовки. Книгу можно заказать на http://www.foldfactory.com.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus