2000.01.192379 прочтений

Цифровое наследие

Теги: Стратегия Стратегия Publish

Эффективный технологический процесс может помочь сохранить изображения на длительный срок.

Эффективный технологический процесс может помочь сохранить изображения на длительный срок.

Хорошо, возможно, вы не сможете спасти мир. А не хотите ли спасти и сохранить хотя бы плоды вашего творчества так, чтобы они были легко доступны, и их можно было использовать несколько десятилетий или веков? Перед этой дилеммой оказываются все, кто создает изображения. Но подобная задача еще более трудна для тех, кто архивирует большое количество произведений искусства или даже всего лишь их изображения.

Мы живем в цифровом мире, заполненном всеми видами картинок, сохраненными с помощью самых разнообразных электронных или магнитных устройств. Но большинство оригинальных изображений хрупки. Срок службы фотопленки исчисляется десятилетиями, но только если ее хранить в условиях низкой температуры и затемнения. Многие обычные картины, если их не предохранять от прямого воздействия света или не поддерживать для них определенный постоянный уровень влажности, выцветают или портятся как-то иначе. Отпечатки струйных принтеров до последнего времени могли служить несколько лет, хотя сейчас появляются специальные архивные бумага и чернила, срок хранения которых достигает полувека и более. Один из экспертов в области хранения изображений предполагает, что наиболее безопасным способом длительного сохранения изображения является создание его печатного оттиска максимально возможного качества на архивной бумаге, который затем необходимо положить в плотный, непроницаемый для света, черный конверт и поместить его в морозильник с регулируемой влажностью.

Но есть и альтернативный способ. Хотя для бизнес-целей уже довольно давно активно используются архивы цифровых изображений в качестве быстрого и недорогого способа сохранения и распространения изображений, художники только начинают осваивать и применять цифровые архивы и цифровую печать.

Технологии улучшаются, или, по крайней мере, изменяются, с головокружительной скоростью. С появлением нескольких устройств и усовершенствованных технологий создание архивов изображений с высоким разрешением стало практичным, эффективным и несложным делом. Возможно, критическим элементом здесь является надежный привод CD-ROM с записью. Его появление сделало доступным недорогой, компактный, относительно устойчивый к внешним воздействиям и удобный в использовании записываемый носитель. Емкость в 650 Мбайт позволяет сохранить несколько сжатых изображений высокого разрешения. В приводах DVD используется диск такого же размера, но на нем можно сохранить еще больший объем данных. Кроме того, устройства DVD обладают обратной совместимостью по чтению со всеми предыдущими поколениями CD. Это значит, что ставка на CD-R является беспроигрышной. Диски могут храниться долго, а читать их можно будет и при помощи новых устройств, которые появятся в обозримом будущем.

Но нужно отдать должное изобретательности отдельных личностей, которые придумывают новые способы применения этой технологии в уникальных областях. Один из таких методов при создании специализированных цифровых архивов для сохранения фотографий произведений искусства в надежном и гибком формате предусматривает использование технологии CD-R, сканирования с высоким разрешением и эффективным управлением цветом.

PivotMedia переходит Рубикон

Фотограф и цифровой иллюстратор Джим Джайп не встретил понимания у местных печатников и работников сервисных бюро, когда пытался заказать у них сканирование своих работ с высоким разрешением. Они располагали всем необходимым оборудованием, но стоимость их услуг была высока, а качество — не всегда, к тому же Джайп не мог взаимодействовать с оператором сканера, чтобы добиться оптимальных результатов. Поэтому он основал собственное предприятие, PivotMedia в городе Флоренс (шт. Масачуссетс), и стал оказывать такие услуги, которые не предоставляла ни одна из местных компаний — сканирование с высоким разрешением, осуществляемое опытным специалистом, учитывающим любые пожелания клиента. «Я был просто поражен тем, как много людей нуждаются в подобных услугах», — рассказывает Джайп.

Он взял кредит на развитие производства и приобрел планшетный сканер Scitex EverSmart, который стал ключевым устройством в деятельности компании. EverSmart обладает оптическим разрешением 2700 dpi и динамическим диапазоном 3.7. Его можно использовать для сканирования непрозрачных и прозрачных оригиналов форматом до 279X432 мм. Чтобы вернуть кредит за сканер, Джайп начал сканировать на заказ. Через три месяца новое занятие начало отнимать столько времени и внимания, что Джиму стало некогда фотографировать и работать над цифровыми иллюстрациями. Поскольку его рабочее место — это домашний офис, он не мог иметь приходящих клиентов, вместо этого ему пришлось самому обращаться в различные организации, которые нуждаются в сканировании и архивировании изображений.

Такой подход гарантировал успех. Five Colleges — это консорциум из Восточного Масачуссетса, в который входит Университет штата Масачуссетс из Амхерста, а также четыре колледжа из Амхерста, Маунт-Холуока, Хэмпшира и Смита — все они расположены в нескольких километрах от PivotMedia. Колледжи Амхерста и Смита недавно получили гранты, которые позволили им оплатить работы по архивированию их музейных коллекций. После длительных переговоров Джайп получил контракт на подготовку изображений из различных собраний, чтобы сделать их доступными по электронным каналам для студентов и персонала консорциума Five Colleges, а также всех желающих. Вскоре он открыл собственное сервисное бюро и художественную галерею.

Работа началась с собрания Mead Art Museum, принадлежащего колледжу Амхерста, а позже переключилась на собрание Museum of Art колледжа Смита. В Смите были особенно решительно настроены на создание цифрового архива, поскольку в ближайшее время музей закрывался на четырехлетнюю реставрацию. Цифровой архив давал доступ к музейным экспонатам студентам искусствоведческих специальностей, позволяя также решать другие учебные задачи в период реставрации оригинального собрания. В ходе реализации проекта для колледжа Смита потребовалось отсканировать и поместить в архив пятую часть собрания — около 7000 изображений картин, скульптур, отпечатков, предметов мебели и других объектов. Этих проектов оказалось вполне достаточно, чтобы полностью загрузить Джайпа и его небольшой персонал. «Мы в состоянии обслуживать одновременно четыре, может быть пять клиентов, но не больше, — говорит Джайп. — Вряд ли вы захотите связываться с людьми, которые пытаются делать все для всех».

Стеффи Линч — менеджер проекта по обработке цифровых изображений в Museum of Art колледжа Смит. Она планировала обновить имеющийся у них традиционный печатный каталог собрания искусства, но цифровой архив позволяет им постоянно поддерживать базу данных в актуальном состоянии и сделать ее более доступной. Раньше им приходилось передавать на время слайды с изображениями экспонатов для различных целей в другие компании. Теперь многие люди предпочитают цифровые файлы, а связанные с передачей изображений затраты времени и сил после внедрения цифрового решения значительно уменьшились. Персонал музея может посылать файл изображения и струйную цветопробу, не беспокоясь, что слайд может быть поврежден или его забудут вернуть.

От оригинала к CD

После подробных консультаций с клиентами, в PivotMedia был реализован технологический процесс, основанный на высоких требованиях заказчиков. Во-первых, все экспонаты из собраний колледжей были сфотографированы на профессиональную камеру и обработаны как слайды формата 10X13 см. Затем в PivotMedia в результате сканирования с каждого слайда получены 80-мегабайтные файлы, которые были сохранены на CD. Если пленка с оригиналом была представлена в 35-мм формате, с нее получали 20-мегабайтные файлы. Несколько слайдов обычно объединялись в пакеты и сканировались вместе, что сокращало время производства и стоимость работы.

Хотя в PivotMedia работают исключительно на Macintosh, результаты сканирования сохранялись в формате TIFF для PC со сжатием LZW, поскольку колледжи оборудованы в основном PC. Кроме того, файлы TIFF для Macintosh пришлось бы сохранять без сжатия, а сжатие позволяет разместить больше файлов на одном диске CD-R объемом 650 Мбайт.

Конечная цель состоит в том, чтобы получить файлы, которые в будущем можно было бы в любой момент использовать для любых целей. Файл объемом 80 Мбайт подойдет для различных применений, в том числе для вывода с высоким разрешением. Файлы можно напечатать как фотографические оттиски формата 50X61 см, как страницы книг по искусству или обложки журналов форматом 23X30 см, они могут быть даже экспонированы назад на пленку как фотографические слайды размером 5Ё6 см. Фотопринтер LightJet создает цветные отпечатки непосредственно из цифровых файлов, экспонируя бумагу с помощью лазера. Поскольку при этом не используются никакие линзы, отпечатки получаются очень четкие даже по краям, а цвета яркие и насыщенные.

На основе первоначальных результатов сканирования было создано несколько вторичных дисков CD-R с изображениями низкого разрешения для различных целей, сюда входили база данных управления музеем, база данных отдела искусства, открытая для доступа студентам и другим обучающимся, и файлы для электронной базы данных консорциума Five Colleges. Кроме того, каждое изображение сопровождалось файлом, специально подготовленным для струйной печати с настольных компьютеров. Это позволяет профессорам и студентам по мере необходимости делать качественные цветные отпечатки при помощи настольных компьютеров и принтеров.

Исходные результаты сканирования слишком велики для открытия на стандартном настольном компьютере. Вторичные диски решают эту проблему и делают изображения доступными для различных групп пользователей, которым это потребуется. Каждый диск проиндексирован и включает отпечатки-наброски, а также профили ICC. Создана также электронная таблица, где содержатся исторические, административные и художественные детали о каждом изображении собрания. В PivotMedia для создания базы данных изображений всех CD и архива файлов-набросков для поиска на каждом диске используется пакет Canto Cumulus. Благодаря этому клиенты тоже используют Cumulus для архивных нужд, хотя в музеях часто создаются собственные базы данных, разработанные специально с учетом требований специалистов. Файл Cumulus позволяет конечному пользователю выполнять поиск по всему собранию, просматривать набросок каждого изображения и находить именно тот диск среди сотен архивных CD, на котором размещается файл с искомым экспонатом.

Цветокоррекция

В PivotMedia создан собственный профиль ICC для сканера Scitex, который слегка корректируется для каждого пакета слайдов. Чтобы гарантировать постоянство цветопередачи, все художественные экспонаты фотографируются рядом с эталоном GretagMacbeth Color Checker, в который включен и нейтральный серый цвет. Эти образцовые цвета становятся исходными точками для цветокоррекции, проводимой оператором, — по ним он оценивает цвет результата сканирования и снимает цветовые сдвиги. Эталоны удаляются из окончательного изображения после завершения цветовой коррекции. Результаты сканирования просматриваются на мониторе Barco, рядом с которым в просмотровую кабинку SoftView D5000 Transparency/Print помещают исходный слайд.

В пакете Photoshop для удаления типичных цветовых сдвигов и других искажений цветов, порождаемых сканером или слайдом, к изображению применяют заранее настроенную функцию автонастройки уровней. Затем экранное изображение сравнивается с исходным слайдом. Дополнительная коррекция требуется лишь для 10% изображений. Вся работа выполняется в цветовом пространстве RGB, поскольку предполагается, что каждый дизайнер или печатник может иметь собственные предпочтения и требования к цветоделению в CMYK.

Сотрудники PivotMedia также создали поднабор архива, который планируется использовать как набор материалов для выездных выставок собраний музеев. В каждый такой поднабор входит изображение RGB и в градациях серого, готовые для печати, а также информация и сообщения для прессы. В комплект включены также отпечатки и аналоговые цветопробы изображений экспонатов.

В числе клиентов Джайпа оказались реставраторы, фотографы, иллюстраторы и другие художники. В PivotMedia также сканируют старые документы и ретушируют старые фотографии. Джайп говорит, что все больше художников стараются перевести свои архивы в цифровую форму. Когда художник или скульптор продает свою картину или скульптуру, то часто расстается со своим произведением навсегда. Большинство делают фотографии завершенных работ, но пленка выцветает и высыхает. Цифровые архивы обеспечивают постоянную сохранность работ в виде цифровых изображений, которые, благодаря высокому качеству сканирования, могут использоваться художником для решения любых его задач. В PivotMedia разработали пакет услуг, основанный на отлаженном при создании музейных архивов технологическом процессе, который особенно хорошо подходит художникам. «К нам приходит очень много художников, которые лет десять назад сфотографировали свои работы, а теперь видят, что их слайды выцветают», — рассказывает Джайп.

Открыто всегда

Еще одна компания из Масачуссетса — EverColor Digital Imaging (г. Уорчестер) — специализируется на выводе ландшафтных фотографий с помощью принтера LightJet. Эти фотографии продаются как художественные репродукции в галереи по всему миру. Как часть технологического процесса, в EverColor для клиентов создают также цифровые архивы.

Операторы EverColor сканируют слайды форматом 10X13 см с разрешением 2200 dpi и 35-мм слайды с разрешением 5200 dpi на сканерах Optronics ColorGetter Pro. Обычно с 35-мм слайда получают 100-мегабайтный файл. Если попробовать увеличить разрешение, то на конечном отпечатке начинает проявляться зерно пленки. После удаления царапин и других дефектов, результаты сканирования записываются на CD-R.

Перед началом цветокоррекции файл открывается с CD и к нему применяется профиль ICC. Затем в Photoshop создаются корректирующие слои для настройки уровней и кривых. Этот файл с отдельными слоями и без применения фильтров сохраняется как эталонный. Далее в EverColor изменяют размер изображения для пробы форматом 279X356 мм, увеличивают резкость и выводят файл на LightJet 5000. После того, как клиент подписывает цветопробу, из файла выводят увеличенные отпечатки для продажи.

Эталонный файл с корректирующими слоями записывается на CD, который хранится в EverColor для выполнения повторных заказов. Клиент получает копию CD для архива. Типичный пакет фотографий в заказе от одного фотографа включает от пяти до 20 оригиналов.

Как долго?

Будут ли цифровые архивы на CD жить вечно? В быстро меняющемся мире компьютерной графики это маловероятно. Даже если сами диски защищены и могут храниться десятилетиями, форматы файлов, схемы профилей ICC или типы носителей скорее всего кардинально изменятся. Но процесс конвертирования форматов файлов или сохранения на носители, работающие по новой технологии, будет простым, поскольку первоначальная работа уже сделана.

Гораздо важнее, что эти цифровые архивы значительно более устойчивы и доступны, чем оригиналы или другие виды записи. Их можно использовать для недорогого вывода на любые типы устройств, причем это никак не будет влиять на сохранность оригинальных файлов. Более того, с помощью цифровых архивов можно создавать исключительно высококачественные отпечатки с очень незначительной потерей качества оригинала.

Дэвид Фаркас — президент компании Farkas Graphic Resources из Амхерста (шт. Масачуссетс), иллюстратор и писатель.


Сокровища «Третьяковки» в цифрах

Духовное наследие России в надежных руках
Проблемы сохранения культурного наследия и перевода его в «цифру» решаются и в России. Один из подобных проектов уже более трех лет реализуется в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ).

В настоящее время здесь накоплено более пяти тысяч слайдов, в разное время снятых с экспонатов галереи, причем это число постоянно увеличивается. Большинство слайдов форматом 10X13 см (4X5 дюймов), хотя встречаются также слайды и других форматов, а иногда — кадры 35-милиметровой пленки. Для обеспечения максимальной достоверности цветопередачи оригиналов все экспонаты снимаются вместе с эталонами Kodak (цветной и серой шкалами).

Готовые слайды сканируются с помощью «заслуженного» слайд-сканера Leafscan 45 в формат RGB TIFF. Эта трехпроходная модель обладает максимальным физическим разрешением 5800 dpi. Впрочем, по словам заведующего информационным отделом ГТГ Константина Серова, с таким разрешением сканируются лишь 35-мм слайды, которые встречаются довольно редко. Крупноформатные слайды сканируются с разрешением 1200 dpi; сканеру Leafscan 45 требуется для этого около 10 минут. Каждый слайд оцифровывается по два раза, после чего оператор выбирает лучший вариант. Цветопередача настраивается на этапе сканирования, а в качестве опорных точек выбираются заведомо известные цвета эталонных шаблонов.

Оригиналы (слайды) бывают разного качества — это зависит от времени их создания (лучше всего работать с результатами недавних съемок) и других факторов. Например, если перед съемкой картину не вынимали из-под стекла, на слайде скорее всего будут блики, а по краям — тени от рамки. Если речь идет об одном-двух изображениях, то подобные проблемы вполне устранимы. Однако в условиях поточной оцифровки дело существенно усложняется.

Коррекцией оцифрованных оригиналов занимается оператор на другом компьютере, куда «голый скан» пересылается через сеть. По словам сотрудника отдела ИТ ГТГ Андрея Веселова, здесь совершенно незаменимым инструментом проявил себя графический планшет Wacom SD-421E. К чести разработчиков Wacom, новые драйверы создаются даже для таких устройств, которые давно сняты с производства, но продолжают исправно служить целой армии пользователей.

Основная забота оператора—ретушера — удаление пресловутых бликов и теней (фактически — ошибок фотографа), а также ликвидация царапин на слайдах. Повреждения самих оригиналов — трещины, сколы и т. п. — оставляются без изменений. Главное — максимально точно и без искажений перевести оригинал в цифровую форму.

Изображение, которое прошло ретушь, записывается на CD-R. На четырехскоростном устройстве Yamaha один диск емкостью 650 Мбайт записывается около 20 минут. Всего за день здесь обрабатывают до 15 изображений. Результатом работы архивариусов цифрового века является шкафчик, наполненный коробками с дисками CD-R. В настоящее время общий объем оцифрованных изображений (более 4000) составляет около 200 Гбайт.

Учет изображений выполняется с помощью каталогизатора, разработанного собственными силами сотрудников отдела ИТ. В программе хранятся основные сведения об изображении: его номер, название, автор, дата оцифровки, место хранения на дисках и другая информация. По всем этим данным возможен отбор и сортировка, а также просмотр экранной копии. Экранные копии всех изображений архива с разрешением около 800X600 пикселов хранятся на сервере.

Сведения обо всех оцифрованных слайдах передаются также в специализированную музейную систему «КАМИС-ГТГ», разработанную санкт-петербургской компанией «Альт-Софт». По сути это научная база галереи, хотя в ней также представлены изображения произведений с экранным разрешением. Сами изображения в ней не главенствуют, а лишь комментируют основные учетные и научные данные. Система обеспечивает сохранение более развернутой информации об изображениях, а также позволяет выполнять отбор нужных файлов по множеству критериев, включая сюжет, технику исполнения и другие.

В производственный цикл отдела ИТ не входит этап допечатной подготовки изображений — здесь работа с файлами заканчивается после их сохранения в формате RGB TIFF. Вопросы цветоделения решают заказчики изображений. К сожалению, до настоящего времени в оцифрованные файлы не включается также профиль сканера. Для печати цветных отпечатков оцифрованных изображений сотрудники отдела используют принтер Tektronix Phaser 550.

Игорь Терентьев

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus