2007.11.05, Автор: Эндрю Трибьют2840 прочтений

Высокая цена - ради рыночного превосходства!

Теги: Взгляд Эндрю Трибьюта Взгляд Эндрю Трибьюта Стратегия Publish

Большинство из нас знают Бельгию по превосходному шоколаду и пиву.

Эндрю Трибьют

Большинство из нас знают Бельгию по превосходному шоколаду и пиву. Страна считает себя мировым лидером в этих сферах, а также на рынке допечатных и программных решений для производства упаковки, которыми занимаются софтверные компании Esko и Artwork Systems, расположенные в Генте.

Летом рынок ПО потрясла новость об объединении лидеров среди поставщиков АСУ ТП для упаковочной индустрии Esko Graphics и Artwork Systems Group. Три крупнейших акционера и основателя последней (председатель Совета директоров Гидо Ван дер Шюрен, главный исполнительный директор Петер Дену и главный разработчик структуры ПО Барт Дену) согласились продать Esko, которой владеет датский паевой инвестиционный фонд Axcel, 13 074 483 акции (76,69% — контрольный пакет) по 11,50 евро наличными, что оценивает Artwork Systems в общей сложности в 196 млн евро (268 млн долл.). Вслед за обретением контроля Esko NV проведёт обязательное публичное размещение всех оставшихся акций и выпущенных варрантов Artwork Systems Group. После завершения размещения и повторного открытия, если таковое последует, Esko представит предложение о выкупе акций, при условии приобретения 95% акционерного капитала Artwork Systems Group.

Наряду с членами правления и фонда Axcel, Ван дер Шюрен станет крупным акционером в объединённой компании — принадлежащая ему холдинговая фирма Parana собирается инвестировать часть доходов от продажи своих акций в Artwork Systems Group. Он займёт пост главного операционного директора Esko Graphics и вместе с главным исполнительным директором Esko Graphics Карстеном Кнудсеном сформирует совет исполнительного руководства. Они же будут исполнительными директорами наблюдательного совета Esko. Интересно, что ни Kroy Finance, ни Widner Development (холдинговые компании братьев Дену), по-видимому, не будут повторно инвестировать какую-либо часть доходов от продажи своих 4 294 608 акций.

Объединённые усилия двух компаний должны принести в 2007 г. выручку более 180 млн евро (246 млн долл.), доля Artwork Systems будет, вероятно, менее 46 млн евро (63 млн долл.), судя по результатам 2006 г. (нулевой рост и сниженная прибыль по сравнению с 2005 г.). Тенденция сохраняется, и объём выручки во II кв. 2007 г. уменьшился на 17,5% по сравнению с тем же периодом 2006 г. Получается, что цена, которую платит Esko, больше рыночной примерно на 12,2%. Это довольно много, хотя, не будучи финансовым аналитиком, я не вправе выносить подобные суждения. Понятно, что Artwork Systems работала со своими финансовыми консультантами Ernst and Young над поиском партнёра при существующей позиции собственного бизнеса, полагаю, они проводили переговоры с несколькими компаниями, работающими в отрасли.

Esko и Artwork Systems давно и ожесточённо конкурировали. Последняя возникла в 1992 г., когда три основателя покинули Barco Graphics (как и сейчас, лидера рынка решений допечатной и предпроизводственной подготовки для упаковочной индустрии), позднее вошедшую в Purup Electronics, чтобы образовать Esko. Artwork Systems была ориентирована на тот же рынок, что и Barco, и её системы выглядели вполне сопоставимыми, не считая работы на платформе Macintosh. По слухам, до того как покинуть Barco, у братьев Дену случилась крупная размолвка с тогдашним главным исполнительным директором Barco Graphics, отказавшимся учитывать платформу Macintosh при разработке ПО. С тех пор обе компании агрессивно конкурировали, и единственным отличием было то, что Artwork Systems сконцентрировалась на решениях, основанных только на ПО, в то время как Barco (а затем Esko) расширила линейку оборудования: СТР для офсета и флексо, режущие плоттеры для изготовления образцов. Esko провела ряд поглощений в этих областях, дабы расширить портфолио продуктов, в основном в качестве Barco Graphics. Artwork Systems также осуществляла поглощения, самое известное — Enfocus Software, специалист в области ПО для работы с PDF и подготовки к растрированию. Она также поглотила Dimension CAD/CAM Systems, чтобы иметь продуктовую линейку для конкуренции с лидером рынка Esko ArtiosCAD.

На рынке допечатных решений для упаковки компании действи-тельно единственные игроки. Обе имеют соглашения с другими поставщиками, которые либо комплектуют элементы ПО (такие как рабочие станции Artwork Systems ArtPro), либо, как в случае с Esko, имеют партнёрские взаимоотношения (с Agfa в области упаковки, с НР Indigo — для цифровой печати этикеток, с Xerox Europe — для изготовления коротких тиражей упаковки).

Многие годы с момента основания Artwork Systems отнимала значительную долю рынка у Barco Graphics, благодаря решениям ArtPro на платформе Macintosh. Затем Esko начала отвоёвывать позиции, используя стандартное ПО через партнёрство с Adobe. Использование Adobe Illustrator и Photoshop с модулями Esko сейчас стало отраслевым стандартом. Artwork Systems повторила этот шаг, создав несколько лет назад собственный модуль Illustrator. Это повторное возвышение Esko в качестве движущей силы упаковочных решений заставило Artwork Systems пополнить продуктовую линейку решениями для Nexus и Odystar, а также широким спектром прочих продуктов поддержки.

Любопытно, в каком направлении будет эволюционировать новая компания и какие программные решения сохранит. В прошлом Esko проводила крупную реструктуризацию бизнеса вследствие поглощения Barco Graphics компанией Purup Electronics. В действительности остались только упаковочная и связанные с ней сферы деятельности, компания ушла с рынков коммерческой печати и офсетных СТР.

Мне кажется, с поглощением пользовательской базы Artwork Systems Esko консолидировала базу клиентов и теперь станет поставщиком почти для всех компаний, работающих в пространстве предпроизводственной подготовки упаковки. Она также приобрела движущую силу для PDF-решений в виде Enfocus, многие сотрудники которой когда-то работали на Barco Graphics. У группы по-прежнему сохраняется юридическая проблема с иском, который подала Markzware против Artwork Systems относительно нарушения патентного права.

Понимая логику объединения двух организаций для создания доминирующей силы в области предпроизводственных решений для упаковки, я нахожу денежную оценку Artwork Systems трудной для постижения. Наверное, в этом есть нечто большее, нежели очевидные частичные инвестиции доходов от продажи акций в Artwork Systems Group со стороны Parana, холдинговой компании Ван дер Шюрена. Не способ ли это для Axcel, владельца Esko, приобрести Artwork Systems по экономичной цене? Я несколько раз слышал от других компаний, работающих в этой отрасли, что оценка, данная Artwork Systems, была сильно завышена.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus