101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Держать интервал

  • Олаф Мартин Кверн
  • 1 октября 1999 г.
  • 10563

Чтобы удерживать внимание читателей, следует правильно настраивать размеры интервалов.

Правильная настройка параметров межсловных и межсимвольных пробелов в публикации — важное условие создания удобного для чтения и удовлетворяющего правилам эстетики макета.
Вы добились своего. Вам удалось привлечь внимание читателя. Этому способствовали какие-то детали макета — выбранный для заголовка стильный шрифт, выразительные изображения или что-то иное — и кто-то уже читает текст вашей книги, журнала, статьи, газеты или рекламного объявления.

Ну а теперь, когда вы заинтриговали читателя, как вам сохранить его интерес? Вы можете сказать, что это задача писателя — и будете отчасти правы. Но правильный набор основного текста, этих серых блоков текста, покрывающих полосу, может облегчить процесс чтения и, следовательно, удержать читателя. Или, что происходит сплошь и рядом, напрочь отбить у него всякое желание читать.

Удобный интервал

В первый момент аудиторию можно привлечь необычным макетом, выбором необычного шрифта или интригующими изображениями, но погруженному в чтение человеку требуется уже что-то другое. Его «читающие» глаза более консервативны. С этого момента следует руководствоваться другим набором правил. Межсловные и межсимвольные интервалы в выровненном по формату тексте должны быть однородными, при этом следует избегать больших вариаций от одной строки текста к другой. Если интервалы между символами и словами слишком узкие или слишком широкие, читателю придется уделять больше внимания типографике, чем содержанию, и вы рискуете потерять его интерес.

Почти во всех случаях желательно избегать заметных интервалов между символами (за исключением набора капителью или малыми прописными, когда увеличенные межсимвольные интервалы облегчают чтение), а более широкие межсловные интервалы обычно выглядят лучше, чем слишком узкие. Применение переносов более выигрышно по сравнению с вариациями межсловных интервалов, но слишком большое количество переносов или нарушение правил переноса могут также отрицательно повлиять на восприятие читателем текста.

Если выравнивание по формату влечет за собой так много потенциальных проблем с интервалами, почему бы не выбрать набор с выровненным влево текстом и рваным правым краем? Автор советует так и делать в тех случаях, когда это допустимо; в общем случае, текст, выровненный влево, читается легче (хотя нужно контролировать окончания строк, избегая больших различий в их длинах). Но многие дизайнеры предпочитают использовать выравнивание текста по формату, а для некоторых публикаций такой метод является почти обязательным.

Как и в большинстве других стадий «наладки» настольных издательских систем, выбор правильных внутренних интервалов для текста при наборе с выравниванием по формату — это вопрос баланса, на который оказывают воздействие несколько довольно «субъективных» переменных. Современные программы верстки позволяют создавать хорошо сбалансированный текст, но только если изменить их значения, заданные по умолчанию. Чтобы добиться этого, необходимо понимать, что и как делают программы верстки.

Разные умолчания

В программах Adobe PageMaker, Adobe InDesign и QuarkXPress элементы управления значениями интервалов примерно одинаковы. В каждой программе имеется три поля для задания межсловного интервала, и три — для межсимвольного, хотя названия полей слегка различаются (в PageMaker и InDesign они называются Minimum (Минимальный), Desired (Желаемый) и Maximum (Максимальный), в то время как в XPress вместо Desired поле называется Optimum (Оптимальный)). Однако одинаковые значения параметров в каждой программе на странице макета порождают разные результаты (см. рис. 1—4).

Во всех трех программах решение о выборе значений межсловных интервалов основывается на ширине пробела между словами — но откуда они получают ее? Они опираются на значение, хранящееся в самом шрифте (на Macintosh оно содержится в файле экранного шрифта; в Windows — внутри файла PFM).

Технология выбора межсимвольных интервалов несколько отличается от задания межсловных интервалов. PageMaker и InDesign обращаются к шрифту и извлекают оттуда значение «пробельной полоски» (spaceband), заданное разработчиком шрифта. Затем обе программы отображают значения в полях задания межсимвольных интервалов — значения рассчитываются относительно величины «пробельной полоски». В XPress значения межсимвольных интервалов основываются на ширине короткого пробела (en space) в текущем шрифте заданного кегля.

Значения, принятые по умолчанию для каждой из программ приводятся в таблице.

Для текста без выравнивания по формату (влево, вправо или по центру) используются процентные значения полей Optimum или Desired. Для набора текста с выравниванием по формату используются значения полей Minimum и Maximum.

Таких параметров интервалов, которые одинаково хорошо работают для всех шрифтов, кеглей и длин строк, не существует; чтобы подобрать оптимальные параметры для определенной публикации, нужно поэкспериментировать. В качестве приемлемой исходной точки для всех трех программ можно использовать значения таблицы из колонки «Предполагаемые». Эти значения гарантируют, что в тексте будет сделан акцент на более широкие межсловные интервалы, а межсимвольные интервалы останутся неизменными.

Вариации интервалов

1.
Чтение этого текста — настоящая пытка, и не только из-за эксцентричного содержания. Неудачный выбор параметров межсимвольных интервалов порождает неравные интервалы между символами, а также большие вариации между различными строками текста. Плохие интервалы, подобные показанным выше, утомляют глаза читателя, который может не захотеть дальше читать этот текст.

2.
Принятые по умолчанию параметры интервалов пакета Adobe InDesign подобраны лучше, чем умолчания QuarkXPress и PageMaker. А поскольку Multi-line Composer пакета InDesign может просматривать до 30 строк текста вперед для определения оптимальной разбивки строк, эта программа обеспечивает самое лучшее форматирование текста. В InDesign есть также функция построчного форматирования текста, которая выравнивает тексты примерно с таким же качеством, как программы XPress и PageMaker.

3.
Параметры интервалов по умолчанию пакета QuarkXPress допускают увеличение межсимвольных интервалов до 4%. Даже если межсимвольный интервал установить равным нулю, XPress иногда варьирует его при выравнивании текста по формату. Параметры, управляющие межсловными интервалами в этой программе, также необычны: принятое по умолчанию значение Desired (Желаемый) превышает 100%, а Maximum (Максимальный) достигает 250%. Хотя подобные значения приводят не к самым лучшим решениям по выбору межсимвольных интервалов и мест для переноса в выровненных по формату текстах. И в текстах с другими типами выравнивания (влево, вправо или по центру) межсловные интервалы оказываются на 10% больше, чем должны быть.

4.
Заданные по умолчанию в пакете Adobe PageMaker параметры интервалов порождают в текстах более значительные вариации межсимвольных интервалов, чем XPress или InDesign. Это плохо. Однако есть и хорошие новости — PageMaker никогда не меняет межсимвольный интервал при форматировании строк, если его значение установлено в ноль. Если ситуация вынуждает нарушить установленные правила композиции, PageMaker изменяет межсловные, а не межсимвольные интервалы.

Интервалы могут быть разными

В пакете PageMaker интервалы для выбранного абзаца задаются в окне диалога Paragraph Spacing Attributes (Атрибуты интервалов абзаца) (см. рис. 5—7), который вызывается командой Spacing (Интервалы) из меню Type (Шрифт).

Элементы управления интервалами в InDesign можно найти в окне диалога Justification (Выравнивание)(вызывается командой Justification всплывающего меню палитры Paragraph). Благодаря отлично подобранным значениям по умолчанию и функции Adobe Multi-line Composer (см. рис. 8—11) среди трех основных программ InDesign обладает наиболее совершенными средствами точной настройки интервалов. В отличие от технологии однострочной композиции, применяемой в XPress и PageMaker — когда просматриваются только символы одной строки (плюс небольшое их количество, выступающее за окончание строки) — Multi-line Composer, определяя оптимальные размеры интервалов и места для переносов строк, рассматривает до 30 строк текста. В InDesign также реализована однострочная композиция, но, поскольку многострочная композиция лучше определяет оптимальные интервалы и места для переносов, автор не видит смысла в использовании однострочной композиции.

В пакете XPress все необходимые параметры можно настроить в окне диалога Edit Hyphenation & Justification (Редактирование переносов и выравнивания)(см. рис. 12—14). Поскольку XPress принимает решения на основе ширины короткого пробела (en space) (ширина короткого пробела составляет ровно половину длинного (em space)), полезно знать, какое значение XPress использует в качестве ширины длинного пробела. Но, у читателя может возникнуть вопрос — а разве ширина длинного пробела не всегда равна размеру в пунктах шрифта, которым набрана строка? Не всегда. В версиях XPress до 4.0 за ширину длинного пробела принималась ширина двух последовательных нулей (00). И, хотя в версии 4 пользователю предоставляется возможность основывать расчет интервалов на стандартном значении длинного пробела, принятым по умолчанию методом остается старый.

В какой-то момент вы можете обнаружить, что в любой из трех программ PageMaker, InDesign или XPress тщательно заданные в полях Minimum, Desired (или Optimum) и Maximum правила выбора интервалов окажутся нарушенными. Но не думайте, что эти нарушения связаны с ошибками в работе программы — они просто отражают особенности различных шрифтов, которыми набраны сверстанные вами тексты. Независимо от программы или используемого метода композиции, вам все равно придется «пройтись по строке», корректируя неудачные переносы и неверно выбранные интервалы.

Замечание: интервалы в этой статье заданы в соответствии с параметрами, установленными автором в пакете XPress. Читатели могут сравнить «цвет» текста на полосах статьи и в остальных публикациях журнала, которые были набраны по стандартным для Publish правилам.

ОБ АВТОРЕ

 

Олав Мартин Кверн — иллюстратор, дизайнер, программист и писатель. Он является автором книги Real World FreeHand (Peachpit Press, 1998 г.).

Adobe PageMaker
5.
В окне диалога Paragraph Spacing Attributes (Атрибуты интервалов абзаца) пакета PageMaker (вызывается командами Type (Шрифт), Spacing (Интервалы)) можно исправить принятые по умолчанию параметры межсимвольных интервалов, задав в соответствующих полях нули. Чтобы изменить значения по умолчанию для будущих публикаций, нужно закрыть все открытые документы, а затем вызвать окно диалога Paragraph Spacing Attributes. Внесите изменения в поля задания интервалов и закройте окно диалога. В каждой новой публикации, созданной в этой программе, будут использоваться измененные параметры интервалов.
6.
В окне диалога Hyphenation (Перенос) в пакете PageMaker (его можно вызвать командами Type, Hyphenation или нажатием клавиш ), замените заданное по умолчанию значение No limit (Без ограничений) в поле Limit Consecutive Hyphens To (Ограничить количество последовательных переносов до) на что-нибудь более приемлемое, например, 1 или 2, чтобы избежать появления «лесенок» из последовательных переносов на правом краю абзаца.

7.
Опция Show Loose/Tight Lines (Показать жидкие/плотные строки) пакета PageMaker позволяет выделить области, где программа нарушила установленные правила задания интервалов. Если включить эту опцию в окне General Preferences (Общие предпочтения), PageMaker отображает желтые полосы позади «проблемных» строк, что облегчает их поиск и исправление. Выделенные строки почти всегда являются жидкими — в них межсловные интервалы оказываются больше, чем заданное для них максимальное значение. Слишком плотные строки PageMaker выделяет крайне редко.


Adobe InDesign

8.
Из всплывающего меню палитры Paragraph (Абзац) пакета InDesign выберите пункт Justification — появится окно диалога Justification, в котором можно задать параметры интервалов InDesign. В дополнение к стандартным полям, имеющимся также в XPress и PageMaker, для настройки межсимвольных и межсловных интервалов, в InDesign включены три сходные опции для масштабирования символов (glyph scaling). Точно так же, как межсловные
9.
интервалы изменяют ширину пробелов для выстраивания строк текста, масштабирование символов вытягивает или сжимает символы в строке, чтобы добиться точного выравнивания по формату. Если только вы не хотите исказить текст по горизонтали, масштабируя его, оставьте в этих полях значения 100%.

В окне диалога Hyphenation пакета InDesign (вызывается командой Hyphenate из меню палитры Paragraph) можно задать такие опции, как количество переносов подряд, зона переноса и типы слов, для которых может выполняться перенос. Параметры переносов по умолчанию пакета InDesign лучше, чем в PageMaker, а его технология переноса на основе словарей превосходит алгоритмический метод, реализованный в XPress.

10.

Параметры Multi-line Composer пакета InDesign задаются в панели Composition (Композиция) окна диалога Preferences (Предпочтения) (подменю Preferences меню File). Не изменяйте значение в поле Look Ahead, если только

11.
большинство абзацев текста не содержит менее 6 строк. Уменьшение принятого по умолчанию значения (6) в поле Consider Up To n Alternatives (Рассматривать до n альтернатив) нивелирует многие достоинства утилиты Multi-line Composer; а увеличение замедляет композицию. Можно заставить InDesign выделять строки, в которых пакет нарушает установленные правила выбора интервалов: чем темнее оттенок выделения, тем больше расхождение с заданными значениями.


QuarkXPress
12.
Чтобы создать новый набор параметров H&Js (hyphenation and justifications — перенос и выравнивания) в QuarkXPress, выполните команды Edit, H&J или нажмите клавиши — появится окно диалога H&Js. Когда пользователь выбирает набор H&J из списка доступных, XPress отображает его атрибуты под списком H&Js. Чтобы открыть окно диалога Edit Hyphenation & Justification, щелкните по кнопке New.
13.

Желаемые параметры в окне диалога Edit Hyphenation & Justification (в поля Optimum для текста без выравнивания по формату; Minimum и Maximum для текста с выравниванием по формату). Убедитесь в том, что для поля Flush Zone (Зона выравнивания последней строки) задано значение нуль. Если в это поле ввести ненулевое значение, программа будет выравнивать по формату последние строки всех абзацев, длина которых в процентах превышает

14.
общую ширину колонки — что не годится, поскольку почти всегда приводит к появлению слишком широких межсимвольных интервалов в последних строках. Щелкнув по кнопке OK, вернитесь в окно диалога H&Js, а затем, чтобы сохранить параметры H&J, щелкните по кнопке Save.

Чтобы применить новые параметры интервалов для определенного абзаца, выберите только что заданный набор параметров H&J из списка H&Js окна диалога Paragraph Attributes (Атрибуты абзаца) пакета XPress. Поскольку параметры H&J всегда сохраняются как часть стилевого листа абзаца, они автоматически применяются к абзацу каждый раз, когда для него задается стиль.

Сравнение параметров интервалов

  Adobe PageMaker Adobe InDesign QuarkXPress Предполагаемые
Меж
словные
Меж
символьные
Меж
словные
Меж
символьные
Меж
словные
Меж
символьные
Меж
словные
Меж
символьные
Minimum
(Минимальный)
75 -5 80 0 85 0 85—90 0
Desired/Optimum
(Желаемый/
Оптимальный)
100 0 100 0 110 0 100—110 0
Maximum
(Максимальный)
150 25 133 0 250 4 160—180 0

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
#неТакойКакВсе

С 10 по 14 апреля 2024 года в Сочи пройдёт ежегодное мероприятие для производителей рекламы «#неФОРУМ для РПК».

Женский взгляд на цвет

В преддверии международного женского дня прилично вспомнить о вкладе прекрасной половины человечества в историю цвета. И мы поговорим о женщинах, которые написали прекрасные книги, посвящённые цвету, которые по каким-то причинам до сих пор не переведены на русский язык. Взглянем на цвет и его историю с позиции историка-прозаика, практика работы с цветом, исследователя цвета в моде и химика.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30