1997.02.24, Автор: О. ГурулевМ. Боярский1575 прочтений

Сканирование и проблемы, связанные с ним

Теги: Допечатные процессы Publish

Соблюдение определенной технологии позволяет существенно повысить качество сканирования.

Проблемы обеспечения качества полутоновых (и, прежде всего, цветных) иллюстраций в основном упираются в проблемы качества сканирования - никакой обработкой нельзя возместить потерю информации на входе. С развитием настольных издательских систем (НИС) с компьютерной обработкой изображения эти проблемы приобрели особую актуальность. Появление программы Adobe Photoshop открыло фантастические возможности, которые даже не снились операторам классических сканеров. Это сложная ретушь, маскирование, практически неограниченно точный монтаж с большим количеством деталей, локальное преобразование параметров... всего не перечислишь. Ну просто чудо в руках профессионалов. И казалось, что качество полиграфической продукции резко возрастет при таких возможностях. Однако эйфория закончилась очень скоро. Давайте же попробуем разобраться - почему?!

Но сначала мы хотели сказать в этой статье, что умышленно не сравнивали технические характеристики традиционных электронных цветоделителей-цветокорректоров (ЭЦК) со сканерами для НИС. Различия, конечно, есть - и не в пользу основной массы последних. Мы исходим из того, что нет плохих сканеров, а есть разный диапазон их применения. При правильном сканировании и грамотном подходе к установке параметров сканирования можно значительно повысить качество репродуцирования. Иными словами, при соблюдении определенной технологии можно существенно повысить качество сканирования.

Итак, на сегодняшний день подавляющее большинство операторов сканирования - выходцы из компьютерной среды. Многих подкупило ложное представление о легкости и прозрачности работы. Многие из них довольно быстро поняли, что для успешной работы необходимо знание массы полиграфических параметров репродуцирования, на освоение которых требуется довольно много времени. Оправданы ли эти затраты?

Одна из главных на наш взгляд проблем - оценка качества своего труда. Здесь доминируют два взгляда на оценку качества - объективный и субъективный контроль.

Первая точка зрения основывается на традиционной технологии. Все основные параметры сканирования и коррекции цвета выражаются в относительных площадях растровых элементов (в процентах). Таким образом, правильность градационной кривой (зависимость относительных площадей растровых элементов от плотностей оригинала - гамма-передача для НИС) и параметров цвета как на стадии сканирования, так и при последующей обработке изображения определяется по процентам. Подобная практика существует многие десятилетия и показала свою надежность. Справедливости ради отметим, что для этого необходимо наличие определенных навыков.

Вторая точка зрения основывается на визуальной оценке качества по монитору, то есть тем самым полностью зависит от индивидуального зрительного восприятия каждого оператора и, что гораздо хуже, от калибровки монитора. Мы знаем, что ни один идеальный монитор не может полностью воспроизвести цвета печатного оттиска из-за несовпадения пространств воспроизводимых цветов (причем наряду с "непечатными", но видимыми на мониторе цветами, существуют "печатные", но не воспроизводимые на мониторе оттенки). Таким образом, диапазон оценки качества будет очень широк и, как следствие, нестабильность оценки приведет к нестабильности результатов. При работе по этому методу также можно ориентироваться на цифровые значения (цвета RGB), но весьма ограниченно. Необходимо также отметить, что, в отличие от RGB, значения CMYK можно проконтролировать по шкалам цветового охвата.

Вторая проблема - правильность сканирования. Здесь мы должны вспомнить, что нашим конечным продуктом является тиражный оттиск. Для того, чтобы он хорошо смотрелся, необходимо учитывать требования печати, которые устанавливаются при сканировании (или при переводе RGB в CMYK). Главной характеристикой, определяющей правильность сканирования, является градационная кривая (или гамма).

Форма градационной кривой (гаммы) напрямую обусловлена материалом. Естественно, для каждой группы сортов бумаги существует своя градационная кривая: для мелованных бумаг одна, для офсетных (немелованных) другая. Нередко приходится учитывать и массу бумаги. Градационная кривая зависит и от линиатуры полутонового растра.

Чтобы почувствовать эту зависимость, достаточно напечатать репродукцию, предназначенную для мелованной бумаги, но на немелованной. Изображение будет казаться более темным (особенно в информационной зоне от полутонов к теням). Часть информации в тенях репродукции будет утеряно. Это объясняется разной впитывающей способностью бумаг: пробельные элементы (незапечатываемые площади листа) в тенях затянутся краской. Пропадает контраст.

Требовать от всех операторов НИС работать строго "по цифре" нереально, но знание нескольких основных параметров, выраженных в процентах CMYK, на наш взгляд необходимо. Это значительно стабилизирует работу и существенно улучшает результат. К таким параметрам относятся "белая", "серая" и "черная" точки, которые всегда должны быть постоянными.

"Белая" точка - суть минимальный копируемый (то есть переносимый с фотоформы на печатную пластину) растровый элемент. Этот элемент обеспечит минимальную разность плотностей между чистой незапечатанной бумагой и запечатанной.

"Черная" точка дает максимально глубокий черный цвет в самых темных печатных изображениях. Глубокий черный цвет должен быть сбалансирован "по серому" и не иметь цветных оттенков, при этом в большинстве случаев общее количество всех четырех красок в этих участках репродукции не должно превышать 320% (иначе возникнут проблемы при печати - отмарывание, ростиск, перетискивание в стопе и т.п.).

"Серая" точка определяет световые характеристики оригинала и показывает значение средних тонов на градационной кривой. По ней можно определить: получится изображение нормальным, светлым или темным. Эту точку можно найти по тестовому клину в зависимости от величины минимума (белой точки), взятой на оригинале.

Третья проблема - корректировка цвета после сканирования в программах типа Photoshop.

Есть распространенное мнение, что лучше корректировать изображение по цвету в модели RGB, пользуясь в основном двумя инструментами - Curve и Level. На наш взгляд, диапазон изменения параметров будет чрезмерно широк; кроме того, трудно осуществить локальное изменение цвета, не задевая соседних тонов (здесь рассматривается пост-реакция алгоритмов цветоделения на эти изменения - ведь итогом является цветоделенное изображение). Наконец, любые изменения в средних тонах вызывают изменения баланса по серому, что крайне затрудняет процесс корректировки.

Наша многолетняя практика показала, что лучшие результаты получаются при коррекции цвета в модели CMYK. Цвет можно корректировать локально, не нарушая соседних цветов; есть возможность изменять ахроматичные участки изображения, не затрагивая собственно цвета. Кроме того, не зря разработчики программы Photoshop ввели Selective Color - очень мощный инструмент коррекции цвета, заимствованный у профессиональных барабанных ЭЦК, работающих исключительно в модели CMYK и дающих возможность локально редактировать основные цвета, а также белую и черную точки. В том и другом варианте не следует забывать, что базовые установки цветокорректуры находятся в прямой зависимости от сорта тиражной бумаги (по умолчанию - мелованная).

Если вы хотите получить качественную репродукцию, необходимо понимать, что собственно ее делает таковой. Это высокий контраст, правильность и пропорциональность передачи светлотных характеристик оригинала, выверенное соотношение красок по памятным цветам (тело, вода, небо, золото, шоколад и пр.) и четкость изображения. Было бы целесообразно иметь небольшую библиотеку этих цветов в виде таблицы, где каждому стандартному объекту соответствуют конкретные границы соотношений четырех красок CMYK. Это во многом облегчает и стабилизирует работу.

Эта статья - наша первая, "пробная" публикация на эту тему. Если она вас заинтересует, то по вашим письмам мы постараемся подобрать более подробные материалы и, возможно, дать более конкретные "советы бывалых".


Михаил Боярский - технический дирек-тор компании "РастерС", Олег Гурулев - главный технолог компании "РастерС".

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     

  • Какую выгоду даёт внедрение АСУП?

    Занимаясь плотно темой автоматизации типографий, заметил интересный феномен: почти все руководители типографий думают и хотят двигаться в этом направлении, но мало кто делает практические шаги. В некоторых типографиях издавна и безрезультатно пишут своей софт, кто-то приобрёл лицензионный продукт и годами мучается с его внедрением и адаптацией под техпроцессы своего предприятия.

     

  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     

  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     


comments powered by Disqus