101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Авторская книга, или Книга художника

  • Ирина Паялина
  • 12 декабря 2023 г.
  • 1556
Что это, чем отличается от фотоальбома и где её можно увидеть? Википедия даёт такое определение: «Книга художника, или artist’s book, — это произведение искусства, в котором автор прорабатывает не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги. Книга художника может быть сделана автором-художником вручную в единственном экземпляре (уникат) или выпускаться тиражом до 150–200 экз., с использованием техник авторской печатной графики, принтера, цифровой печати, иных малотиражных техник».

С 25 ноября 2023 года в центре «Зотов» в Москве проходит выставка «Пресня: выставка моей памяти». Идея этой выставки родилась из «Лаборатории авторской книги», которую проводит Алла Мировская, преподаватель, фотограф, художница и куратор выставочных проектов.

Алла — участница художественных выставок, фотографических и фотокнижных фестивалей как в России, так и за рубежом. Автор самостоятельно изданных фотокниг, соорганизатор Fotobookmarket — маркета авторской фотокниги в Москве и конкурса книжных макетов Fotobookmarket Dummy Award. Её работы можно было увидеть в ноябре этого года в центре художественного производства «Своды» ДК «ГЭС-2» на выставке «Своды 360°», а до 11 февраля 2024 года они представлены в центре «Зотов».

Алла Мировская на презентации неформального путеводителя по району Пресня «Навеки твоя, П» в центре «Зотов»

В день открытия выставки она провела презентацию новой коллективной авторской книги «Навеки твоя, П» — это неформальный путеводитель по Пресненскому району, результат работы её лаборатории, рассказала о создании авторских книг и о работе с центром «Зотов».

Важно не путать слово «фотокнига» в общепринятом понятии с авторской фотокнигой. Это в корне разные продукты.

Обычные фотокниги — это альбомы с фотографиями: свадебные, детские, семейные, школьные, из путешествий или к какому-то празднику. Сервисов для печати таких фотоальбомов или фотокниг, как их тоже называют, очень много. В таких сайтах есть встроенные редакторы и определённое количество шаблонов. На выбор есть несколько форматов, несколько вариантов обложки, под каждый вид предусмотрен свой тип бумаги, как правило, это мелованная или фотобумага.

Книга художника, artist’s book или авторские фотокниги, — это совсем другая продукция. В таких изданиях редко используются стандартные форматы и мелованная бумага. Это каждый раз что-то индивидуальное: свой формат, дизайнерская бумага, часто наличие клапанов, вклеек, вставок, прорезей, дополнительные цвета типа белил, серебра, золота, сочетание разных бумаг. Заказчики таких изданий: фотографы, графические дизайнеры, художники, иллюстраторы, студенты и все творческие люди, заинтересованные в создании и печати собственных книг.

Разворот авторской книги «Старые семейные фотографии и объекты глубокого космоса», автор Алла Мировская, выставка «Пресня: выставка моей памяти», центр «Зотов»

Как художник Алла Мировская объясняет: «Мы говорим о фотокниге как о практике современного искусства. Это объёмное повествование со сложным нарративом и большим количеством смысловых треков. Такие книги участвуют в выставках современного искусства». Для правильного воплощения идеи художника может быть важно соотношение сторон, конкретная вклейка, как страницы разворачиваются, цвет и тактильные ощущения от бумаги. Этот продукт очень далёк от каких-то шаблонов.

Сложности в работе с такими изданиями в том, что для них невозможно сделать онлайн-калькулятор. Каждый раз это индивидуальная работа с заказчиком, требующая вовлечённости менеджера, которого невозможно заменить шаблонами на сайте.

Алла Мировская не только работает с авторской фотокнигой как автор и художник, но и передаёт свои знания другим. Она ведёт несколько образовательных программ: «Мастерская художественного проектирования» и «Лаборатория авторской фотокниги».

Её произведения находятся в коллекциях библиотеки Музея современного искусства «Гараж» (Москва), ГЦСИ-РОСИЗО (Москва), Австрийского культурного форума в Москве, Института современного искусства Чикаго, Музея современного искусства г. Феникса в США, а также в частных коллекциях во Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании, США.

Развороты книги художника «Уроки иврита», автор Алла Мировская, выставка «Своды 360°», центр «Своды»

Книга художника может быть на любую тему, которую исследует автор. Например, Алла много работает с темой места и памяти. Она изучала район, где живёт, — Коньково, работала с Даниловским районом, с Капотней в рамках программы музея Москвы «Москва без окраин», совместно с центром «Зотов» — с Пресней.

Результат последнего проекта — коллективная авторская книга «Навеки твоя, П», неформальный путеводитель по Пресненскому району. Его можно приобрести в магазине при центре. Команда из двадцати человек работала над этим проектом три месяца.

Всё начинается с теории: как искать и анализировать информацию для проекта, как фотографировать, как проводить интервью, как придумать идею, как сделать книгу своими руками и напечатать в типографии.

Неформальный путеводитель по району Пресня «Навеки твоя, П»

После теории идёт работа в «поле»: совместные прогулки-исследования, съёмки на улице, проведение интервью, работа с архивами. Участники проекта разрабатывали собственные экскурсионные маршруты, проводили исследования, разговаривали с местными жителями. Следующий этап — создание концепции книги: идея, отбор материала, последовательность, название, тексты. Потом дизайн и вёрстка. И в заключение — печать в типографии. В целом три месяца — это сжатые сроки, а команда из двадцати человек — это роскошь, может быть и пять, и один.

Тираж неформального путеводителя — 250 экземпляров. Для таких изданий — это много. Книга недешёвая как в производстве, так и в продаже. Такие произведения хранятся в музеях, поэтому и покупатели у них соответствующие — коллекционеры, ценители и любители, кто понимают объёмы и ценность произведённой работы. Сейчас всё больше и чаще проводятся художественные маркеты и фестивали, где авторы презентуют и имеют возможность продать свои произведения. Ну и хочется, чтобы было больше типографий, где художники могли найти поддержку, помощь в подборе материалов и выборе технологий, а также качественную печать.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
УФ-линия UVSTAR OM-HD 800 PRO. Большие тиражи мелких сувениров

УФ-принтер с конвейерной подачей UVSTAR OM-HD 800 PRO, представленный в России в самом конце 2024 года «Технопринтом», снабжён системой автоматического распознавания запечатываемых предметов и предназначен для изготовления различной многотиражной продукции, в первую очередь небольших по габаритам сувенирных изделий.

Смотрящие вперёд

О том, как в современных реалиях живёт и развивается настоящее предприятие полного цикла, мы поговорили с директором московской типографии «Зетапринт» Александром Глушковым.

Путеводитель по рынку узкорулонных ЦПМ

Цифровая печать прочно обосновалась в сегменте печати коротких и средних тиражей этикетки и гибкой упаковки. Судя по последним профильным выставкам в Европе, Китае, Индии, Японии и России, дальнейшее развитие этикеточных узкорулонных цифровых ЦПМ пошло в сторону совершенствования различных гибридных решений, в первую очередь предназначенных для нанесения цифровой фольги и лака, и это тема для отдельной статьи. В данном обзоре рассмотрим доступные на российском рынке рулонные цифровые решения c шириной печати до 500 мм, которые по большей части поступают на наш рынок из Китая и Индии.

К маркировке есть вопросы

У полиграфистов, которые работают и в офсете, и во флексе и печатали этикетку и упаковку, всё чаще возникает чувство, что в «цифре» что-то есть. Особенно с учётом того, что сейчас требуется всё чаще печать переменных данных. И как самый яркий пример этого — маркировка. Здесь решений может быть несколько, но вопросов немало: нужно ли типографии переходить на «цифру», если в портфеле заказов появляется много печати с переменными данными (маркировкой)? И если переходить, то какие есть варианты и как выбирать? Или можно обойтись «малой кровью» — наносить маркировку, не меняя свою привычную технологию (офсет или флексу), и насколько это решение будет оправданным и в каких условиях? Ответы на эти и другие вопросы читайте прямо сейчас.

Лизинг помогает

Большая часть серьёзных приобретений в типографии делается за счёт заёмных средств. Это логично, ведь стоимость оборудования может быть впечатляюще большой — от сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Одним из способов финансирования программ перевооружения полиграфических производств является финансовый лизинг — долгосрочная аренда оборудования с последующим выкупом. О том, кому нужен лизинг, как быстро можно заключить лизинговый контракт и подойдёт ли лизинг для стартапа, рассказывает руководитель направления по работе с ключевыми партнёрами компании «ДельтаЛизинг» Валерия Новикова.



Новый номер

Тема номера: К маркировке есть вопросы. Путеводитель по рынку узкорулонных ЦПМ. Обзоры: Ricoh Pro C9500. «Сумах-принт». Непохожие «близняшки» LABELEXPO. Смотрящие вперед. Пицца-пак. Кооперация в упаковке. «Азбукварь». Сердце струйной ЦПМ.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59