101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Два сотрудника, девять месяцев на первую книгу и один миллион от банка в последний момент

  • Ирина Паялина
  • 17 июня 2023 г.
  • 1150
Это всё про «40 книг» — «маленькое издательство с большим сердцем», как о нём говорят его создатели. С учредителем и генеральным директором Еленой Пальцевой обсуждаем детские книги, общение с авторами и иллюстраторами, работу на выставках и фестивалях и стоит ли вообще затевать такое предприятие.

Идея создать издательство появилась в период декретного отпуска. Точнее, когда настало время читать малышке книги и видеть в них недостатки. «Хорошо других учить, а надо самому попробовать сделать», — подумала Елена и через два года, изучив тему, создала свою компанию.

Экономист по образованию, работавшая в инвестиционном фонде, в финансово-экономических службах крупных компаний, никак не связанных с полиграфией и издательским бизнесом, Елена в октябре 2019 года зарегистрировала издательство «40 книг». А ещё через девять месяцев на свет появилась первая книга — «Самое любимое платье» Ирины Рябцевой.

Особенность издательства — работа с русскоязычными авторами и иллюстраторами, а не с переводной литературой. Для Елены важно показать, что у нас много прекрасных писателей и художников.

Печать первой книги в «ПаретоПринт»

Любимый вопрос о названии: почему «40 книг»? Оказалось, у издательства есть талисман, книжный червячок-сороконожка Гриня. Он любознательный, и в каждой лапке у него по книге — всего 40 книг.

Основа издательства — 2 человека: генеральный директор и редактор. При этом в пакете издательства уже 12 наименований: 11 книг и одна раскраска. Однако Елена хорошо запомнила фразу коллеги по цеху: «Издать книгу не проблема, проблема её потом продать». Очереди из покупателей в неизвестное молодое издательство нет. Приходится очень активно искать партнёров, мероприятия, магазины, пробовать разные способы продажи и продвижения.

Основные площадки — маркетплейсы Ozon и Wildberries, независимые книжные, в том числе известный магазин «Подписные издания», но лучшие продажи обеспечивают совместные закупки, организованные активными мамами. Издательство участвует в книжной ярмарке Non/fiction, в этом году со стендом их поддержало «Агентство креативных индустрий», в книжном салоне на Дворцовой в Санкт-Петербурге, в фестивале «Красная площадь», на книжных ярмарках в регионах, а также в дизайнерских маркетах.

Отдельно хочется рассказать про сотрудничество и работу с библиотеками, где «40 книг» проводит встречи с авторами и мастер-классы. Государственные детские библиотеки закупают различные издания. Чтобы попасть в заказ, сотрудники библиотеки должны знать издательство и хотеть получить их книги. И это как раз история про мероприятия: развивающие занятия, чтения и встречи с читателями. Также набирает обороты и обсуждается тема комплектации художественными книгами школьных библиотек. Цель: наполнить их современной литературой, интересной детям, чтобы «вернуть» школьников в библиотеки.

 

За всеми активностями издательства можно следить в социальных сетях. Сейчас это в основном в ВКонтакте, а до февральских событий была сеть, ныне запрещённая на территории России. Последняя хорошо работала до блокировки, а вот ВК какой-то значимой отдачи пока не даёт, но над развитием страницы ведётся активная работа. В социальных сетях издательство также проводят конкурсы как для читателей, так и для иллюстраторов. Надо сказать, что сороконожка Гриня — талисман «40 книг» — тоже появился в результате такого конкурса.

Деловые знакомства и новые партнёры появляются после выставок и в результате участия в профессиональных мероприятиях. Например, Российский книжный союз проводил в сентябре 2022 года Вторую Читательскую ассамблею Содружества. Издательство входит в «Гильдию книжников» и «Ассоциацию книгоиздателей России» и участвует в их мероприятиях. Кроме этого, Елена прошла годовой курс переквалификации в Московском политехническом университете по специальности «издательское дело».

Елена рекомендует пользоваться возможностями, которые предоставляет государство и различные организации. Это могут быть субсидии: например, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ выдаёт на издания социально значимой литературы или оказывает поддержку выставочной деятельности, как было с «Агентством креативных индустрий» на Non/fiction.

У издательства «40 книг» есть своя фантастическая история про выигрыш одного миллиона рублей! Как клиент «Альфа-банка» они получили рассылку с предложением участия в конкурсе. Заявку и все документы отправили в последний день. «Никто не верил, но я смогла», — рассказывала Елена. Так незапланированно появились деньги на выпуск трёх новых книг.

Фестиваль детских книг в Дубне

Вопрос, который интересовал меня больше всего после услышанного: как все это успевать, когда в издательстве всего 2 человека, а есть ещё семьи, дети, дом и быт? Оказалось, пока у маленького издательства работа сезонная и несколько месяцев в году можно передохнуть. Очень активная деятельность начинается с конца августа, потом Новый год, 8 марта и небольшой всплеск перед летом. В жаркий сезон можно спокойно заниматься самими книгами, макетами, работой с авторами и иллюстраторами.

В разговоре с издательством нельзя не поговорить о типографиях. Конечно, приоритет — это соотношение цена/качество, плюс технологические возможности по форматам и видам отделки. Но есть маленькие нюансы, которые влияют на выбор подрядчика. Это отношение менеджеров к решению спорных вопросов и проблемных ситуаций. Сейчас издательство печатает свои книги в Новосибирске. Несмотря на невозможность приехать на печать и сложную логистику, типографией-партнёром вполне довольны. При этом издательство остаётся открытым к новым подрядчикам и поставщикам.

В недавнем интервью РБК (Publish публиковал об этом заметку в «Новостях») руководство нескольких крупных издательств поделились трендами будущего года. Среди них увеличение количества книг русскоязычных авторов и поиск новых форм, объединение жанров и стилей. Издательство «40 книг» уже попало в тренды 2023 — благодаря выбору писателей и художников и использованию дополнительных «фишек».

Так, в новинке «Как домик искал хозяина» Екатерины Сафро в конце книги есть QR-код, который приводит читателей к минутному мультику на YouTube, где сама автор рассказывает о книге. Уже издана «Бумажная Лотта» Юлии Весовой в серии «Книга с конвертом». В конверте — кукла на картоне и одежда для неё. Вторая книга этой серии «Как вырастить динозавра» также Юлии Весовой, в конце которой конверт с шестью схемами динозавров для вырезания и сборки. Ещё есть детская книга с реальным рецептом, по которому можно приготовить сырные булочки.

Из всего огромного спектра задач самое сложное в издательском деле для Елены — выстраивание отношений с авторами, художниками и верстальщиками. Все люди творческие и заинтересованы в результате, но у каждого своё видение. И надо всех объединить, чтобы создать хорошую детскую книгу.

В первой изданной книге, работа над которой шла девять месяцев, — «Самое любимое платье» — есть воодушевляющая Елену фраза: «Не важно, где ты находишься, главное — что ты кому-то нужен». Своё издательство — не самое финансово выгодное предприятие, но оно даёт ощущение важности и нужности, греет душу. Это правильное и полезное дело.

Фото предоставлены издательством «40 книг»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Уроки будущего

На что вы в первую очередь смотрите, беря в руки книгу, каталог или альбом? Я оцениваю полиграфическое исполнение, сложность технологий, используемые материалы. И только потом заглядываю в содержание. Наверное, это и есть профдеформация.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12