101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Книги вне времени

  • Ирина Паялина
  • 26 декабря 2022 г.
  • 1761
1 сентября было награждение лауреатов Национального конкурса «Книга года — 2022». Мероприятие состоялось в преддверии 35-й Московской международной книжной ярмарки, которая прошла со 2 по 5 сентября в Гостином дворе.

Сразу два музейных издания, выпущенные редакционно-издательским отделом ГМИИ им. А. С. Пушкина, были отмечены наградами. «Книгой года — 2022» признан альбом «Коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» и в номинации «Искусство книгопечатания» — альбом фотографий Михаила Розанова «Волхонка, 12. Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 110 лет»*.

Оба эти издания отличает очень высокое качество полиграфии. Если брать шире — ко всем альбомам, каталогам выставок, художественным изданиям музеев предъявляются повышенные требования. Именно поэтому печатать высококачественную полиграфию могут ограниченное количество типографий. Основных игроков на этом поле крайне мало, хорошо, если наберётся десяток. И мы говорим не про Москву, к сожалению, а про всю страну.

Разнообразная печатная продукция музеев. Фото: Ирина Паялина
Игра для всей семьи «Коллекционер», ГМИИ им. А. С. Пушкина. Фото: Ирина Паялина

Сразу отметим, что некоторые государственные музеи могут работать в соответствии с Федеральным законом 44** и объявлять аукцион на любые закупки, в том числе на услуги типографий. Мы эту ситуацию не рассматриваем. Сами сотрудники некоторых музеев с содроганием вспоминают времена, когда работать можно было только по тендерам. Сейчас у музеев есть разные варианты, в том числе и возможность выбора подрядчиков.

Издания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Источник: сайт музея

Почему типографии не работают активно с музеями? Так ли страшны требования культурных институций, как может показаться?

Как бывший директор по продажам крупной полиграфической компании, отвечающий за ежемесячную загрузку, отмечу, что музеи крайне интересные заказчики. Потому что:

1. Свои издания они готовят заранее. О приходе заказа типография может знать за несколько месяцев.

2. Всё продумано и заранее оговорено. На стадии подготовки макета идёт очень плотное взаимодействие с технологами и производством. Все моменты предварительно оговариваются. Это не значит, что не будет неожиданностей.

3. Заказчик — профессионал. Вы говорите с ним на одном языке, он не требует чуда и волшебства, зная, что есть технология и не каждую «хотелку» можно реализовать.

4. Очень высокая заинтересованность в получении качественного продукта. Редакционный отдел работает над изданием несколько месяцев, а бывает и лет, людям не всё равно. Они отвечают за готовый результат не только перед руководством, но и перед посетителями выставок.

5. Музеи платят. Заказывая сложные и дорогостоящие изделия, они не исчезнут и не отзовут платёж. Всё документально прописано и зафиксировано.

6. Готовой продукцией типография может гордиться и использовать для собственного продвижения. «Мы печатаем альбомы для Третьяковской галереи или Пушкинского музея», — звучит не только гордо, но и вызывает доверие к типографии.

7. Заказов много, и они регулярны. Достаточно заглянуть в соответствующие разделы сайтов музеев и ознакомиться с количеством наименований и средними тиражами. Как правило, это офсетная печать с тиражами от 1000 экземпляров. И помимо каталогов, альбомов и многостраничных художественных изданий, есть также буклеты, плакаты, флаеры, листовки и открытки.

Не каждый музей работает напрямую с типографиями. Иногда это издательства, специализированные агентства или дизайнеры. Но всё вышесказанное относится и к ним.

Каталог выставки Юрий Анненков «Революция за дверью», Музей русского импрессионизма. Фото: предоставлено музеем

Если говорить о требованиях арт-институций, то нельзя сказать, что они чем-то отличаются от желаний любых других клиентов получить качественную продукцию за вменяемые деньги, в оговорённые сроки и без лишней нервотрёпки.

К чему важно готовиться типографиям при работе с заказчиками из сферы искусства:

1. Внимание на документооборот. Всё должно быть прописано, бумаг будет много. В коммерческих предложениях и письмах сразу надо указывать юридическое название типографии, а не «бытовое».

2. Заказчикам нужны цветопробы, отражающие реальную печать на вашем оборудовании. И вы должны быть готовы оперативно их предоставить, переделать при необходимости и снова предоставить.

3. Договора и налаженная работа со всеми возможными и доступными поставщиками материалов. Актуально сейчас как никогда. Возможность выбора и оперативного заказа нужных расходников по согласованию с клиентом.

4. Доступ для представителей музеев непосредственно на производство на печать. Начальник производства, печатники, способные слышать пожелания заказчика и спокойно на них реагировать.

5. Проверенные подрядчики на дополнительные операции, которые не делает сама типография.

6. Курьеры со стороны типографии, которые оперативно привезут, заберут и снова отвезут цветопробы, документы, сигналы, пробы, образцы и т. д.

7. Организованная типографией доставка готовых тиражей. И, возможно, разгрузка силами типографии. Как бы странно это не казалось, но штат музеев не всегда располагает людьми для таких работ.

8. И самое важное — менеджер и руководитель, ориентированные на заказчика. Готовые к экспериментам, нестандартным решениям, пробам и элементарно, слушающие и слышащие заказчика.

9. Продолжение пункта 8, но хочется подчеркнуть отдельно — отношение менеджеров и руководства к возникающим проблемам, скорость их решения и поведение в процессе. Как в анекдоте — «варежки нашлись, а осадочек остался». Так вот важно, чтобы было без «осадочка». Все знают, что вопросы, сложности и проблемы случаются у всех. Причём как со стороны заказчика, так и со стороны типографии. Вопрос: как они решаются? Причём смотрят не только финальный результат, но и сам процесс.

Список может пугать. Но если рассмотреть каждый пункт по отдельности — ничего сверхъестественного.

Полки с изданиями Музея русского импрессионизма в сувенирном магазине. Фото: Ирина Паялина

Большинство музеев открыты к сотрудничеству и будут рады новым партнёрам и предложениям. Типографиям стоит подумать не только в сторону исключительно печати полиграфической продукции, но и озадачиться вопросом ныне популярной темы — коллаборации или, проще говоря, совместным проектом с музеем. Взаимовыгодная инициатива приветствуется.

Сами институции также следят за рынком: посещают профильные выставки, внимательно присматриваются к продукции коллег и изучают издания в книжных магазинах, где в выходных данных всегда можно посмотреть, кто отпечатал тираж.

Полки сувенирного магазина в AZ-музее. Фото: Ирина Паялина

Чтобы обсудить эту статью, я писала на общедоступные адреса электронной почты и договаривалась о форме общения: с кем-то мы общались по электронной почте, а к кому-то я ездила на встречи. Менеджерам типографий ничего не мешает поступить также.

Если всё вышесказанное вас не пугает, приготовьте образцы, максимально приближённые по тематике к продукции музейного учреждения. Посмотреть их можно как непосредственно в стенах музеях, так и на сайтах. Согласитесь, во всём вышесказанном нет ничего необычного или нового.

Когда я обсуждала эту статью со своим бывшим директором С. В. Рачковым, он сказал: «Не вовремя это как-то сейчас». А редактор Publish Дмитрий Старцев заметил: «Все мы живём в определённом собственном информационном пузыре. И наша задача, как СМИ, этот пузырь разрушать или хотя бы расширить. Материалы, которые, казалось бы, не актуальны сию минуту, на самом деле важны в плане осознания и планирования будущего».

Окончательный выбор «сейчас не вовремя» или «строим уже сегодня планы на будущее» — за вами.

Об авторе: Ирина Паялина, автор Publish и ARTузла, ведёт «Блог о книгах и не только»

Автор статьи и издательство Publish выражают искреннюю благодарность за сотрудничество и помощь в написании статьи редакционно-издательскому отделу Государственной Третьяковской галереи, редакционно-издательскому отделу ГМИИ им. А. С. Пушкина, издательскому отделу фонда V–A–C, полиграфическому бюро Маяк, Музею Востока, Музею русского импрессионизма, Театральному музею им. А. А. Бахрушина, Музею Московского Кремля и музею «Гараж».

* «Книгой года — 2022» признан альбом «Коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина». Посмотреть его можно по ссылке

В номинации «Искусство книгопечатания» отмечен альбом фотографий Михаила Розанова «Волхонка, 12. Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 110 лет». Посмотреть можно по ссылке

** Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Уроки будущего

На что вы в первую очередь смотрите, беря в руки книгу, каталог или альбом? Я оцениваю полиграфическое исполнение, сложность технологий, используемые материалы. И только потом заглядываю в содержание. Наверное, это и есть профдеформация.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12