101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Широкие русские

  • Юлия Васина
  • 16 декабря 2022 г.
  • 681
Курс на создание современных производств, которые могут конкурировать с иностранными компаниями, был взят много лет назад. Но по-прежнему, когда речь заходит об импортозамещении (или технологическом суверенитете), в голове большинства потребителей возникает ассоциация с производством пармезана или лекарств, но не с созданием высокоточного оборудования, способного конкурировать с зарубежными аналогами. А зря. Во всяком случае для полиграфии такое оборудование производится уже не один десяток лет, и имя ему УФ-принтеры для широкоформатной печати.

История создания первого российского УФ-принтера началась ещё в 2000-х годах в Новосибирске. Именно тогда небольшая новосибирская SUN, являвшаяся на тот момент дистрибьютором китайской Infinity, создаёт сначала сервисный центр для обслуживания цифровых принтеров, а затем, объединив разработчиков, инженеров и химиков, в 2006 году представляет первый в мире работающий прототип принтера с технологией UV-LED-отверждения. В 2007 году был произведён настоящий фурор, когда на выставке FESPA в Берлине никому не известная компания из России представила два промышленных принтера с технологией UV-LED-отверждения и с UV-LED-чернилами собственного производства. Но одно дело — разработать прорывную технологию, а другое — организовать конкурентное производство и выйти на международный рынок. И здесь возникает вопрос: зачем делать широкоформатные принтеры в России? Не похоже ли это на изобретение велосипеда?

Большое начало

Для ответа на эти вопросы вернёмся снова к истории. Стремительное развитие рынка широкоформатной струйной печати пришлось на середину 2000-х годов, и, несмотря на огромные потребности данного сегмента как в России, так и в мире в целом, существующее на этот момент европейское и американское оборудование не могло ответить на его запросы. Высокая стоимость, постоянно возникающие сложности в ремонте и обслуживании, отсутствие достойного доступного решения для рынка создали потенциал для появления и разработки принципиально нового оборудования. Этот потенциал увидели в своё время в российской компании — «БИГПРИНТЕР» (ex. «Времена года»). Являясь на тот момент дистрибьютором многих зарубежных компаний, инженеры «БИГПРИНТЕРА» постоянно сталкивались с технологическими сложностями, решать которые приходилось на месте. И в какой-то момент пришло осознание, что технологической базы и знаний хватает не только на исправление чужих недоработок, но и для создания собственного продукта — планшетного принтера.

В Видном «БИГПРИНТЕР» производит всю линейку BIGZEE и металлические основания для УФ-принтеров BIGPRINTER

В «БИГПРИНТЕР» были уверены, что для создания конкурентного продукта мало скопировать чужой успех или просто ответить потребностям рынка, эти потребности нужно предугадать. Поэтому в 2009 году в ассортименте появился первый планшетный УФ-принтер BIGPRINTER UV2133SW с чернилами с отличной адгезией и стоимостью в несколько раз меньшей, чем у европейских решений. Сейчас, спустя 12 лет, в ассортименте компании есть семь широкоформатных УФ-принтеров, пять из которых — разновидность линейки BigPrinter BIGJET 2031, а также широкоформатный сольвентный принтер BigPrinter BIGJET RS3204i. Помимо широкоформатных принтеров в «БИГПРИНТЕР» с 2007-го занимаются разработкой фрезерно-гравировальных станков, раскройных комплексов и лазерно-гравировальных станков под брендом BIGZEE. По словам директора по маркетингу «БИГПРИНТЕРА» Сергея Белокурова, для создания успешных проектов необходимо не только любить дело, которым занимаешься, но и, самое главное, учитывать потенциал развития рынка, потому что именно это формирует рынок сбыта и будущие заказы. За несколько месяцев 2022 года компания, как и многие другие, столкнулась с такими сложностями, как прекращение или приостановка сотрудничества и разрыв сложившихся годами логистических цепочек, но именно наличие производства, полностью укомплектованного машиностроительным оборудованием, позволяет ей по-прежнему успешно функционировать на внутреннем рынке.

Сделано в России?

Но всё-таки как организовано производство принтеров: неужели все детали полностью производятся в России? Очевидно, что такое сложное устройство, как широкоформатный принтер, не может состоять из комплектующих, произведённых в одной стране. И речь здесь не только о российских производителях. Такая практика распространена по всему миру — даже китайские производства зачастую используют запчасти иностранных производителей. Это напрямую связано с себестоимостью и соответствием стандартам качества конечного продукта. Так в чём же тогда смысл сборки принтеров именно в России? Дело в том, что для создания и успешной эксплуатации решений «на заказ», а именно так чаще всего и работают в сегменте широкоформатной печати, компании-поставщику необходимо не просто предоставить качественное оборудование, но и обеспечить его эффективное функционирование в дальнейшем, то есть обеспечить тот самый пресловутый сервис. Многим знакома ситуация, когда в случае поломки или замены запчасти коммуникация с сервисными отделами поставщиков затягивается на недели, а то и месяцы, и за последние два года ситуация только усугубилась из–за ограничений, вызванных пандемией. Есть вполне достойные решения и на китайском рынке, тем более что по стоимости китайское оборудование практически вне конкуренции. Но не всегда стоимость отдельно взятого продукта стоит во главе угла. А если речь идёт о предприятиях полного цикла, способных не только продавать, но и производить, инсталлировать и обслуживать ваше оборудование, когда на русском языке говорят и разработчик, и электрик, и инженер, а решение технических вопросов занимает несколько часов, а не недель, что выберете вы? Однако, несмотря на очевидные преимущества российского оборудования, потребитель часто по-прежнему отдаёт предпочтение импортному, даже в условиях не всегда ясных перспектив послепродажного обслуживания.

UV-LED-принтер из линейки IQDEMY Evolution

Проблема заключается в том, что по сложившемуся стереотипу фраза «российское производство» зачастую носит негативный характер и скорее оттолкнёт потенциального потребителя, чем заинтересует. Но ведь нужно учитывать, что если производство смартфонов пока не наш конёк, то такого не скажешь про принтеры. Красноречивым примером является компания IQDEMY — наследница SUN, вдохновившей своим примером других производителей широкоформатного оборудования в России. После успеха 2007 года SUN начала производство линейки принтеров Evolution, и к 2009 году уже было продано больше сотни таких принтеров. В 2012 году компания пережила реорганизацию, и на рынке появилась SKY GROUP, в дальнейшем переименованная в IQDEMY, её возглавил Владислав Мирчев. Помимо самих печатающих устройств, IQDEMY производит электронику для цифровых печатающих головок, платы управления, чернила и праймеры. С 2012 года компания начала производить принтер, использующий технологию магнитной левитации Maglev (привет фанатам транспорта), сейчас он доступен в двух модификациях в зависимости от ширины печатного поля. В 2020 году IQDEMY реализовала решение для металлопрокатного рынка для замены аналоговой технологии окрашивания процессом однопроходной печати (когда печатающая головка или блок/линейка головок неподвижна и движется только запечатываемый материал) по рулонному металлу с высокой стойкостью к истиранию и выцветанию отпечатка. А в 2021-м IQDEMY Group подписала договор о сотрудничестве с Федеральной Швейцарской лабораторией материаловедения и технологий для разработки новых технологий цифровой печати для часовой индустрии, в частности для Swatch Group. Для этого был разработан принтер с печатным столом из гранита. Звучит неплохо, правда?

Места всем хватает?

Конечно, на сегодняшний день в России существует несколько производителей широкоформатного оборудования, но если посмотреть на основных игроков, то они помимо принтеров зачастую являются производителями плоттерного оборудования и гравировального оборудования, то есть обеспечивают сразу комплекс возможностей для клиента (это как раз к слову о том, как на практике учитываются не только потребности рынка, но и будущий потенциал заказчика). Одной из таких компаний является SkyTech из Красноярска. Также, как и предыдущие герои статьи, они начали свой путь в середине 2000-х годов и за 16 лет выросли из небольшого производства в компанию, которая способна производить сложные и высокоточные станки. Основными направлениями её разработок и производства являются широкоформатные и сувенирные УФ-принтеры, режущие плоттеры, оборудование для раскроя стекла и заливочные системы для создания витражей, а также прецизионные системы дозирования силикона, клея, смазки и красок. Лидером в линейке печатного оборудования является широкоформатный принтер для твёрдых листовых материалов Leoprint. И здесь также, как и в предыдущих историях, долгосрочный сервис, инсталляция оборудования и даже обучение заказчика являются неотъемлемой частью продаж.

На произодстве SkyTech используется более 700 единиц оборудования

В конце 2021-го SkyTech вошла в список надёжных поставщиков кооперации Енисейской Сибири. А одним из приоритетных направлений развития в 2023-м является выход компании на рынок Ближнего Востока.

Локальное развитие

Отличительной особенностью российских производств являются регулярные инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Очевидно, что без системных вложений в «науку» вряд ли можно говорить о технологическом прогрессе. Продавец зачастую не может обеспечить хорошую обратную связь с производителем как в части решения вопросов по текущим моделям, так и по модернизации и разработке новых образцов оборудования. Эта сторона бизнеса часто остаётся незаметной для потребителя, хотя и является чуть ли не главным показателем ответственного и профессионального подхода к развитию отрасли.

Сейчас не самое простое время для всех отраслей российской промышленности, в том числе и для полиграфии. Компании теряют рынки сбыта, рушатся привычные схемы взаимодействия не только между компаниями, но и между людьми. Но именно сейчас стоит оглянуться и увидеть, что настоящие профессионалы своего дела находятся не где-то далеко (а может быть, и далеко, в пересчёте на километры, но в одной с нами стране), что они уже много лет нарабатывают свой опыт, формируют инженерные школы, получают знания, инвестируют в разработки, подбирают квалифицированных специалистов, получают международное признание, наконец. И нам пришло время всем этим воспользоваться.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Календари 2023

В работах студентов Школы Дизайна НИУ ВШЭ

Бессмертные

Уж сколько раз и лет визиткам пророчили смерть — бог весть! Я занималась полиграфией 16 лет, и почти каждый год раздавалось: визитки больше не нужны, они неактуальны, переходите на… электронные визитки, QR-коды, личные сайты и даже приложения

Мечта доступного шитья

27 октября 2022 года журнал Publish в рамках выставки «Реклама-2022» провёл конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там». К сожалению, один из заявленных спикеров не смог присоединиться к мероприятию — это Михаил Купавцев, генеральный директор компании «Димитекс».

Что происходит? Ситуация на сувенирном рынке 2022

2022 год ознаменовался мировым политическим кризисом, который не обошел стороной и бизнес, принеся с собой много тревог и неопределённости. В преддверии нового сувенирного сезона мы побеседовали с крупными участниками рекламно-подарочной отрасли и выяснили, что изменилось в их работе, какие рекомендации они могут дать заказчикам и чего следует ожидать в ближайшие месяцы.


Новый номер

Тема номера — Широкоформатная печать. Sharp MX-8090NEE. Журналус. «Твоя типография». Себестоимость печати. 15 приёмов создания упаковки. Самоклейка в России. Типографы в юбках. Планшетные УФ-принтеры. Картон «КАМА». «Текстильная печать». Publish Pro


Работаете ли вы на рынке рекламы?
    Проголосовало: 41