101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

История мусора, или Упаковка навсегда

  • Георгий Зыков
  • 24 октября 2022 г.
  • 6508
Главным носителем информации для следующих поколений является так называемая бытовая материальная культура — мебель, утварь, книги, упаковка. И последней и пойдёт речь.

Часть 1

Как-то раз мои любимые бедные студенты сделали вашему покорному слуге подарок. Вполне материальный и достаточно редкий. Денег у студентов не было, потому что они студенты, а значит, подарок был найден на вполне респектабельной московской помойке.

Нет, я не обиделся, я был в восторге, ведь ходить по помойкам ЦАО именно я их и научил. Конечно, по сравнению с помойками Великой Империи, по которым лазила вся рукастая столичная интеллигенция в поисках сырья для дизайна домашней мебели, нынешние порядком оскудели.

Да и сложно успеть за бомжами и коммунальными работниками. Но и еще раз, но: кто ищет, тот всегда найдет. Студенты притащили мне несколько наборов коллекционных спичек 70-х, по этикеткам которых можно легко проследить историю того важного для нашей страны десятилетия.

Вот вам главные театры страны, вот первые двадцать космонавтов, а это — города-герои Великой Отечественной, а это — великие стройки пятилетки. В учебниках для школьников сейчас подобных картинок нет. Куда все делось? Вся история человеческой цивилизации — это создание мусора, борьба с мусором и поиск остатков мусора для изучения, осмысления наследия и внедрения опыта для создания нового мусора: круговорот мусора в природе.

Подарочный спичечный набор «Космонавтика СССР

 

А главным носителем информации для следующих поколений является так называемая бытовая материальная культура — мебель, утварь, книги, упаковка. Как объяснял мне свою работу один выпивший изрядно археолог после месячной экспедиции куда-то далеко: «Мы как делаем? Сначала ищем свалку. Ну, то есть гору, которая была когда—то свалкой.

Если в ней много глиняных черепков с разными национальными узорами и рисунками, значит, рядом — торговый город. А при чем здесь черепки? Да при том, что купцы свои товары, особенно, пищевые, в бочках и глиняных сосудах возили, а контрабандисты — в кожаных мешках. Бочки и мешки разлагаются, а битая глина — нет.

На каждом сосуде — свой рисунок — обозначение товара, национальный узор, знак производителя — старинный «брендинг». Купцы же не сами вино и специи делали, а закупали и перепродавали. Если таких артефактов много и география их обширна, значит, торговля была бойкая, значит, город богатый. А город богатый — дом феодала найдем, в нем — оружие, а есть защита — будет и монастырь, в нем — книги на разных языках. Ну, и все остальное откопаем. Вот тебе и помойка!»

Древнегреческие керамические сосуды

 

Но я слышал, что с средние века мусор не убирали? «Еще как убирали! Чуму никто не отменял! Конечно, многое в реки скидывали, но это всё до Петра. Он за это секир-башка или долгую каторгу делал. Это, брат, всё дедукция: от общего к частному!» Слово «дедукция» мой приятель повторил три раза для убедительности и уснул за столом. И это он еще про стеклянную тару с печатью производителя ничего не рассказал, а это — чуть ли не древнеегипетская история. В общем, гадили так гадили, особенно к эпохе Бидермайера. То есть после войн в Европе 1815-48 гг, к концу которых появилась бумажная упаковка.

Бидермайер — стиль в материальной культуре, в немецком и австрийском искусстве

 

И это из-за роста среднего класса, особенно, в Пруссии и Австро-Венгрии. Ребята после оккупации пришли в себя, открыли лавки и магазины шаговой доступности во всех крупных городах и стали торговать ассортиментом от поставщиков (купцы стали посредниками). Дело так хорошо пошло, что появились первые специализированные маркеты — табак, шоколад, цветы и т. п. Разбогатели (так всегда бывает в мирное время) и захотели чуть большего, чем домик с огородом.

Покупали квартиры над своими магазинами и обставляли их «как у дворян» или насколько финансов хватало. Нет, например, денег на расписные шелковые обои, а жене-красавице хочется, хорошо — напечатаем на бумаге золотом и поклеим на стену. С виду тоже самое, а по цене в несколько раз дешевле.

Производство упаковочной бумаги. Середина 19 века, Великобритания

 

Захотели мебель, как в Версале — пошли в столярную мастерскую, там сделают из дерева попроще, но покрасят так же. Постепенно такой подход пришел и в сами маркеты. Конечно, бумагу и раньше использовали для заворачивания продуктов, но теперь она была красивой, с разными принтами.

А с развитием паровых технологий и полиграфического оборудования, сначала появились бумажные мешки, а потом тот экологичный пакет, как в современных эко-магазинах. Во-первых — дешево, во-вторых — печатай на нем что хочешь, в-третьих — горит хорошо. А это, к тому времени, уже была проблема всей Европы — в Лондоне была целая королевская компания по сжиганию мусорных свалок, а в Париже появились урны у каждого дома: те самые узнаваемые баки с крышками.

Бумажная упаковка. 19 век

 

Перед самой «Весной народов» в 1848—49 гг. (тогда потребителей упаковок стало так много, что они захотели республик вместо монархий), европейские монархи тогда с этим бардаком справились, но процесс остановить не смогли.

Во-первых, этикетка, а не засунутая под пробку бумажка или клеймо на стекле, а конкретная этикетка с брендом производителя и составом. Во-вторых — формовка самого стекла — у каждого своя бутылка, какая хочешь. В-третьих, картон. Не дорогой деревянный ящик с шоколадными конфетами, посыпанными соломой (чтоб дольше 12 часов хранились), а поначалу — вручную склеенная круглая, как шляпная, коробка.

Стеклянная упаковка парфюмерии. Конец 19 века, Россия

 

Картон было проще сворачивать в тубус, чем гнуть. Потом, когда товары начали складировать, придумали, как фальцевать и вырубать обычную коробку. И, конечно, печать на металле. А это уж начало самой крупной в истории Рождественской сказки: подарки-подарочки, презенты, Новый год.

Кстати, было развито и вторичное использование упаковки: жестяную коробку оставляли дома на кухне и хранили в ней крупы, соль, сахар, кофе, и хранят до сих пор. В России весь этот цирк случился с опозданием, ибо Николай I не шибко любил нововведения. Но с реформами Александра II мы догнали и перегнали: наши кондитеры, например, производили жестяные коробки, где помимо лейбла были нанесены надписи «кофе», «соль» и т.д.

Жестяная кондитерская упаковка. Начало 20 века, Россия

Так, чтобы можно было и собрать полный кухонный набор, и побольше печенья купить. Вкладывали открытки на разные праздники (механика акции — «собери открытки и получи подарок»). А еще киндер-сюрприз — жестяное яйцо с конфетами: каждому своё «фаберже».

Знаменитая военная тушенка в банках (идею взяли у американцев, но умудрились первыми в мире сделать её самонагревающейся — в двойное дно вкладывали негашеную известь и добавляли воды). Так продолжалось, примерно, до Первой мировой: упаковывали, продавали, выбрасывали, жгли.

Саморазогревающиеся консервы для императорской армии России. 1913 год

 

Но после начала боевых действий про экологию забыли. Не до утилизации было лет десять. Кстати, перед этим, году в 1902, в газетах каждый день писали: «Запущены европейские железные дороги, до Берлина и Санкт—Петербурга всего 5 дней! Телеграф, телефон и радио господина Попова работают через океан! Нудисты на пляжах Парижа! А Менделееву приснилась какая-то таблица. Мир уже никогда не будет прежним!» Ничего не напоминает?

Мир, конечно, меняется, времена тоже, но человек — никогда. У него два глаза, две руки, две ноги и один рот. И так — не одну сотню тысяч лет. Люди — единственный биологический вид, который оставляет за собой мусор, потом героически с ним борется, чтобы расчистить себе место и дальше мусорить. А то как же мы без помойки? Без помойки и прошлого не будет! Представьте себе, что на Солнце случилась вспышка и сгорела вся электроника.

Все ваше прошлое с года две тысячи третьего — сгорело. Нет ни фоточек с пляжа, нет электронных денег, кино любимое исчезло, писем тоже нет. Остались только упаковки и… книги. «Книг мало печатают, значит, только упаковки на помойке», — сказал я веско, достал из коробка с изображением Юрия Гагарина спичку, и зажег конфорку под старинным чайником со свистком.

История мусора или Упаковка навсегда

Коробочку я сохраню, пожалуй, мусор — вынесу: наполнитель кошачьего туалета уже воняет, он уже часть цивилизации. Кот согласился и замурлыкал. Я, конечно, и ему, и вам расскажу, что было с упаковкой после Первой Мировой, но это будет в следующий раз.

Кстати, в космосе мы тоже намусорили.

Об авторе: Георгий Зыков, работал в дизайне упаковки и брендинге

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Опыт коллаборации «РоСК» и «ППФ»

Типографию «РоСК» и компанию «ППФ» объединяют давние партнёрские отношения. За спиной годы сотрудничества и интересных, сложных проектов. «РоСК» — офсетная типография, специализирующаяся на полном цикле производства картонной упаковки: от разработки дизайн-проекта до сложных видов финишной отделки. «ППФ» — компания, специализирующаяся на производстве готовых решений и разработке новых технологий тиснения. В арсенале «ППФ» широкий ассортимент фольги для отделки полиграфической продукции, инструмент для тиснения, а также оснастка для приладки. Планы организовать творческую коллаборацию зрели давно, и наконец у нас всё сложилось.

Флексо-счёт

Считаем себестоимость во флексографской печати — как?

Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 54