Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!
Мы снова решили рассказать о широкоформатных принтерах для текстильной печати. Методов печати по ткани немало, но в данном случае мы, как и в прошлый раз, ограничимся принтерами для прямой печати по ткани. Кроме технологии прямой печати, есть, например, ещё и применяемый на широкоформатных принтерах (как, впрочем, и на небольших) сублимационный способ, при котором изображение сначала наносится на специальную бумагу и лишь затем, с помощью термопресса или термокаландра, переносится на ткань. Способ этот применяется довольно часто, в том числе на полиграфических предприятиях, но в данной статье не рассматриваются модели принтеров, приспособленных только для сублимационной печати: мы решили включать в таблицу модели, способные либо к прямой печати, либо к прямой и сублимационной. Также мы традиционно не рассматриваем и латексные принтеры: с одной стороны, они более универсальны (и этим привлекательны для «традиционных» полиграфических предприятий), но запечатанные на них текстильные изделия плохо переносят стирку.
Чернила: совсем разные
Прямая печать по текстильным материалам — это не один вид печати, а, по сути, четыре разных технологии, которые отличаются в том числе по составу чернил. А так как после выхода предыдущей статьи по этой теме прошёл уже немалый срок (см. Захаржевский Ю. Картина по холсту не маслом // Publish № 7/8, 2014), мы повторим некоторые основные пункты, которые могут быть особенно важны для полиграфистов, ранее не сталкивавшихся с печатью по текстильным материалам.
Пожалуй, проще всего описать технологию работы с пигментными чернилами — поэтому с неё и начнём. Эти чернила аналогичны тем, что используются в футболочных принтерах. Печатают ими, как правило, по натуральным материалам: хлопку, вискозе, льну. Их преимущество — экологичность, технологическая простота и небольшая цена за комплекс оборудования. Но на рулонных принтерах эта технология используется редко: скорость печати невелика, печать получается не очень яркая, а изделие выдерживает не очень большое количество стирок — обычно в пределах сотни, а то и меньше.
В рулонных принтерах чаще используются другие чернила, красители которых, в отличие от красителей пигментных чернил, не остаются на поверхности запечатываемого материала, а вступают в химическую связь с волокнами ткани. Это позволяет получать более яркое и устойчивое изображение. К тому же у рулонных принтеров имеются ещё и дополнительные цвета, в том числе синие, красные, оранжевые, что тоже позволяет расширить цветовой охват изображения.
Кислотные и активные (они же — реактивные) чернила также предназначены для натуральных тканей (хлопок, шёлк и др.), при этом кислотными чернилами можно печатать ещё и по нейлону. Про оборудование для этих чернил мы кратко расскажем ниже.
Дисперсные чернила подходят для работы с полиэфирными тканями. Существует три вида дисперсных чернил: для прямой печати по ткани, для печати посредством переноса через сублимационную бумагу и универсальные. Экономически прямая печать и печать с помощью сублимационной бумаги могут отличаться не так уж сильно, выбор того или иного способа зависит от запечатываемого материала. Дисперсные чернила для прямой печати обычно используют на тканях с «открытой» структурой, например при изготовлении флагов и т. п. продукции.
Хотя мы и не включили в эту статью чисто сублимационные принтеры, про чернила для них тоже необходимо упомянуть, поскольку в нашей таблице есть универсальные принтеры, способные печатать специальными универсальными сублимационными чернилами как по сублимационной бумаге, так и непосредственно по ткани.
Стоит напомнить, что чернила и запечатываемые материалы надо выбирать заранее: даже если печатающая головка на принтере «универсальная», это означает лишь, что в неё можно заливать разные чернила при инсталляции. В дальнейшем же попытка заменить чернила может привести к порче головки.
Допечатная обработка текстильных материалов
При работе с текстильными материалами одного устройства для нанесения изображения обычно недостаточно. Хотя бывают и комбинированные устройства: например, принтер в сочетании с термальным каландром. Так или иначе, текстильный материал требует нескольких операций. И, прежде всего, большинство текстильных материалов нуждается в предварительной обработке специальными веществами, при этом состав пропитки зависит от вида чернил. Правда, этот этап может происходить и внутри печатного устройства: в рулонной модели Kornit Allegro праймер наносится непосредственно в принтере.
С другой стороны, бывают материалы — например, флажная ткань — которые поставляются уже готовыми для печати и не нуждаются в пропитке. Также с предварительной пропиткой могут поставляться как натуральные, так и синтетические ткани для изготовления одежды, но в России и раньше были проблемы с доступностью таких материалов. Так что при покупке принтера для прямой печати по текстильным материалам устройство для пропитки, скорее всего, понадобится.
Послечатная обработка текстильных материалов
Прежде чем перейти непосредственно к принтерам, необходимо упомянуть, что после печати текстильные материалы подвергаются дополнительной обработке — в частности, высокой температурой.
При этом активные и кислотные чернила закрепляются не в простом термокаландре, а в специальном паровом зрельнике (стимере) — устройстве, в котором ткань подвергается воздействию горячего пара. Разумеется, цена оборудования в этом случае будет выше (хотя есть и более приемлемые по цене модели), да и оператора нужно будет учить специально для работы на этом устройстве.
А вот при использовании дисперсных чернил зрельник не обязателен: в качестве послепечатного оборудования в этом случае используют привычные полиграфистам термокаландр (или термопресс, если отпечатанная ткань после принтера сразу разрезается) или ИК-сушку. При этом технология ИК-фиксации может быть дешевле, но иметь проблемы с чернилами красных и фиолетовых оттенков. Так что при выборе оборудования, конечно, стоит проводить тестовую печать — как и в большинстве случаев при покупке оборудования.
Наконец, после прогревания предварительно пропитанные ткани могут нуждаться в стирке. При этом удаляется как пропитка, так и «лишний», не закрепившийся на ткани краситель. Стирка происходит в специальном устройстве с помощью воды и моющих веществ.
Запечатанный материал постиран… Ну, теперь-то всё готово? Нет, и теперь не всё готово. Как всем известно, при стирке некоторые текстильные материалы «садятся». Но усадка происходит, оказывается, и при пропитке. Так что для того, чтобы предупредить деформацию запечатываемых материалов, в некоторых случаях применяют т. н. ширительные машины, которые снова растягивают ткань. Делается это после пропитки или после стирки, а то и в обоих случаях.
Рынок принтеров
Как вы уже поняли, прямая печать по ткани потребует приобретения дополнительного оборудования, но в таблице у нас собраны только принтеры.
Homer
Homer HM1800BK32 |
Это одно из семи подразделений HanGlory — крупнейшей китайской группы в области струйной печати. Для прямой печати по текстилю используются многопроходные принтеры семейства HM1800B различной комплектации и производительности — до 900 кв м/ч. Это модификация для возможности выбора различных типов чернил, дооснащения внешней сушкой и др., машин семейства HM1800R, предназначенных для сублимационной печати. Также Homer производит однопроходный принтер Glory 1800P со скоростью печати в режиме максимального качества 35 погонных метров в минуту (75 в черновом режиме). Glory 1800P создан на основе гофропринтеров Hanway Glory, флагманского продукта группы, давшего ей название.
Кonica Мinolta
Кonica Мinolta выпускает оборудование в секторе печати по тканям под маркой Nassenger, предлагая под своей маркой и оборудование (в том числе печатающие головки), и чернила.
Кonica Мinolta Nassenger 10е |
В моделях Nassenger 8 и Nassenger 10е пропитка полотна производится в линию.
Модель Nassenger SP-1е отличается однопроходной схемой печати — соответственно, даже при максимальном качестве печати скорость работы составляет почти 27 м/мин!
Liyu
LIYU International PLATINUM |
Liyu основана в 1993 году как производитель компьютерной техники. Серьёзный опыт в компьютерном оборудовании позволил компании представить на рынке свои первые плоттеры, и уже в 2004 году Liyu вошла на рынок принтеров широкого формата как производитель подобного оборудования.
Liyu Internation была создана в 2014 году для продвижения оборудования премиум-сегмента в Европе и США, она насчитывает более 350 сотрудников и представлена сетью дистрибьюторов в большинстве европейских стран, Северной Африки и Ближнего Востока.
Сегодня Liyu Internation производит больше 1200 принтеров в год.
Mimaki
Mimaki Tx300p-1800mkii |
Среди поставщиков, предлагающих в России оборудование этого производителя, — компании «Русском» и «Смарт-Т».
Модель TX300P-1800MkII позиционируется как универсальный принтер для печати по тканям, с возможностью как прямой, так и сублимационной печати. Среди его особенностей — натяжной вал автоподачи материала для точной намотки сублимационной бумаги (в том числе тонкой). Когда принтер работает с бумагой, на него устанавливается съёмный вакуумный стол. Сублимационные чернила Sb411 сертифицированы по стандартам OEKO-TEX. При прямой печати на этом принтере используются пигментные чернила ТР400.
В модели TX300-1800B применяется специальная подающая лента для текстильных материалов — так называемая «кирза». Она подаёт ткань, не натягивая её, что обеспечивает высококачественную печать на эластичных материалах. Это очень важно при производстве изделий из трикотажа и шифона. Подобная конструкция применяется в гибридных УФ-принтерах, но для фиксации используется не вакуумный прижим, а специальный липкий клей, который меняется раз в несколько месяцев.
Zenon
Zenon GZS 3202 |
Этот российский поставщик предлагает принтеры под собственным брендом.
Заключение
К сожалению, поставщики не торопятся делиться статистикой по инсталляциям такого оборудования, да и о количестве выпускаемой на этих принтерах продукции остаётся только догадываться. Поэтому трудно оценить и перспективы развития этого сектора в России. Но, учитывая тот факт, что несколько лет назад львиная доля «цифрового» текстиля поставлялась из-за рубежа, в том числе из Италии, развитие в этой нише не исключено. Разумеется, если поставщикам удастся обеспечивать сервис оборудования и поставки расходных материалов.