101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Прямо на полотно

  • Юрий Захаржевский
  • 14 сентября 2022 г.
  • 1541
Выбираем рулонный принтер для прямой печати по ткани.

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!

Мы снова решили рассказать о широкоформатных принтерах для текстильной печати. Методов печати по ткани немало, но в данном случае мы, как и в прошлый раз, ограничимся принтерами для прямой печати по ткани. Кроме технологии прямой печати, есть, например, ещё и применяемый на широкоформатных принтерах (как, впрочем, и на небольших) сублимационный способ, при котором изображение сначала наносится на специальную бумагу и лишь затем, с помощью термопресса или термокаландра, переносится на ткань. Способ этот применяется довольно часто, в том числе на полиграфических предприятиях, но в данной статье не рассматриваются модели принтеров, приспособленных только для сублимационной печати: мы решили включать в таблицу модели, способные либо к прямой печати, либо к прямой и сублимационной. Также мы традиционно не рассматриваем и латексные принтеры: с одной стороны, они более универсальны (и этим привлекательны для «традиционных» полиграфических предприятий), но запечатанные на них текстильные изделия плохо переносят стирку.

Чернила: совсем разные

Прямая печать по текстильным материалам — это не один вид печати, а, по сути, четыре разных технологии, которые отличаются в том числе по составу чернил. А так как после выхода предыдущей статьи по этой теме прошёл уже немалый срок (см. Захаржевский Ю. Картина по холсту не маслом // Publish № 7/8, 2014), мы повторим некоторые основные пункты, которые могут быть особенно важны для полиграфистов, ранее не сталкивавшихся с печатью по текстильным материалам.

Пожалуй, проще всего описать технологию работы с пигментными чернилами — поэтому с неё и начнём. Эти чернила аналогичны тем, что используются в футболочных принтерах. Печатают ими, как правило, по натуральным материалам: хлопку, вискозе, льну. Их преимущество — экологичность, технологическая простота и небольшая цена за комплекс оборудования. Но на рулонных принтерах эта технология используется редко: скорость печати невелика, печать получается не очень яркая, а изделие выдерживает не очень большое количество стирок — обычно в пределах сотни, а то и меньше.

В рулонных принтерах чаще используются другие чернила, красители которых, в отличие от красителей пигментных чернил, не остаются на поверхности запечатываемого материала, а вступают в химическую связь с волокнами ткани. Это позволяет получать более яркое и устойчивое изображение. К тому же у рулонных принтеров имеются ещё и дополнительные цвета, в том числе синие, красные, оранжевые, что тоже позволяет расширить цветовой охват изображения.

Кислотные и активные (они же — реактивные) чернила также предназначены для натуральных тканей (хлопок, шёлк и др.), при этом кислотными чернилами можно печатать ещё и по нейлону. Про оборудование для этих чернил мы кратко расскажем ниже.

Дисперсные чернила подходят для работы с полиэфирными тканями. Существует три вида дисперсных чернил: для прямой печати по ткани, для печати посредством переноса через сублимационную бумагу и универсальные. Экономически прямая печать и печать с помощью сублимационной бумаги могут отличаться не так уж сильно, выбор того или иного способа зависит от запечатываемого материала. Дисперсные чернила для прямой печати обычно используют на тканях с «открытой» структурой, например при изготовлении флагов и т. п. продукции.

Хотя мы и не включили в эту статью чисто сублимационные принтеры, про чернила для них тоже необходимо упомянуть, поскольку в нашей таблице есть универсальные принтеры, способные печатать специальными универсальными сублимационными чернилами как по сублимационной бумаге, так и непосредственно по ткани.

Стоит напомнить, что чернила и запечатываемые материалы надо выбирать заранее: даже если печатающая головка на принтере «универсальная», это означает лишь, что в неё можно заливать разные чернила при инсталляции. В дальнейшем же попытка заменить чернила может привести к порче головки.

Допечатная обработка текстильных материалов

При работе с текстильными материалами одного устройства для нанесения изображения обычно недостаточно. Хотя бывают и комбинированные устройства: например, принтер в сочетании с термальным каландром. Так или иначе, текстильный материал требует нескольких операций. И, прежде всего, большинство текстильных материалов нуждается в предварительной обработке специальными веществами, при этом состав пропитки зависит от вида чернил. Правда, этот этап может происходить и внутри печатного устройства: в рулонной модели Kornit Allegro праймер наносится непосредственно в принтере.

С другой стороны, бывают материалы — например, флажная ткань — которые поставляются уже готовыми для печати и не нуждаются в пропитке. Также с предварительной пропиткой могут поставляться как натуральные, так и синтетические ткани для изготовления одежды, но в России и раньше были проблемы с доступностью таких материалов. Так что при покупке принтера для прямой печати по текстильным материалам устройство для пропитки, скорее всего, понадобится.

Послечатная обработка текстильных материалов

Прежде чем перейти непосредственно к принтерам, необходимо упомянуть, что после печати текстильные материалы подвергаются дополнительной обработке — в частности, высокой температурой.

При этом активные и кислотные чернила закрепляются не в простом термокаландре, а в специальном паровом зрельнике (стимере) — устройстве, в котором ткань подвергается воздействию горячего пара. Разумеется, цена оборудования в этом случае будет выше (хотя есть и более приемлемые по цене модели), да и оператора нужно будет учить специально для работы на этом устройстве.

А вот при использовании дисперсных чернил зрельник не обязателен: в качестве послепечатного оборудования в этом случае используют привычные полиграфистам термокаландр (или термопресс, если отпечатанная ткань после принтера сразу разрезается) или ИК-сушку. При этом технология ИК-фиксации может быть дешевле, но иметь проблемы с чернилами красных и фиолетовых оттенков. Так что при выборе оборудования, конечно, стоит проводить тестовую печать — как и в большинстве случаев при покупке оборудования.

Наконец, после прогревания предварительно пропитанные ткани могут нуждаться в стирке. При этом удаляется как пропитка, так и «лишний», не закрепившийся на ткани краситель. Стирка происходит в специальном устройстве с помощью воды и моющих веществ.

Запечатанный материал постиран… Ну, теперь-то всё готово? Нет, и теперь не всё готово. Как всем известно, при стирке некоторые текстильные материалы «садятся». Но усадка происходит, оказывается, и при пропитке. Так что для того, чтобы предупредить деформацию запечатываемых материалов, в некоторых случаях применяют т. н. ширительные машины, которые снова растягивают ткань. Делается это после пропитки или после стирки, а то и в обоих случаях.

Прямо на полотно

Прямо на полотно

Рынок принтеров

Как вы уже поняли, прямая печать по ткани потребует приобретения дополнительного оборудования, но в таблице у нас собраны только принтеры.

Homer

Homer HM1800BK32

Это одно из семи подразделений HanGlory — крупнейшей китайской группы в области струйной печати. Для прямой печати по текстилю используются многопроходные принтеры семейства HM1800B различной комплектации и производительности — до 900 кв м/ч. Это модификация для возможности выбора различных типов чернил, дооснащения внешней сушкой и др., машин семейства HM1800R, предназначенных для сублимационной печати. Также Homer производит однопроходный принтер Glory 1800P со скоростью печати в режиме максимального качества 35 погонных метров в минуту (75 в черновом режиме). Glory 1800P создан на основе гофропринтеров Hanway Glory, флагманского продукта группы, давшего ей название.

Кonica Мinolta

Кonica Мinolta выпускает оборудование в секторе печати по тканям под маркой Nassenger, предлагая под своей маркой и оборудование (в том числе печатающие головки), и чернила.

Кonica Мinolta Nassenger 10е

В моделях Nassenger 8 и Nassenger 10е пропитка полотна производится в линию.

Модель Nassenger SP-1е отличается однопроходной схемой печати — соответственно, даже при максимальном качестве печати скорость работы составляет почти 27 м/мин!

Liyu

LIYU International PLATINUM

Liyu основана в 1993 году как производитель компьютерной техники. Серьёзный опыт в компьютерном оборудовании позволил компании представить на рынке свои первые плоттеры, и уже в 2004 году Liyu вошла на рынок принтеров широкого формата как производитель подобного оборудования.

Liyu Internation была создана в 2014 году для продвижения оборудования премиум-сегмента в Европе и США, она насчитывает более 350 сотрудников и представлена сетью дистрибьюторов в большинстве европейских стран, Северной Африки и Ближнего Востока.

Сегодня Liyu Internation производит больше 1200 принтеров в год.

Mimaki

Mimaki Tx300p-1800mkii

Среди поставщиков, предлагающих в России оборудование этого производителя, — компании «Русском» и «Смарт-Т».

Модель TX300P-1800MkII позиционируется как универсальный принтер для печати по тканям, с возможностью как прямой, так и сублимационной печати. Среди его особенностей — натяжной вал автоподачи материала для точной намотки сублимационной бумаги (в том числе тонкой). Когда принтер работает с бумагой, на него устанавливается съёмный вакуумный стол. Сублимационные чернила Sb411 сертифицированы по стандартам OEKO-TEX. При прямой печати на этом принтере используются пигментные чернила ТР400.

В модели TX300-1800B применяется специальная подающая лента для текстильных материалов — так называемая «кирза». Она подаёт ткань, не натягивая её, что обеспечивает высококачественную печать на эластичных материалах. Это очень важно при производстве изделий из трикотажа и шифона. Подобная конструкция применяется в гибридных УФ-принтерах, но для фиксации используется не вакуумный прижим, а специальный липкий клей, который меняется раз в несколько месяцев.

Zenon

Zenon GZS 3202

Этот российский поставщик предлагает принтеры под собственным брендом.

Заключение

К сожалению, поставщики не торопятся делиться статистикой по инсталляциям такого оборудования, да и о количестве выпускаемой на этих принтерах продукции остаётся только догадываться. Поэтому трудно оценить и перспективы развития этого сектора в России. Но, учитывая тот факт, что несколько лет назад львиная доля «цифрового» текстиля поставлялась из-за рубежа, в том числе из Италии, развитие в этой нише не исключено. Разумеется, если поставщикам удастся обеспечивать сервис оборудования и поставки расходных материалов.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Опыт коллаборации «РоСК» и «ППФ»

Типографию «РоСК» и компанию «ППФ» объединяют давние партнёрские отношения. За спиной годы сотрудничества и интересных, сложных проектов. «РоСК» — офсетная типография, специализирующаяся на полном цикле производства картонной упаковки: от разработки дизайн-проекта до сложных видов финишной отделки. «ППФ» — компания, специализирующаяся на производстве готовых решений и разработке новых технологий тиснения. В арсенале «ППФ» широкий ассортимент фольги для отделки полиграфической продукции, инструмент для тиснения, а также оснастка для приладки. Планы организовать творческую коллаборацию зрели давно, и наконец у нас всё сложилось.

Флексо-счёт

Считаем себестоимость во флексографской печати — как?

Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 47