Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!
Продавец давно не пользуется калькулятором — ему достаточно поднести ваши покупки к сканеру штрих-кода, а их стоимость суммирует кассовая программа. Она же формирует документы, а если надо, то ещё и скидки делает, и бонусы начисляет. Постепенно цифровизация вытеснит и самих продавцов: однажды их полностью заменят терминалы самообслуживания.
Но это будет не скоро. Посмотрите на вереницы касс в гипермаркетах. Много ли там таких терминалов? И даже когда у «живых» кассиров собираются длинные очереди, там пока толпы нет. Неужели покупателю так сложно отсканировать свой товар, а потом оплатить его картой? Да нет, просто это непривычно. А может, неудобно. Или даже страшно в конце концов. Гораздо проще дождаться своей очереди к профессионалу…
С системами web-to-print — то же самое. Сколько бы денег вы ни потратили, заманивая посетителей на свой сайт, лишь единицы будут готовы самостоятельно оформить заказ. Конечно, существуют бизнес-модели, сфокусированные исключительно на самостоятельных клиентах, но чтобы web-to-print приносил типографии реальную пользу, он должен работать в тандеме с отделом продаж, быть частью единого целого, а не отдельным проектом.
Поймите меня правильно, я не противник web-to-print, а наоборот — его апологет и поставщик. Просто пытаюсь донести мысль, что инновации должны внедряться последовательно, дополняя друг друга. И если ваши менеджеры всё ещё работают с «деревянными счётами», а вы мечтаете порвать рынок, установив терминал самообслуживания, попробуйте вспомнить, где собирается очередь.
Возможно, именно тут вы захотите меня перебить: «Какая ещё очередь? Заказов мало, и мы не понимаем, где их брать!» Если это действительно так и вы надеетесь, что сайт самообслуживания завалит вас работой, вынужден огорчить: сам по себе web-to-print заказы не приносит. Это ответственность маркетолога, которого придётся нанять, чтобы он тратил ваши деньги либо на рекламу и другие способы продвижения, либо на эксперименты и самообучение, если возьмёте слишком дешёвого (а значит, не слишком опытного) «специалиста».
В будущем я постараюсь перечислить, где брать заказы, когда их не хватает, а пока намекну, что самый простой путь к ним — хороший менеджер
Давайте посчитаем, сколько действий менеджер выполняет в течение дня, — список большой, но далеко не полный: созванивается (или переписывается) с клиентом, уточняя детали заказа, рассчитывает его стоимость, выставляет счета, выбивает долги и собирает закрывающие документы. Ещё он составляет ТЗ для дизайнера, отправляет на согласование макеты, ругается с дизайнером, бегает в цех, чтобы узнать, «что там с заказом», «контролирует» производство, пытаясь пропихнуть именно свой заказ, и т. д. Список можно продолжать, но уже ясно, что в такой суете сложно оставаться эффективным.
Работа кассира в супермаркете гораздо проще, и её давно автоматизировали. Это позволило руководству заменить квалифицированного специалиста дешёвым оператором и увеличить пропускную способность кассы, одновременно снижая фонд заработной платы.
Подобно тому как кассовый терминал совершил переворот в торговом бизнесе, цифровые технологии меняют подход к продажам в полиграфии. Уже сейчас мы можем автоматизировать большую часть рутины, камнем висящей на менеджере: регистрация клиентов, калькуляция, коммуникации, согласование макетов, формирование технологических карт и постановка задач исполнителям, подготовка платёжных и закрывающих документов, контроль оплат, учёт заказов и их отслеживание в производстве. Эти процессы забирают у менеджера все силы, и с их автоматизацией он сможет наконец сфокусироваться на исполнении своих прямых обязанностей — поиске клиентов и новых заказов.
Главным фактором успеха на ближайшие годы станет не отлаженное производство, а эффективный отдел продаж. Рынок штормит как никогда, и уповать на постоянных заказчиков не приходится — многие ушли из России, а значит, нужно активно пополнять клиентскую базу. Освободившиеся ниши займут новые игроки, но из-за тотального сокращения тиражей средний чек продолжит падать и, чтобы «делать план», придётся обрабатывать намного больше заказов.
Для типографий, которые в таких условиях не готовы к изменениям, завтра может не наступить. Зато те, кто займутся внедрением новейших цифровых решений в помощь сотрудникам, смогут выйти на принципиально новый уровень.
Об авторе: Андрей Наумов, основатель платформы для типографий web2print.pro
Статьи в рубрике «Мнение» публикуются в авторской редакции. Точка зрения Publish может не совпадать с мнением авторов.