101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Влажные беды в офсете

  • Любовь Баюшкина
  • 1 июня 2022 г.
  • 1309
От состава воды и изготовленного из неё увлажняющего раствора зависит не только качество отпечатанной продукции, но и количество технических отходов бумаги и расходных материалов на печать, износ валиков и состояние узлов печатного оборудования

Доминирующим способом печати как малых, так и больших тиражей — книг, упаковки, этикетки и другой продукции — по-прежнему продолжает оставаться офсетная печать. Объясняется это гибкостью данного процесса, его вариативностью (наличием нескольких способов для решения той или иной задачи), уровнем достигаемого качества и оптимальным соотношением «цена/возможности».

Главный принцип офсетного процесса основан на том, что краска и вода (увлажняющий раствор) смешиваются. Это приводит в основном к образованию однородной эмульсии из капель воды в краске, но также и из капель краски в воде. Поэтому к качеству воды в печатном процессе и особое отношение.

Для офсетной печати важен параметр общей жёсткости воды. Под этим понимают процентное содержание солей кальция и магния в воде. Единицей измерения общей жёсткости является немецкий градус (°d). Для офсетной печати оптимальные границы жёсткости воды находятся в пределах от 8 до 11 °d. При более высоком показателе общей жёсткости воды — на сверхжёсткой воде — при печати, особенно на матовых мелованных бумагах, валики красочного аппарата становятся гидрофильными, краска отходит от валиков. Больше всего данное явление характерно для красочного аппарата красной или пурпурной красок. Причина заключается в образовании труднорастворимых кальциевых соединений, которые проникают в поры резиновых валиков, закрепляются в них. В результате нарушается гидрофобность красочных валиков, а значит, и процесс краскопередачи в красочном аппарате тоже.

Предупредить оголение валиков можно двумя способами:

  • Умягчением или обессоливанием — полным опреснением используемой водопроводной воды с последующим её восстановлением с помощью модификатора жёсткости. Ассортимент такой «жидкой соли» достаточно большой. Но отличаются, в первую очередь, «модификаторы» своей концентрацией. Как правило, стандартная дозировка — 0,5% от общего объёма подаваемой воды. Но есть более концентрированные продукты, с более широким диапазоном дозирования от 0,4 до 0,6%. Чаще всего дозатор для такой соли выставлен на 0,4–0,45% (макс.). При больших объёмах потребления воды на производстве это какая-никакая экономия. Также модификаторы жёсткости для деминерализованной воды различных производителей отличаются по своему составу и могут не содержать соли кальция и магния.
  • Использованием буферных добавок в увлажняющий раствор со специально подобранной рецептурой, предотвращающей образование труднорастворимых солей кальция.

Избыток кальция в составе воды может сильно влиять на реологию, в первую очередь пурпурной краски. Чем его больше, тем больше гидрогенов (водорода) в воде, тем выше уровень рН. Соответственно, чем выше рН увлажняющего раствора, тем хуже очищаются пробельные элементы печатной формы. И даже «кислые» буферные добавки не всегда могут решить эту проблему. Печатник вынужден увеличивать количество увлажняющего раствора на печати, краска эмульгирует и хуже сохнет.

На просторах нашей страны вода может быть не только жёсткой и сверхжёсткой, но и очень мягкой. Если использовать очень мягкую воду для изготовления увлажняющего раствора, то она может нарушить правильный процесс эмульгирования красок. При этом возрастает риск образования эмульсии «вода в краске».

Если мягкую воду сделать жёстче, откорректировать с помощью модификатора жёсткости, то процесс печати становится стабильным. Из моей практики могу сказать, что если у печатника начались проблемы с «тенением» на форме пурпурной краски, следовательно, необходимо делать анализ воды. Пурпурная или красная краски самые первые реагируют как на очень жёсткую воду, так и на мягкую.

Общая жёсткость используемой воды должна быть всегда больше жёсткости карбонатной — это второй основной параметр, который важен в офсете. Это показатель концентрации гидрокарбоната кальция и магния в воде.

Гидрокарбонаты содержатся в любой воде естественного происхождения и легко вступают в щелочную реакцию, в результате чего повышается значение водородного показателя (pH) увлажняющего раствора. При повышенном содержании гидрокарбонатов в воде показатель pH может превысить благоприятный с печатно-технической точки зрения диапазон значений. В этом случае рекомендую добавку в увлажнение с большой буферной ёмкостью.

Иногда сталкиваюсь с тем, что после системы водоподготовки общая жёсткость воды очень маленькая, а карбонатная большая. Такие параметры больше характерны для питьевой воды, но не для процесса офсетной печати. В этом случае необходимо переоборудовать станцию подготовки воды и обратиться за помощью к компании, специализирующейся на промышленных установках.

Хлориды, нитраты, сульфаты, входящие в состав воды, могут вызывать и поддерживать коррозию некоторых металлов. Поэтому производители печатного оборудования в своих инструкциях прописывают предельное содержание данных веществ в воде. При превышении предельно допустимого содержания их в воде также может возникнуть необходимость в использовании установки для подготовки воды.

Практика давно подтвердила, что для увлажнения в офсетной печати чистая водопроводная вода имеет весьма ограниченное применение. А использование технической воды может привести к пенообразованию увлажняющего раствора и быстрому его загрязнению, связанному с наличием бактерий в самой воде. И её применение не желательно. Даже использование дополнительной химии — специальной биоцидной добавки — не поможет решить проблему.

В заключение хочу сказать, что от состава воды и изготовленного из неё увлажняющего раствора зависит не только качество отпечатанной продукции, но и количество технических отходов бумаги и расходных материалов на печать, износ валиков и состояние узлов печатного оборудования.

Об авторе: Любовь Баюшкина (ljubov.bajushkina@oktoprint.ru) — начальник отдела технологов компаний «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Мебель 2024

C 18 по 22 ноября 2024 г. прошла юбилейная, 35-я Международная выставка «Мебель, фурнитура и обивочные материалы». Но мы уже привыкли к более короткому варианту названия: «Мебель 2024». Выставка занимала несколько павильонов московского «Экспоцентра».

Кооперация в упаковке

В полиграфии успешное сотрудничество сразу нескольких производственных компаний не слишком частая история. Привычная для всех схема работы обычно основана на парных взаимоотношениях: «поставщик материалов — типография» или «заказчик — типография». Сотрудничество сразу трёх производителей упаковочных решений «Паквижен», «Авалон» и «ОЛСЕНПАК» можно назвать тройственным союзом, который является отличным примером межотраслевой кооперации. Мы поговорили с директорами этих трёх компаний и узнали, как это работает.

Дела расходные

С момента наступления кардинальных изменений в отрасли минуло больше двух лет. Лихорадка первых месяцев осталась в прошлом, и сегодня со стороны всё выглядит вполне благополучно и стабильно. Что за этим стоит на самом деле, с какими сложностями приходится сталкиваться отечественным производителям и поставщикам, а также на какие перспективы можно рассчитывать потребителям, мы поговорили с представителями некоторых российских производственных компаний*.

Непохожие «близняшки» Labelexpo

В ноябре-декабре 2024 года в Азии с коротким интервалом в пару недель прошли две профильные международные выставки для сегмента этикетки и упаковки, организованные выставочной компанией Tarsus Group, принадлежащей британской Informa. Сначала с 14 по 17 ноября в столице Индии Дели состоялась Labelexpo India, а потом — с 4 по 6 декабря — в китайском Шэньчжене прошла Labelexpo South China.



Новый номер

Тема номера: К маркировке есть вопросы. Путеводитель по рынку узкорулонных ЦПМ. Обзоры: Ricoh Pro C9500. «Сумах-принт». Непохожие «близняшки» LABELEXPO. Смотрящие вперед. Пицца-пак. Кооперация в упаковке. «Азбукварь». Сердце струйной ЦПМ.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59