101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Влажные беды в офсете

  • Любовь Баюшкина
  • June 1, 2022
  • 1129
От состава воды и изготовленного из неё увлажняющего раствора зависит не только качество отпечатанной продукции, но и количество технических отходов бумаги и расходных материалов на печать, износ валиков и состояние узлов печатного оборудования

Доминирующим способом печати как малых, так и больших тиражей — книг, упаковки, этикетки и другой продукции — по-прежнему продолжает оставаться офсетная печать. Объясняется это гибкостью данного процесса, его вариативностью (наличием нескольких способов для решения той или иной задачи), уровнем достигаемого качества и оптимальным соотношением «цена/возможности».

Главный принцип офсетного процесса основан на том, что краска и вода (увлажняющий раствор) смешиваются. Это приводит в основном к образованию однородной эмульсии из капель воды в краске, но также и из капель краски в воде. Поэтому к качеству воды в печатном процессе и особое отношение.

Для офсетной печати важен параметр общей жёсткости воды. Под этим понимают процентное содержание солей кальция и магния в воде. Единицей измерения общей жёсткости является немецкий градус (°d). Для офсетной печати оптимальные границы жёсткости воды находятся в пределах от 8 до 11 °d. При более высоком показателе общей жёсткости воды — на сверхжёсткой воде — при печати, особенно на матовых мелованных бумагах, валики красочного аппарата становятся гидрофильными, краска отходит от валиков. Больше всего данное явление характерно для красочного аппарата красной или пурпурной красок. Причина заключается в образовании труднорастворимых кальциевых соединений, которые проникают в поры резиновых валиков, закрепляются в них. В результате нарушается гидрофобность красочных валиков, а значит, и процесс краскопередачи в красочном аппарате тоже.

Предупредить оголение валиков можно двумя способами:

  • Умягчением или обессоливанием — полным опреснением используемой водопроводной воды с последующим её восстановлением с помощью модификатора жёсткости. Ассортимент такой «жидкой соли» достаточно большой. Но отличаются, в первую очередь, «модификаторы» своей концентрацией. Как правило, стандартная дозировка — 0,5% от общего объёма подаваемой воды. Но есть более концентрированные продукты, с более широким диапазоном дозирования от 0,4 до 0,6%. Чаще всего дозатор для такой соли выставлен на 0,4–0,45% (макс.). При больших объёмах потребления воды на производстве это какая-никакая экономия. Также модификаторы жёсткости для деминерализованной воды различных производителей отличаются по своему составу и могут не содержать соли кальция и магния.
  • Использованием буферных добавок в увлажняющий раствор со специально подобранной рецептурой, предотвращающей образование труднорастворимых солей кальция.

Избыток кальция в составе воды может сильно влиять на реологию, в первую очередь пурпурной краски. Чем его больше, тем больше гидрогенов (водорода) в воде, тем выше уровень рН. Соответственно, чем выше рН увлажняющего раствора, тем хуже очищаются пробельные элементы печатной формы. И даже «кислые» буферные добавки не всегда могут решить эту проблему. Печатник вынужден увеличивать количество увлажняющего раствора на печати, краска эмульгирует и хуже сохнет.

На просторах нашей страны вода может быть не только жёсткой и сверхжёсткой, но и очень мягкой. Если использовать очень мягкую воду для изготовления увлажняющего раствора, то она может нарушить правильный процесс эмульгирования красок. При этом возрастает риск образования эмульсии «вода в краске».

Если мягкую воду сделать жёстче, откорректировать с помощью модификатора жёсткости, то процесс печати становится стабильным. Из моей практики могу сказать, что если у печатника начались проблемы с «тенением» на форме пурпурной краски, следовательно, необходимо делать анализ воды. Пурпурная или красная краски самые первые реагируют как на очень жёсткую воду, так и на мягкую.

Общая жёсткость используемой воды должна быть всегда больше жёсткости карбонатной — это второй основной параметр, который важен в офсете. Это показатель концентрации гидрокарбоната кальция и магния в воде.

Гидрокарбонаты содержатся в любой воде естественного происхождения и легко вступают в щелочную реакцию, в результате чего повышается значение водородного показателя (pH) увлажняющего раствора. При повышенном содержании гидрокарбонатов в воде показатель pH может превысить благоприятный с печатно-технической точки зрения диапазон значений. В этом случае рекомендую добавку в увлажнение с большой буферной ёмкостью.

Иногда сталкиваюсь с тем, что после системы водоподготовки общая жёсткость воды очень маленькая, а карбонатная большая. Такие параметры больше характерны для питьевой воды, но не для процесса офсетной печати. В этом случае необходимо переоборудовать станцию подготовки воды и обратиться за помощью к компании, специализирующейся на промышленных установках.

Хлориды, нитраты, сульфаты, входящие в состав воды, могут вызывать и поддерживать коррозию некоторых металлов. Поэтому производители печатного оборудования в своих инструкциях прописывают предельное содержание данных веществ в воде. При превышении предельно допустимого содержания их в воде также может возникнуть необходимость в использовании установки для подготовки воды.

Практика давно подтвердила, что для увлажнения в офсетной печати чистая водопроводная вода имеет весьма ограниченное применение. А использование технической воды может привести к пенообразованию увлажняющего раствора и быстрому его загрязнению, связанному с наличием бактерий в самой воде. И её применение не желательно. Даже использование дополнительной химии — специальной биоцидной добавки — не поможет решить проблему.

В заключение хочу сказать, что от состава воды и изготовленного из неё увлажняющего раствора зависит не только качество отпечатанной продукции, но и количество технических отходов бумаги и расходных материалов на печать, износ валиков и состояние узлов печатного оборудования.

Об авторе: Любовь Баюшкина (ljubov.bajushkina@oktoprint.ru) — начальник отдела технологов компаний «ОктоПринт Сервис» и «хубергруп РУС».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Print Park 2024: полиграфический форум среди монтажников-высотников

14 мая 2024 года в Петербурге прошёл IX полиграфический форум Print Park. Для нашего города это крупнейшее отраслевое мероприятие, на котором собираются не только местные полиграфисты, но и приезжают специалисты из других регионов. В этом году Print Park проходил, как обычно, на площадке музейно-исторического комплекса «Россия — моя история», но вот антураж был, мягко говоря, необычным. Весь день в главном холле на первом этаже, где в прошлом году размещались стенды полиграфических компаний, с грохотом шла установка каких-то огромных металлических конструкций для следующего мероприятия, поэтому нас не покидало ощущение стройки.

Алексей Пономарёв: «Мы не боимся проявлять инициативу!»

Об отрасли самоклеящихся материалов, её проблемах и ближайшем будущем рассказывает генеральный директор компании «Босла»

Цифровой бизнес в узком рулоне

Цифровая печать в узком рулоне — что это: долговременный тренд или недолгая история без особых последствий? Можно ли уже «залетать в тему» или нужно ещё осмотреться и подумать? Читайте об этом прямо сейчас.

Ввоз — дело тонкое

Сложно ли импортировать оборудование из-за границы? Насколько легко (нет) организовать международную перевозку? Сколько дней идёт груз из Китая и почему столько? Разбираемся в вопросах вместе с директором по логистике и ВЭД компании «Вест ол» Ириной Шведчиковой.

Тише едешь — дальше будешь

Давным-давно в далёкой-далёкой галактике была одна маленькая неавтоматизированная типография…



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Каковы для вас итоги объединённой выставки Printech и RosUpack в этом году? (Можно выбрать несколько вариантов)
    Проголосовало: 37