101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Успех — в разнообразии

  • Дмитрий Старцев
  • 22 марта 2022 г.
  • 2409
Развивать и даже удерживать «на плаву» крупные полиграфические предприятия, построенные ещё во времена СССР, — сложная задача. В АО «Кострома» успешно с ней справляются благодаря диверсификации производства с учётом меняющихся потребностей рынка и грамотным инвестициям в современное, высокоэффективное оборудование.

Дмитрий Новиков, исполнительный директор АО «Кострома» (имущественный комплекс на 100% принадлежит государству), одиннадцать лет возглавляет огромное полиграфическое предприятие со штатом около 500 человек. Когда он только приступил к руководству, перед ними стояла цель дальнейшего развития предприятия: открытие новых технологических и продуктовых направлений, улучшение финансового состояния, повышение конкурентоспособности на рынке полиграфических услуг. Эта работа успешно продолжается и по сей день.

Дмитрий Новиков: «Регламенты на все рабочие процессы существуют, и процессы эти отлажены. Больше беспокоит равномерность загрузки»

Всё развитие типографии осуществляется за счёт собственных финансовых источников. Дотаций из бюджета издательско-полиграфическое предприятие «Кострома», расположенное в одноимённом городе, не получает. Основную свою задачу Дмитрий определяет просто: «Мы должны зарабатывать деньги, получать прибыль». Но сразу же оговаривается, что малорентабельные направления с незначительными объёмами выпуска не всегда оправданно закрывать. Особенно если они вносят положительный вклад в имидж предприятия или являются пакетными. Например, действует линия для производства перекидного календаря, продукции, на которую, кажется, вообще может не быть спроса. Однако данное оборудование загружено десять месяцев в году при односменной работе. В свою очередь линия для изготовления отрывных календарей — настоящий эксклюзив. Это последнее, что осталось со времён Советского Союза. Настенные отрывные календари до сих пор пользуются немалым спросом у старшего поколения.

Календарное наследие

Издательско-полиграфический комбинат построен в начале 80-х гг. прошлого века под массовое производство отрывных календарей и агитационных материалов ЦК КПСС. Характерная особенность этого полиграфического комплекса — под одной крышей находятся календарный, административный и газетный корпуса. При проектировании были продуманы и природоохранные меры: оборотное водоснабжение, очистные сооружения, фильтры по очистке воздуха.

Уникальная машина ПООК-168 — яркий пример, когда эффективность достигается путем «сверхспециализации»: на таком оборудовании можно изготавливать только один вид продукции, спрос на который, к сожалению, постепенно снижается

В 1986 г. первым в строй вступил календарный цех костромского полиграфического комбината. На пике производства он изготавливал более 30 млн шт. отрывных календарей в год! Для этого были введены в эксплуатацию три поточные линии на базе двухкрасочных ролевых печатных машин ПООК-168, работавших с рулона шириной 168 см. Сейчас в АО «Кострома» действует только одна линия, на которой изготавливается порядка 7–8 млн календарей в год.

Мягкие издания, особые машины

Имея в виду изначальное предназначение производства, книги в твёрдом переплете на предприятии практически не изготавливались, не считая разовых тиражей. Поэтому одной из специализаций «Костромы» стал выпуск средне- и малотиражных изданий книг, журналов и газет с шитьем на скрепку или термоклеевым скреплением.

При многообразии технологических параметров изданий, форматов и видов используемого сырья, эксплуатируемого оборудования непросто отладить производственный процесс. Печать изданий осуществляется на 4-красочных рулонных офсетных машинах, в том числе с газовыми сушками, а также на 5-красочных листовых офсетных машинах с лакировальными секциями. Основная проблема, которая стоит сейчас, — отсутствие равномерной загрузки. Директор сетует: «То одна машина перегружена, то другая, то один формат востребован, то другой…» Он приводит в пример две машины Solna, обе с газовой сушкой, но разными форматами рубки: 6–7 лет назад одна из них была очень востребована, а вторую не знали чем занять хотя бы в одну смену. Сейчас всё меняется: издатели переориентировались на другой формат продукции, и уже на вторую машину невозможно «втиснуться». Требуется постоянно искать баланс в ручном режиме: например, договариваться с заказчиками на изменение формата издания.

Машина RMGT 9-й серии имеет высокий уровень автоматизации, включая систему смены форм Full RPC, автоматическую спектрофотометрию с обратной связью PDS-E Spectro Drive и многое другое

Имеется серьёзный парк листовых машин. В 2019 г. установлена новая пятикрасочная листовая офсетная машина А1 формата RMGT 920ST-5+CC+SLD с секцией для нанесения ВД-лака и ИК-сушкой. Пятая секция, по словам Дмитрия, используется нечасто — для печати с «пантоном» какой-нибудь сложной продукции и обложек. Но в основном, конечно, на ней печатают в 4 краски с лакированием. Многие обложки после печати идут на ламинацию, особенно это касается детских изданий. Для периодики заказчики дополнительно просят нанесение лака с целью повышения стойкости красочного слоя.

Формат машины был выбран неслучайно: именно на нём есть возможность печати 8-полосного спуска А4 с минимальными полями. В портфеле «Костромы» порядка 65% заказов укладывается в этот формат, что делает такую машину привлекательным вариантом для экономичной печати средних и крупных тиражей. Экономия достигается в первую очередь за счёт формных и запечатываемых материалов. За время работы в типографии на этой машине отпечатано более 86 млн листов. Правда, Дмитрий сразу оговаривается, что есть заказы, которые на этот размер листа не входят, поэтому обязательно необходима машина большего формата.

Другое направление деятельности, созданное в начале 2000-х годов, — защищённая от подделок полиграфическая продукция. Изначально технологический комплекс использовался для выпуска акцизных марок на алкогольную продукцию, полуфабрикатов моментальных и бумажных лотерей, бланков дипломов, аттестатов, проездных документов. Под него в типографии выделен целый этаж, закрытый для посещения в соответствии с требованиями законодательства. Но объём этого производства падает. Связано это с внедрением электронного документооборота, при котором собственно «бумажка» не нужна — все данные хранятся в государственных реестрах в электронном виде. У типографии на этот вид продукции остались только небольшие заказчики: учреждения среднего и высшего образования, для которых изготавливают бланки дипломов и аттестатов. Но значительную роль «защищёнка» в объёме производства уже не играет: её доля снизилась с 10–15% до 2–4%.

В качестве диверсификации производства созданное в 2012 г. новое направление деятельности предприятия — изготовление гибкой упаковки способом флексопечати на полимерных материалах — занимает в настоящее время около 15% в общем объёме стоимостного выпуска типографии. Это производство однослойной, а также ламинированной 2- и 3-слойной продукции производственно-технического назначения

 

Сложно, но возможно

Основные заказчики АО «Кострома» — крупные издатели федерального уровня. Тиражи значительные: от 50 до 100 тыс. Брошюры различных форматов в «своей» обложке изготавливаются очень быстро. Но достаются и сложные заказы, на печать и сборку которых порой уходит не один месяц из-за объёма и большого количества финишных технологических операций. Всё это создаёт свои трудности в работе, но, с другой стороны, обеспечивает поток заказов. А разнообразие оборудования и параллельные мощности позволяют «Костроме» справляться со всеми вызовами времени.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Уроки будущего

На что вы в первую очередь смотрите, беря в руки книгу, каталог или альбом? Я оцениваю полиграфическое исполнение, сложность технологий, используемые материалы. И только потом заглядываю в содержание. Наверное, это и есть профдеформация.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12