101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Раскройные «байки»: уши Микки Мауса и прочие неприятности

  • Виктор Миленин
  • 9 июня 2021 г.
  • 3842
Мы завершили обзор режущего инструмента, но следует сказать, что очень трудно давать практические советы, кроме тех общих, которые опираются на обобщённый практический опыт.

Просто помните: вы должны знать обрабатываемый материал, понимать «теорию» резания, представлять себе, какие возможности предоставляет система управления цифровым плоттером.

Казалось бы, какие проблемы могут возникнуть при раскрое (надрезании) виниловых плёнок? Встречается такая характеристика режущего плоттера, как минимальная высота символа, которую он может вырезать. Обычно около 3 мм. А многие ли пробовали проверить это утверждение? Допустим, производитель пишет правду, а механика и система управления обеспечивают требуемую точность (и это хорошо!). А вот какую плёнку взять? Многие знают, что при вырезании сложных конфигураций даже ощутимо большего размера нож выворачивает плёнку, отрывает её от подложки, когда «выписывает кренделя». Только один раз мне встретился специалист по плёнкам, который рассказал, что для такой работы, оказывается, есть специальная плёнка. У неё нестандартные подложка и клей. И они позволяют винилу удерживаться на подложке даже при вырезании кривых в шрифте высотой 3 мм.

Другой пример — вырезаются круги из дорогой плёнки 3М для дорожных знаков. Плоттер — премиум-класса. Но при раскладке кругов на чертеже вплотную при раскрое получается много брака. В месте касания окружностей при раскрое второго круга плёнка задирается, край безнадёжно испорчен. Физика происходящего понятна, но решить вопрос экономии материала пришлось подбором минимально допустимого для данной плёнки зазора между кругами.

Часто наклейки имеют надрез со стороны подложки, чтобы облегчить приклейку. А как это сделать на плоттере, если традиционная технология надрезания работает для сэндвичей — более мягкий верх (винил), более плотный низ (подложка)? Этот вопрос тоже решается, но не всеми плоттерами…

«Уши Микки Мауса» — так часто называют неприятный дефект раскроя, усугубляющийся с увеличением толщины материала. Наверное, вы обращали внимание, что вырезанные скругления квадрата выглядят так, как будто нож «заносило на повороте»? Это и есть «уши Микки Мауса», и причины его возникновения действительно похожи на вызывающие занос автомобиля на крутом повороте. Решение «в лоб» одно — снизить скорость раскроя до приемлемой деформации. Если управление плоттера позволяет, то можно снижать скорость только на «опасных участках». В дорогих режущих плоттерах для уменьшения эффекта «ушей» оператору предлагаются специальные настройки для системы управления, которые компенсируют искажения при подборе правильных параметров.

Весьма непростые вопросы связаны с раскроем дизайнерских сортов бумаги. Часто для придания им визуальных и тактильных эффектов в них добавляются ингредиенты, могущие иметь выраженные абразивные свойства. Они имеют сильно отличающие ся свойства вдоль и против волокна, а ещё могут быть просто «рыхлыми». Это приводит к таким нежелательным последствиям, как повышенный износ ножа, высокая чувствительность как к геометрии заточки лезвия, так и к её качеству, необходимости снижения скорости раскроя до минимального. Оператору также приходится быть начеку: в любое время в любом месте листа может случиться «задирание», хотя перед этим на нескольких других листах в этом же месте проблем не было.

Резка сотового картона или паспарту под углом — все ли знают разницу в работе инструментов? Для паспарту используются качественные тонкие картоны, скос всегда 450, поэтому для резки скоса применяется нож с 2D-управлением: в точке входа ножа его лезвие пневмоцилиндр просто подаёт в материал под углом 450. Естественно, точка входа отличается от точки начала раскроя. Но более важным преимуществом такой схемы является то, что обеспечивается большая «жёсткость» ножа при резке — прямая линия остаётся прямой. Если повторить это инструментом «V-cut», то мы получим заметную дугу вместо прямой. И это одно из следствий того, что управление V-резкой трёхмерное. Может показаться парадоксальным, но сотовые картоны не являются жёстким материалом «с точки зрения» ножа, так как он режет только верхний и нижний лайнеры, а в середине для него — «воздух», хотя в целом сотовый картон — очень жёсткий материал… А, например, гофрокартон — более трудный материал для углового ножа. Не является очевидным решение (в том числе и из-за больших толщин) подавать пневмоцилиндром лезвие под разными углами в тело материала. Более того, для раскроя по дуге обязательно необходимы алгоритмы управления по трём осям. Не все цифровые режущие плоттеры могут резать по дуге сотовый картон по причине отсутствия корректного трёхмерного управления.

В заключение о хитрости, как на выставках могут показывать высокую скорость раскроя осциллирующим ножом, которую вы не пожелаете использовать в своей практике. Всё очень просто: нож должен проткнуть материал так, чтобы получилась «чёрточка», а не точка: кончик должен входить в подложку. Если вы увеличите глубину входа, то можете и увеличить скорость реза…

Об авторе: Виктор Миленин (vmilenin1954@gmail.com) — эксперт в области цифровой резки и инструментов для конструирования упаковки.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Опыт коллаборации «РоСК» и «ППФ»

Типографию «РоСК» и компанию «ППФ» объединяют давние партнёрские отношения. За спиной годы сотрудничества и интересных, сложных проектов. «РоСК» — офсетная типография, специализирующаяся на полном цикле производства картонной упаковки: от разработки дизайн-проекта до сложных видов финишной отделки. «ППФ» — компания, специализирующаяся на производстве готовых решений и разработке новых технологий тиснения. В арсенале «ППФ» широкий ассортимент фольги для отделки полиграфической продукции, инструмент для тиснения, а также оснастка для приладки. Планы организовать творческую коллаборацию зрели давно, и наконец у нас всё сложилось.

Флексо-счёт

Считаем себестоимость во флексографской печати — как?

Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 47