101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Раскройные «байки»: уши Микки Мауса и прочие неприятности

  • Виктор Миленин
  • 9 июня 2021 г.
  • 3664
Мы завершили обзор режущего инструмента, но следует сказать, что очень трудно давать практические советы, кроме тех общих, которые опираются на обобщённый практический опыт.

Просто помните: вы должны знать обрабатываемый материал, понимать «теорию» резания, представлять себе, какие возможности предоставляет система управления цифровым плоттером.

Казалось бы, какие проблемы могут возникнуть при раскрое (надрезании) виниловых плёнок? Встречается такая характеристика режущего плоттера, как минимальная высота символа, которую он может вырезать. Обычно около 3 мм. А многие ли пробовали проверить это утверждение? Допустим, производитель пишет правду, а механика и система управления обеспечивают требуемую точность (и это хорошо!). А вот какую плёнку взять? Многие знают, что при вырезании сложных конфигураций даже ощутимо большего размера нож выворачивает плёнку, отрывает её от подложки, когда «выписывает кренделя». Только один раз мне встретился специалист по плёнкам, который рассказал, что для такой работы, оказывается, есть специальная плёнка. У неё нестандартные подложка и клей. И они позволяют винилу удерживаться на подложке даже при вырезании кривых в шрифте высотой 3 мм.

Другой пример — вырезаются круги из дорогой плёнки 3М для дорожных знаков. Плоттер — премиум-класса. Но при раскладке кругов на чертеже вплотную при раскрое получается много брака. В месте касания окружностей при раскрое второго круга плёнка задирается, край безнадёжно испорчен. Физика происходящего понятна, но решить вопрос экономии материала пришлось подбором минимально допустимого для данной плёнки зазора между кругами.

Часто наклейки имеют надрез со стороны подложки, чтобы облегчить приклейку. А как это сделать на плоттере, если традиционная технология надрезания работает для сэндвичей — более мягкий верх (винил), более плотный низ (подложка)? Этот вопрос тоже решается, но не всеми плоттерами…

«Уши Микки Мауса» — так часто называют неприятный дефект раскроя, усугубляющийся с увеличением толщины материала. Наверное, вы обращали внимание, что вырезанные скругления квадрата выглядят так, как будто нож «заносило на повороте»? Это и есть «уши Микки Мауса», и причины его возникновения действительно похожи на вызывающие занос автомобиля на крутом повороте. Решение «в лоб» одно — снизить скорость раскроя до приемлемой деформации. Если управление плоттера позволяет, то можно снижать скорость только на «опасных участках». В дорогих режущих плоттерах для уменьшения эффекта «ушей» оператору предлагаются специальные настройки для системы управления, которые компенсируют искажения при подборе правильных параметров.

Весьма непростые вопросы связаны с раскроем дизайнерских сортов бумаги. Часто для придания им визуальных и тактильных эффектов в них добавляются ингредиенты, могущие иметь выраженные абразивные свойства. Они имеют сильно отличающие ся свойства вдоль и против волокна, а ещё могут быть просто «рыхлыми». Это приводит к таким нежелательным последствиям, как повышенный износ ножа, высокая чувствительность как к геометрии заточки лезвия, так и к её качеству, необходимости снижения скорости раскроя до минимального. Оператору также приходится быть начеку: в любое время в любом месте листа может случиться «задирание», хотя перед этим на нескольких других листах в этом же месте проблем не было.

Резка сотового картона или паспарту под углом — все ли знают разницу в работе инструментов? Для паспарту используются качественные тонкие картоны, скос всегда 450, поэтому для резки скоса применяется нож с 2D-управлением: в точке входа ножа его лезвие пневмоцилиндр просто подаёт в материал под углом 450. Естественно, точка входа отличается от точки начала раскроя. Но более важным преимуществом такой схемы является то, что обеспечивается большая «жёсткость» ножа при резке — прямая линия остаётся прямой. Если повторить это инструментом «V-cut», то мы получим заметную дугу вместо прямой. И это одно из следствий того, что управление V-резкой трёхмерное. Может показаться парадоксальным, но сотовые картоны не являются жёстким материалом «с точки зрения» ножа, так как он режет только верхний и нижний лайнеры, а в середине для него — «воздух», хотя в целом сотовый картон — очень жёсткий материал… А, например, гофрокартон — более трудный материал для углового ножа. Не является очевидным решение (в том числе и из-за больших толщин) подавать пневмоцилиндром лезвие под разными углами в тело материала. Более того, для раскроя по дуге обязательно необходимы алгоритмы управления по трём осям. Не все цифровые режущие плоттеры могут резать по дуге сотовый картон по причине отсутствия корректного трёхмерного управления.

В заключение о хитрости, как на выставках могут показывать высокую скорость раскроя осциллирующим ножом, которую вы не пожелаете использовать в своей практике. Всё очень просто: нож должен проткнуть материал так, чтобы получилась «чёрточка», а не точка: кончик должен входить в подложку. Если вы увеличите глубину входа, то можете и увеличить скорость реза…

Об авторе: Виктор Миленин (vmilenin1954@gmail.com) — эксперт в области цифровой резки и инструментов для конструирования упаковки.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Сувенирка, которая работает

Тема номера — «Сувенирная продукция», как же можно совместить её с текстильной печатью? Из стандартного: производство текстильного мерча/сувениров. Расскажу, как это работает относительно компании, для которой вы изготавливаете данную продукцию. Возможно, мои мысли дадут вам свои инсайты и новые точки для продаж.

Напечатать нельзя исправить. Знаки препинания расставьте в зависимости от ситуации

Сувенирная продукция — это чаще всего вроде бы просто нанесение логотипа на готовые промо/фирменные/подарочные экземпляры (предметы). Разместил лого на фотографию продукции и отправил в печать — проще простого. Обожаю сувенирные заказы с точки зрения простоты макетов. Но не всегда так всё просто, как кажется, и тут бывают сложности, о которых важно помнить.

Сувенирная печать: что было, что будет…

Сувенирный рынок печати получил мощнейший толчок с появлением настольных УФ-принтеров, появилось множество новых направлений, большинство технологических процессов заменено УФ-печатью или упрощено, а компании, имеющие высокий творческий уровень исполнения заказов, смогли пересоздать старые продукты в абсолютно новом виденье. Но одним из свойств любого продукта является насыщение им рынка, это произошло и с сувенирными УФ-станками. Как обстоят дела сейчас и какие перспективы у направления сувенирной печати, мы узнали у экспертов отрасли.

«КАМА»: новые продукты для новых рынков

У производителя мелованного картона «КАМА» недавно сменился собственник: теперь компанией владеет материнская структура «Фармстандарта». Очевидно, в связи с этим на предприятии начались изменения, которые коснулись ассортимента производимого картона. Руководитель маркетинга Юлия Ермакова и новый руководитель направления развития и продвижения продукции Алексей Заикин рассказали о новинках и перспективах единственного в стране производителя FBB-картона, из которого в России создаётся упаковка огромного количества товаров потребительского спроса.

Отечественные записки

Номер, который вы держите в руках, — необычный: он отпечатан полностью на материалах «КАМЫ» — единственного отечественного производителя мелованного картона. И если пошедшая на страницы камская мелованная бумага — дело, можно сказать, привычное, то картон обложки — абсолютная новинка.


Новый номер

Тема номера: Сувенирная печать. Ткани с историей. Елена Ютишева: «Изменилось все и сразу». «КАМА»: новые продукты для новых рынков. CityPrint: развитие шаг за шагом. Типография в плюсе. Обзоры: Sprinter TC-CF2513. Этикетки из разных уголков мира.


Что убедит вас приобрести китайское оборудование вместо западного/японского?
    Проголосовало: 56