2019.10.03, Автор: Марсель Шарифуллин1621 прочтений

«Оберег» для бренда

Теги: Publish Эксклюзив

«Оберег» для брендаКогда-то защитные полиграфические технологии были востребованы в основном изготовителями банкнот, ценных бумаг и т. п. Теперь фокус внимания сместился — владельцы брендов по всему миру прибегают к помощи полиграфистов, чтобы защитить свои инвестиции

Publish уже не раз обращался к теме защищённой полиграфии. Писал об этом и я — см. статью «Защита прежде всего» (Publish № 7, 2000). С тех пор прошло почти два десятилетия, поэтому самое время ознакомиться с изменениями в этом секторе.

Что изменилось? Прежде всего следует отметить, что проблема подделки продукции известных брендов стала ещё более острой. Мировой рынок решений для защиты брендов и полиграфической продукции достиг в 2018 г. 3,09 млрд долл. При сохранении текущих темпов роста 4,4% в год, к 2024 г. объём этого рынка превысит 4 млрд долл. При этом объём продукции, нуждающейся в защите, измеряется цифрами на пару порядков больше. И это легко объяснимо, ведь в повседневной жизни с подделками мы сталкиваемся при покупке продуктов питания, лекарств, вино-водочной продукции, парфюмерии, изделий легкой и электронной промышленности, ПО и многого другого. По некоторым оценкам, более 20% всей продукции в мире — фальшивая либо взломанная. Это — причина банкротств компаний, потери производителей и недополученные государствами налоги на триллионы долларов, а также причины отравлений некачественными лекарствами и продуктами питания, как минимум испорченное настроение обманутых потребителей.

Поэтому борьба с этим злом разворачивается в полную силу во всех странах мира, включая даже Китай, который ещё недавно считался родиной контрафакта. Например, только корпорация Alibaba в прошлом году конфисковала поддельных товаров на сумму 536,2 млн долл. Уголовные расследования, инициированные членами китайского альянса по борьбе с контрафакцией (AACA), привели к аресту 1277 подозреваемых и закрытию 524 производственных и торговых компаний в 2018 г. Другой международный концерн — Amazon — в начале 2019 г. запустил специальную программу по борьбе с контрафактом Project Zero, которая предусматривает алгоритм машинного обучения. Она сканирует сайты на наличие подозрительных товаров и автоматически их уничтожает, а также даёт владельцам торговых марок инструмент для удаления контрафакта. С момента запуска Project Zero уже заблокировал более 65 млн товаров, прежде чем клиенты их увидели.

Результаты консолидированных действий различных структур начинают приносить плоды. Разумеется, важнейшую роль в этом играют специальные меры, предпринимаемые производителями для защиты своей продукции. В этой статье рассмотрим часть вопроса защиты продукции, напрямую касающуюся нашей отрасли.

Понятно, что абсолютной защиты не бывает. Любую вещь, созданную одним человеком или группой людей, всегда смогут повторить другие. Но, тем не менее, вопрос организации защиты продукции вовсе не безнадёжен, если принять во внимание факторы стоимости и времени. Если сделать так, чтобы подделка обходилась заметно дороже оригинала, то она потеряет всякий смысл. То же самое относится и к фактору времени, которое, как известно, дороже денег. Например, билеты на культурные и спортивные мероприятия имеют короткий срок жизни, и пираты просто не успевают наладить производство с момента получения оригинала билета. Экономические соображения накладывают следующие правила защиты. Во-первых, себестоимость оригинального защищённого продукта должна быть минимально возможной. Только этим можно свести на нет все усилия нечестных предпринимателей. Особенно это важно для этикетки или упаковки, которые сами по себе идут в нагрузку к упаковываемому продукту и увеличивают его себестоимость. Во-вторых, степень защиты должна соответствовать стоимости защищаемого продукта. Согласитесь, многоступенчатая дорогостоящая защита, имеющая смысл для банковского сертификата, не оправдает себя для водочной этикетки — себестоимость такой этикетки может превысить цену напитка, на бутылку с которым она будет наклеена. Точно также и упрощенная защита, применимая для этикетки, обесценит финансовый документ и подтолкнет махинаторов к действию.

Технологии защиты

«Оберег» для бренда

Все используемые в настоящее время технические и технологические методы защиты полиграфической продукции можно разделить на несколько больших групп. Во-первых, это защита на стадии дизайна с помощью особых приёмов вёрстки и специальных программ для обработки изображения. Во-вторых, технологические способы печати (орловская, ирисная печать и т. п.). В-третьих, защита за счёт использования особенностей бумаги или другой основы, на которой осуществляется печать. В-четвёртых, защита с помощью специальных красок или других носителей печатной информации. И, в-пятых, использование дополнительных финишных и отделочных процедур после печати. Более подробная классификация приведена в таблице, хотя, конечно, мир не стоит на месте, поэтому какие-то способы защиты наверняка остались за рамками.

Специальные «дефекты» | Элементы защиты можно предусмотреть ещё на стадии дизайна и вёрстки. Так, например, можно умышленно ввести в картинку «дефекты» — нестандартный шрифт, неровные по высоте или ширине прыгающие буквы, линии, хаотически меняющие толщину, и т. п. При большом объёме текста есть очень большая вероятность, что злоумышленники не заметят этих недостатков или не смогут легко и быстро их повторить. Кстати, обнаружению подделок способствует и противоположная ситуация, когда ошибки допускают сами поддельщики. Несколько лет назад в Москве во всех магазинах кассирам было дано указание «ловить» фальшивые 50-рублевые купюры, у которых в слове «РОССИЯ» была пропущена одна буква «С». Причём деньги были подделаны так искусно, что именно этот признак явился чуть ли не определяющим при диагностике. К сожалению, этот приём применим не всегда. Например, он мало подходит для защиты этикеток. Ведь здесь получается двоякая ситуация. Чтобы покупатели могли отличать хороший товар от поддельного, они должны быть информированы об элементах защиты. Но если предать эту информацию широкой огласке, то преступники используют её в своих целях. В то же время метод прекрасно работает с ценными бумагами и документами, которые должен проверять лишь ограниченный круг должностных лиц. В эту категорию входят билеты, удостоверения, ценные бумаги, банковские документы, ювелирные изделия и т. п.

Гильоширные элементы | Это фоновый рисунок из взаимно пересекающихся кривых тонких линий, покрывающих всю поверхность листа, — вы можете увидеть их и на обложке этого номера. Согласно существующим нормативам, гильоширные элементы должны занимать не менее 70% площади ценных бумаг. Причём из этой площади большая часть должна содержать многоцветные гильоширные композиции. Гильоширную композицию невозможно воспроизвести на цифровом множительном аппарате, поскольку очень маленькая толщина (40–70 мкм) и постоянно меняющаяся кривизна каждой линии создают непреодолимые препятствия перед рисующим блоком с недостаточной на сегодняшний день разрешающей способностью. Повторить гильоширную композицию, полученную методом орловской печати, когда ко всем сложностям добавляется ещё плавно и произвольно меняющийся цвет каждой линии, невозможно другими способами (офсет, трафарет, высокая или глубокая печать). Поддельная линия, получится либо непрерывной, но монохромной, либо меняющей цвет, но прерывистой, состоящей из растровых точек. Выдержать оба требования одновременно не получится.

Кроме всего прочего, даже монохромные гильоширные элементы сложны для сканирования, так как нередко содержат повторяющиеся периодические элементы, способные загрузить огромные массивы памяти и затруднить работу компьютера. В то же время для облегчения работы легальных производителей существуют специальные программы, мгновенно вычерчивающие необходимые рисунки по закодированным математическим формулам. Одна из них — Agfa Graphics Fortuna 10, включающая новые модули защиты для изготовления паспортов, удостоверений личности, акцизных марок, лотерейных билетов и другой защищённой печатной продукции. Помогает создавать уникальные запутанные линии на основе базовых элементов или изображений, а также использовать элементы шрифтов для буквенных защитных растров.

Результат работы Agfa Graphics Fortuna 10

Микротекст | Так называют одну или несколько строк символов, воспринимаемых человеческим глазом в виде тонкой сплошной линии и в то же время великолепно читаемых с помощью лупы или микроскопа. Обычная высота шрифта микротекста — порядка 250 мкм. Этот метод защиты также несёт в себе элемент неожиданности и может быть оформлен как в виде позитивного (на светлом фоне), так и «вывороточного» изображения на плашке. Микротекст может быть напечатан или оттиснен на металлизированной или голографической фольге и должен обязательно присутствовать на всех ценных и полуценных бумагах.

На фрагменте купюры Банка России 5000 руб. под лупой можно рассмотреть изображения зверей и надписи «ЦБРФ» и «5000» на дальнем берегу. Ближний берег и река сделаны из гильоширных линий

Специальные растры | Существуют фирмы, имеющие лицензии на производство ценных бумаг, специализирующиеся наряду с прочим на использовании специальных растров. Многим читателям наверняка известно, что для воспроизведения полиграфического полутонового изображения необходимо заполнить каждую его прямоугольную ячейку определённым количеством печатной краски, занимающей от 0 до 100% его площади. Обычно используют стандартные формы растровой точки в виде круга, эллипса, ромба и т. п. В то же время известно и так называемое стохастическое растрирование, при котором вообще нет понятия растровой ячейки. Здесь используют изображения, состоящие из множества хаотически разбросанных по площади листа мелких точек (15–30 мкм). Основное условие размещения этих точек — их концентрация на любом участке должна соответствовать цветовой плотности изображения. Стохастика высокого разрешения сама по себе является защитной технологией, т. к. не каждое печатное устройство сможет воспроизвести столь мелкие точки, формирующие изображения, но разработчики защитных технологий пошли дальше. Они совместили оба вышеназванных принципа и использовали необычные формы точек растра. Появились так называемые линейные, концентрические и другие специальные растры. Элементы изображения при этом формируются за счёт изменения толщины этих линий. Такая защита прекрасно работает даже при достаточно крупном «зерне» растра, так как создает непреодолимые препятствия для стандартных СТР-устройств. Один из разработчиков такой защиты — Алексей Зайцевский — создал способ растрирования изображений Hide In View с помощью своего ПО «Матрикс», в котором интервалы, углы, а также формы и пропорции растровых элементов переменные (патент РФ № 4922). Величина и характер искажений в его алгоритме растрирования связаны с содержанием изображения. Подлинность картинки можно увидеть с помощью контрольной плёнки, при накладывании которой на фальшивом образце проявляются скрытые фигуры.

Оригинальное изображение, растрированное в ПО «Матрикс», и сверка копии с помощью контрольной плёнки

Скрытые изображения или совмещённые рисунки | Эффект скрытого изображения заключён в том, что если повернуть лист бумаги под определённым углом, то в нём появляются новые элементы. Существует множество способов создавать такие эффекты. Например, ПО JSP PIXEL может делать два линейных растра, замаскированных перпендикулярно один в другом. В этом случае скрытая картинка проявится при взгляде на рисунок под очень маленьким углом. Дизайнерское ПО Agfa Graphics Arziro Design позволяет реализовывать «живое» варьирование толщины линий гильоширных узоров и создавать некопируемые шаблоны за счёт внедрения в дизайн невидимых элементов, которые сразу проявятся при копирования.

Сверхточное сканирование | Способ Bubble Tags заключается в образовании пузырьков на полимере, покрывающем этикетку, порядок расположения которых связан с уникальными (активируемыми производителем) метками. Покупатель сможет проверить подлинность продукта при помощи бесплатного приложения для мобильного устройства. Это один из наиболее надёжных и удобных, но, к сожалению, дорогих способов защиты.

Более перспективной представляется разновидность этого метода, достигаемого сканерами сверхвысокого разрешения, позволяющими для защитных целей использовать не только изображение или пузырьки на полимере, а и саму поверхность этикетки или упаковки. Выбранный фрагмент при сверхбольшом увеличении образует уникальную картинку, которую можно получать на этикетировочной линии производителя, автоматически оцифровывать и заносить в базу данных. Доступ к этой информации (за определённую сумму) с помощью отдельного приложения могут иметь продавцы, которые с помощью специальных устройств легко смогут проверять достоверность продуктов. Перспективность этого метода заключена в непрерывном прогрессе фотокамер современных смартфонов, что в будущем даст отличный способ детектирования товаров простым покупателям. Эти способ можно одновременно отнести к первой и третьей группе рассматриваемых нами методик.

Технологические приёмы защиты

Защита изображения за счёт использования оригинальных технологий печати является самой эффективной. Предприятия, производящие защищённую продукцию, имеют лицензии на такую деятельность и, как правило, оснащены очень дорогостоящим совершенным полиграфическим оборудованием, ограниченным доступом в производственные помещения. А то, что можно сделать на мощной профессиональной машине, сложно повторить на простом оборудовании. Вряд ли мошенники захотят купить такой станок по экономическим соображением, ибо тогда себестоимость подделки окажется во много раз дороже оригинала.

Разные технологии печати имеют свои особенности, легко различимые на продукции. Например, трафаретная печать позволяет положить очень толстый слой краски. Высокая печать — создать рельеф печатных элементов. Глубокая печать — менять размер печатных точек на растровой ячейке не только по площади, но и по высоте. За счёт чего может быть получено очень качественное изображение. Сухой (безводный) офсет обеспечивает возможность печати с очень высокими линиатурами растра — до 900 lpi. Цифровая печать, благодаря начинаниям НР, за счёт сочетания переменных данных и специальных (неоновые, невидимые и т. п.) красок подняла уровень защиты и данной технологии печати. И совмещение на одном продукте нескольких видов печати создаст серьёзную защиту само по себе. Перечислим несколько защитных технологий печати.

Орловская печать | Занимает особое место в ряду защитных технологий. Это способ печати, изобретённый нашим соотечественником И. Орловым в 1890 г. Построенная им машина имеет несколько формных цилиндров, один из которых формирует графические элементы (контур) изображения, а другие — произвольные площади перемены цвета. По вполне понятным причинам здесь не будет рассматриваться устройство орловской машины. Ограничимся лишь тем, что продукцию с орловской машины технически невозможно повторить на другом оборудовании, а также на самой этой машине, не имея оригиналов форм. Вычислить множество использованных форм по готовой продукции также не просто. Чего стоят одни гильоширные композиции, когда проходящие рядом тонкие непрерывные линии имеют разные цвета, меняющие свой оттенок и насыщенность по длине линии.

Использование орловской печати ещё на царских банкнотах

Ирисная печать | Может быть получена на обычной офсетной машине, если в её красочный аппарат заложить несколько красок и выключить раскат валиков. Например, в одну половину красочного ящика закладываем жёлтую краску, а в другую — голубую, предварительно разделив их перегородкой. При прохождении через систему валиков красочного аппарата эти две краски взаимно проникают друг в друга и образуют переходный участок с плавно меняющимся цветом. Разумеется, ширина этого переходного участка постепенно растёт и через какое-то время вся краска может стать зеленой. Но за это время можно отпечатать короткий тираж, у которого штриховое изображение на оттисках будет иметь плавный градиент перехода цвета из одного в другой. Процесс можно развить и дальше, использовав вместо двух большее количество красок.

Металлографская печать | Одна из разновидностей глубокой печати под большим давлением и с использованием специальных красок. Позволяет получить различные полутона, а также рельефное изображение, которое можно проверить пальцами на ощупь. Этот метод, наряду с орловской печатью, рекомендован для использования при печати ценных бумаг.

Сухой (безводный) офсет | Способ печати на специальных офсетных машинах с помощью специальных форм и красок без увлажнения. Он позволяет получать качественные изображения с очень высоким разрешением. Эта технология требует строгого соблюдения климатических условий в типографии и температуры валов и узлов печатной машины. Есть случаи перестройки обычных офсетных машин для печати сухим офсетом. Ввиду редкости и большой цены расходных материалов, себестоимость продукции при этом увеличится, что делает неоправданными такие переделки для производства обычных тиражей, но если вопросы защиты являются приоритетными, то такие жертвы могут окупиться.

Нумерация | Один из самых простых методов защиты этикеток или упаковки. Суть его заключается в том, что все этикетки на заводе нумеруются буквенно-цифровым кодом (например, двенадцатизначной цифрой), который формируется случайным образом при создании этикеток, эта информация сохраняется в базе данных производителя. Далее этот продукт или упаковка может отслеживаться в процессе транспортировки товара от производителя к потребителю, и каждый этап (см. рис.) также будет фиксироваться в базе данных. При продаже товара кассиру достаточно просканировать код этикетки, а специальное ПО, сопоставив код с имеющейся в базе информацией, определит подлинность товара. Если номер дублируется или не соответствует региону или времени нанесения, то можно объявлять тревогу. Определить же правильный код злоумышленникам невозможно.

Схема трассировки нумерованной продукции в процессе его доставки

Другие технологические способы | Стирающийся скретч-слой на поверхности, под которым скрывается индивидуальный товарный номер, подтверждающий истинность продукции от определённого производителя.

RFID с микрочипами и антеннами-транспондерами, находящиеся на этикетках или упаковке, позволяющие на расстоянии считывать информацию и предупреждать хищения из магазинов. Транспондеры изготавливают из металлической фольги или печатают электропроводными красками трафаретным, глубоким или флексографским способами. Минус такой защиты — высокая цена (от 30 центов за этикетку), поэтому она пока подходит только для особо ценных товаров.

Нидерландская фирма Fasson создала свою систему защиты от фальсификации, предусматривающую нанесение информации о продукте на верхний защитный слой этикетки или под него. При этом наносятся специфические водяные знаки из нейлоновых или цветных волокон определённой длины, считываемых УФ-сканером.

Чтобы не превращать статью в полиграфический учебник, на этом мы закончим рассказ о различных методах печати. Защита при использовании разных технологий печати основана на их различимых особенностях. Поэтому перед фальшивомонетчиками встаёт сложная задача поиска не очень распространённого специального оборудования или покупки дорогостоящей техники.

Защита за счёт основы

После разговора об абстрактном дизайне перейдем к физическим методам защиты. К тому, что можно увидеть и потрогать руками на ценном бланке или защищённой этикетке. Известно, что такая защита за счёт использования специальной основы, наряду с использованием особых технологий печати, является самой действенной. Так, для печати денежных знаков используют многослойную бумагу, которая сама по себе содержит целый комплекс защитных элементов. Это водяные знаки, металлизированные вкрапления, защитные полоски.

Цветные защитные волокна на долларах США и немецких марках (видимые под УФ-светом)

К ним же можно отнести эффекты «похрустывания» и «растягивания» (попробуйте слегка надорвать американский доллар — после снятия нагрузки растянутый участок спружинит и вернётся в нормальное состояние) и многое другое.

Наивысшую степень защиты обеспечивает включение специальных химических (например, радиоактивных) элементов в состав упаковки или краски на ней. Такую защиту можно обнаружить только специальными датчиками (см. рис.).

Контроль упаковки детектором химических элементов от компании ArjoSolution

Плёнки типа VOID

«Оберег» для бренда

Наверняка многие покупатели импортной бытовой аппаратуры сталкивались с гарантийными защитными стикерами на них. Это и есть самоклеющаяся многослойная плёнка типа VOID, главное достоинство которой заключается в сочетании очень слабой связи между внутренними слоями и сильным приклеивающим слоем к изделию. При отрыве этой плёнки становится видимым слово VOID, что по-русски означает «недействительный». Повторная приклейка с удалением проявившегося слова невозможна. Спектр таких материалов расширяется, недавно UPM Raflatac выпустила мгновенно разрушающуюся при попытке вскрытия ПВХ-плёнку Ultra Destructible PVC, которая при отклеивании гарантированно рвётся на кусочки.

«Оберег» для бренда

Краски

Защита за счёт использования специальных красок не менее важна, чем выбор основы. Собственно, краски могут иметь все защитные элементы, которые уже перечислялись применительно к печатным материалам. Это специальные включения в состав красителя, неоновые, металлизированные, магнитные, флюоресцентные, химически нестойкие краски и многое другое. Метамерные краски при разном освещении выглядят по-разному, например, рисунок на банкнотах, полностью видимый при дневном свете, частично исчезает в УФ-диапазоне при наблюдении через детектор валют. Sun Chemical создала альтернативные красочные составы SunGuard Apollo, видимые только в инфракрасном спектре. Магнитные краски содержат в своём составе ферромагнитные частицы, которые легко считываются специальными устройствами, например, в банкоматах. Флюоресцентные краски — светятся при облучении светом определённой длины волны. Цветопеременные краски (Optically Variable Image) меняют цвет при различных углах обзора из-за эффекта интерференции.

«Оберег» для бренда

Несохнущие краски | Несохнущие, но сильно впитывающиеся краски долгое время сохраняют изображение и в то же время легко диагностируются на наличие подделки. Подобной зелёной краской напечатаны, например, доллары США. Попробуйте намочить эту купюру и потереть о чистый лист бумаги. Останется хорошо заметный зелёный цвет. В то же время эти краски глубоко впитываются в бумагу и их невозможно стереть без уничтожения носителя.

Краски, меняющие свои свойства от температуры (термохромные) | К таковым можно причислить красящие вещества, меняющие свой цвет от изменения температуры или под воздействием ИК-излучения. Причём диапазон чувствительности термохромных красок может быть разным. Наиболее популярные сильно реагируют на нагрев в диапазоне от +20 до +40 оС. Для проверки подлинности документа с такими красками достаточно взять его в руку и дождаться изменения цветового оттенка. Английская художница Йиота Деметью, например, недавно выпустила целый сборник любовной лирики To You, который можно прочесть, только коснувшись текста рукой.

Отделка продукции

Защитные элементы могут быть внесены в полиграфическую продукцию не только при печатном процессе, но и позже, на стадии финишной обработки. Наиболее распространёнными способами дополнительной обработки ценных бумаг и этикеток являются процедуры тиснения, нанесения голограмм, внутренняя или внешняя высечка, перфорация или просечка продукции и т. п.

Горячее тиснение (блинтовое или фольгой) и голограммы | Тиснение выполняется на специализированном оборудовании и может быть слепым (блинтовым) или выполненным с помощью цветной фольги. В зависимости от рельефа различают плоское и конгревное тиснение, с чётко выраженным рельефным изображением. Само по себе тиснение легко доступно, но высокая себестоимость материалов и малая производительность дешёвых аппаратов делают кустарное малотиражное производство очень нерентабельным. Сейчас горячее тиснение фольгой стало стандартом де-факто при производстве элитных этикеток для алкогольных напитков или упаковки любых ценных товаров. Тиснение также производится с помощью голографической плёнки, являющейся наиболее сильным средством защиты, так как сделать её самостоятельно невозможно или очень дорого.

Высечка или просечка | Внутренняя или контурная высечка изделий значительно увеличивает себестоимость изделий, изготавливаемых малыми и средними тиражами, из-за высокой стоимости штампов. Сейчас уже сложно встретить этикетки или кольеретки простой прямоугольной формы. Кроме защиты от подделки, возникает необходимость предохраниться от повторного использования фирменной упаковки. Кроме дорогостоящих плёнок VOID для этой цели можно использовать принудительное ослабление прочности этикетки или упаковки. За счёт просечек можно добиться того, чтобы упаковку невозможно было открыть (этикетку отклеить) без разрушения.

Заключение

Приведённый обзор методов защиты полиграфической продукции, конечно, неполон. В мире существует много других более секретных методов, список которых регулярно пополняется, так как прогресс не стоит на месте. Тем не менее даже из рассмотренных технологий можно сделать вывод, что производители имеют множество способов сохранения своего авторского права. Часто на защищаемом изделии используют несколько (на денежных купюрах, например, до 20) методов защиты. Важно лишь найти удачный компромисс между стоимостью средств защиты и её эффективностью. Важным фактором снижения себестоимости защиты продукции является и большой тираж, который даёт возможность воспользоваться всеми преимуществами дорогостоящего высокопроизводительного оборудования.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • HP Stitch S обещает текстильную революцию

    По оценкам HP, розничные продажи текстиля в мире в 2023 г. составят 1,7 трлн долл., из них доля запечатанного текстиля составит 308 млрд долл. Самый активный двузначный годовой прирост демонстрирует сегмент цифровой печати, предлагающий производителям недоступные ранее преимущества в виде простоты и скорости вывода на прилавки новых дизайнов. К 2023 г. рынок текстильной продукции, запечатанной «цифрой», вырастет до 5,5 млрд долл.

     

  • Бизнес «в голубой рубашке»

    Компания «Артотойз» отметит в 2020 г. своё 10-летие. Её руководитель Артём Бартош имеет опыт руководства офсетной типографией и знает о сложностях этого бизнеса не понаслышке. Поэтому, создавая компанию, он твёрдо решил, что она будет цифровой, чтобы можно было выполнять заказы в обычной одежде.

     

  • Планшетный вызов «Дамми»

    В курганской типографии «Дамми» в октябре 2019 г. был запущен первый в СНГ планшетный УФ-принтер Ricoh T7210. Быть первопроходцем — всегда рискованно, но когда тебя страхуют проверенные и надёжные партнёры, успех почти гарантирован.

     

  • Лайнер «малой авиации»

    Волгоградская типография «Печатные решения» недавно приобрела уже третью ЦПМ Konica Minolta — новую модель AccurioPrint C3070L. В 2008 г. она стала первым покупателем ЦМП Konica Minolta серии PRO в регионе, а сейчас первая установила машину этого же производителя с клик-контрактом.

     

  • Широкоформатный дебют «Буки Веди»

    Крупная московская книжная типография «Буки Веди» выбрала для открытия широкоформатного направления УФ-принтер Océ Colorado 1640. Его также планируется использовать для печати на уникальных материалах для переплётов, футляров и т. п.

     

  • Какая боль, или Разговор слепого с глухим...

    Представьте себе, что вы приходите в магазин за чёрными ботинками 42-го размера. А вам говорят: есть белые кроссовки 37-го. Брать будете? Такая вот ассоциация возникла у нас в связи с текущим запросом…

     


comments powered by Disqus