101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Зарабатываем на «металлах»

  • Юрий Захаржевский
  • 8 ноября 2018 г.
  • 3087

Специальный обзор решений для цифрового нанесения фольги.

«Офсетчики» уже давно пришли к выводу, что на одной лишь печати толком не заработаешь: главный способ заработка — это послепечатные, а в особенности — отделочные операции. Ведь покупают у типографий не отпечатки, а конечный продукт. И чем он привлекательнее и уникальнее, тем дороже за него готовы платить. В цифровой же печати, к сожалению, довольно долго длился период, когда отделка цифровых отпечатков производилась аналоговыми устройствами, поскольку цифровых машин для таких операций просто не было. Но постепенно положение менялось: появились устройства для цифровой резки, биговки, лакирования и, наконец, фольгирования.

В этот раз мы рассмотрим, как можно делать цифровое фольгирование. Конечно, кроме традиционного горячего и холодного тиснения фольгой, возможны и другие способы отделки, создающие металлизированные эффекты: например, уже существуют металлизированные тонеры у ЦПМ HP Indigo и Xerox и чернила на широкоформатных принтерах Epson, Roland и др. Но результаты их работы пока что не идут в сравнение с результатами нанесения фольги. Правда, в своё время в Landa Digital Printing разработали принципиально новый процесс металлизации, который был назван Nano-Metallography. На сформированный цифровым или традиционным способом клейкий «шаблон» наносится слой металлизированных хлопьев NanoFlakes толщиной 50 нм, создавая эффект, по блеску сравнимый с тиснением фольгой. Но о практическом применении этой технологии до сих пор ничего не слышно.

Сейчас на выбор у полиграфистов, в том числе российских, имеются совершенно разные устройства: как по технологиям работы, так и по цене оборудования. Соответственно, выбирать их надо как по технологическим возможностям, так и по объёмам загрузки.

Струйные решения высшего класса

HP Indigo GEM

В первую очередь упомянем о серьёзных (как по цене, так и по производительности) агрегатах, технология работы которых подобна холодному тиснению, применяемому в аналоговой печати. Сначала на поверхность обрабатываемого материала наносится клейкая субстанция — например, праймер или УФ-лак. Это делается через струйные печатающие головки. А затем к материалу прижимается, как и в случае с аналоговым холодным тиснением, фольга.

MGI JETvarnish 3D Evolution & iFoil L

По такой схеме работают устройства, производимые HP, MGI, Scodix, Steinemann (последний в России не представлен). Среди них есть как рулонные (HP Indigo GEM, MGI), так и листовые (MGI, Scodix, Steinemann). Подробнее о них можно прочесть в Publish № 6, 2018 (Захаржевский Ю. Кратчайший путь к шикарному оттиску).

Scodix Ultra Pro with Foil

Разумеется, все эти устройства могут производить не только фольгирование, но и лакирование — было бы странно со стороны производителей не использовать эту возможность, если уж в машине применяется струйная технология. К тому же без лака нанесение фольги в таких устройствах просто невозможно.

Применяемые в такой технологии вещества имеют хорошую адгезию ко многим материалам: бумаге, картону и т. п.

Несколько особняком стоит представленное на drupa 2016 Kurz специализированное решение со встроенной секцией УФ-печати изображения для последующей металлизации — DM-Liner UV Ink, способное переносить фольгу Digital-Metal на бумагу и пластик. К сожалению, оно тоже скорее находится в категории цены устройств высшего класса. Ценник на все подобные устройства — шестизначный в евро или долларах. К тому же эти устройства достаточно производительны (тысячи листов в час), так что на целый регион может хватить всего одной или двух машин: остальные типографии будут переразмещать заказы с фольгированием у счастливого обладателя такой техники.

Доступные струйные альтернативы

К сожалению, перечисленные выше устройства довольно дороги — тем более что это обычно большие машины второго, а то и первого формата. И пользователи, естественно, стремятся найти альтернативные варианты цифрового тиснения. И некоторые производители не против помочь им в этом.

Например, Mimaki предлагает метод «тиснения» с помощью сувенирного планшетного принтера и ламинатора с ревайндером, на который собирается отработанная фольга. Изображение, которое надо металлизировать, сначала наносится праймером через струйную головку принтера, а УФ-сушка слегка его «подсушивает», не отверждая до конца. На получившееся липкое изображение можно в ламинаторе накатать фольгу (Терентьев И. Эффектная «цифра» // Publish № 9, 2016). Однако в России этот способ фольгирования вряд ли найдёт широкое применение, поскольку вариант принтера с праймером у нас не популярен, а переделать аппарат после покупки уже нельзя.

Похожую систему на drupa 2016 предложила другая южнокорейская фирма — Durafos. Система Durager-VF600 тоже состоит из двух частей: планшетного УФ-принтера и модуля фольгирования. Если при покупке выбрать принтер с белыми чернилами, то можно, нанося фольгу на рельефное белое изображение, получить тиснение фольгой с тем же рельефом. Интересно, что конструкция данного принтера предоставляет пользователю возможность заменять модуль печати: кроме УФ-чернил, можно использовать сольвентные или чернила для печати по текстилю. К сожалению, в России эти системы не представлены.

Возможно, кто-то из полиграфистов попытается воспроизвести альтернативный вариант струйного фольгирования имеющимися средствами — было бы интересно узнать о таком опыте.

Тонерные решения

Принципиально иное решение применяется в устройстве, которое предлагает Kurz — известный немецкий производитель фольги для тиснения. Подробнее о машине Kurz DM-Liner (его цена — около 100 000 евро) можно прочесть в статье «Цифровое тиснение фольгой: когда тираж не имеет значения» (Publish № 4, 2015). Вкратце напомним, что на первом этапе на те места отпечатка, которые должны быть покрыты фольгой, должен быть нанесён чёрный тонер. Делается это на отдельной ЦПМ — как печатающей по технологии с сухим тонером, так и на машинах HP Indigo с жидким тонером. На втором этапе тиснения отпечаток пропускается через машину DM-Liner, где давление нагретого вала переносит металлизированный слой фольги на чёрный тонер. В целом данная технология включает в себя три компонента: саму машину DM-Liner, специальное ПО и фольгу Kurz Digital-Metal DT-H.

В центре приложений Ricoh в Телфорде (Великобритания) установлена Kurz DM-liner, которую активно используют при изготовлении демонстрационных образцов в сочетании с цветной электрографической печатью

По информации поставщика — ГК «Дубль В» — такие устройства (как в листовом, так и в рулонном варианте) успешно продаются в странах Европы. Потенциальные клиенты в России проявляют к ним интерес, но инсталляций у нас пока нет.

Московская компания «Фольгиратор» предлагает настольное устройство Foil Fuser FT-10 (США). Принцип его работы такой же, как у Kurz DM-liner, но масштаб — гораздо меньше: ширина материала — до 320 мм, плёнки — до 305 мм. Цена устройства — около 178 тыс. руб.

По похожей технологии работает и электрографическая ЦПМ MGI Meteor Color+: она имеет модуль для фольгирования, который припрессовывает фольгу к запечатанным тонером участкам листа. Фактически устройство включает две машины: электрографическую цветную ЦПМ и систему фольгирования с модулем автоматической приводки. Представленные на drupa 2016 образцы впечатляли, но нам пока не известно об инсталляциях этой машины в России.

Альтернатива: тонер + ламинатор

Технология, описанная выше, является, по сути, доведённым до промышленного уровня вариантом способа фольгирования «на коленке»: большинству полиграфистов наверняка известны способы «тиснения» с помощью принтера и ламинатора. Производители ламинаторов, естественно, не оставили без внимания эту потребность клиентов: достаточно приобрести модель с ревайндером, чтобы процесс фольгирования вышел на совсем другой уровень производительности. Вероятно, это самый доступный способ цифрового фольгирования, особенно в случае, если типография уже располагает подходящей моделью ламинатора и любой тонерной ЦПМ — фактически, вам потребуется только специальная плёнка с фольгой.

В этом секторе наиболее известны решения южнокорейской GMP, которая, кроме ламинаторов, предлагает подходящую фольгу разнообразных цветов: в числе прочего, можно получить не только цветные или голографические изображения, но и прозрачные, которые выглядят, как выборочное лакирование.

На международных выставках большую активность в демонстрации различных способов нанесения фольги с помощью ламинаторов проявляет английская Vivid Laminating Technologies.

В 2018 г. одним из обладателей престижной премии ассоциации Полиграфическая промышленность Америки (PIA) InterTech Award 2018 была названа компания Nobelus за четырёхступенчатый процесс облагораживания с использованием ламинатора 4-Step Sleeking. Компания разработала технологию фольгирования и имитации выборочного лакирования цифровых отпечатков, в основном с машин HP Indigo. Недавнее новшество заключается в том, что после ламинирования запечатанного оттиска на нём можно ещё раз напечатать и выполнить фольгирование, создавая интересные эффекты. Поверх серебряной фольги можно даже напечатать в цвете, имитируя цветную фольгу. «Это открывает для типографий доступную возможность печати переменной информации и персонализации фольгой», — заключили судьи.

Стоит отметить, что рабочий процесс с ламинатором хорош уже тем, что ламинатор нужен в большинстве типографий и пока что обычная ламинация требуется гораздо чаще, чем цифровая отделка.

Решения с термопереносом

Теперь рассмотрим самый распространённый вид цифровых фольгираторов: настольные устройства с термальными головками. В настольном исполнении стоимость этих устройств — в диапазоне от единиц до десятков тысяч долларов. По сути, это имитация обычного горячего тиснения, только вместо штампа используется термальная головка, которая прижимает фольгу к обрабатываемому материалу в нужном месте и нагревает её. Фольга в этом случае требуется специализированная, и стоит она дороже, чем обычная фольга для горячего тиснения. На коротких тиражах, само собой, эта разница нивелируется благодаря тому, что не нужны время и деньги для изготовления штампа.

Такие машинки, обычно малоформатные, применяются на многих предприятиях: в типографиях, копировальных салонах, рекламных агентствах, а также в печатных отделах корпоративных клиентов. Данное решение позволяет производить отделку от единичного экземпляра до средних тиражей.

Ещё несколько лет назад в этом секторе российского рынка почти безраздельно господствовали азиатские производители. Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась: теперь львиная доля рынка занята отечественным производителем — компанией «Виршке» (г. Нижневартовск). Все разработки по проектированию, расчётам, разработкам ПО осуществляются силами наших российских специалистов. Одним из дистрибьюторов «Виршке» на территории РФ и стран ближнего зарубежья является «НИССА Дистрибуция» (Offitec). Этот поставщик предлагает на выбор несколько типов специализированной фольги, в том числе прозрачную, которая даёт эффект выборочного лакирования.

Мы расскажем об этом решении подробнее, поскольку ранее никогда о нём не писали. Александр Виршке — владелец, руководитель и один из разработчиков «Виршке» — пояснил отличия своей продукции от фольгираторов конкурентов. Единственная выпускаемая модель этой компании сейчас — FoilPrint 106 с длиной тиснения до 300 мм. Опционально можно заказать такой же фольгиратор с рабочей длиной 500 мм. Интересно, что в данной модели можно использовать рабочие головки шириной как 57, так и 106 мм. Замена осуществляется оператором и занимает всего несколько секунд. По словам Александра, каждый десятый покупатель приобретает сразу две головки.

Термальная головка — совместный проект «Виршке» с японской компанией. У китайских фольгираторов бывают головки шириной даже 210 мм, но разрешение у них — всего 203 dpi. Высота подъёма головки составляет 48 мм, что позволяет осуществлять обработку готовых изделий (блокноты, ежедневники, книги и т. п.). Рабочий стол имеет прорезиненную поверхность для фиксации материала. Формат файла печати — bmp. Разрешение термоголовки составляет 600 dpi, что значительно больше, чем у некоторых конкурентов.

Одним из недостатков устройств конкурентов, по словам пользователей, является то, что оператору трудно понять, на какое именно место обрабатываемого материала или предмета опустится термальная головка. В фольгираторе «Виршке» для удобства позиционирования материала по бокам головки установлены два лазерных указателя. Александр удивлён, почему столь очевидное решение до сих пор не скопировано конкурентами.

А. Виршке: «Проектируя FoilPrint 106, я специально общался с пользователями конкурирующих фольгираторов»

Ещё одно положительное отличие — цена: по словам Александра, российский фольгиратор стоит в разы дешевле американских или бельгийских, а китайские превосходит по качеству. Конечно, проблемы встречаются со всякой техникой. Но на этот случай у «Виршке» имеется оперативная техническая поддержка. Александр рассказал, что к нему неоднократно обращались владельцы зарубежной техники и одно время компания оказывала такую помощь, получая при этом возможность исследовать конкурирующую технику: «Был даже случай, когда при покупке нашего фольгиратора клиент подарил нам китайский, который так и не смог заставить заработать».

Конечно, всякий производитель расскажет о преимуществах своей техники и недостатках техники конкурента. Но в данном случае особо сомневаться не приходится: дело в том, что несколько лет назад мы тестировали фольгиратор азиатского происхождения для рубрики «Обзоры». К сожалению, подготовить статью нам не удалось. Фольгиратор был установлен у пользователя в типографии, и тот не нашёл по поводу устройства ни одного доброго слова. Казалось бы — не очень сложная конструкция, но при её воплощении было допущено множество обидных недоработок. Дефекты сборки видны невооружённым взглядом: соединение проводов даже выглядело неряшливо. И дело не только в эстетике: один из проводов внутри машины просто обломился. К счастью, в типографии сумели обнаружить и устранить неисправность своими силами. По части интерфейса система тоже оставляет желать лучшего. Например, в ней меняются показатели температуры, давления и скорости тиснения, но выражены все они в непонятных величинах. И это ещё не все проблемы. Самое печальное, что спектр материалов, годных для качественного фольгирования, оказался крайне узок.

Неудивительно, что оборудование «Виршке» имеет успех на нашем рынке. Правда, информацией о конкретном количестве инсталляций с нами не поделились — многие производители и поставщики не любят раскрывать такие данные. Но, согласно информации «Виршке», по результатам 2017 г. компания заняла 86% российского рынка фольгираторов этого типа, причём, по сравнению с 2016 г., прирост доли составил 10%. Откуда такие цифры? В России других производителей фольгираторов нет, а информацию по импорту фольгираторов «Виршке» предоставляет «Фонд поддержки экспорта Югры».

Интересно, что 14,6% проданных устройств ушло на экспорт. Нижневартовские фольгираторы успешно работают не только в России, но и в Азербайджане, Белоруссии (есть дилер), Германии (есть партнёр по продаже расходных материалов в ЕС), Израиле, Индии (дилер), Иране, Испании, Казахстане (дилер), Киргизии, Латвии, Норвегии, Румынии (дилер), Украине (дилер), Эстонии. Поэтому естественно, что в ПО для устройств «Виршке» появилась поддержка разных языков: кроме русского и английского, включены немецкий и французский, а также персидский, румынский и иврит. Чтобы получить поддержку других языков, достаточно сделать запрос в компанию-производитель.

А в скором времени «Виршке» планирует совершенно вытеснить с внутреннего рынка всех иностранных конкурентов благодаря появлению новой, ещё более совершенной модели: FoilPrint 315, старт продаж которой планируется на ноябрь 2018 г.

У предыдущей модели перемещение печатной головки с последующей фиксацией печатной строки осуществляется в ручном формате. В новой же модели происходит автоматический поперечный сдвиг термальной головки, что позволит сделать качественные фольгированные изображения размером до 450×316 мм — больше, чем у предыдущей модели. У конкурентов есть такие автоматические решения, но новая модель «Виршке» должна превзойти их по скорости работы и формату. Александр считает, что в сочетании с меньшей, чем у конкурентов, ценой, эта модель не даст им никаких шансов остаться на нашем рынке.

Ещё одно отличие новой модели — производитель увеличил давление прижима печатной головки в четыре раза, что позволит значительно расширить ассортимент печати на материалах. Для ускорения передачи и загрузки печатных файлов был изменен интерфейс — с USB на Ethernet.

 

Первый лазерный сувенирный

Roland LD-80 и результат тиснения лазером на пластиковом чехле для телефона. Специальные тиски облегчают установку запечатываемого объекта

На выставке «Реклама 2018» было впервые в России показано устройство DGSHAPE LD-80 (цена в РФ — 8300 евро), которое переносит «металл» на обрабатываемую поверхность с фольги с помощью лазера.

DGSHAPE — это дочерняя японская фирма Roland DG: компания решила выделить в отдельный бренд всё оборудование для производства 3D-продуктов, в том числе фрезерно-гравировальное.

Этот аппарат, который производитель называет декоратором, рассчитан на короткие тиражи и может наносить изображение лишь на предметы из пластика: акрила, поликарбоната, полипропилена, полистирола, абс-пластика. Он не работает со стеклом, кожей, алюминием, силиконом, деревом, резиной и, что особенно печально, с картоном и бумагой.

Соответственно, декорировать с его помощью можно ручки, брелки, чехлы для смартфонов и т. п. предметы. Макс. формат тиснения — 80×80 мм (рекомендуемый — 50×50 мм), а размер обрабатываемых предметов — до 100×200×20 мм. По уверению производителя, по сравнению с традиционным методом лазерной гравировки работа на LD-80 является менее сложным, более чистым и безопасным вариантом персонализации.

Таким образом, у нового устройства довольно небольшой формат и сектор применения, но зато оно может качественно наносить мелкие тексты и линии. Разумеется, в первую очередь оно подходит для тех, кто занимается «сувениркой», но может быть использовано и в организациях розничной торговли, предлагающих услуги персонализации.

Фольгу для устройства поставляет производитель, то есть компания Roland, но для работы годится и обычная фольга для горячего тиснения.

Для рабочего процесса требуются и другие расходные материалы. На фольгу пред работой накладывается специальная светопоглощающая плёнка, которая «превращает» свет лазера в тепло, и, таким образом, происходит нагрев фольги в нужной точке. В одной упаковке (220 евро) — 5 таких плёнок. Используются они многократно, но срок использования трудно предсказать: пока ещё нет опыта практической работы с этим устройством.

Между лазером и светопоглощающей плёнкой имеется ещё и специальная линза (срок её службы — 500 часов, розничная цена — около 350 евро).

В комплекте с LD-80 поставляется ПО от MetazaStudio.

 

Широкоформатный вариант с термоголовками

Технология печати с термальной головкой применяется не только в компактных настольных устройствах. Тот же самый способ нанесения изображения применяется в широкоформатных устройствах Summa DC (см. Захаржевский Ю. Широкие возможности в узкой нише // Publish № 9, 2012). Стоимость модели Summa DC5sx Printer Cutter шириной 76 см — около 15 000 долл., более широкая Summa DC5 Printer Cutter обойдётся в 25 000 долл. В сущности, это принтер/каттер, который печатает не чернилами, а термопереносом тонера со специальных лент. Среди прочих цветов, которыми располагают пользователи, есть и металлизированные. Правда, полноцветного изображения, как на обычном принтере, при этом не получается (за один проход наносится один цвет), но это устройство предназначено для специфического сектора рынка: оно печатает только на качественном рулонном виниле, зато позволяет получить на этом материале готовые этикетки и наклейки, автомобильную и оконную графику.

Разумеется, обрабатывать на таком принтере объёмные предметы невозможно.

Заключение

При использовании большинства технологий есть возможность после фольгирования запечатать лист ещё раз, в зависимости от того, о каком запечатанном материале или предмете идёт речь — на ЦПМ или УФ-принтере. Таким образом, можно получить изображения с разнообразными эффектами металлизации.

Всё вышеизложенное демонстрирует, что полиграфисты имеют довольно широкий выбор устройств, с помощью которых можно производить «тиснение» листовых или рулонных материалов либо готовой продукции. К сожалению, для ряда описанных решений нам не удалось получить для публикации ни цен на оборудование и материалы, ни данных по количеству инсталляций. Такова уж особенность нашего рынка. Но, разумеется, это не должно помешать полиграфистам выбрать подходящее для их целей устройство, поскольку цифровая отделка теперь применяется всё чаще и тем, кто ещё не приобрёл такое оборудование, придётся подтягиваться.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 68