2016.09.12, Автор: Игорь Терентьев2497 прочтений

Эффектная «цифра»

Теги: drupa 2016 Publish Выставки Эксклюзив

 

Текущее состояние дел и инновации в области специальных печатных и послепечатных эффектов с помощью цифрового оборудования на drupa 2016

Цифровые технологии, внедрение которых в полиграфию когда-то начиналось с робких попыток хотя бы просто получить цветные оттиски приемлемого качества на очень ограниченном диапазоне материалов, уже давно вышли за пределы стандартной многокрасочной печати цветами CMYK. «Цифра» способна печатать с расширенным цветовым охватом, специальными красками (включая белую), а также выполнять разнообразную отделку — от выборочного лакирования до фольгирования.

На недавней drupa 2016 цифровых технологий для создания специальных эффектов было представлено больше, чем аналоговых. Давайте вспомним о состоянии дел в этой области и наиболее интересных новинках.

За рамками CMYK

Дополнительные краски в ЦПМ и различных принтерах начали использоваться уже давно. Например, для настольных и широкоформатных струйных принтеров, предназначенных для высококачественной печати, стало практически стандартным применение так называемых «лайтов» — светло-пурпурной и светло-голубой красок. Они не расширяют цветовой охват, а позволяют более гладко передавать градации в светах изображений, поэтому подобные краски нельзя отнести к инструментам для создания специальных эффектов.

Для расширения цветового охвата и получения непривычно ярких, а значит — и более привлекательных и эффектных оттисков в цифровой печати всё чаще применяют семикрасочную модель. Обычно речь идёт о добавлении к триадным краскам оранжевой, зелёной и фиолетовой — такая красочная конфигурация сокращённо называется CMYK+Orange+Green+ Violet или CMYKOrGrVi (порядок наложения доп. цветов у разных производителей может отличаться).

Среди производителей листовых ЦПМ особым путём пошла Konica Minolta — за год до drupa 2016 компания представила уже третье поколение серии High Chroma bizhub PRECC C71hc (см. обзор в Publish № 3, 2016; http://www.publish.ru/articles/201603_20013541). Расширения цветового охвата создатели добились изменением цветовых характеристики тонера, сохранив четыре базовых цвета CMYK. Хотя разница в яркости отпечатков между «обычной» тонерной печатью и моделями из серии High Chroma очевидна, никто из конкурентов пока по этому пути не пошёл. Вероятно, это связано с необходимостью создания особого техпроцесса для качественной подготовки изображений к печати — в противном случае потенциал улучшенного тонера остаётся нераскрытым.

Палитра красок для ЦПМ Landa — CMYK, оранжевая, зелёная, фиолетовая, а также белая 

Что касается семикрасочной модели, то она постепенно становится новым стандартом, причём не только в цифровой, но и в аналоговой печати, где её часто ещё называют «печатью с фиксированной цветовой палитрой». Она востребована везде, где требуется сочетание широкого цветового охвата с высокой точностью воспроизведения как можно большего количества смесевых красок. С этой точки зрения специальным эффектом здесь можно считать существенное повышение эффективности производства. Особенно активно эту технологию внедряют в упаковочной и этикеточной печати. Не случайно для всех упаковочных ЦПМ Landa, представленных на выставке, предусмотрен вариант поставки в цветовой конфигурации CMYKOrGrVi. Заслуживает упоминания и совместный проект Kodak и Uteko — компании продемонстрировали возможность высокопроизводительной этикеточной печати всё в той же семикрасочной конфигурации. По информации производителя, это обеспечивает воспроизведение 95% цветов Pantone с точностью 2,5 дельта E. На стенде Kodak рулонная струйная машина Uteco Sapphire печатала водными чернилами по BOPP-плёнке со скоростью до 200 м/мин. Макс. возможная скорость ещё выше — до 300 м/мин, а ширина рулона — 400 мм. Такие высокие показатели достигнуты за счёт использования струйных головок Kodak Stream, водных пигментных чернил Kodak и специально разработанного праймера.

 

На машине Uteco Sapphire с печатающими головками Kodak использовалась 7-красочная цветовая конфигурация

Также на drupa 2016 о доступности оранжевой, зелёной и фиолетовой красок для ЦПМ на платформе B2 (модели HP Indigo 12000, 20000, 30000 и 50000) объявила HP Inc. Это было ожидаемо, поскольку подобная красочная конфигурация предусмотрена почти для всех HP Indigo меньших форматов — листовых и рулонных.

О доступности семикрасочных конфигураций для своих новых струйных ЦПМ формата B1 объявили Heidelberg с Fujifilm и KBA c Xerox.

Другие производители подходят к расширению цветового охвата более «точечно». Например, Xerox показала iGen5 с опциональной 5-й красочной секцией, куда, по замыслу создателей, можно устанавливать тонер нужного цвета — оранжевый, зелёный или фиолетовый. Специальное ПО подскажет, какой именно тонер следует выбрать для лучшего воспроизведения выбранного сюжета. Кстати, по нашим данным первые три машины Xerox iGen5 в ближайшее время будут установлены в Санкт-Петербурге: одна — в типографии «Четыре цвета» (входит в рекламно-производственную фирму «МФИН»), две — в цифровой типографии «Эй Пи Трэйд».

Интересно, что Ricoh также располагает ЦПМ с 5-й красочной секцией — модели серии Pro C7100x, но возможности расширения цветового охвата для них пока не предусмотрено.

Kodak Nexpress изначально предлагала свои листовые ЦПМ с пятой красочной секцией. Перспективная платформа Nexpress, прототип которой показали на стенде Kodak, оснащена многобитной светодиодной системой формирования изображения, улучшенными алгоритмами растрирования и, главное, сменными красочными станциями, допускающими изменение порядка и набора тонеров. Это обещает для владельцев машины небывалую гибкость в реализации разнообразных специальных эффектов.

Среди производителей футболочных принтеров собственные модели с расширенным цветовым охватом не так давно начала выпускать израильская Kornit Digital — принтеры Avalanche Hexa и Storm Hexa, помимо CMYK, печатают также красными и зелёными чернилами.

Ярче яркого…

Ещё одно направление развития цифровых спецэффектов, явно получившее новый импульс развития на drupa 2016, — дополнительные флюоресцентные цвета.

Например, для HP Indigo 12000, помимо оранжевого, зелёного и фиолетового, стали доступны и другие специальные краски, включая светящуюся в УФ-лучах розовую Fluorescent Pink, которой в HP прочат большую популярность, поэтому даже называют «новой чёрной». Эта краска также доступна для листовых HP Indigo 7800, 7900, 5600 и 5900. В разработке у HP — флюоресцентный жёлтый и синий. Теоретически они способны составить флюоресцентную триаду. Это показывали в «тёмной комнате» на стенде HP.

Для ЦПМ Kodak Nexpress уже давно предлагается особый флюоресцентный тонер Red Fluorescing Dry Ink — при обычном освещении он остаётся прозрачным, а в УФ-лучах становится красным. Это удобно для защищённой печати, а также организации внутренней логистики полуфабрикатов на печатном производстве — невидимые метки можно наносить в любое место изображения. Аналогичный невидимый в обычном свете жидкий тонер предлагает и HP Indigo.

Перспективный флюоресцентный жёлтый тонер можно было увидеть на стенде Ricoh, однако пока он демонстрировался на правах прототипа. Возможно, когда-то его предложат в качестве дополнительного для пятой секции моделей серии Pro C7100x?

А в ассортименте OKI даже появился специальный «флюоресцентный» светодиодный принтер — модель Pro6410 NeonColor со скоростью до 34 стр./мин в цвете. Как отметил специалист по маркетингу и поддержке продуктов для полиграфии OKI Systems Rus Андрей Лыгун, этот принтер формата А4 с возможностью печати баннеров длиной до 1320 мм — пока единственный настольный аппарат в мире (его стоимость — менее 200 000 тыс. руб.), который позволяет печатать многокрасочные флюоресцентные изображения. Вместо чёрного тонера в принтер можно установить белый. Его позиционируют в первую очередь для термотрансферной печати при производстве сувенирной и рекламной продукции, декорирования одежды, а также для решения задач в сфере образования.

На том же стенде можно было увидеть широкоформатные принтеры OKI ColorPainter W-54s (1362 мм) и W-64s (1616 мм) с флюоресцентными сольвентными чернилами Neon Yellow и Neon Pink. Их нельзя назвать особой новостью — эти принтеры с такими же чернилами Seiko Infotech впервые показала ещё на drupa 2012, но теперь её широкоформатный бизнес перешёл в собственность OKI.

Теоретически возможность использования флюоресцентных цветов в наружной рекламе и интерьерном оформлении весьма привлекательна. И время от времени на улицах Москвы можно наблюдать яркую и обращающую на себя внимание рекламу с «ядовитыми» цветами, однако она, очевидно, пока печатается не на широкоформатных принтерах. По информации LRT, российского дистрибьютора Seiko Infotech, за всё время поставок этих принтеров в нашу страну был установлен единственный аппарат, но не на производстве — его можно увидеть в демозале компании.

Возможно, больший интерес вызовут флюоресцентные чернила для печати по тканям. Особенно у компаний, которые специализируются на изготовлении спортивной одежды, — располагая принтером со специальными чернилами, нужно обеспечить его постоянную загрузку, иначе дорогие расходные материалы не окупятся.

Roland Texart XT-640 показали в конфигурации с флюоресцентными чернилами
Ещё один прототип чернил, видимых только в УФ-лучах, на drupa 2016 показала Mimaki 

Накануне drupa 2016 о создании жёлтых и розовых флуоресцентных сублимационных чернил для широкоформатных принтеров Texart XT-640 и RT-640 объявила Roland DG. По словам производителя, эти чернила обеспечивают великолепное качество печати и производительность и подходят для спортивной одежды, индустрии моды, баннеров, рекламных образцов и многого другого. Чернила Fluorescent Pink (Fp) и Fluorescent Yellow (Fy) комбинируются с обычными чернилами для Roland DG Texart. Библиотека флюоресцентных цветов Roland DG Fluor Color Library может встраиваться в Adobe Illustrator и CorelDRAW. Чернила уже поступили в продажу. Цветовая конфигурация CMYK+Or+Vi+Fp+Fy поддерживается RIP ErgoSoft Roland Edition.

Чуть ранее об аналогичном шаге объявила Mimaki, представив на выставке ITMA 2015 в Милане два вида флуоресцентных сублимационных чернил для текстильных принтеров TS300P-1800.

Особый случай: все оттенки белого

Белый, вероятно, один из самых востребованных дополнительных цветов для типографий цифровой печати. Уже давно и активно он применяется в УФ-принтерах — настольных сувенирных и широкоформатных всех модификаций (планшетных, гибридных и рулонных), а также футболочных с различными типами чернил, где белый незаменим при печати по тёмным тканям. Есть и предложения сольвентных белых чернил, хотя, вероятно, к их возможностям у рекламно-производственных компании накопилось больше всего претензий — укрывистость и скорость высыхания (а значит, и печати) оставляют желать лучшего. Единственный известный нам не футболочный принтер с белым цветом на водных пигментных чернилах — Epson WT7900 — разработан специально для вывода цветопроб для этикеточных и упаковочных типографий, располагающих оборудованием флексографской и глубокой печати.

Практически обязательны белые чернила на промышленных этикеточных ЦПМ. Единственная модель с белыми водными чернилами в этой категории тоже разработана Epson — SurePress L-4033AW. Конфигурации с белым предлагают почти все производители этикеточных ЦПМ на УФ-чернилах, а также электрографических машин — лидер этого рынка HP Indigo и бельгийская Xeikon. В более доступной категории настольных этикеточных тонерных аппаратов решения с белым цветом с осени 2015 г. предлагают партнёры OKI — канадская iSys Label, английская Intec и американская UniNet (обе являются OEM-партнёрами iSys Label). Что касается листовых электрографических ЦПМ и принтеров, то здесь наличие белого не столь повсеместно, как в этикеточных машинах.

Уже не первый год почти для всех своих моделей предлагает белый жидкий тонер HP Indigo, причём у компании есть выбор из несколько видов для различных применений — для коммерческих и промышленных линеек. Технология HP Indigo позволяет наносить несколько слоёв краски за один прогон без ущерба для приводки, хотя и за счёт снижения производительности (это относится и к рулонным машинам). Поэтому пользователи всегда могут повысить укрывистость белого, просто задав печать одного или нескольких дополнительных слоёв — так же, как это возможно на многопроходных УФ-принтерах. На drupa 2016 были представлены промышленные белые краски повышенной плотности HP Indigo Electroink Premium White. При нанесении 4-х слоёв уровень непрозрачности достигает 81%, что соизмеримо с возможностями трафаретных белил. Но даже один слой обеспечивает 59% непрозрачности. Новые краски будут поставляться в концентрированном виде в 20-литровых вёдрах. Их можно будет использовать для рулонных моделей HP Indigo 8000, WS6800 и 20000. Но придётся провести дополнительное оснащение специальной станцией подготовки красок, которая будет устанавливаться рядом с машиной. Двойная конфигурация станции обеспечит увеличение времени непрерывной работы. В ассортимент HP вошли и специальные белые краски для вплавляемых этикеток.

В Xeikon уверяют, что уровень непрозрачности белого тонера для пятикрасочных этикеточных машин этой компании выше, чем у флексографских красок. Это объясняют тем, что содержание белого пигмента оксида титана в тонере превышает 50%, а также во много раз большей, чем у конкурентов с жидким тонером и УФ-чернилами, толщиной слоя тонера, который наносится за один проход.

Kodak также добавила к широкому ассортименту тонеров для листовых ЦПМ Nexpress новый белый Opaque White Dry Ink с высокой кроющей способностью.

На drupa 2016 можно было увидеть и другие листовые ЦПМ, а также принтеры с белым тонером — это уже хорошо известные на рынке модели серии Ricoh Pro C7100x и более доступные принтеры OKI форматов А4 (Pro7411WT) и А3 (Pro9420WT, Pro9541, Pro95425). Модель OKI Pro9541 сочетает возможности нанесения белого и прозрачного тонеров. Помимо традиционных применений — печать по тёмным, металлизированным и прозрачным материалам — OKI позиционирует свои принтеры с белым как самые практичные решения для термотрансфера. Андрей Лыгун (OKI Systems Rus) отмечает, что решения OKI с белым цветом — самые доступные в секторе цифровой листовой тонерной печати: «Начальная стоимость модели формата А4 — менее 200 000 руб. Полноценное решение формата А3 для печати с белым цветом — Pro9542 (CMYK плюс белый) — обойдётся примерно в 1,2 млн руб. Это в несколько раз дешевле ближайшего конкурента. Причём в части печати белым это — не компромиссный вариант, поскольку белый с довольно высокой плотностью укладывается “под” цвет в один проход». Андрей рекомендует тем, кому необходима печать белым или прозрачным, задуматься о комбинации «цветная ЦПМ плюс принтер OKI с белым или прозрачным. Это также повышает гибкость производства — часть заказов (например, печать по конвертам, визиток с автоматическим дуплексом, баннеров), которые технологически не очень удобны для ЦПМ, можно смело перенести на принтер OKI».

Лыгун также отмечает: «Появление принтера, возможности которого принципиально отличаются от тех, что уже установлены, — это не только дополнительные доходы на этом принтере. Это ещё и увеличение загрузки других печатных устройств. Заказчики, “пришедшие” на новый принтер (например, на печать визиток на тёмном дизайнерском картоне), позже сделают заказ на обычный цифровой тираж. А обложка из цветного переплётного материала, запечатанная белым тонером на OKI Pro9542, незначительно увеличит стоимость брошюры, блок которой напечатан на iGen, но может стать решающим аргументом при выборе исполнителя».

Выборочный лак и рельеф

Самые популярные решения для нанесения лака цифровым способом базируются на струйной технологии. Практически все производители УФ-принтеров предлагают модели в конфигурации с лаком. Не менее востребованы дополнительные струйные модули с УФ-отверждением для этикеточных ЦПМ. Возможность нанесения выборочного лакирования цифровым способом на этикеточных электрографических ЦПМ предлагают также HP Indigo и Xeikon, но по толщине и блеску наносимого слоя прозрачного тонера электрографические рулонные аппараты (кроме HP Indigo в режиме нанесения нескольких слоёв) заведомо уступают системам с УФ-отверждением, особенно специализированным.

Текущее состояние дел с решениями для нанесения лака цифровым способом было хорошо описано в статье Ю. Захаржевского «Лак лично в руки» (Publish № 6, 2015; http://www.publish.ru/articles/201506_20013422). Здесь мы рассмотрим лишь некоторые инновации в этой области, представленные на drupa 2016, а также возможности по созданию специальных эффектов прозрачными тонерами, не упомянутые в статье.

В своём благотворительном персонализированном календаре на 2015–2016 гг. HP Indigo продемонстрировала возможности использования специальных красок — белой и флюоресцентной розовой 

Интересно, что для листовых ЦПМ HP Indigo предлагаются два варианта прозрачного жидкого тонера. О первом мы уже не раз писали: HP Indigo ElectroInk Transparent при нанесении одним слоем не особенно впечатляет, зато в многослойном варианте позволяет добиваться настоящего рельефа, сравнимого по возможностям с трафаретным лаками. Макс. толщина слоя — 50 мкм. А представленный в 2014 г. второй — HP Indigo Digital Matte — позволяет получить эффект выборочного матового лакирования. Разумеется, использовать его целесообразно на глянцевых материалах.

До последнего времени у Xerox было только две модели, позволяющие наносить прозрачный тонер, — построенные на базе общего печатающего механизма Color 800i/1000i. На выставке к ним присоединилась флагманская ЦПМ iGen5 с опциональной пятой красочной секций. В ней также стало возможным использовать прозрачный тонер.

Среди производителей листовых ЦПМ и принтеров прозрачный тонер в отдельных электрографических моделях предлагают также Kodak Nexpress, Ricoh (Pro C7100X) и OKI (ES9541, Pro9541).

Для более серьёзных работ по цифровому лакированию предлагаются специализированные устройства. Как правило, они работают по принципу УФ-отверждения, а лак наносится через струйные печатающие головки. Все они выделяются высоким глянцем отпечатков и возможностью нанесения слоя большой толщины. Кроме того, предлагаются варианты, сочетающие с лаком другие виды отделки. Главные тенденции в этом секторе — увеличение формата (вплоть до B1+) и производительности.

Английская Autobond представила новую систему цифрового УФ-лакирования Spot UV с макс. форматом B1. Теперь в ассортименте компании — модели форматом от 36×57 до 74×102 см. Макс. скорость — 36 м/мин, макс. толщина покрытия — 40 мкм.

Чешская Komfi уже не первый год предлагает компактную Spotmatic 54 формата до 54×100 см для выборочного цифрового УФ-лакирования с глянцевым или матовым эффектом. В новой модификации машина оснащена 8-ю струйными головками с разрешением 360 dpi. Технология I2IR (Image to Image Registration) обеспечивает точную приводку лака к изображению. Интересная особенность машины — возможность многократной проводки листа за счёт вакуумного стола в зоне печати для нанесения нескольких слоёв лака и достижения большой толщины. Макс. скорость лакирования при одном проходе — 2400 отт./ч. В ассортименте Komfi есть также модель формата B1 (76×102 см) — Spotmatic 76.

Французская MGI Digital Technology показала машину JETvarnish 3D Evolution. Это масштабируемая листовая система цифрового облагораживания, включающая, помимо выборочного и 3D-лакирования (рельефного), секцию цифрового фольгирования, а также имеющая наращиваемую систему подачи чернил. Кроме обычного фольгирования с помощью машины можно создавать эффект глиттера. Среди её особенностей — палетная приёмка, автоматическая очистка головок, автоматический самонаклад и система точной приводки с использованием искусственного интеллекта. Макс. формат — 52×120 см, на заказ могут также изготовить модели форматов 64×120 или 75×120 см. Производительность: до 4000 отт./ ч (B2) или 3000 отт./ч (B1). Эту машину и первую в мире рулонную систему цифрового фольгирования и лакирования MGI JetVarnish 3DW (ширина рулона — до 420 мм), а также более компактную версию с модулем цифрового фольгирования MGI JetVarnish 3DS можно было увидеть и на стенде Konica Minolta, которая начнёт постепенное продвижение через свою партнёрскую сеть всего оборудования линейки MGI.

Первая в мире рулонная система цифрового лакирования и фольгирования MGI JetVarnish 3DW обрабатывает до 42 м/мин в режиме 2D-лакирования и до 20 м/мин — в режиме 3D (с созданием рельефа). В качестве опции предлагается секция флексопечати  

Кстати, после drupa 2016 компания MGI возобновила поставки в Россию — новым «старым» дистрибьютором стала SupplyLand, уже имевшая опыт сотрудничества с MGI до того момента, как в 2010 г. права на продажу решений MGI перешли к «НИССА Центрум». Сервис ранее инсталлированного оборудования пока будут осуществлять те компании, которые его устанавливали. По оценкам SupplyLand, в России установлено около десятка единиц разных моделей системы цифрового лакирования MGI JetVarnish.

Израильская Scodix продолжает развивать свою линейку, наращивая производительность, функционал и формат. Модель E106 представляет собой цифровую машину для облагораживания картонной упаковки формата B1 (1060×760 мм) со скоростью до 4000 отт./ч. Модуль фольгирования разработан Compact Foilers, а самонаклад — Mabeg Systems. Машина выполняет конгревное тиснение, выборочное лакирование, тиснение шрифта Брайля, цифровое «тиснение», печать переменных данных и тиснение фольгой. Работает с бумагой, пластиками, металлизированным картоном, цифровыми и офсетными оттисками, а также с материалами с влагостойким покрытием и ламинацией. Коммерческие поставки E106 начнутся 2017 г. На выставке оборудование Scodix можно было увидеть и на других стендах, в частности — в экспозиции HP Inc.

Ещё до начала выставки Scodix заявила, что общее количество инсталляций её систем цифрового облагораживания в мире превысило 200. А после её окончании было объявлено о ещё 100 новых заказчиках. В России у Scodix пока только одна инсталляция.

Steinemann Dmax — самое быстрое цифровое лакирование! Помимо выборочного и рельефного лака, возможно также создание тактильного и матового эффектов  

Швейцарская Steinemann Technology, представлявшая свою продукцию в павильоне 1 как партнёр Heidelberg, показала самую скоростную листовую машину для выборочного цифрового УФ-лакирования Dmax 106 формата 108×78 см производительностью до 10 тыс. отт./ч мин. формата и до 7000 отт./ч формата B1. Разрешение — 600 dpi. Плотность нанесения лака от 4 до 50 г/м2, опционально — до 100 г/м2. Для машины также предлагается как опция модуль цифрового фольгирования.

Блеск «цифрового металла»

Помимо комбинированных систем, сочетающих цифровое лакирование с фольгированием, о которых мы рассказали выше, существует немало специализированных решений. Возможности создания металлизированных эффектов предлагают также производители ЦПМ и широкоформатных принтеров. Но обо всём по порядку.

Конечно, золотистый тонер Xerox по уровню блеска не может соперничать с фольгой. Но далеко не всегда требуется яркий блеск — иногда нужен более изысканный эффект 

В Landa Digital Printing разработали принципиально новый процесс цифровой металлизации, который назван Nano-Metallography. На выставке как чёрный ящик показали модуль металлизации L50 для узкорулонной печатной машины. Он наносит слой металлизированных нанохлопьев NanoFlakes толщиной 50 нм, создавая эффект, сравнимый с тиснением фольгой. Чтобы обеспечить перенос хлопьев на нужные участки материала, сначала с помощью любой из существующих аналоговых технологий — офсетом, флексографией, глубокой или трафаретной печатью — печатается слой-донор, к которому прилипают хлопья. Главное достоинство технологии — она безотходная, поскольку на металлизацию используется ровно то количество хлопьев, которое требуется для создания металлизированного слоя. Технологию обещают вывести на рынок в 2017 г.

Более традиционная реализация цифрового фольгирования предусматривает создание исходного изображения с помощью одной из технологий цифровой печати (с твёрдым или жидким тонером, УФ-чернилами). Затем лист с изображением прокатывается через ламинатор, в котором вместо плёнки используется специальная фольга, оптимизированная для переноса на тонер или УФ-чернила. Подобную технологию уже много лет продвигала GMP, а за последние два-три года её подхватили и другие производители ламинаторов. На выставке подобные простейшие системы цифрового фольгирования можно было встретить повсеместно. Их преимущества — простота и доступность, широкий выбор специальных эффектов (от простой металлизированной фольги и прозрачной глянцевой до цветной и голографической).

Внушительные габариты Kurz DM-liner UV Ink объясняются тем, что в машину встроены системы впечатывания изображения для металлизации УФ-чернилами и точной приводки 

Более сложные решения предлагает немецкий производитель фольги для тиснения Kurz. Мы уже писали о презентации системы Kurz DM-liner в России (http://www.publish.ru/news/201504_20088981). В стандартном варианте она позволяет, используя фольгу Digital Metal, практически «печатать металлом» на листах форматом до 390×500 мм со скоростью от 5 до 30 м/мин. На выставке представили версию этой машины формата B2. Помимо экспозиции Kurz, DM-liner можно было увидеть на стендах HP Inc. и Ricoh.

Пример работ, отпечатанных на HP Indigo с помощью ПО Color-Logic в ставропольской типографии «Дизайн-студия Б» 

Кроме того, Kurz представила более сложное решение со встроенной секцией УФ-печати изображения для последующей металлизации — DM–Liner UV Ink, способную переносить фольгу Digital Metal на бумагу и пластик. Система приводки обеспечивает высокую точность позиционирования фольги на изображении.

Ещё одно не имеющее аналогов решение показала MGIMeteor Unlimited Colors форматом до 330×1200 мм (версия XL+) для работы с бумагой плотностью до 400 г/м2 со встроенной секцией холодного тиснения фольгой, оснащённую эксклюзивной системой цифровой печати голограмм AHDP. На стенде можно было увидеть линию, состоящую из ЦПМ Meteor DP8700 S+650 с модулем iFoil. В этой конфигурации макс. формат составляет 330×650 мм. Сначала на лист наносится одноцветный тонер в тех областях, где требуется фольгирование. Далее он подаётся в модуль iFoil, где выполняется фольгирование, а затем возвращается в ЦПМ для цветной печати, в том числе поверх фольги. Эффекты, достижимые с помощью подобной системы, впечатляют — на выставки показывались примеры визиток, папок, суперобложек, упаковки и др.

Существуют и другие варианты создания металлизированных эффектов цифровым способом, хотя и не такие впечатляющие — с помощью специальных тонеров. Например, для промышленных моделей HP Indigo есть серебристый жидкий тонер HP ElectroInk Silver, Kodak предлагает для пятой секции золотистый тонер Gold Dry Ink, Xeikon — серебристые MatteSilver и PalladiumSilver. А в Xerox разработали для моделей Color 1000i/800i металлизированные тонеры обоих оттенков — золотого и серебряного. Как показывает опыт, по уровню блеска тонеры существенно уступают решениям, в которых используется фольга, однако при больших площадях заливок можно добиться весьма интересных эффектов. Кстати, первые инсталляции Xerox Color 800i с золотым и серебряным тонерами произошли и в России.

Что касается металлизированных красок для широкоформатных принтеров, то в сольвентных вариантах их уже давно предлагают Epson, Mimaki и Roland DG. Однако в России использование металлизированных красок крайне ограничено — чернила очень дороги. Как показывает опыт нашего тестирования, высыхают они медленнее обычных. Получается, что возможности приобретённого в конфигурации с металликами принтера большую часть времени используются не полностью. К тому же при печати обычными чернилами его скорость оказывается меньше, чем это достижимо без металликов, — ведь часть головки (головок) простаивает.

Особое место в создании металлизированных эффектов занимает компания Color-Logic, разработавшая библиотеки Process Metallic Color System и специализированное ПО для создания предсказуемых металлизированных эффектов с помощью практически всех технологий — аналоговой (офсета, флексографской и т. п.) и цифровой (электрографических и струйных). Среди партнёров Color-Logic — крупнейшие производители красок, металлизированных материалов, допечатных решений и ЦПМ. Недавно о глобальном сотрудничестве с Color-Logic объявила также Ricoh, которая собирается начать поставки этого решения и в Россию — прежде всего для владельцев популярных ЦПМ с белым цветом Ricoh Pro C7100x (количество их инсталляций составляет уже около двух десятков).

Как отметил менеджер НР Indigo по работе с партнёрами Александр Гагарин, НР уже несколько лет успешно сотрудничает с ColorLogic. В России есть примеры реализации проектов с металлизированными материалами с использованием белой краски. Это делают в Москве и Ставрополе.

Доступные альтернативы

Mimaki предлагает свой вариант металлизации

Японская Mimaki предлагает создавать металлизированные эффекты с помощью сувенирного планшетного УФ-принтера и ламинатора с реверсом, способного накатывать фольгу и аккуратно собирать использованную. Изображение, которое требуется фольгировать, печатается не чернилами, а праймером. УФ-источник не отверждает праймер, а лишь слегка его «подсушивает» — получается клейкое покрытие. После этого на поверхность достаточно накатать фольгу для тиснения. К сожалению, это решение в России не будет особенно востребованным, поскольку сувенирные УФ-принтеры Mimaki в конфигурации с праймером покупают крайне редко.

 

Durafos Durager-VF600 позволяет получать эффекты металлизации с рельефом

Южнокорейская Durafos представила на drupa 2016 систему Durager-VF600 (34 000 евро) из двух компонентов — планшетного УФ-принтера и модуля фольгирования. Система позволяет наносить цветную печать на жёсткие материалы толщиной до 80 мм, а также фольгировать их. Макс. формат — 310×600 мм, разрешение печати — 5660×1440 dpi. Цветовая конфигурация — CMYKLcLmVV или CMYKWtWtVV. В конфигурации с белыми чернилами возможна имитация эффекта рельефного тиснения фольгой. Конструкция принтера предусматривает простую замену подвижного модуля печати на другой с сольвентными или текстильными чернилами.

 

Эффектно, но дорого: пока только для уникальных применений

Как видите, современные цифровые решения позволяют создавать весьма впечатляющие эффекты. К сожалению, многие подобные системы и расходные материалы для них в текущих условиях оказываются неоправданно дороги для отечественных полиграфистов. Либо технологический процесс получения эффекта оказывается слишком сложным. Остаётся искать уникальные применения, где дополнительные затраты, связанные с использованием цифровых эффектов, готовы компенсировать клиенты. С этой точки зрения прошедшая drupa 2016 оказалась весьма полезной — производители постарались продемонстрировать максимальное разнообразие применений цифровых эффектов.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus