2018.03.05, Автор: Юрий Захаржевский1008 прочтений

Карточные «игры» для полиграфистов

Теги: Publish Специальный обзор Эксклюзив

Карточные «игры» для полиграфистовРешения для производства пластиковых карт малыми и средними тиражами.

Со стороны может показаться, что выпуск пластиковых карт — не такое уж мудрёное дело и изготовить их можно чуть ли не подручными средствами. На самом деле в этой нише полиграфистам приходится выполнять весьма специфические операции, для которых требуется специальное оборудование.

Рассмотрим варианты решений для разных масштабов производства. Основное внимание мы уделим послепечати. Набор оборудования для изготовления пластиковых карт для небольших оперативных тиражей состоит из нескольких устройств, и первое, которое следует упомянуть, — это, конечно, принтер для печати на пластике. В зависимости от потребностей и возможностей типографии в роли печатающего устройства может использоваться, например, МФУ или ЦПМ на основе электрофотографической технологии, а также струйный принтер.

В качестве запечатываемого материала, из которого делаются карты, обычно используется поливинилхлорид. Чтобы на него можно было наносить изображение с помощью цифрового устройства, поверхность пластика должна быть соответствующим образом обработана: например, для печати на струйном принтере нужен специальный «струйный» пластик.

Стандартная толщина пластика, предназначенного для изготовления карт, — 300 мкм. Его цвет — чаще всего белый, но может быть также «золотым», «серебряным» или «перламутровым», в некоторых случаях — прозрачным.

После того, как оператору удалось нанести на пластик изображение, которое устраивает клиента, приходит очередь послепечатных операций, которые мало похожи на те, с которыми знакомы полиграфисты в коммерческих или упаковочных типографиях.

На первый взгляд, большинство карт кажутся просто куском пластика, который запечатан с обеих сторон. Но в действительности — это сложный материал из нескольких слоёв. Для изготовления обычной карты необходимо два листа ПВХ, каждый из которых запечатан только с одной стороны. Имея эти запечатанные листы, из них сооружают «бутерброды» (также их называют «слоями»), для чего формируется стопка из четырёх листов пластика: два запечатанных с одной стороны листа ПВХ складываются пустыми сторонами, а затем сверх и снизу на них накладывается два листа прозрачного ПВХ толщиной по 80–100 мкм. Таким образом получается «бутерброд» привычной для пластиковых карт толщины около 0,8 мм.

Как же подбираются все эти слои? В принципе, конечно, можно сделать это и вручную — затратив, разумеется, немало времени. Но лучше, очевидно, использовать аппликатор пластиковых карт — например, Printellect-RE-1708. Эта автоматизированная и усовершенствованная модель, разработанная в середине прошлого года, вобрала в себя многолетний опыт эксплуатации предыдущей модели, собранной как по рекомендациям сервисного отдела компании-производителя, так и исходя из множества пожеланий её партнёров и клиентов.

Аппликатор пластиковых карт Printellect RE-1708 разработан в середине прошлого года и сейчас готовится к серийному производству на смену предыдущей модели

 

Это устройство предназначено для позиционирования и автоматического соединения двух листов пластика с односторонней печатью с помощью точечной сварки. Такая операция обеспечивает точное совпадение изображения на лицевой и оборотной стороне листа пластика. Автоматизированный подбор улучшает качество конечного продукта, потому что листы пластика зачастую не имеют идеально правильной прямоугольной формы, да и точность позиционирования изображения на листе всё ещё не является сильной стороной цифровой печати.

Также с помощью этого аппликатора можно расположить на карте магнитную ленту перед спеканием в термопресс-ламинаторе. Затем несколько таких «бутербродов» укладывают друг на друга, но не непосредственно — пластик к пластику — а с «прослойками» в виде металлических пластин. Поверхность этих пластин может быть гладкой, матовой или фактурной — в зависимости от того, какую поверхность пластиковой карты мы хотим получить. Например, с помощью фактурных пластин карта приобретает как необычный внешний вид, так и способность доставлять приятные тактильные ощущения.

Также в начале и конце сборки может быть специальная прокладка для качественного ламинирования. Это термораспределительные прокладки (также называемые «подушками»), задача которых — равномерная передача тепла и давления от нагревательной плиты пресса, в котором осуществляется спекание, запекаемому материалу. Этим предотвращаются локальные перегревы поверхности, а давление на материал распределяется более равномерно. Существует несколько видов таких прокладок: фетровые, термосиликоновые и армированные. «НОВОТРЕЙД-СПб» предлагает армированные подушки, поскольку только они, по мнению этого поставщика, оптимально распределяют тепло и не спрессовываются от давления, поэтому могут служить долго: по полтора-два года.

Итак, в результате кропотливого ручного труда или же с помощью аппликатора мы получили стопу листов пластика, которая может включать в себя до десяти «бутербродов». Сформированная таким образом стопа попадает в термопресс-ламинатор, в котором, как понятно из названия, под воздействием давления и температуры происходит процесс спекания («монолитизации») каждого «бутерброда» в единый лист ПВХ.

Именно выбором термопресс-ламинатора во многом определяется как качество получаемых в итоге пластиковых карт, так и производительность всего участка: при недостаточной скорости работы этап спекания и ламинирования может стать «бутылочным горлышком». Это устройство должно быть способно к длительной работе, быть надёжным и, желательно, быть немного «на вырост» по производительности.

Процесс спекания определяется и регулируется тремя факторами: температурой, временем и давлением, которые создаёт термопресс-ламинатор. Точные настройки давления, температуры и времени ламинирования позволяют выпускать качественные пластиковые карты практически любого вида: дисконтные, с магнитной полосой, с бесконтактными чипами, бонусные, ID -карты и многие другие.

Автоматический двухлотковый термопресс-ламинатор Easy Card ALAP-1x2 формата A4 пользуется популярностью как законченное решение для работы со средними и даже крупными тиражами пластиковых карт

 

В линейке Easy Card для этой операции предлагается термопресс-ламинатор ALAP-1x2. Стабильное давление в нём создаётся с помощью гидравлической системы.

Это устройство имеет два загрузочных лотка: верхний, нагревательный — для спекания листов пластика, а нижний — для охлаждения уже готового продукта. Нагревательный и охлаждающий контур автономны, поэтому процесс протекает параллельно в обоих лотках, не требуется тратить время на нагрев и охлаждение, что бывает в некоторых других устройствах такого типа. Устройство защищено теплоизоляционным кожухом для лучшего спекания крайних областей пластика и защиты оператора.

Ёмкость с водой для охлаждения расположена снаружи ламинатора, что позволяет подключить большой резервуар или даже проточную воду.

Производители

Для рассказа о послепечатном оборудовании, на котором производят пластиковые карты, мы выбрали продукцию двух компаний: бренд Easy Card (производство КНР) и отечественного производителя — санкт-петербургской «НОВОТРЕЙД-СПб». К сожалению, нам не удалось получить количественных данных по инсталляциям продукции (как это, к сожалению, часто бывает с полиграфическим оборудованием), так что в оценке её популярности приходится полагаться на слова поставщиков. Не секрет, что бизнесмены у нас неохотно делятся данными, которые имеют отношение к экономике компании, а в некоторых специфических нишах это стремление к «тишине» особенно выражено.

Китайский производитель разработал специальную линейку послепечатных устройств для производства пластиковых карт небольшими тиражами, которую в целом именует Easy Card, поскольку она отличается простотой и не требует больших затрат на оснащение производства. По данным поставщика этой техники, компании «Джи-Эм-Пи-РуссКом», решения этого производителя имеются у большинства российских типографий, занимающихся изготовлением пластиковых карт.

«НОВОТРЕЙД-СПб» располагается в Санкт-Петербурге. Линейка оборудования, выпускаемого ею для рассматриваемого сектора, пока короче, чем у китайской компании, и включает в себя термопресс-ламинатор и аппликатор карт, выпускаемые под торговой маркой Printellect.

Эта компания отечественная не только по месту сборки оборудования (она полностью производится на месте): три четверти комплектующих — российские. Оставшаяся четверть производится в разных странах: «гидростанция» для термопресс-ламинатора — в Италии, нагреватели — в Беларуси, разъёмы питания — в Лихтенштейне. При этом вся механика разработана и сделана «НОВОТРЕЙД-СПб», как и электроника, и ПО для оборудования. Всё оборудование Printellect имеет интуитивно понятные меню на русском языке, подробные инструкции и так называемые атласы — методические пособия, в которых подробно объясняется весь спектр применяемых технологий, а также хитрости и находки клиентов компании, заботливо собранные производителем за годы эксплуатации оборудования.

А. Осипов: «Наша продукция — отечественная не только по месту сборки, но и по разработке и происхождению многих комплектующих»

 

Генеральный директор компании Алексей Осипов уверяет, что эта техника пользуется стабильным спросом: с 2011 до середины 2017 г. было инсталлировано свыше трёхсот аппликаторов пластиковых карт (см. ниже). На сайте компании актуальны все цены, хотя они и не менялись с 2016 г.

Конечно, при желании в интернете можно найти и оборудование других производителей. Но мы уже неоднократно замечали, что этот путь не всегда надёжен. Есть, конечно, шанс найти в интернете качественное и функциональное оборудование, соответствующее своей цене. Но вот каков будет сервис, смогут ли сотрудники компании, продающей всё на свете, хотя бы проконсультировать рабочих типографии при освоении оборудования — большой вопрос.

 

Термопресс-ламинатор Printellect TPL -1304

 

«НОВОТРЕЙД-СПб» для данного этапа послепечатной обработки предлагает термопресс-ламинатор Printellect TPL-1304. Это тоже гидравлическое устройство, которое, по словам Осипова, заняло и уверенно удерживает ценовую нишу 80–350 тыс. руб. Среди преимуществ этой машины производитель подчёркивает такие, как производительность (от 1000 карт в час), автоматизация, рабочее давление до 200 бар и при этом компактность: она выпускается в настольном исполнении, а находящаяся в машине «гидростанция» по размеру сравнима с офисной кофеваркой.

Система управления нагревом позволяет поддерживать постоянную температуру с колебаниями не больше 3 оС. Система охлаждения плит в данной модели отводит тепло со всей поверхности плиты, а не только с её контура, что встречается у бюджетных машин. Это позволяет снизить время цикла нагревание/охлаждение и, следовательно, увеличить производительность.

Одно из преимуществ TPL-1304 — экономичность в смысле потребления электроэнергии (в среднем — 2,9 кВт, максимум — до 4,9 кВт), что позволяет расположить машину в обычном офисе, без проведения силового кабеля.

Итак, после спекания и ламинирования у нас имеются готовые монолитные листы пластика толщиной 0,76–0,8 мм с изображением. Но надо разделить их на части, поскольку на листе формата А4 могут располагаться до 10 стандартных пластиковых карт, а на листе формата А3 — до 21. Для этого лучше использовать специальный вырубщик.

Высечку, в принципе, можно производить на тигельных машинах. Но есть и специальные гидравлические или электромеханические устройства. Гидравлическая система позволяет вырубать карты с точным позиционированием и идеально гладкими краями.

Автоматический гидравлический вырубщик Easy Card PM-5В

 

В линейке Easy Card предлагается автоматический гидравлический вырубщик Easy Card PM-5В. Благодаря позиционированию по оптическим меткам процесс высечки происходит очень точно. Производитель считает, что вырубщик по своим техническим характеристикам вполне можно сравнить с промышленными устройствами того же назначения. Ножи и матрицы изготовлены из японской стали с высококачественной заточкой. По запросу заказчика возможна установка ножей и матриц нестандартных форм. Высечка осуществляется по пять карт одновременно, таким образом, лист формата А4 вырубается полностью всего за два технологических цикла («руба»).

Карта уже готова? В некоторых случаях — да, такой продукт тоже может быть заказан. Но карты с серьёзным уровнем безопасности или персонализации требуют дальнейшей отделки.

В данном случае речь не идёт о персонализации с помощью первого этапа изготовления, то есть цифровой печати, хотя и такой способ тоже может использоваться, то есть на различных картах будет напечатано различное изображение. Однако обычно полученные после вырубки карты персонализируются иным образом: в качестве переменной информации на карты наносятся номера, штрихкоды, магнитная полоса или чип для кодирования. Для всего этого имеется специальное оборудование: карт-принтер, кодировщик магнитной полосы, эмбоссер.

Эмбоссер создаёт на пластиковой поверхности карты рельефные знаки, окрашивает их, кодирует информацию на магнитную полосу или чипы. Одна из распространённых моделей в российских типографиях — автоматический настольный эмбоссер CIM MAXIMA 861. Это настольный аппарат средней производительности с автоматической загрузкой на 200 карт. Его производительность — до двух-трёх тысяч карт/день (в зависимости от количества символов на карте). Этот эмбоссер комплектуется различными шрифтами (латинским, русским, цифрами).

В базовую комплектацию CIM MAXIMA 861 входит типпер: устройство для окрашивания выдавленных в пластике символов с помощью специальной фольги. Кроме того, CIM MAXIMA 861, как конструктор, кодировщиками магнитной полосы, контактного и бесконтактного чипов.

Среди преимуществ CIM MAXIMA 861 — возможность эмбоссирования всей поверхности пластиковой карты; высокая точность попадания эмбоссированных символов в линию; замок безопасности на центральной крышке; удобное ПО для персонализации карт поставляется бесплатно. Поставщик утверждает, что на сегодняшний день практически каждое бюро пластиковых карт в России располагает эмбоссером CIM MAXIMA 861, потому что он зарекомендовал себя как оптимальный по соотношению цена/качество.

Для персонализации карт печатным способом применяется карт-принтер SMART 70. Казалось бы: зачем печатать по картам два раза? Но заказчики типографий зачастую предпочитают иметь запас готовых карт, а персональную информацию наносить на них по мере поступления клиентов. Например, так наносится информация на бейджи для различных мероприятий: ФИО, фото, номера телефонов, штрихкоды, pin-коды и другие данные. Другой вариант: магазин печатает тираж одинаковых карт лояльности. По приходу клиентов на принтере допечатывают их данные, например, ФИО, срок действия акции и т. п. Конечно, в принципе такой принтер может купить и конечный клиент, если ему необходимо выпускать достаточно много карт. Но чаще всего в типографиях заказывают конечный продукт, то есть высылают им списки своих клиентов для допечатки.

В «Джи-Эм-Пи-РуссКом» обращают внимание, что до появления SMART 70 принтеры, которые использовались в этом секторе рынка и занимали позицию между обычными настольными и индустриальными системами, были ничем иным, как модифицированными настольными устройствами. Концепция же этого аппарата была разработана для интенсивного использования в промышленных условиях. Технология печати в нём отличается от обычно применяемых полиграфистами цифровых устройств: это нанесение красителя со специальных лент путём термопереноса. На выбор имеются картриджи с лентами чёрного, белого, красного, синего, золотого, серебряного цвета, а также создающие стираемую поверхность (scratch off). Благодаря картриджам с большой намоткой минимизируются себестоимость отпечатка и потери времени на смену расходных материалов.

Карт-принтер SMART 70 cнабжён загрузчиком и приёмкой на 500 карт

 

SMART 70 стабилен и долговечен, так как его элементы рассчитаны на высокую и длительную нагрузку. Например, все интенсивно используемые детали изготовлены из легированного металла, что делает принтеры SMART 70 не только прочными, но также и очень точными: поскольку компоненты принтера не деформируются, качество печати SMART 70 превосходит качество печати конкурирующих моделей сравнимой стоимости.

SMART 70 — реальная альтернатива огромным индустриальным системам печати по картам. Стоимость его приобретения намного ниже, а модульность системы даёт возможность отличной адаптации к заданиям, которые преобладают в типографии. Эта модель не требует специальных операторских знаний и навыков, а также дополнительного ПО, которое уже включено в комплект поставки.

Возможна комплектация принтера всеми необходимыми опциями и модулями самостоятельно, без обращения в сервисный центр. Например, как и эмбоссер CIM MAXIMA 861, карт-принтер SMART 70 может быть оснащён кодировщиками магнитной полосы и чипов.

Заключение

Как видно из этого краткого обзора, послепечатное оборудование для пластиковых карт действительно не похоже на привычное нам оборудование для производства книг, упаковки или коммерческой продукции. Например, среди послепечатного оборудования мы обнаружили принтер: правда, со своеобразной технологией печати, но всё же для «классического» полиграфиста такая ситуация выглядит непривычно.

Производительность этих устройств многим полиграфистам, имеющим дело с офсетным и промышленным цифровым оборудованием, покажется просто смехотворной, но это совсем другая модель бизнеса. К тому же они довольно компактны — такое производство вполне может расположиться в пределах небольшого офиса.

Главное — правильно подобрать оборудование и в совершенстве освоить все этапы производства. Пластиковые карты — это такая продукция, в отношении которой заказчики не потерпят ни малейшего брака.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Полиграфия на Printech и RosUpack: большой футбол — не помеха

    Новинки и тенденции в полиграфии с главной выставки страны. Несмотря на опасения, посетителей и оборудования оказалось много.

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Симбиоз идей и возможностей

    «Мы печатаем на всём» — девиз рекламно-производственной фирмы LBL Print. И в нём нет преувеличения. В базе предприятия — более 10 тыс. материалов. Бумага, ткани, плёнки, разные виды пластика, стекло, резина, камень, металл, дерево и даже береста — всё это служит основой для изготовления уникальных изделий со множеством необычных эффектов.

     

  • Цифра и книга

    Размышления полиграфиста о месте и роли «цифры» в книжном производстве.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • Охота к перемене мест

    Когда в Ricoh создавали свою первую ЦПМ с пятым дополнительным красочным модулем — Pro C7100x, то, очевидно, держали в голове самую активную часть полиграфического сообщества. Тех людей, кто постоянно думает, как выйти в новые ниши и предложить заказчикам что-то, чего не могут другие. Идея оправдала себя полностью, машина стала бестселлером.

     


comments powered by Disqus