101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Мода, нишевая технология или революция?

  • Игорь Терентьев
  • 6 октября 2017 г.
  • 2034
Давайте вспомним некоторые интересные вехи в развитии офсета, оказавшиеся модой или всё-таки отвоевавшие себе место под солнцем в узких нишах.

Мода, нишевая технология или революция?С момента широкого распространения офсета, забравшего корону основной полиграфической технологии у высокой печати во второй половине прошлого века, конструкторы продолжали работать над его усовершенствованием. Некоторые результаты этих работ можно сравнить с модой — многим понравилась, но через сезон-два оказалась забытой. Другие привели к созданию нишевых технологий, не перехвативших первенство у обычного офсета, но востребованных для определённых применений. Интересно, что в начале пути большинство подобных разработок претендовали — ни много, ни мало — на революцию в офсете. Но до сих пор настоящей революции в этой технологии пока не случилось. Давайте вспомним некоторые интересные вехи в развитии офсета, оказавшиеся модой или всё-таки отвоевавшие себе место под солнцем в узких нишах.

Самая известная попытка революции была спровоцирована уже фактически завершённым к нынешнему времени переходом в допечатных процессах от плёночной технологии к прямому выводу форм на CTP. И хотя кое-где плёнки ещё продолжают выводить, о необратимости этой революции свидетельствует тот факт, что фотонаборные автоматы не выпускают уже много лет.

А вот попытка «скрещивания» CTP и офсетной машины к революции не привела. Самые известные игроки и первопроходцы на этом рынке — Presstek и Heidelberg. Но на пике популярности идеи Direct Imaging (именно поэтому все машины такого типа стали называть DI) серийные продукты или далеко зашедшие проекты по разработке подобных решений имели также KBA, Kodak, Man Roland, Mitsubishi, Ryobi и даже Xerox с Adast. И я ещё почти наверняка кого-то забыл…

Казалось бы — идея прекрасная! Типографиям предлагалось забыть про цеха допечатной подготовки — пусть формы изготавливаются, устанавливаются и меняются автоматически прямо на офсетной машине, которая почти превращалась в принтер. Но время шло, а массового перехода рынка к новой технологии не случилось. Самой популярной машиной в этом сегменте была Heidelberg Quickmaster DI 46–4 — по всему миру было установлено несколько тысяч. И именно решение Heidelberg в 2006 г. о прекращении дальнейших разработок DI-машин (к тому времени компания успела выпустить также полуформатную Speedmaster 74 DI в сотрудничестве с Creo) стало начало конца дальнейшего развития этой технологии. Heidelberg объяснила это решение снижением спроса на подобные машины.

Правильно оценив сигнал лидера, один за другим сектор покинули и другие игроки. Фактически сейчас более-менее активно продвигает идею DI только Presstek. И то она ведёт скорее арьергардные бои, активно перепродавая машины б/у. Казавшаяся когда-то грандиозной идея оказалась сиюминутной модой…

Среди других серьёзных инноваций в офсете стоит вспомнить офсет без увлажнения и Heidelberg Anicolor, в момент своего появления тоже претендовавших на революцию, но пока занявших более скромные места нишевых решений. Обе технологии создавались с идеей максимального сокращения времени приладки и, в общем, обеспечивают этот результат, но говорить об их претензиях на мировое господство вряд ли приходится.

Ещё одна технология — офсетной УФ-печати — разрабатывалась как нишевая изначально. И она твёрдо заняла своё место в упаковочных типографиях, где незаменима при печати по невпитывающим материалам.

Однако её современная разновидность — печать высокореактивными УФ-красками — как раз претендует на революцию, особенно в версии со светодиодным отверждением. Лишённая многих недостатков обычной УФ-печати, обременяющей типографии обильной инфраструктурой с характерно высоким энергопотреблением, технология печати LED UV (так её всё чаще называют для краткости) получила поддержку всех ведущих производителей офсета. Она обещает казалось бы безнадёжно проигрывающему под натиском «цифры» офсету второй шанс и даже намекает на революцию. Подробности — в теме номера…

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Хроника текущих событий

Поскольку я занимаюсь полиграфическим бизнесом в нашей богом избранной стране уже очень много лет — мне не раз и не два в своей истории приходилось переживать катастрофические кризисы вместе со всем нашим богом избранным народом.

Цифровые технологии облагораживания: возможности и оборудование

Одно из направлений деятельности Konica Minolta — оборудование для цифрового облагораживания печатных материалов MGI. Сергей Щёголев рассказал о том, как всё там устроено, и о возможностях, которые предоставляют полиграфистам современные технологии цифровой отделки.

Немного полиграфии на Printech и RosUpak

Стендов, интересных полиграфистам, на обеих выставках в 2022 году было не так уж много. Но интерес со стороны отрасли был заметный.

Действовать по обстоятельствам

8 июня в рамках Форума печатного и рекламного производства Printech 2022 прошла сессия «Работа в кризисных условиях: взгляд из индустрии. Проблемы с расходными материалами и не только», соорганизатором которой был журнал Publish. О том, как всё было, читайте в этом материале.

Синтетический мир

В четвёртой статье цикла о цифровой печати по ткани мы расскажем о видах ткани с подробным разбором видов синтетики. Это важно, так как именно вид ткани определяет вид оборудования для печати. Натуральная или синтетическая ткань более востребована и почему? Какое оборудование стоит рассматривать к покупке в текущих условиях и на перспективу?


Новый номер

Тема номера — «Эффективность через цифровизацию». Подробные впечатления с Printech-2022. «Например»: санаторий «Вита». «Детали»: Yawa TD800S. Школа цифровой текстильной печати. Автоматизация. Расходники в офсетной печати. Тайный Покупатель визиток.


Есть ли у вас планы организации бизнеса по изготовлению текстильных изделий с печатью?
    Проголосовало: 48