2017.10.06, Автор: Игорь Терентьев835 прочтений

Мода, нишевая технология или революция?

Теги: Publish От редактора Офсетная печать Эксклюзив

Мода, нишевая технология или революция?С момента широкого распространения офсета, забравшего корону основной полиграфической технологии у высокой печати во второй половине прошлого века, конструкторы продолжали работать над его усовершенствованием. Некоторые результаты этих работ можно сравнить с модой — многим понравилась, но через сезон-два оказалась забытой. Другие привели к созданию нишевых технологий, не перехвативших первенство у обычного офсета, но востребованных для определённых применений. Интересно, что в начале пути большинство подобных разработок претендовали — ни много, ни мало — на революцию в офсете. Но до сих пор настоящей революции в этой технологии пока не случилось. Давайте вспомним некоторые интересные вехи в развитии офсета, оказавшиеся модой или всё-таки отвоевавшие себе место под солнцем в узких нишах.

Самая известная попытка революции была спровоцирована уже фактически завершённым к нынешнему времени переходом в допечатных процессах от плёночной технологии к прямому выводу форм на CTP. И хотя кое-где плёнки ещё продолжают выводить, о необратимости этой революции свидетельствует тот факт, что фотонаборные автоматы не выпускают уже много лет.

А вот попытка «скрещивания» CTP и офсетной машины к революции не привела. Самые известные игроки и первопроходцы на этом рынке — Presstek и Heidelberg. Но на пике популярности идеи Direct Imaging (именно поэтому все машины такого типа стали называть DI) серийные продукты или далеко зашедшие проекты по разработке подобных решений имели также KBA, Kodak, Man Roland, Mitsubishi, Ryobi и даже Xerox с Adast. И я ещё почти наверняка кого-то забыл…

Казалось бы — идея прекрасная! Типографиям предлагалось забыть про цеха допечатной подготовки — пусть формы изготавливаются, устанавливаются и меняются автоматически прямо на офсетной машине, которая почти превращалась в принтер. Но время шло, а массового перехода рынка к новой технологии не случилось. Самой популярной машиной в этом сегменте была Heidelberg Quickmaster DI 46–4 — по всему миру было установлено несколько тысяч. И именно решение Heidelberg в 2006 г. о прекращении дальнейших разработок DI-машин (к тому времени компания успела выпустить также полуформатную Speedmaster 74 DI в сотрудничестве с Creo) стало начало конца дальнейшего развития этой технологии. Heidelberg объяснила это решение снижением спроса на подобные машины.

Правильно оценив сигнал лидера, один за другим сектор покинули и другие игроки. Фактически сейчас более-менее активно продвигает идею DI только Presstek. И то она ведёт скорее арьергардные бои, активно перепродавая машины б/у. Казавшаяся когда-то грандиозной идея оказалась сиюминутной модой…

Среди других серьёзных инноваций в офсете стоит вспомнить офсет без увлажнения и Heidelberg Anicolor, в момент своего появления тоже претендовавших на революцию, но пока занявших более скромные места нишевых решений. Обе технологии создавались с идеей максимального сокращения времени приладки и, в общем, обеспечивают этот результат, но говорить об их претензиях на мировое господство вряд ли приходится.

Ещё одна технология — офсетной УФ-печати — разрабатывалась как нишевая изначально. И она твёрдо заняла своё место в упаковочных типографиях, где незаменима при печати по невпитывающим материалам.

Однако её современная разновидность — печать высокореактивными УФ-красками — как раз претендует на революцию, особенно в версии со светодиодным отверждением. Лишённая многих недостатков обычной УФ-печати, обременяющей типографии обильной инфраструктурой с характерно высоким энергопотреблением, технология печати LED UV (так её всё чаще называют для краткости) получила поддержку всех ведущих производителей офсета. Она обещает казалось бы безнадёжно проигрывающему под натиском «цифры» офсету второй шанс и даже намекает на революцию. Подробности — в теме номера…

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Полиграфия на Printech и RosUpack: большой футбол — не помеха

    Новинки и тенденции в полиграфии с главной выставки страны. Несмотря на опасения, посетителей и оборудования оказалось много.

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Симбиоз идей и возможностей

    «Мы печатаем на всём» — девиз рекламно-производственной фирмы LBL Print. И в нём нет преувеличения. В базе предприятия — более 10 тыс. материалов. Бумага, ткани, плёнки, разные виды пластика, стекло, резина, камень, металл, дерево и даже береста — всё это служит основой для изготовления уникальных изделий со множеством необычных эффектов.

     

  • Цифра и книга

    Размышления полиграфиста о месте и роли «цифры» в книжном производстве.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • Охота к перемене мест

    Когда в Ricoh создавали свою первую ЦПМ с пятым дополнительным красочным модулем — Pro C7100x, то, очевидно, держали в голове самую активную часть полиграфического сообщества. Тех людей, кто постоянно думает, как выйти в новые ниши и предложить заказчикам что-то, чего не могут другие. Идея оправдала себя полностью, машина стала бестселлером.

     


comments powered by Disqus