2017.04.05, Автор: Игорь Терентьев1742 прочтений

Фотокниги: «блочные» тонкости

Теги: Publish От редактора Фотокниги Эксклюзив

 

В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

Исторически самой распространённой технологией изготовления фотокниг была клеевая. Но не та, к которой привыкли полиграфисты. Фотографии, напечатанные с одной стороны на фотобумаге, сгибались посередине и каждая половина полностью склеивалась с оборота с половиной следующей согнутой фотографии либо с проложенным между ними листом картона. В такой сэндвич можно было собрать любое требуемое количество пар полос, а к внешним — приклеить обложку или вставить полученный блок в переплёт. Важное достоинство этой технологии — она позволяет получать плоские, полностью раскрывающиеся обороты с идеальным совмещением, поскольку разворот всегда изначально является цельным отпечатком. С точки зрения полиграфистов, технология эта — специфическая, избыточная и дорогая, поэтому в книжных типографиях её обычно использовали только для изготовления детских картонных книг. Но у фотостудий, располагавших только традиционными «мокрыми» фотолабами для печати фотографий, просто не было другого способа изготовить фотокнигу — на фотоматериалах печать возможна лишь с одной стороны.

Но как только качество печати тонерных ЦПМ подтянулось до приемлемого уровня, в индустрию фотокниг пришли почти все традиционные виды брошюрования и переплёта: от скрепления на скобу (так сейчас делают самые дешёвые фотокниги) до КБС с твёрдым переплётом. К сожалению, обычные термоклеевые машины для фотокниг подходят далеко не всегда — получить с первого раза качественный блок из толстой мелованной бумаги непросто. Помимо затрат на приладку, приходилось принимать во внимание рекламации. Если в многотысячном журнальном или книжном тираже приладка в десяток-другой экземпляров, а также неудачные единичные экземпляры, распадающиеся в руках у покупателей, не составляют особой проблемы для типографии и её заказчиков, то в бизнесе фотокниг, где единичные тиражи — обычное дело, такие вещи немедленно оборачиваются потерей денег и клиентов. Поэтому блоки фотокниг стали чаще скреплять втачку скобами. Однако подобные варианты скрепления имеют серьёзный недостаток — раскрываются такие фотокниги плохо. Один из вариантов решения этой проблемы — использование бумаги с гибкими шлицами. Можно брать готовую, но она обходится дороговато. А можно изготавливать с помощью ламинаторов, имеющих возможность вырезать полоски из оттисков перед ламинированием. Уже существуют и специализированные машины, делающие только эту операцию, — они отрезают от края бумаги полоску и снова приклеивают её к основному листу плёнкой.

Впрочем, если в вашем распоряжении находится хорошая машина КБС с полиуретановым клеем, то это тоже позволит выпускать качественные фотокниги. Держатся они хорошо, да и раскрываются лучше, чем после КБС с термоклеем. Только обращайте внимание на то, насколько машина удобна в настройке.

Интересно, что на отечественном рынке фотокниг, судя по работам, которым мне довелось судить на прошлогоднем конкурсе, практически не используется шитьё нитками. Казалось бы, по свойствам конечного продукта (блоки получаются прочные, раскрываются хорошо) и трудоёмкости изготовления, оно отлично вписывается в техпроцесс. Но пока не прижилось…

Вероятно, нынешние изготовители фотокниг не почерпнут для себя ничего нового из описанного выше. А вот типографиям, подумывающим о диверсификации, подобное краткое введение наверняка будет полезным. Слишком много оказывается незаметных «грабель» в любом новом направлении бизнеса.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • HP Stitch S обещает текстильную революцию

    По оценкам HP, розничные продажи текстиля в мире в 2023 г. составят 1,7 трлн долл., из них доля запечатанного текстиля составит 308 млрд долл. Самый активный двузначный годовой прирост демонстрирует сегмент цифровой печати, предлагающий производителям недоступные ранее преимущества в виде простоты и скорости вывода на прилавки новых дизайнов. К 2023 г. рынок текстильной продукции, запечатанной «цифрой», вырастет до 5,5 млрд долл.

     

  • Бизнес «в голубой рубашке»

    Компания «Артотойз» отметит в 2020 г. своё 10-летие. Её руководитель Артём Бартош имеет опыт руководства офсетной типографией и знает о сложностях этого бизнеса не понаслышке. Поэтому, создавая компанию, он твёрдо решил, что она будет цифровой, чтобы можно было выполнять заказы в обычной одежде.

     

  • Планшетный вызов «Дамми»

    В курганской типографии «Дамми» в октябре 2019 г. был запущен первый в СНГ планшетный УФ-принтер Ricoh T7210. Быть первопроходцем — всегда рискованно, но когда тебя страхуют проверенные и надёжные партнёры, успех почти гарантирован.

     

  • Лайнер «малой авиации»

    Волгоградская типография «Печатные решения» недавно приобрела уже третью ЦПМ Konica Minolta — новую модель AccurioPrint C3070L. В 2008 г. она стала первым покупателем ЦМП Konica Minolta серии PRO в регионе, а сейчас первая установила машину этого же производителя с клик-контрактом.

     

  • Широкоформатный дебют «Буки Веди»

    Крупная московская книжная типография «Буки Веди» выбрала для открытия широкоформатного направления УФ-принтер Océ Colorado 1640. Его также планируется использовать для печати на уникальных материалах для переплётов, футляров и т. п.

     

  • Какая боль, или Разговор слепого с глухим...

    Представьте себе, что вы приходите в магазин за чёрными ботинками 42-го размера. А вам говорят: есть белые кроссовки 37-го. Брать будете? Такая вот ассоциация возникла у нас в связи с текущим запросом…

     


comments powered by Disqus