101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Фотокниги: «блочные» тонкости

  • Игорь Терентьев
  • 3 апреля 2017 г.
  • 3545
 

В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

Исторически самой распространённой технологией изготовления фотокниг была клеевая. Но не та, к которой привыкли полиграфисты. Фотографии, напечатанные с одной стороны на фотобумаге, сгибались посередине и каждая половина полностью склеивалась с оборота с половиной следующей согнутой фотографии либо с проложенным между ними листом картона. В такой сэндвич можно было собрать любое требуемое количество пар полос, а к внешним — приклеить обложку или вставить полученный блок в переплёт. Важное достоинство этой технологии — она позволяет получать плоские, полностью раскрывающиеся обороты с идеальным совмещением, поскольку разворот всегда изначально является цельным отпечатком. С точки зрения полиграфистов, технология эта — специфическая, избыточная и дорогая, поэтому в книжных типографиях её обычно использовали только для изготовления детских картонных книг. Но у фотостудий, располагавших только традиционными «мокрыми» фотолабами для печати фотографий, просто не было другого способа изготовить фотокнигу — на фотоматериалах печать возможна лишь с одной стороны.

Но как только качество печати тонерных ЦПМ подтянулось до приемлемого уровня, в индустрию фотокниг пришли почти все традиционные виды брошюрования и переплёта: от скрепления на скобу (так сейчас делают самые дешёвые фотокниги) до КБС с твёрдым переплётом. К сожалению, обычные термоклеевые машины для фотокниг подходят далеко не всегда — получить с первого раза качественный блок из толстой мелованной бумаги непросто. Помимо затрат на приладку, приходилось принимать во внимание рекламации. Если в многотысячном журнальном или книжном тираже приладка в десяток-другой экземпляров, а также неудачные единичные экземпляры, распадающиеся в руках у покупателей, не составляют особой проблемы для типографии и её заказчиков, то в бизнесе фотокниг, где единичные тиражи — обычное дело, такие вещи немедленно оборачиваются потерей денег и клиентов. Поэтому блоки фотокниг стали чаще скреплять втачку скобами. Однако подобные варианты скрепления имеют серьёзный недостаток — раскрываются такие фотокниги плохо. Один из вариантов решения этой проблемы — использование бумаги с гибкими шлицами. Можно брать готовую, но она обходится дороговато. А можно изготавливать с помощью ламинаторов, имеющих возможность вырезать полоски из оттисков перед ламинированием. Уже существуют и специализированные машины, делающие только эту операцию, — они отрезают от края бумаги полоску и снова приклеивают её к основному листу плёнкой.

Впрочем, если в вашем распоряжении находится хорошая машина КБС с полиуретановым клеем, то это тоже позволит выпускать качественные фотокниги. Держатся они хорошо, да и раскрываются лучше, чем после КБС с термоклеем. Только обращайте внимание на то, насколько машина удобна в настройке.

Интересно, что на отечественном рынке фотокниг, судя по работам, которым мне довелось судить на прошлогоднем конкурсе, практически не используется шитьё нитками. Казалось бы, по свойствам конечного продукта (блоки получаются прочные, раскрываются хорошо) и трудоёмкости изготовления, оно отлично вписывается в техпроцесс. Но пока не прижилось…

Вероятно, нынешние изготовители фотокниг не почерпнут для себя ничего нового из описанного выше. А вот типографиям, подумывающим о диверсификации, подобное краткое введение наверняка будет полезным. Слишком много оказывается незаметных «грабель» в любом новом направлении бизнеса.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Правильный гибрид

С лета этого года ГК «РУССКОМ» предлагает двухметровый гибридный принтер G!Digital HUV-2000S.

Выставка перемен

В этом году 32-я выставка технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама 2025» прошла на новом месте с 21 по 24 октября. Поскольку «Экспоцентра» больше нет, устроители выбрали в качестве места проведения павильоны ВДНХ — 55 и 57.

Печать без промаха

На столичной выставке «Реклама-2025» представительство южнокорейской InkTec в России впервые показало в работе компактный планшетный УФ-принтер UV 6090 с системой автоматического распознавания и визуального позиционирования запечатываемых изделий.

Технология как магия

Обычно в рубрике «Практика производства» мы рассказываем о типографиях. Но сегодня — о компании из другой сферы, где цифровая печать по-прежнему кажется настоящим волшебством.

Техника, сервис, доверие: «Передовые системы печати» представила шоурум Ricoh в Екатеринбурге

9 октября 2025 года компания «Передовые системы печати» («ПСП») провела презентацию в своём екатеринбургском офисе. Формат события оказался символичным: оно объединило знакомство с обновлённым шоурумом и рассказ о пути и перспективах компании.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59