101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Фотокниги: «блочные» тонкости

  • Игорь Терентьев
  • April 3, 2017
  • 3038
 

В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

Исторически самой распространённой технологией изготовления фотокниг была клеевая. Но не та, к которой привыкли полиграфисты. Фотографии, напечатанные с одной стороны на фотобумаге, сгибались посередине и каждая половина полностью склеивалась с оборота с половиной следующей согнутой фотографии либо с проложенным между ними листом картона. В такой сэндвич можно было собрать любое требуемое количество пар полос, а к внешним — приклеить обложку или вставить полученный блок в переплёт. Важное достоинство этой технологии — она позволяет получать плоские, полностью раскрывающиеся обороты с идеальным совмещением, поскольку разворот всегда изначально является цельным отпечатком. С точки зрения полиграфистов, технология эта — специфическая, избыточная и дорогая, поэтому в книжных типографиях её обычно использовали только для изготовления детских картонных книг. Но у фотостудий, располагавших только традиционными «мокрыми» фотолабами для печати фотографий, просто не было другого способа изготовить фотокнигу — на фотоматериалах печать возможна лишь с одной стороны.

Но как только качество печати тонерных ЦПМ подтянулось до приемлемого уровня, в индустрию фотокниг пришли почти все традиционные виды брошюрования и переплёта: от скрепления на скобу (так сейчас делают самые дешёвые фотокниги) до КБС с твёрдым переплётом. К сожалению, обычные термоклеевые машины для фотокниг подходят далеко не всегда — получить с первого раза качественный блок из толстой мелованной бумаги непросто. Помимо затрат на приладку, приходилось принимать во внимание рекламации. Если в многотысячном журнальном или книжном тираже приладка в десяток-другой экземпляров, а также неудачные единичные экземпляры, распадающиеся в руках у покупателей, не составляют особой проблемы для типографии и её заказчиков, то в бизнесе фотокниг, где единичные тиражи — обычное дело, такие вещи немедленно оборачиваются потерей денег и клиентов. Поэтому блоки фотокниг стали чаще скреплять втачку скобами. Однако подобные варианты скрепления имеют серьёзный недостаток — раскрываются такие фотокниги плохо. Один из вариантов решения этой проблемы — использование бумаги с гибкими шлицами. Можно брать готовую, но она обходится дороговато. А можно изготавливать с помощью ламинаторов, имеющих возможность вырезать полоски из оттисков перед ламинированием. Уже существуют и специализированные машины, делающие только эту операцию, — они отрезают от края бумаги полоску и снова приклеивают её к основному листу плёнкой.

Впрочем, если в вашем распоряжении находится хорошая машина КБС с полиуретановым клеем, то это тоже позволит выпускать качественные фотокниги. Держатся они хорошо, да и раскрываются лучше, чем после КБС с термоклеем. Только обращайте внимание на то, насколько машина удобна в настройке.

Интересно, что на отечественном рынке фотокниг, судя по работам, которым мне довелось судить на прошлогоднем конкурсе, практически не используется шитьё нитками. Казалось бы, по свойствам конечного продукта (блоки получаются прочные, раскрываются хорошо) и трудоёмкости изготовления, оно отлично вписывается в техпроцесс. Но пока не прижилось…

Вероятно, нынешние изготовители фотокниг не почерпнут для себя ничего нового из описанного выше. А вот типографиям, подумывающим о диверсификации, подобное краткое введение наверняка будет полезным. Слишком много оказывается незаметных «грабель» в любом новом направлении бизнеса.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Часть 1. Этикетка на RosUpack 2024: перед открытием

За пару дней до начала выставки трудно ожидать экстренных новостей о выставляемом на ней оборудовании. Правда, ничего нельзя исключить. У некоторых маркетинг настолько альтернативно одаренный, что, ввалив в выставку стоимость московской квартиры, хранит гордое молчание. К радости конкурентов и сожалению потенциальных покупателей. Что делать, КССЗБ (КССЗБ (аббр.) — каждый сам себе злобный Буратино).

Широкоформатное МФУ KIP 785

Производителем оборудования под маркой KIP является японская компания Katsuragawa Electric.

LUSTER для полиграфистов и не только

Одна из проблем современной промышленности — дефицит квалифицированной рабочей силы несмотря на рост зарплат. В Китае для решения этой проблемы решили пойти по пути автоматизации производства. В результате целый ряд китайских предприятий перешёл с полуавтоматического режима работы на практически «беспилотное» производство продукции. Но такой переход был бы невозможен без оборудования, контролирующего процесс производства и качество продукции.

Стандарт грядущий калибровку нам готовит

Проект офсетного стандарта 2024 года ISO и ГОСТ 12647-2 впервые в истории офсетных стандартов вводит калибровочный раздел. В версиях офсетного стандарта ISO 1996, 2004, 2013 и ГОСТ 2011 оговаривалось, что именно мы должны получить на оттиске, но не говорилось, как этого добиться. Подытожив передовой опыт калибровки офсета через пластины прошедшего десятилетия, проект стандарта 2024 года предлагает узаконить четыре метрики калибровки офсета.

«Берег» в китайском стиле

18 апреля 2024 года «Берег» организовала встречу полиграфистов, чтобы познакомить их с марками картона и бумаги китайского концерна Chenming Group и рассказать об этом крупнейшем в Китае производителе целлюлозно-бумажной продукции. Представители «Берега» уже успели посетить фабрику и теперь делятся информацией.



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Зачем вы в первую очередь идёте на Printech и «Росупак» в этом году?
    Проголосовало: 26