2017.04.05, Автор: Игорь Терентьев1159 прочтений

Фотокниги: «блочные» тонкости

Теги: Publish От редактора Фотокниги Эксклюзив

 

В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

Исторически самой распространённой технологией изготовления фотокниг была клеевая. Но не та, к которой привыкли полиграфисты. Фотографии, напечатанные с одной стороны на фотобумаге, сгибались посередине и каждая половина полностью склеивалась с оборота с половиной следующей согнутой фотографии либо с проложенным между ними листом картона. В такой сэндвич можно было собрать любое требуемое количество пар полос, а к внешним — приклеить обложку или вставить полученный блок в переплёт. Важное достоинство этой технологии — она позволяет получать плоские, полностью раскрывающиеся обороты с идеальным совмещением, поскольку разворот всегда изначально является цельным отпечатком. С точки зрения полиграфистов, технология эта — специфическая, избыточная и дорогая, поэтому в книжных типографиях её обычно использовали только для изготовления детских картонных книг. Но у фотостудий, располагавших только традиционными «мокрыми» фотолабами для печати фотографий, просто не было другого способа изготовить фотокнигу — на фотоматериалах печать возможна лишь с одной стороны.

Но как только качество печати тонерных ЦПМ подтянулось до приемлемого уровня, в индустрию фотокниг пришли почти все традиционные виды брошюрования и переплёта: от скрепления на скобу (так сейчас делают самые дешёвые фотокниги) до КБС с твёрдым переплётом. К сожалению, обычные термоклеевые машины для фотокниг подходят далеко не всегда — получить с первого раза качественный блок из толстой мелованной бумаги непросто. Помимо затрат на приладку, приходилось принимать во внимание рекламации. Если в многотысячном журнальном или книжном тираже приладка в десяток-другой экземпляров, а также неудачные единичные экземпляры, распадающиеся в руках у покупателей, не составляют особой проблемы для типографии и её заказчиков, то в бизнесе фотокниг, где единичные тиражи — обычное дело, такие вещи немедленно оборачиваются потерей денег и клиентов. Поэтому блоки фотокниг стали чаще скреплять втачку скобами. Однако подобные варианты скрепления имеют серьёзный недостаток — раскрываются такие фотокниги плохо. Один из вариантов решения этой проблемы — использование бумаги с гибкими шлицами. Можно брать готовую, но она обходится дороговато. А можно изготавливать с помощью ламинаторов, имеющих возможность вырезать полоски из оттисков перед ламинированием. Уже существуют и специализированные машины, делающие только эту операцию, — они отрезают от края бумаги полоску и снова приклеивают её к основному листу плёнкой.

Впрочем, если в вашем распоряжении находится хорошая машина КБС с полиуретановым клеем, то это тоже позволит выпускать качественные фотокниги. Держатся они хорошо, да и раскрываются лучше, чем после КБС с термоклеем. Только обращайте внимание на то, насколько машина удобна в настройке.

Интересно, что на отечественном рынке фотокниг, судя по работам, которым мне довелось судить на прошлогоднем конкурсе, практически не используется шитьё нитками. Казалось бы, по свойствам конечного продукта (блоки получаются прочные, раскрываются хорошо) и трудоёмкости изготовления, оно отлично вписывается в техпроцесс. Но пока не прижилось…

Вероятно, нынешние изготовители фотокниг не почерпнут для себя ничего нового из описанного выше. А вот типографиям, подумывающим о диверсификации, подобное краткое введение наверняка будет полезным. Слишком много оказывается незаметных «грабель» в любом новом направлении бизнеса.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Широкоформатная печать в век роботизации *

    Как поставщики оборудования помогают РПК и типографиям автоматизировать печатные и послепечатные процессы и повысить эффективность производства.

     

  • Konica Minolta AccurioPress C6100

    AccurioPress C6100

    Заключение: новый флагман Konica Minolta в линейке цветных листовых ЦПМ. Машина универсальна: предназначена для длинных и коротких тиражей, отлично справляется с широким ассортиментом запечатываемых материалов — от мелованной бумаги до фактурной и синтетики, а в недалёкой перспективе — и с баннерными форматами. Может быть вариантом как для расширения производства, так и в качестве первой ЦПМ в типографии — правда, для этого нужно обеспечить поток заказов, достаточный для машины такой производительности.

     

  • Лучшая послепечать: устройства КБС

    Мы продолжаем традицию формирования «народного рейтинга», в котором руководители и владельцы типографий рассказывают о том оборудовании, которое им по опыту эксплуатации нравится больше всего.

     

     

     

     

  • Переплёт всё доступнее

    Как меняется ситуация с печатью ч/б книг в твёрдом переплёте? Повторяем запрос (Publish № 4, 2016 г.; https://www.publish.ru/articles/201604_20013556): книга в твёрдом переплёте, формат А5, 192 полосы + обложка, блок 1+1 (чёрный), офсет 80 г/м2, обложка 4+0+глянцевая ламинация, форзацы без печати, тираж 100 и 500 экз. Есть готовый макет.

     

  • Упаковка без остановки

    В Heidelberg уверены, что готовы снабжать упаковочные типографии самыми эффективными в этой индустрии комплексными решениями, в том числе цифровыми. Чтобы продемонстрировать это, компания 8 ноября пригласила заказчиков и журналистов в Print Media Center, расположенный на заводе в Вислох-Вальдорфе, а также предоставила возможность посетить несколько передовых типографий.

     

  • Два флагмана

    Запустив в типографии «Флагман» вторую в России промышленную ЦПМ Ricoh Pro C9100, компания Ricoh Rus пригласила существующих и, возможно, будущих пользователей своих решений в Анапу — обменяться опытом и посмотреть на новую машину на производстве.

     


comments powered by Disqus