101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Техническое обслуживание широкоформатного печатного оборудования: подготовка, профилактика, постоянство *

  • Боб Флипс
  • 6 декабря 2016 г.
  • 9386
 

Секреты эксплуатации широкоформатных принтеров.

Предыдущий вариант этой статьи был опубликован в 2012 г. Перечитывая сегодня тот текст, можно заметить, что за прошедшее время многое изменилось. В той статье речь шла только о принтерах на сольвентных чернилах. В то время решения на основе сольвентных чернил доминировали на рынке, но со временем ту нишу, в которой раньше господствовали привычные сольвентные принтеры, заняли другие технологии, в частности, на основе латексных чернил. Кроме того, по мере роста экономичности разрабатываемых решений ранее экзотические технологии стали более доступными. Многие небольшие компании, оказывающие полиграфические услуги, приобрели и печатное оборудование на УФ-отверждаемых чернилах.

Как заметил один мой старый знакомый-полиграфист: «Принтеры всегда будут ломаться, а краски — выцветать». Да, это было сказано почти 20 лет назад, и современные краски уже не выцветают так, как это было тогда, но в целом утверждение остаётся верным — вечных принтеров не бывает. Хотя в аппаратах есть части и материалы, которые со временем обязательно изнашиваются и вызывают сбои при печати, пользователь тоже может сделать довольно многое, чтобы предотвратить неполадки.

Почти у всех есть автомобиль, и все понимают необходимость его периодического техобслуживания — замены масла, фильтров, регулировки тормозов, а также операций, проводимых через бóльшие интервалы времени, — замены цепи газораспределительного механизма или подшипников ступицы колеса. Но у многих вызывает изумление поломка печатной машины, проработавшей 3–4 года, отпечатавшей миллионы оттисков и ни разу не проходившей техобслуживание. Почти религиозная привычка заботиться о технике у таких людей распространяется почему-то только на автомобиль.

А ведь у печатающего оборудования нет принципиальных отличий от автомобилей: все они — механические устройства промышленного изготовления, которые состоят из металлических и пластмассовых деталей. И эти детали имеют свойство со временем ломаться. Печатные машины работают тысячи часов, и за это время их части совершают сотни тысяч однообразных возвратно-поступательных и вращательных движений, а печатающие головки выстреливают миллионы капель. Если представить себе сочетание этих цифр с отсутствием достаточного ухода за оборудованием и его техобслуживания, которое мы все слишком часто наблюдаем, то понятна неизбежность катастрофы — в нашем случае поломки, требующей дорогостоящего ремонта. Итак, чем же владелец может помочь своему принтеру и, следовательно, самому себе? Давайте разобьём проблему на отдельные категории.

Техническое обслуживание широкоформатного печатного оборудования: подготовка, профилактика, постоянство *

Микроклимат в помещении

В технических характеристиках печатающих устройств большинство их производителей указывают рабочий диапазон температур окружающего воздуха примерно от 18 до 30 °C. Но лучше стремиться к середине этого диапазона и эксплуатировать принтер при температуре примерно 24 °C.

Рис. 1. Гигрометр

А какое значение имеет влажность воздуха? Большинство производителей принтеров не указывают допустимый рабочий диапазон влажности воздуха, но чернилам на отпечатке надо высыхать, поэтому нужна относительная влажность воздуха 40–60%, а 50% можно считать оптимальным значением. Нужно приобрести гигрометр и постоянно контролировать влажность в месте установки печатного оборудования (см. рис. 1). Неплохой гигрометр с функцией термометра обычно стоит не больше 20 долл. При слишком большой влажности чернила не будут нормально высыхать, а бумажная подложка самоклеющихся виниловых материалов будет набирать влагу и морщиться, что приведёт к проблемам при печати и к повреждениям головки из-за ударов о материал. При слишком малой влажности появляется проблема статического электричества, которое может вызвать чрезмерное пыление краски и другие проблемы, например, сбои в обработке данных, дающие в результате плохие отпечатки. Для температуры и влажности есть «оптимальная зона»: за её пределами значения этих величин слишком малы или слишком велики, а внутри неё — как раз то, что нужно. Технология сублимационной печати особенно чувствительна к колебаниям влажности и температуры. Если влажность в помещении слишком велика — нужно установить осушитель воздуха, который можно купить в магазине хозяйственных товаров. Если, наоборот, воздух слишком сухой — нужен увлажнитель воздуха. Но нужно помнить, что нельзя один раз включить такое устройство и забыть обо всех проблемах: нужно учитывать и размеры помещения, особенности отопления и регулирования температуры в нём, его вентиляцию, а также другие факторы. Необходимо самостоятельно разобраться в этих вопросах или обратиться к профессионалам.

Поддерживать нормальные условия в печатном цеху — значит и не позволять, например, температуре опускаться до 10 °C и ниже в выходные в зимнее время. Ведь в случае такого охлаждения оборудования перед тем, как печатать, необходимо дать снова прогреться всему механизму, выполняющему печать, в том числе и печатающим головкам. Кроме того, холодный запечатываемый материал не будет правильно принимать чернила. Однажды в одной типографии мне пришлось ждать первого приемлемного оттиска 35 мин: температура в цеху была около 15 °C, а печатники были в тёплой одежде.

Нужно помнить о том, что температура и влажность в момент печати могут повлиять на цветопередачу: если чернила будут сохнуть дольше — они будут сильнее расплываться. Это струйный аналог знакомого офсетчикам растискивания: например, можно прислонить фломастер к листу бумаги и подержать его в таком положении — чернильное пятно на бумаге будет увеличиваться, и в результате вы увидите растискивание. При слишком быстром высыхании чернил будет недостаточное растискивание, а также неправильное смешение красок на поверхности запечатываемого материала. В этих условиях возможно появление полос на оттиске. В общем, помните об оптимальном диапазоне климатических условий в помещении.

«Слабые места» и части, требующие обслуживания владельцем

Конечно, отдельные модели и модификации цифровых широкоформатных струйных принтеров отличаются по своей конструкции, но есть узлы и системы, которые присутствуют почти во всех таких устройствах. Хотя названия ошибок и тексты сообщений, выдаваемых при их появлении, могут отличаться, почти во всех моделях печатающих устройств есть узлы и части, в которых время от времени могут возникать неполадки. Рассмотрим их подробнее.

Фильтры и вентиляторы | У большинства аппаратов есть фильтры и вентиляторы для охлаждения, особенно у УФ-принтеров в месте крепления УФ-ламп. Их надо держать в чистоте и заменять при малейшем сомнении в их исправности: стоимость фильтров и вентиляторов намного ниже, чем стоимость устранения неполадок оборудования, вызванных их неисправностью. Если в воздухе помещения повышенное содержание пыли — надо часто проверять состояние воздушных фильтров и заменять их, возможно, даже чаше, чем это кажется необходимым. Можно продуть фильтры сжатым воздухом — и вы удивитесь тому, как много скопившейся пыли из них вылетит.

Каретка и её вал | Вал каретки принтера нужно протирать мягкой тканью и использовать смазочное средство, рекомендованное производителем. Мы часто встречаем неполадки при движении каретки или ошибки перегрузки двигателя оси Y, многие из которых исчезают после очистки и смазки каретки. В более старых моделях принтеров на латексных чернилах присутствуют войлочная подкладка, ремень привода вала каретки и механизм его натяжения, а также вкладыши, которые требуют замены примерно через два года, особенно в тех моделях, где всё выделяемое тепло концентрируется под общим кожухом.

Рис. 2. Датчик позиционирования

Система позиционирования (энкодер) | Она состоит из двух основных частей — собственно ленты позиционирования и датчика позиционирования (см. рис. 2 и 3). Лента представляет собой прозрачную полоску с нанесёнными на ней метками и тянется от одного бока печатной машины до другого. В некоторых распространённых моделях сольвентных принтеров она расположена с правой стороны вала каретки. Датчик имеет электрический чувствительный элемент и считывающее устройство: он считывает отметки на полоске, благодаря чему принтер «знает» положение головки. Если он не может считать положение из-за того, что полоска загрязнена, или потому, что датчик утратил точность после многих лет работы, возникают многочисленные ошибки, которые могут отличаться для разных моделей печатающих устройств. Ленту нужно аккуратно протирать изопропиловым спиртом, а датчик продувать сжатым воздухом, чтобы выгнать из него пыль. Если нужно заменить ленту, заменяйте с ней и датчик — они недорогие. Можете считать, что это что-то вроде смены масляного фильтра при замене масла в автомобиле. Нужно учитывать, что у более крупных принтеров (например, у УФ) есть система позиционирования каретки, позволяющая поднимать и опускать головку в бóльших пределах, чем у меньших по размеру сольвентных и латексных моделей. Но здесь применимы те же правила очистки и ухода.

Рис. 3а. Лента позиционирования

 

Рис. 3б. Ленту позиционирования иногда сложно увидеть; она обычно тянется вдоль вала каретки и выглядит как прозрачная полоска с нанесёнными на ней метками

Устройства подогрева | Разные типы и модели принтеров имеют разную конструкцию, но в большинстве есть нагреваемые части: они подогревают запечатываемый материал до, во время или после печати, выполняют сушку или отверждение чернил и т. д. В общем, здесь есть не так уж много возможностей предотвратить неполадки, но в некоторых моделях применяются вентиляторы для охлаждения нагревателей между печатными прогонами. Точки забора воздуха и нагреваемые поверхности можно продувать сжатым воздухом — см. раздел «Фильтры и вентиляторы». Чем эффективнее система — тем лучше она работает, и при этом тем она надёжнее и долговечнее.

Печатающая головка и системы подачи чернил | Это обычно самая чувствительная и самая дорогая в ремонте часть принтера. Когда-то существовали модели только со сменными картриджами. И вот появились принтеры с постоянными печатающими головками. Но «постоянные» головки оказались не совсем постоянными: согласно показателям «счётчиков капель», головки способны выбросить несколько миллиардов капель — это их приблизительный ресурс, по которому можно рассчитать время их работы. Применительно к распространённым типам головок принято считать, что они могут проработать примерно до 5 млрд капель, но мы видели и головки, вышедшие из строя после 3 млрд, и головки, всё ещё работающие после 10 млрд капель.

Так в чём же тут разница и почему одним владельцам удаётся «выжать» из печатающих головок больше, чем другим? Здесь нет однозначного ответа — слишком много влияющих факторов: возраст устройства, параметры микроклимата (рассмотрены выше), режим использования — непрерывный или время от времени, химический состав чернил, режим печати, задаваемый растровым процессором, а также то, как растровый процессор управляет печатающими головками, даже соотношение красок в заданиях (например, если в изображении преобладают области, залитые одной из красок). Но есть одно обстоятельство, которое часто коррелирует с вероятностью поломки, — проводилось ли техобслуживание в необходимом объёме или нет.

Что может сделать владелец

Сольвентные принтеры | В целом зона печатающей головки и её капы больше, чем другие узлы принтера, страдают от неправильных действий оператора, от повреждений и от неполадок, вызванных недостаточным уходом. Самое главное: капу и место её контакта с головкой нужно содержать в идеальной чистоте. Здесь чистота должна быть возведена в абсолют — грязная печатающая головка или её капа не смогут обеспечить герметичность пути подачи чернил, и насос не сможет правильно подать чернила в головку, а это может привести к многочисленным неполадкам. Нужно аккуратно протирать область возле краёв головки и капы, удаляя все засохшие чернила. Это делают тампоном из неволокнистой ткани, пропитанным жидкостью для техобслуживания (не Q-Tips!). Если наблюдается «выпадение дюз», нужно смочить печатающие головки неволокнистой тканью, смоченной специальной жидкостью для техобслуживания. Нужно удалить засохшие чернила из капы и периодически промывать капу потоком жидкости, сливая вытекающую из капы жидкость в ёмкость для отходов. Как и автомобиль, принтер работает лучше, если в него залиты чистые жидкости.

Принтеры на латексных чернилах | Есть два варианта конструкции принтеров для печати латексными чернилами — один со сменными печатающими головками (которые меняет сам пользователь), другой — с «постоянными» головками, как и у сольвентных принтеров. Преимущество конструкции со сменными головками — в том, что такие головки «самообслуживающиеся», то есть не требуют техобслуживания со стороны пользователя. Но и здесь есть несколько мер, с помощью которых пользователь может повысить надёжность их работы. Если головки постоянные, то они требуют примерно такого же ухода, что и постоянные головки сольвентных принтеров.

Принтеры на УФ-отверждаемых чернилах (УФ-принтеры) | Эти печатающие устройства часто бывают крупнее и дороже сольвентных такого же формата, но их теперь часто приобретают и небольшие типографии. Хотя у операторов очень интенсивный режим работы, иногда им стоит остановиться и заняться уходом за некоторыми узлами. (см. разделы «Каретка и её вал» и «Система позиционирования»). У некоторых моделей есть не только вал каретки печатающей головки, но и вал, по которому головка может подниматься и опускаться в зависимости от толщины запечатываемого материала, и у этого вала тоже есть лента и датчик позиционирования. У некоторых принтеров капы головок могут отличаться по конструкции, а у некоторых кап нет. Нужно изучить рекомендации производителя по очистке, защите и закрывании кап печатающих головок — вот где можно сэкономить деньги на ремонте.

Самое главное правило при работе с широкоформатным принтером любого типа: обращать внимание и реагировать на все отображаемые на дисплее предупреждающие сообщения. Как минимум, нужно обязательно спрашивать у опытного специалиста: что означает это сообщение и требуется ли здесь какой-то ремонт или техобслуживание?

Чего не следует делать

Рис. 4. Разорванный кабель

Я уже перечислил много вещей, которые нужно делать самому владельцу принтера. А теперь — несколько слов о том, чего делать не нужно. Самое главное «не нужно» — не снимать печатающие головки. Известный тренер по американскому футболу Вуди Хэйс не любил, когда игроки увлекались игрой в пас, и говорил, что из этого «могут выйти только три вещи, и две из них — плохие». Также и с печатающими головками, но здесь плохих вещей может быть намного больше — головки можно поцарапать, дать им полностью высохнуть, повредить изнутри чрезмерным давлением жидкости или подключить их неправильно и устроить аварию в электросистеме принтера — вот неполадки, которые мы встречаем чаще всего. Если точно не знаете, как устранить неполадку, лучше предоставьте это сделать профессионалам. Вот посмотрите, что один из наших клиентов сотворил с кабелем печатающей головки. Он пытался самостоятельно устранить неполадку и в результате «сжёг» материнскую плату и много других компонентов. В результате ремонт обошёлся ему примерно в 5000 долл. (см. рис. 4).

Ремонт механики тоже лучше доверить профессионалам, если вы, конечно, не гений-самородок. В интернете много видео и описаний по самостоятельному устранению неисправностей, и во многих из них даже самые сложные действия выглядят простыми. Самый большой кошмар наших сервис-инженеров — приехать к клиенту и увидеть «свалку металлолома» на полу возле печатной машины.

Хорошие новости

Хорошее состоит в том, что, как и с автомобилем, правильный уход за печатным оборудованием может предотвратить множество проблем и сэкономить владельцу много денег. Есть вещи, которые может и должен делать сам владелец устройства. А более сложные операции должны выполнять профессионалы. Нужно как можно лучше заботиться о своей печатной машине — но иногда, как и с автомобилем, и при самом тщательном уходе всё-таки случаются неполадки. И тогда нужно обращаться к профессионалам.

 

Об авторе: Боб Флипс — опытный полиграфист с более чем 25-летним стажем, один из первопроходцев широкоформатной цифровой печати. Он начинал с печати чернилами на водной основе, а затем освоил технологии печати сольвентными, УФ-отверждаемыми и другими типами чернил. Сегодня Флипс — партнёр в компании Grafx Network, которая занимается техобслуживанием оборудования для широкоформатной печати на всей территории США. Компания выполняет в том числе заказы производителей и дилеров оборудования. Некоторые клиенты обращаются к ней как к аутсорсинговой компании — только когда не справляются с пиковыми объёмами работ, а другие сотрудничают с ней как с основным поставщиком услуг по ремонту и техобслуживанию техники.

* © SGIA Journal, сентябрь/октябрь, 2016.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 64