Опыт печати высокохудожественных изданий в московском ИПК Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки.
Незнакомые с нашей предметной областью переводчики с английского нередко делают ошибку в переводе устойчивого выражения Graphic Arts, означающего полиграфию. Так на свет появляются «графические искусства» или «художественная печать». Но как даже сломанные часы показывают правильное время два раза в сутки, так и в случае с Издательско-полиграфическим комплексом Академии акварели и изящных искусств Сергея Адрияки можно легко согласиться с ошибочными в 99,9% случаях вариантами переводов — здесь есть и графические искусства, и художественная печать.
Рассказывая о широкоформатном принтере, Д. Гурбанский признался, что иногда тоже берёт в руки кисть — процесс наложения текстурных гелей на широкоформатные репродукции очень успокаивает |
Типография, расположенная во внушительном здании Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, является её структурным подразделением, что во многом определяет подбор оборудования, структуру заказов и особенности организации техпроцессов. Директор типографии Дмитрий Гурбанский объясняет: «Значительная часть работ — около 60% — внутренние заказы. Оставшиеся 40% приходятся на коммерческие заказы, прибыль от которых позволяет проводить плановый ремонт и модернизацию оборудования». Внутренние заказы связаны со спецификой этого вуза: художественные каталоги выставок, календари, учебные пособия с обилием высококачественных иллюстраций и др. Как следствие, и коммерческие заказы чаще всего поступают от художников, которые доверяют типографии, имеющей огромный опыт в исполнении подобного рода работ. Впрочем, здесь берутся и за традиционную для рекламных типографий продукцию — брошюры, буклеты, листовки, открытки, фирменные бланки, дипломы, блокноты и т. п. Коллектив небольшой — всего 12 человек, из них 4 дизайнера.
«Цифра» и допечать
Одна из особенностей типографии — ей приходится располагаться в относительно небольших помещениях, расположенных в разных местах Академии. Одна из комнат отведена под отдел допечатной подготовки и цифровой печати. Здесь вместе размещаются цветная листовая ЦПМ Canon imageRUNNER ADVANCE C9070 Pro, цифровой дупликатор, широкоформатный принтер и участок вывода офсетных форм.
Широкоформатный 1,88-метровый принтер Roland Hi-FiJet Pro II FJ-740 печатает водными пигментными чернилами. Да, было время, когда Roland имела в своём портфолио модели на водных чернилах. В типографии этот принтер ценят за основательную конструкцию с обилием металла, надёжность, высокое качество печати (макс. разрешение — 1440 dpi) с хорошим цветовым охватом и возможность использования альтернативных чернил. Последнее позволяет существенно снизить себестоимость оттисков, сохраняя рентабельность печати. С другой стороны, пигментные чернила обладают высокой светостойкостью, что один из въедливых клиентов даже проверял собственноручно: закрыв половину изображения, он выставил отпечаток на несколько месяцев в окне на солнечной стороне. Оказалось, что краски не выцвели, а художник теперь со спокойным сердцем заказывает в типографии широкоформатные репродукции его картин. Высоко ценят возможности принтера и другие художники — уже сложился устойчивый круг заказчиков. Репродукции печатают как на заказ, так и для продажи в художественном салоне Академии. Иногда их покрывают текстурным гелем, а также украшают багетами собственного производства.
Помимо широкоформатного принтера, к цифровым мощностям типографии относятся также цветная листовая ЦПМ и цифровой дупликатор |
Термальное CTP Kodak расположено здесь же. Объём вывода в типографии невелик — она располагает единственной офсетной машиной формата B3. Выводят около 1000 пластин в месяц, с учётом их формата — 250–300 м2/мес. «Начинали мы с традиционных, ”мокрых” пластин, — вспоминает Гурбанский, — но быстро поняли, что разоримся на химии». Поэтому было решено перейти на беспроцессные пластины — это позволило сэкономить место за счёт проявки, а также избавиться от возни с химией. С весны 2016 г., после определённого периода работы с беспроцессными пластинами другого производителя, остановились на термальных пластинах Fujifilm Superia PRO-T3. Скорость их вывода — 3 минуты на пластину — вполне устраивает типографию.
О. Григорьев отмечает, что опыт использования беспроцессных пластин Fujifilm Superia PRO-T3 — исключительно положительный |
«Да, сразу после вывода проконтролировать изображение на беспроцессной пластине сложно, — объясняет заместитель начальника типографии Олег Григорьев. — Но этот небольшой недостаток, который, кстати, в новейшем поколении пластин менее заметен, с лихвой компенсируется множеством достоинств». Среди них он отметил быструю проявку пластин на печатной машине — хватает 20–30 листов. С этого момента можно контролировать приводку красок по крестам, а также настраивать подачу красок. Также пластина быстро выходит на баланс «вода/краска». А после этого Олег отмечает хорошую стабильность в тираже: «Обычно мы печатаем до 1000 листов, поэтому для нас важно как можно быстрее приладиться, сэкономив бумагу и краску. А после этого пластины ведут себя в тираже очень стабильно. Мы не раз брали несколько листов из начала, середины и конца тиража — все они были одинаковыми по денситометрическим показателям». Он также вспомнил о повторном тираже каталога, ранее напечатанном в другой типографии. Не предпринимая особых усилий, а просто работая по нормам, в типографии Андрияки получилось почти идеально повторить тот тираж по цветопередаче.
На офсетном производстве
Мы спускаемся в печатно/послепечатный цех, который расположен в другом помещении. Чтобы вместить офсетную машину и послепечатное оборудование, две комнаты здесь пришлось объединить в одну. Пятикрасочная печатная машина Heidelberg Speedmaster 52–5 оснащена системой Axis Control, которая очень помогает ускорять приладку и поддерживать стабильность цветопередачи в процессе печати тиража. Быстрая приладка в типографии важна ещё и потому, что заказчики нередко просят предоставить печатную цветопробу на тиражном материале (на мелованной и, реже, на офсетной бумаге). На малоформатной машине это обходится не так дорого, как на больших форматах, но всё равно нужно настроить приводку и выйти на цвет. Зато заказчик получает самое точное представление о том, что он получит в конечном тираже.
Главная офсетная «кормилица» типографии — машина Heidelberg Speedmaster 52–5. Григорьев признаёт, что для многих заказов более эффективна была бы полуформатная машина, но её просто негде разместить. Чтобы соединить вместе печатный и послепечатный цеха, пришлось расширять проём между двумя комнатами |
Загрузка типографии невелика — на счётчике пробега машины, установленной в 2010 г., всего 6,6 млн отт. Одна из причин этого — небольшие тиражи. По собственным оценкам типографии, точка пересечения офсета с «цифрой» при цветной печати — 250 экземпляров, но на офсете нередко выполняют и меньшие тиражи. Как правило это связано с пожеланиями заказчиков.
Мы поинтересовались, не возникают ли дов связи с использованием беспроцессных пластин, проявляющихся на машине, проблемы с увлажнением. Григорьев признался: «Мы, ещё когда только готовились к переходу на эти пластины и изучали возможные варианты, наслушались подобных рассказов — опасения были. Но когда мы перешли на эту технологию, никаких проблем с увлажнением не заметили. Более того — мы увлажнение не меняем год-полтора. Приходили технологи, проверяли его всеми возможными приборами — и не верили, что это возможно».
Здесь же установлено разнообразное послепечатное оборудование: резальная машина, линия ВШРА и КБС. В соседнем помещение — комплект оборудования для изготовления календарей.
Учитывая ограниченность места, в типографии решили выстроить техпроцессы только под основную продукцию. По этой же причине здесь не удалось организовать участок твёрдого переплёта, хотя потребность в нём существует. Сейчас, если возникает необходимость выполнить твёрдый переплёт или какую-то специфическую отделку, всё это заказывают у субподрядчиков.
Полный цикл
Ещё одна особенность типографии — ей нередко приходится готовить сложные высокохудожественные издания по полному циклу. Речь в таких случаях идёт о том, что нужно не просто сверстать издание, но и создать исходные изображения. Поэтому ещё одна комната в Академии выделена под студию фотосъёмки. Там установлена профессиональная среднеформатная цифровая камера Phase One iXR с задником IQ180 c разрешением 80 Мпикс., разнообразное осветительное оборудование. Для одного каталога приходится снимать десятки картин — это довольно хлопотное дело. Зато специальное ПО позволяет на стадии подготовки съёмки выставить все параметры экспозиции таким образом, что дальнейшей обработки изображений делать практически не нужно.
Трудности художественной печати
Гурбанский признаёт, что иметь своими заказчиками художников порой очень непросто: «Лекции о том, что мы можем печать, и что — нет, приходится читать регулярно. В особо сложных случаях мы даже предлагаем заказчику взять наши краски и самому смешать из них ту самую, которую он от нас тщетно пытается получить». Зато, пройдя через подобные перипетии множество раз, в типографии Андрияки могут уверенно считать, что постигли значение устойчивого выражения Graphic Arts во всех его смыслах…