2016.03.11, Автор: Марсель Шарифуллин1491 прочтений

Первый месяц на свободе…

Теги: Publish В типографии с Марселем Допечатные процессы Программное обеспечение Эксклюзив

 

25 января я, наконец, освободился и смог вернуться к нормальной жизни. Новые впечатления, события нахлынули потоком и поначалу ошеломили, но затем (по мере ознакомления с ситуацией в семье и на бывшем месте работы) заставили начать действовать с удвоенной энергией. Из-за всего произошедшего я потерял массу времени, было совершено много ошибок и набрано долгов. Наступило время возвращения.

В последние месяцы своего заключения я не сидел без дела и по мере возможности изучал всё касающееся автоматизации работы цифровых типографий и внедрения технологии web-to-print (WTP). Пригодились и полулегальные телефоны, и изучение иностранного языка, так как наиболее ценные сведения можно было найти только в англоязычной части интернета. Итогом стала выработка примерного плана развития для типографии НИУ ВШЭ на ближайшие годы, основанная не на наращивании оборудования и персонала, а на внутренних организационных преобразованиях и максимальной автоматизации рабочих процессов. Узловой частью такой реформы является выбор ПО для АСУП (MIS) и WTP, адаптация их под особенности действующего производства и внедрение ПО в типографии. В том, что это должно принести результат, сомнений нет.

Существуют десятки решений WTP. Часть их поставляется на лицензионной основе, часть сдаётся в аренду по принципу SaaS (как продукты Adobe CS Cloud). Разница между этими двумя подходами для типографий описывалась в моих колонках ранее, каждый из них имеет свои преимущества, поэтому выбор здесь не однозначен. Осталось найти наиболее подходящий продукт для моего случая.

Сначала я решил узнать, как работают другие типографии. Пользуясь внезапно нахлынувшей популярностью среди полиграфистов в первый месяц после освобождения, мне удалось посетить дюжину наиболее известных цифровых типографий Москвы и пообщаться с их руководителями. В этот короткий период мне также довелось пообщаться с представителями фирм-поставщиков оборудования и посетить три крупных полиграфических мероприятия, где собиралось много руководителей полиграфических предприятий.

Все типографии, где я побывал, чувствуют себя неплохо, а внедрённые АСУП и другие программные решения во многих случаях являются одним из главных факторов успеха. Что я вынес из посещения типографий I print it, «Каскон», «МДМ-принт», «М–Сити», Onebook, «Мива-принт», «МБ-принт», Netprint, «Формула Цвета», «Группа Т8» и «Ситипринт»?

Все эти предприятия имеют прекрасные производственные базы и профессиональный персонал, который выжимает из современного оборудования всё возможное как по качеству, так и по производительности. Но каждая имеет свои уникальные черты и преимущества. Netprint, например, имеет производство, «заточенное» под фотопродукцию — начиная от специализированного автоматического оборудования для традиционной фотопечати Noritsu QSS и заканчивая отлаженными процессами по доставке продукции почтой по всей России. Недаром компания является российским лидером по производству фотографий, постеров и фотоальбомов. Есть информация, что на их долю приходится более 70% всего российского рынка фотопечати. Судя по увиденному мной уровню автоматизации, оперативности и масштабам производства, это так и есть. «М–Сити» — один из российских лидеров транзакционной печати и прямой рассылки (миллионы экземпляров ежедневно). «Группа Т8» — типография, работающая по принципу Print-on-Demand. Сейчас — это самое крупное российское предприятие, производящее книги в единичных экземплярах. На днях они ввели в эксплуатацию вторую рулонную ЦПМ Xerox Impika (на первой за год с небольшим сделано 270 млн оттисков А4) и планируют упрочить своё положение на создаваемом ими рынке. Предполагаю, что основными их заказчиками, кроме авторов и граждан (покупателей книг), будут издательства, книготорговые дистрибьюторы и онлайн-магазины («Озон», «Литрес», Amazon). Так что работы «Группе Т8» должно хватить в будущем даже на шесть рулонных ЦПМ. Типографии Onebook и «Мива-принт» мне понравились сбалансированностью и организованностью производства, способностью оперативно производить малые тиражи не только акцидентной и журнальной продукции, но также сшитых на нитку фотоальбомов и книг в твёрдом переплёте. «Фабрика Цвета» — известная типография, проповедующая гибридную печать и работающая на самом стыке между цифровой и офсетной технологиями. За счёт отлаженности техпроцессов офсетной печати Heidelberg Anicolor и пятикрасочной ЦПМ Ricoh C7100 с белилами граница перехода с одной технологии на другую у них снизилась до 250 экз. Поэтому менеджеры этой типографии часто и сами не знают, на чём будет печататься принимаемый ими заказ. Качество схожее, а наиболее выгодная по себестоимости технология может быть выбрана в зависимости от сроков сдачи или компоновки нескольких работ в один сборный спуск. Типография «МБ принт» также грамотно сочетает «цифру» и офсет и за счёт возможностей ЦПМ HP Indigo славится высоким качеством печати на цветной бумаге. Типография «Каскон» издавна специализировалась на печати конвертов, но сейчас, благодаря внедрению ЦПМ Konica Minolta и HP Indigo, стала заметным игроком на рынке оперативной цифровой печати. Типография I print it — небольшая, имеющая всего одну машину Konica Minolta bizhub С70hc с расширенным цветовым охватом, и штатом сотрудников из 3–4 человек, привлекла мое внимание организацией своей работы. За счёт «самописного» WTP-решения вся работа типографии происходит в автоматическом режиме через интернет: заказы автоматически верстаются, оформляются и оплачиваются самими клиентами. Система в режиме 24/7 проверяет созданные макеты на правильность (возвращая клиенту ошибочные макеты с указаниями, что исправить), делает спуски полос, комплектует задания на печать и даже печатает на машине без дополнительного участия сотрудников. Автоматически организуется доставка готовой продукции и информирование клиентов о статусе их заказов. Если бы не увидел этот процесс воочию, никогда бы не поверил, что такое возможно. Типография «МДМ Принт» удивила меня разнообразием выпускаемой продукции и методов работы с заказчиками: приёмом заказов в розничных точках, по телефону и онлайн через несколько сайтов. Печатают всё — начиная от фото, сувенирки и баннеров и заканчивая фотоальбомами и книгами в твёрдом переплёте. Причём своего роста она добилась с нуля за каких-то пять лет, в то время как многие «старожилы» жаловались на кризис, снижение рентабельности и количества заказов. «Ситипринт» — крупная офсетная типография. Она поразила меня великолепно организованным «бережливым» производством и качеством выпускаемой продукции — «высокоимпрессивной полиграфией» (High Impressive Press). Эта офсетная типография по удобству работы клиентов и оперативности выполнения заказов близка к лучшим цифровым предприятиям.

Что касается оборудования, то наиболее часто я в своих экскурсиях встречался с листовыми цифровыми печатными машинами Konica Minolta, Ricoh и HP Indigo. Владельцы первых двух брендов как правило были довольны низкой ценой клика, а обладатели HP – качеством приближенным к офсетному и дополнительными эффектами печати. Виденные же мной специализированные машины Impica, Noritsu и ЦПМ формата А2 Indigo 10000 позволили их владельцам стать лидерами в своих сегментах рынка. Из послепечатки запомнилась брошюровальная техника Horizon (похоже, они становятся безоговорочным лидером в России) и итальянское оборудования для твердого переплета.

Большинство посещённых мной типографий не афишировало используемое ПО. Что объяснимо, так как именно это и предопределяет их лидерство на рынке. Но я отметил, что в основном — это собственные разработки, написанные либо с нуля, либо усовершенствованные на базе стандартных предложений рынка.

Из решений SaaS мне больше всего понравились функционал и практика использования облачного ПО томской компании «Пиксель Парк» в типографии «МДМ Принт» и WTP собственной разработки в типографии I print it, также предлагаемой клиентам в аренду. Подобное использование ПО не требует больших вложений для старта и оплачивается пропорционально количеству обработанных заказов и заработанных денег. Недостатки этих решений — отсутствие в них полноценных модулей АСУП.

Из лицензированных решений хочу отметить «самописные» платформы WTP и АСУП типографий Netprint, Onebook, «Формула цвета», «Группа Т8». Также мне понравилась работа типографии, которую я пока посетить не успел, — это «Группа М» (Санкт-Петербург), грамотно организовавшая приём заказов на сборные тиражи через интернет по сниженным ценам. С помощью своего ПО они смогли полностью загрузить заказами малотиражной и малоформатной продукции (визитки, буклеты и т. п.) три свои машины Speedmaster XL75. В большинстве типографий работы над созданием WTP-платформ не завершены, но активно продолжаются. В то же время АСУП внедрены почти у всех. Что меня сильно порадовало, ведь я сам приложил немало усилий по продвижению идеи автоматизации. Среди таких АСУП я отметил использование «Аплер» в OneBook, A-System от «Моноритма» в «М–Сити», «Умные Цифры» в «МДМ Принт». Остальные типографии не назвали производителя своего ПО или использовали самостоятельно написанные решения АСУП.

Я уверен, что автоматизация типографии должна начинаться с внедрения АСУП, способной нормализовать ценообразование и оптимизировать рабочий поток на предприятии. Конечно, лучший вариант, когда единое ПО может совмещать такие функции с фронт-офисом WTP, но это либо очень дорогие решения, либо собственные разработки типографий, создаваемые годами. Это недоступно средней типографии. Выходом же из положения может быть появление доступных комплексов АСУП-WTP (не ясно только, сколько ждать) или внедрение вышеназванных продуктов по отдельности и затем связка их в общий программный комплекс. Для этого надо подбирать такие предложения АСУП или WTP, которые в дальнейшем позволят нарастить такие связи в будущем. После изучения имеющейся практики, а также общения с поставщиками программных продуктов я пришёл к выводу начать процесс автоматизации работы типографии НИУ ВШЭ в два этапа. На первом — внедрить АСУП PrintExpert, связав воедино все участки типографии, расположенные на 12 площадках в Москве. Уверен, что это должно получиться в ближайшие месяцы, так как я знаком с данным программным продуктом по типографии МГУ, «Вива-Стар» и «Аврора-принт» и уверен в способностях её разработчика адаптировать ПО под нужды цифровой типографии. На втором этапе я планирую определиться с выбором WTP-решения и состыковать его с уже работающим к тому моменту АСУП.

Вот так прошел мой первый месяц на свободе и он, как видите, оказался не таким свободным от дел.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus