101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Первый месяц на свободе…

  • Марсель Шарифуллин
  • 1 марта 2016 г.
  • 2276
 

25 января я, наконец, освободился и смог вернуться к нормальной жизни. Новые впечатления, события нахлынули потоком и поначалу ошеломили, но затем (по мере ознакомления с ситуацией в семье и на бывшем месте работы) заставили начать действовать с удвоенной энергией. Из-за всего произошедшего я потерял массу времени, было совершено много ошибок и набрано долгов. Наступило время возвращения.

В последние месяцы своего заключения я не сидел без дела и по мере возможности изучал всё касающееся автоматизации работы цифровых типографий и внедрения технологии web-to-print (WTP). Пригодились и полулегальные телефоны, и изучение иностранного языка, так как наиболее ценные сведения можно было найти только в англоязычной части интернета. Итогом стала выработка примерного плана развития для типографии НИУ ВШЭ на ближайшие годы, основанная не на наращивании оборудования и персонала, а на внутренних организационных преобразованиях и максимальной автоматизации рабочих процессов. Узловой частью такой реформы является выбор ПО для АСУП (MIS) и WTP, адаптация их под особенности действующего производства и внедрение ПО в типографии. В том, что это должно принести результат, сомнений нет.

Существуют десятки решений WTP. Часть их поставляется на лицензионной основе, часть сдаётся в аренду по принципу SaaS (как продукты Adobe CS Cloud). Разница между этими двумя подходами для типографий описывалась в моих колонках ранее, каждый из них имеет свои преимущества, поэтому выбор здесь не однозначен. Осталось найти наиболее подходящий продукт для моего случая.

Сначала я решил узнать, как работают другие типографии. Пользуясь внезапно нахлынувшей популярностью среди полиграфистов в первый месяц после освобождения, мне удалось посетить дюжину наиболее известных цифровых типографий Москвы и пообщаться с их руководителями. В этот короткий период мне также довелось пообщаться с представителями фирм-поставщиков оборудования и посетить три крупных полиграфических мероприятия, где собиралось много руководителей полиграфических предприятий.

Все типографии, где я побывал, чувствуют себя неплохо, а внедрённые АСУП и другие программные решения во многих случаях являются одним из главных факторов успеха. Что я вынес из посещения типографий I print it, «Каскон», «МДМ-принт», «М–Сити», Onebook, «Мива-принт», «МБ-принт», Netprint, «Формула Цвета», «Группа Т8» и «Ситипринт»?

Все эти предприятия имеют прекрасные производственные базы и профессиональный персонал, который выжимает из современного оборудования всё возможное как по качеству, так и по производительности. Но каждая имеет свои уникальные черты и преимущества. Netprint, например, имеет производство, «заточенное» под фотопродукцию — начиная от специализированного автоматического оборудования для традиционной фотопечати Noritsu QSS и заканчивая отлаженными процессами по доставке продукции почтой по всей России. Недаром компания является российским лидером по производству фотографий, постеров и фотоальбомов. Есть информация, что на их долю приходится более 70% всего российского рынка фотопечати. Судя по увиденному мной уровню автоматизации, оперативности и масштабам производства, это так и есть. «М–Сити» — один из российских лидеров транзакционной печати и прямой рассылки (миллионы экземпляров ежедневно). «Группа Т8» — типография, работающая по принципу Print-on-Demand. Сейчас — это самое крупное российское предприятие, производящее книги в единичных экземплярах. На днях они ввели в эксплуатацию вторую рулонную ЦПМ Xerox Impika (на первой за год с небольшим сделано 270 млн оттисков А4) и планируют упрочить своё положение на создаваемом ими рынке. Предполагаю, что основными их заказчиками, кроме авторов и граждан (покупателей книг), будут издательства, книготорговые дистрибьюторы и онлайн-магазины («Озон», «Литрес», Amazon). Так что работы «Группе Т8» должно хватить в будущем даже на шесть рулонных ЦПМ. Типографии Onebook и «Мива-принт» мне понравились сбалансированностью и организованностью производства, способностью оперативно производить малые тиражи не только акцидентной и журнальной продукции, но также сшитых на нитку фотоальбомов и книг в твёрдом переплёте. «Фабрика Цвета» — известная типография, проповедующая гибридную печать и работающая на самом стыке между цифровой и офсетной технологиями. За счёт отлаженности техпроцессов офсетной печати Heidelberg Anicolor и пятикрасочной ЦПМ Ricoh C7100 с белилами граница перехода с одной технологии на другую у них снизилась до 250 экз. Поэтому менеджеры этой типографии часто и сами не знают, на чём будет печататься принимаемый ими заказ. Качество схожее, а наиболее выгодная по себестоимости технология может быть выбрана в зависимости от сроков сдачи или компоновки нескольких работ в один сборный спуск. Типография «МБ принт» также грамотно сочетает «цифру» и офсет и за счёт возможностей ЦПМ HP Indigo славится высоким качеством печати на цветной бумаге. Типография «Каскон» издавна специализировалась на печати конвертов, но сейчас, благодаря внедрению ЦПМ Konica Minolta и HP Indigo, стала заметным игроком на рынке оперативной цифровой печати. Типография I print it — небольшая, имеющая всего одну машину Konica Minolta bizhub С70hc с расширенным цветовым охватом, и штатом сотрудников из 3–4 человек, привлекла мое внимание организацией своей работы. За счёт «самописного» WTP-решения вся работа типографии происходит в автоматическом режиме через интернет: заказы автоматически верстаются, оформляются и оплачиваются самими клиентами. Система в режиме 24/7 проверяет созданные макеты на правильность (возвращая клиенту ошибочные макеты с указаниями, что исправить), делает спуски полос, комплектует задания на печать и даже печатает на машине без дополнительного участия сотрудников. Автоматически организуется доставка готовой продукции и информирование клиентов о статусе их заказов. Если бы не увидел этот процесс воочию, никогда бы не поверил, что такое возможно. Типография «МДМ Принт» удивила меня разнообразием выпускаемой продукции и методов работы с заказчиками: приёмом заказов в розничных точках, по телефону и онлайн через несколько сайтов. Печатают всё — начиная от фото, сувенирки и баннеров и заканчивая фотоальбомами и книгами в твёрдом переплёте. Причём своего роста она добилась с нуля за каких-то пять лет, в то время как многие «старожилы» жаловались на кризис, снижение рентабельности и количества заказов. «Ситипринт» — крупная офсетная типография. Она поразила меня великолепно организованным «бережливым» производством и качеством выпускаемой продукции — «высокоимпрессивной полиграфией» (High Impressive Press). Эта офсетная типография по удобству работы клиентов и оперативности выполнения заказов близка к лучшим цифровым предприятиям.

Что касается оборудования, то наиболее часто я в своих экскурсиях встречался с листовыми цифровыми печатными машинами Konica Minolta, Ricoh и HP Indigo. Владельцы первых двух брендов как правило были довольны низкой ценой клика, а обладатели HP – качеством приближенным к офсетному и дополнительными эффектами печати. Виденные же мной специализированные машины Impica, Noritsu и ЦПМ формата А2 Indigo 10000 позволили их владельцам стать лидерами в своих сегментах рынка. Из послепечатки запомнилась брошюровальная техника Horizon (похоже, они становятся безоговорочным лидером в России) и итальянское оборудования для твердого переплета.

Большинство посещённых мной типографий не афишировало используемое ПО. Что объяснимо, так как именно это и предопределяет их лидерство на рынке. Но я отметил, что в основном — это собственные разработки, написанные либо с нуля, либо усовершенствованные на базе стандартных предложений рынка.

Из решений SaaS мне больше всего понравились функционал и практика использования облачного ПО томской компании «Пиксель Парк» в типографии «МДМ Принт» и WTP собственной разработки в типографии I print it, также предлагаемой клиентам в аренду. Подобное использование ПО не требует больших вложений для старта и оплачивается пропорционально количеству обработанных заказов и заработанных денег. Недостатки этих решений — отсутствие в них полноценных модулей АСУП.

Из лицензированных решений хочу отметить «самописные» платформы WTP и АСУП типографий Netprint, Onebook, «Формула цвета», «Группа Т8». Также мне понравилась работа типографии, которую я пока посетить не успел, — это «Группа М» (Санкт-Петербург), грамотно организовавшая приём заказов на сборные тиражи через интернет по сниженным ценам. С помощью своего ПО они смогли полностью загрузить заказами малотиражной и малоформатной продукции (визитки, буклеты и т. п.) три свои машины Speedmaster XL75. В большинстве типографий работы над созданием WTP-платформ не завершены, но активно продолжаются. В то же время АСУП внедрены почти у всех. Что меня сильно порадовало, ведь я сам приложил немало усилий по продвижению идеи автоматизации. Среди таких АСУП я отметил использование «Аплер» в OneBook, A-System от «Моноритма» в «М–Сити», «Умные Цифры» в «МДМ Принт». Остальные типографии не назвали производителя своего ПО или использовали самостоятельно написанные решения АСУП.

Я уверен, что автоматизация типографии должна начинаться с внедрения АСУП, способной нормализовать ценообразование и оптимизировать рабочий поток на предприятии. Конечно, лучший вариант, когда единое ПО может совмещать такие функции с фронт-офисом WTP, но это либо очень дорогие решения, либо собственные разработки типографий, создаваемые годами. Это недоступно средней типографии. Выходом же из положения может быть появление доступных комплексов АСУП-WTP (не ясно только, сколько ждать) или внедрение вышеназванных продуктов по отдельности и затем связка их в общий программный комплекс. Для этого надо подбирать такие предложения АСУП или WTP, которые в дальнейшем позволят нарастить такие связи в будущем. После изучения имеющейся практики, а также общения с поставщиками программных продуктов я пришёл к выводу начать процесс автоматизации работы типографии НИУ ВШЭ в два этапа. На первом — внедрить АСУП PrintExpert, связав воедино все участки типографии, расположенные на 12 площадках в Москве. Уверен, что это должно получиться в ближайшие месяцы, так как я знаком с данным программным продуктом по типографии МГУ, «Вива-Стар» и «Аврора-принт» и уверен в способностях её разработчика адаптировать ПО под нужды цифровой типографии. На втором этапе я планирую определиться с выбором WTP-решения и состыковать его с уже работающим к тому моменту АСУП.

Вот так прошел мой первый месяц на свободе и он, как видите, оказался не таким свободным от дел.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 71