2015.10.071882 прочтений

CxF стал стандартом

Теги: Publish Допечатные процессы Эксклюзив

Новый стандарт ISO 17972, построенный на базе формата CxF, упрощает обмен данными о цвете.

В начале лета 2015 г. произошло событие, которое, несомненно, заметно повлияет на методы работы с цветом в полиграфическом производстве. Международным комитетом по стандартизации ISO TC130 одна за другой были приняты две части нового стандарта ISO 17972 по обмену данными о цвете: часть 1 — связь с форматом обмена цветовыми данными CxF3 (CxF/X); часть 4 — данные для характеризации смесевых цветов (CxF/X-4).

Ещё две части пока находятся в стадии рассмотрения. Во второй будут определяться параметры эталонов для характеризации устройств ввода (в частности, сканеров). На эту часть впоследствии будет ссылаться обновлённый стандарт ISO 12641. В третьей будут заданы параметры тест-форм для характеризации выводных устройств и процедуры обмена данными с приложениями, работающими с более старыми форматами. Также предполагается, что эта часть заменит существующие стандарты форматов сохранения данных характеризации цветовоспроизводящих устройств, в частности, ISO 12642 и ISO 28178.

Остановимся подробнее на том, что содержится в принятых частях 1 и 4, а также какие новшества принесёт это в работу с цветом.

ISO 17972, часть 1: обмен данными о цвете на базе формата CXF3

В первой части стандарта определяется сам цифровой формат обмена цветовой информацией, данными для контроля точности цветовоспроизведения, а также метаданными, предназначенными для их правильной интерпретации.

Стандарт основывается на третьей версии открытого формата CXF, разрабатываемого XRite. CXF был разработан GretagMacbeth в 2000 г. и изначально планировался как универсальный и полностью открытый формат обмена цветовыми данными. Однако долгое время он использовался в качестве внутреннего формата отдельных программ GretagMacbeth. После слияния GretagMacbeth с X-Rite CXF получил развитие и стал фактически общим форматом всех приложений обновлённой X-Rite.

Формат CXF3 базируется на языке XML, что делает его доступным для прочтения и редактирования не только специализированными компьютерными программами, но и человеком в стандартном текстовом редакторе, что было одним из обязательных требований при разработке формата. Это также потенциально позволяет внедрить передачу данных о цвете не только между специализированными полиграфическими программами и приборами, но и между любыми программами, поддерживающими стандартный XML-код и проходящими XML-верификацию.

Структура формата сделана максимально гибкой для сохранения и передачи любой имеющейся информации не только о цвете образца, но и о самом образце. Для этого в CXF3 предусмотрены три основных раздела хранения информации: заголовок, ресурсы и пользовательские ресурсы.

В заголовке содержится информация о дате создания документа, его создателе, описание содержимого и любые пользовательские тэги, касающиеся самого документа.

Ресурсная часть является, по сути, главной. В ней содержится основная передаваемая информация о цвете. Это список объектов (образцов цвета), для каждого из которых могут быть приведены:

  • уникальные имена;
  • спектральные данные;
  • колориметрические координаты (Lab, LCH, XYZ и т. п.);
  • аппаратно-зависимые координаты (CMYK, CMYK+N, RGB, HTML, и т. п., в т. ч. специальные цвета, используемые в конкретном печатном устройстве и даже рецептура для смешения краски);
  • допуски, выраженные либо в стандартных ?E (1976, 2000 и т. п.), либо в пользовательских единицах (может быть полезно для цветов, выраженных в координатах, отличных от колориметрических CIE Lab);
  • физические атрибуты образцов (геометрические размеры, вес, толщина, количество, непрозрачность, показатель глянца и др.);
  • ICC-профили, которые могут быть использованы для преобразования аппаратно-зависимых координат (CMYK, RGB и т. п.) в колориметрические (CIE Lab) и наоборот.

В отдельном подразделе ресурсов хранится информация об измерительном устройстве — его параметры, фильтр, геометрия измерительной системы, используемый стандартный наблюдатель, источник освещения и т. п.

Пользовательские ресурсы могут быть использованы для внесения любой дополнительной информации, например, специфических тэгов той программы, которая создавала данный CXF-файл. В частности, при записи в CXF-файл тест-формы для профилирования печатного процесса, в этот раздел будет записана информация о количестве строк, столбцов и страниц в тест-форме, раскладке полей на странице, именах страниц, кросс-ссылках на другие способы раскладки и т. п. Например, пользовательские ресурсы CXF используются в программе-профилировщике i1Profiler при сохранении шаблона тест-формы в CXF-файл. Файл будет содержать полную информацию о том, для какого спектрофотометра предназначена тест-форма, какие поля содержатся в ней и как они должны быть разложены на странице.

Рис. 1. Интерфейс обмена CXF-файлами между компьютером и спектрофотометром eXact

В качестве ещё одного примера внедрения формата CXF можно привести спектрофотометр eXact и программу X-Rite eXact Manager. На рис. 1 приведён интерфейс программы с CXF-библиотеками, находящимися на компьютере (верхняя часть окна), и библиотеками, уже загруженными в eXact (нижняя часть). Поверх окна программы открыты окна, отображающие экран прибора в момент выбора библиотеки и цвета. В формате CXF в одной библиотеке хранятся измерения библиотеки цветов Pantone сразу для четырёх физических фильтров — M0 (No-фильтр), M1 (D50-фильтр), M2 (UVCut-фильтр) и M3 (поляризационный фильтр). В программе это показывается иконками со спектральной кривой напротив каждого цвета. Библиотека может быть как импортирована в спектрофотометр для использования цветов из неё в качестве образцов для сравнения, так и экспортирована в другие программы, например, в Ink Formulation (для создания рецептуры краски), цветопробную систему (некоторые цветопробы уже поддерживают формат CXF для смесевых цветов) или ColorQuality (для контроля точности воспроизведения цвета уже в тираже). Таким образом обеспечивается использование единого образца во всей цепочке работы с цветом, что позволяет избежать проблемы неидентичности цветовых библиотек в разном ПО и приборах.

ISO 17972 часть 4: характеризация спот-цветов с помощью формата CxF/X-4

В этой части нового стандарта определяется формат обмена спектральными данными красок, которые используются в качестве смесевых цветов при печати. Это позволит получать предсказуемые тиражные оттиски и цветопробы работ, в которых будут задействованы смесевые цвета. Сейчас у разных производителей ПО существует довольно много собственных форматов хранения информации о смесевых цветах, однако есть надежда, что введение единого стандарта позволит сделать процесс обмена этими данными более надёжным.

Рис. 2. Рекомендованная шкала для характеризации смесевых цветов в формате CxF/X-4

Особенность характеризации смесевых цветов в том, что оверпринты одного такого цвета по-другому, как правило, не делаются, так как это крайне затратно ввиду огромного количества возможных сочетаний цветов. Для характеризации измеряют каждый отдельно взятый цвет (и его полутонового клина) на тиражной бумаге. Для этого рекомендуется использовать контрольную шкалу, изображённую на рис. 2.

По верхней части шкалы замеряется цвет краски на бумаге, а по нижней, предварительно запечатанной чёрной краской, вычисляется кроющая способность тестируемой краски. Вычисления делаются по разнице цвета краски на бумаге и на чёрном. Эта информация может использоваться в дальнейшем для вычисления цвета наложения одного смесевого цвета на другой, что позволит получать более достоверную цветопередачу таких цветов на цветопробной системе или в дизайнерских приложениях. Также эта информация может использоваться для создания компенсационной кривой в растровых процессорах при выводе печатных форм.

Передача CxF/X-4 файла с характеризацией смесевых цветов может осуществляться, в том числе, его внедрением в PDF-файл, например, с помощью ORIS CxF Tools. Образец PDF-файла с внедрённой характеризацией смесевых цветов в формате CxF/X-4 доступен на сайте ICC-консорциума www.color.org. С его помощью можно тестировать совместимость программ для допечатной подготовки с новым стандартом передачи данных о цвете. Однако следует предупредить, что пока поддержка внедрённого CxF/X-4 в PDF-файле является необязательной. Полноценная поддержка появится с внедрением стандарта ISO 32000–2 с обновлённой спецификацией PDF 2.0, который пока находится в стадии рассмотрения, как части 2 и 3 стандарта ISO 17972.

Однако даже по рассмотренным здесь частям 1 и 4 можно видеть, что новый стандарт потенциально затрагивает практически все области полиграфического производства, где происходит работа с цветом: и этап создания изображений (сканирование, фотосъёмка, калибровка мониторов), и допечатную подготовку (цветоделение, профилирование печатных процессов, цветопроба CMYK и спот-цветов, вывод форм), и этапы печати и последующего контроля качества цветопередачи. Хочется надеяться, что внедрение единого стандартного формата обмена цветовой информацией будет проходить максимально гладко и беспроблемно, а его использование сделает работу с цветом более предсказуемой и стабильной.

Об авторе: Алексей Грибунин (gribunin@unit.ru), технический директор UNIT Color Technologies.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Кратчайший путь к шикарному оттиску

    Выбираем производительные цифровые устройства для струйного УФ-лакирования и фольгирования.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Быстрые листовые перемены

    Выбираем цветную листовую цифровую печатную машину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Screen всё ближе...

    Японская Screen завоевала отличную репутацию у отечественных полиграфистов ещё со времён, когда компания выпускала профессиональные сканеры и фотонаборные автоматы. Позже наступила эпоха прямого вывода форм, и в наших типографиях стали появляться CTP этого производителя, причём не только под собственной маркой, но и под другими известными брендами. Мы также стали свидетелями поставки в Россию рулонной промышленной ЦПМ Screen и широкоформатного УФ-принтера. Послушав выступление регионального директора Screen Europe Франца Копса на нашей конференции во время RosUpack 2018, мы решили узнать о перспективах развития бизнеса компании в мире и нашей стране и, в частности, сроках начала появления у нас первой этикеточной ЦПМ этого производителя. На этот раз Франц приехал в сопровождении своего руководителя — президента Screen Europe Таканоре Какита.

     

  • Когда один заказ превращается в три

    В прошлом номере (Publish № 7/8, стр. 64) мы помогали благотворительному проекту «Тёплые стихи» найти типографию. Речь шла о книге для детей, попавших в больницу. Оказалось, что организатор сама пишет и издаёт детские книги. И, помимо «Тёплых стихов», у неё есть ещё несколько книг, которые надо напечатать.

     


comments powered by Disqus