101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Газетный бизнес без «розовых очков»

  • Игорь Терентьев
  • 31 октября 2014 г.
  • 3837
 

На масштабной и представительной конференции, организованной VMG Group, состоялось откровенное и прагматичное обсуждение тенденций и проблем газетной отрасли. Да, всё сложно, но, по мнению участников, «доброжелатели» явно поторопились с похоронами газет.

III Международная конференция по газетному производству прошла 8 октября в респектабельном гостинично-туристическом комплексе «Гранд Отель Поляна», построенном в Красной Поляне и первым принимавшим гостей зимней Олимпиады. Можно констатировать, что здесь собрался весь цвет газетно-журнальной индустрии — 140 человек представляли типографии и компании из 7 стран.

А присутствие и выступления спикеров официальных партнёров VMG Group — Manugraph, Agfa Graphics, Huber Group, Гильдии издателей (ГИПП), Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП), РАО «Бумпром», крупнейшего российского медиахолдинга «Татмедиа», самой тиражной и популярной газеты «Аргументы и факты», а также руководителей книжно-журнальных типографий существенно расширили диапазон изложенных мнений. Ведь газетные типографии — лишь одно из звеньев в сложной производственной цепочке, которая начинается на бумажных комбинатах и заканчивается свежей газетой на столе у читателя. Сегодня книжно-журнальная продукция становится под силу и «газетчикам», которые расширяют производственные возможности и ассортимент продукции.

Куда идут газеты?

Газетная отрасль вступила в затяжной кризис — увы, с этим сложно спорить. Начало которому дал импульс развития информационных технологий, падение читательского спроса, отсутствие социально значимого контента, засилье жёлтой прессы и множество других факторов. И началось всё ещё на рубеже веков, когда доступность и оперативность новостной информации в интернете стали подтачивать читательскую базу газет. Экономический кризис 2008 г., ударивший по рекламным доходам, лишь усугубил ситуацию. Но смерти газет в международном масштабе тогда не случилось, не наблюдаем её мы и сейчас. Оказалось, что у этого популярного медианосителя ещё есть потенциал развития, о чем свидетельствует и статистика.

Газетный бизнес без «розовых очков» Газетный бизнес без «розовых очков»

Директор VMG Group Дмитрий Ремизов привёл ряд цифр. Два слайда из его презентации, основанные на данных авторитетных международных организаций, говорят о том, что после многих лет падения в газетной печати наметилась положительная тенденция. Мировые ежедневные тиражы с 2009 г. снижались, но в прошлом году неожиданно начали расти. К сожалению, рост наблюдается за счёт Азии и Латинской Америки — Россия пока не вошла.

 

Почему падают тиражи в развитых странах, ни для кого не секрет. Газеты проигрывают аудиторию более современным и динамичным медианосителям — интернету, социальным сетям, мобильным приложениям. Картину перемен довольно наглядно демонстрирует слайд, показанный представителями Agfa Graphics.

Да, эволюция в распространении и потреблении новостей происходит. Но так ли уж она фатальна для газет? Здесь уместно обратиться к ещё одной диаграмме, приведённой Д. Ремизовым. Она про самое важное — деньги. Оказывается, доходы от печатных продуктов сейчас составляют 93% в обороте издателей. То есть печатная версия, несмотря ни на что, остаётся основой финансового состояния издателей газет.

Тем не менее, создание и продвижение альтернативных каналов, нацеленных на более молодую аудиторию, остаётся обязательным пунктом в стратегии развития современного газетного издательства. При этом газетам, которым сложно конкурировать с интернетом и социальными сетями в оперативности, следует больше заботиться об аналитике. И не забывать учитывать местную специфику…

Спросили у типографий

 

Д. Ремизов представил собравшимся результаты исследования, проведённого VMG Group в сентябре 2014 г. В анкетировании по 24 вопросам приняли участи 19 газетных типографий России, потребляющих в сумме 6614 т бумаги в месяц. Особое внимание уделялось загрузке и её изменению за последние два года. Исследование заслуживает отдельной публикации, здесь отметим лишь два наблюдения: причины падения загрузки, как правило, связаны с появлением сильного конкурента, а максимальный рост — с установкой нового оборудования. Исследование планируется повторить в 2015 г.

Всё это понимают в крупнейшем российском медиахолдинге ОАО «Татмедиа», который представлял на конференции генеральный директор Фарит Шагиахметов. В списке активов ведущей медиакомпании Татарстана — 99 республиканских, городских и районных газет, 21 журнал, 94 сайта, 24 телеканала, 13 радиостанций, одно информационное агентство и 2 республиканских электронных газеты.

Руководитель рассказал, как в холдинге борются с негативными тенденциями. Например, из-за повышения почтовых тарифов подписка на второе полугодие 2014 г. резко упала. И хотя по России падение составило 20%, а в Татарстане — 37%, изданиям холдинга удалось удержать падение на уровне 6,3%. В «Татмедиа» приложили массу усилий для удержания количества подписчиков, ориентируясь прежде всего на домохозяйства. Проводили промо-акции, конкурсы среди подписчиков и почтальонов, отделений связи. Делали обзвон и поквартирный обход населения с предложением оформить подписку. Почти год занимались организацией электронной подписки — со 2 сентября 2014 г. это можно сделать через портал госуслуг, не заходя на почту.

Майк Вундрам (Huber Group) поделился видением будущего газет с точки зрения производителя печатных красок

Не забывают и о полиграфии — в ПИК «Идел-Пресс» установлена и успешно работает газетная машина в составе двух печатных башен HiLine и HiLine Express концерна Manugraph. Объём переработки бумаги вырос до 500 т месяц. С 2012 г. проводится модернизация предприятия для выпуска книг. В холдинге не живут одним днём: есть стратегия развития до 2017 г. С февраля провели 5 стратегических сессий для руководителей каждого уровня с обработкой предложений и идей. Поставлена конкретная цель — увеличение выручки холдинга в 1,8 раза. В заключение Ф. Шагиахметов заявил: «Будущее газеты и бумажного носителя информации в наших руках, и никто, кроме нас, не заинтересован в сохранении отрасли и увеличении читающего, грамотного населения России».

С ним нельзя не согласиться — от нашего государства каких-либо преференций для печатной отрасли мы не видели давно. Более того — недавняя отмена госсубсидий на доставку периодики для «Почты России» усугубила ситуацию с подпиской. Но как показал пример «Татмедиа», противостоять негативным тенденциям можно и нужно.

Ещё один представитель крупного издательства — директор по производству ИД «Аргументы и факты» Константин Дейнекин — представил взгляд на проблемы газетного бизнеса с другого угла. Он сформулировал вопросы, значимые для такого заказчика газетной типографии, как «АиФ». Например, К. Дейнекин отметил, что продукт создают люди, а не машины. Оборудование везде разное, издательство сотрудничает с 50 типографиями. Заказчика волнует не «железо», а качество бизнес-процессов. При правильной организации вопросы заказчика должны доходить до адресатов в типографии — обязательна обратная связь. Не менее важен и следующий шаг — совместное обсуждение и решение системных проблем. Для «АиФ» также хорошим знаком является стремление типографии к развитию — постоянная работа по оптимизации и внедрение новых технологий.

Как раз об оптимизации поведал в своём эмоциональном выступлении недавно вступивший в должность генеральный директор типографии «Экстра М» Ричард Браам. Основная идея бережливого менеджмента, который сейчас внедряется в этой типографии, — постоянная оптимизация технологических процессов с особым вниманием к источникам потерь. А ещё Р. Браам призвал коллег к более плотному сотрудничеству — даже между конкурентами.

Идеи и инструменты

А. Малахов поразил собравшихся эффектной демонстрацией суперпанорамы. Подобная реклама в газете никак не может пройти незамеченной. Более того — эта одна из немногих разработок «Прайм Принт», уже исполненная в реальных коммерческих тиражах

Зачем люди приезжают на подобные конференции? Чтобы узнать о тенденциях и пообщаться с коллегами? Безусловно. Но самое полезное — это багаж новых идей, которые можно применить на собственном производстве. С этой точки зрения самым запоминающимся было выступление коммерческого директора «Прайм Принт Москва» Андрея Малахова. Он представил ряд уникальных продуктов для газетного рынка, созданных в этой типографии. Среди них — опция «умные» поля, позволяющая размещать рекламу на полях газет формата А2. Реализуется она всего лишь за счёт зарядки в машину рулонов разной ширины, не требуя модернизации. Каждые последующие 4 полосы оказываются шире, чем предыдущие. Похожий вариант размещения рекламы разработан и для газет формата таблоид — уже вдоль верхних полей. Другие варианты требуют определённых модификаций оборудования. Например, есть опция «умные» страницы, позволяющая закрыть обложку половиной полосы и реализовать эффектные рекламные задумки. И это ещё не все творческие наработки «Прайм Принт», продемонстрированные Малаховым…

И. Князев (Agfa Graphics): «Мы считаем наиболее подходящими для газетных производств сочетание "фиолетовых" CTP и свободных от химии пластин»

Конечно, газетным типографиям интересны и производственные инструменты. Руководитель российского офиса Agfa Graphics Илья Князев рассказал о решениях этой компании — от допечатного ПО до CTP и пластин. Семейство Arkitex содержит все необходимые «газетчикам» программные инструменты. Для вывода оптимальными для газетных типографий в компании считают «фиолетовые» CTP — новейшая модель Advantage N способна изготавливать до 350 пл./ч. А среди пластин Князев особо остановился на N94-VCF — это свободные от химии фотополимерные пластины, имеющие тиражестойкость 200 000 экз. В 2013 г. они составляли половину от всего производства пластин Agfa.

Ещё одна популярная тема — УФ-печать в газетных типографиях. Об особенностях её реализации рассказал генеральный директор «ВМГ-Трейд» Андрей Зуйков. Достоинства технологии: недорогое оборудование; не требуется подвода газа и получения на это разрешений; компактность. С 2009 г. по 2014 г. инсталлированная база УФ-сушек в России выросла с 3 до 15 систем, треть из них устанавливала VMG Group. Следующая будет запущена в Чимкенте (Казахстан). Интересно, что в VMG Group разработали собственную недорогую конструкцию УФ-сушки. А. Зуйков не утаил, что у технологии есть и недостатки, а её внедрение требует дополнительной работы от допечатного отдела. Но игра стоит свеч — типографии получают возможность начать выпуск полукоммерческой продукции.

Интересно, что в Европе пошли даже дальше — как рассказала технолог-консультант Hostmann-Steinberg Rus Ольга Галлямова, уже есть опыт внедрения на газетных машинах высокореактивных УФ-красок. Главные преимущества подобных решений — ещё более низкая стоимость оборудования и меньшее энергопотребление, но краски пока существенно дороже обычных УФ-красок.

Вице-президент концерна Manugraph Санжей Шах рассказал о компании, являющейся мировым лидером в производстве рулонных газетных машин одинарной ширины и одинарного диаметра. Следуя мировым тенденциям, компания в 2014 г. представила компактную модель Ecoline высотой всего 2,6 м. Длина рубки — 578 мм, ширина рулона — 915 мм. Такая машина займёт намного меньше места в типографии — её можно установить даже в помещениях с невысокими потолками, а для обслуживания не придётся карабкаться по лестницам.

Судьба отрасли — в руках полиграфистов

На конференции высказались и директора газетно-журнальных типографий. Конечно, много говорили о проблемах: дорожающих расходниках и рабочей силе; издателях, мечущихся «по кругу» и «выбивающих» из типографий скидки на печать; о создании объединённой базы неплательщиков; общем падении объёмов заказов на рынке; нежелании государства снизойти до проблем полиграфистов и т. п. Но при этом почти каждый рассказывал о том, как развивается его типография, — значит, полиграфисты находят возможности и стимулы для движения вперёд. Наверное, вполне логично, что запланированное обсуждение вопросов для выноса на парламентские слушания в Госдуме РФ во время конференции так и не было закончено — предложения ещё будут формулироваться на местах. Все понимают, что смотреть в будущее сквозь «розовые очки» и ждать помощи от кого-либо можно вечно — и она всё равно не придёт. Конечно, будет полезно объединить усилия, дать точную оценку происходящему, выработать консолидированную программу действий и защитить производственный сектор от постепенного разрушения. Но не следует забывать и о повседневной реальности — работать самим, воплощая в жизнь новые идеи.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 68